Истребитель Reggiane Re.2005 Sagittario
Итальянский истребитель Reggiane Re.2005 Sagittario разрабатывался на завершающем этапе Второй мировой войны и не смог в полной мере проявить себя в боях. Этот самолет обладал отличными летно-техническими характеристиками и мог стать одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Однако, ряд обстоятельств не позволили производить самолеты данного типа в запланированном количестве.

Истребитель Второй мировой войны Реджиане Re.2005 Саджиттарио ("Лучник", "Стрелок")

Истребитель ReggianeИтальянский истребитель заключительного периода Второй мировой войны Reggiane Re.2005 Sagittario серийно производился с апреля по сентябрь 1943 года. Эта машина относилась к истребительной "Серии 5" (вместе с Macchi C.205 и Fiat G.55), которая разрабатывалась под использование иностранного двигателя Daimler-Benz DB 605. Однако, порой можно встретить замечания, что Re.2005 - это первая оригинальная разработка фирмы (имеется ввиду, что "линейка" Re.2000, Re.2001 и Re.2002 является лишь развитием конструкции истребителя Seversky). Но нельзя не признать, что при разработке, конструкторы "Реджиане" значительно перепроектировали свой истребитель, тогда, как инженеры Macchi при создании MC.205 'Veltro' фактически просто установили новый мотор на планер МС.202. Некоторые специалисты считали, что Re.2005 Sagittario уступал МС.205 в летных характеристиках и управляемости, но превосходил в технологичности.

Конструкторы Reggiane считали, что для использования в полной мере потенциала DB 605А, необходимо усовершенствовать аэродинамику самолета: в первую очередь это относилось к изменению профиля крыла с целью улучшения его скоростных характеристик. Хотя само крыло оставалось эллиптическим в плане; т.е. внешне истребитель напоминал своего предшественника Re.2001 Ariete I. Значительно было улучшено вооружение: самолет получил 20-мм мотор-пушку и четыре 12,7-мм пулемета.

Компоновка самолета

Компоновка самолета. Изображение 'кликабельно'

Макет Re.2005 был изготовлен в ноябре 1941 года. Но далее развитие не пошло в быстром темпе, Regia Aeronautica настаивала на сосредоточении усилий по доводке самолета Re.2002 Ariete II и проектировании Re.2004 (под еще не существующий мотор). К февралю 1942 года создали планер Re.2005, однако еще два месяца нужно было ждать двигатель. И прототип Re.2005 Sagittario впервые поднялся в небо последним из "серии 5" - ровно за три года до Великой Победы, т.е. 9 мая 1942 года. Официальные испытания проводились в июне-августе, когда самолет продемонстрировал максимальную скорость 670 км/ч, а на пикировании развил 980 км/ч. Второй прототип "Саджиттарио" (ММ495) вышел на испытания в сентябре 1942 года.

Прототип "Саджиттарио" (ММ494)

На фото: прототип "Саджиттарио" (ММ494)

Однако, военные считали, что Re.2005 уступал своим конкурентам - MC.205 'Veltro' и Fiat G.55, хотя на испытаниях Sagittario показал хорошие характеристики: скорость, маневренность и дальность, таким образом, находился на уровне лучших истребителей того периода. Но тем не менее, Министерство авиации заказало постройку только трех прототипов (один - для статических испытаний), а затем 16 предсерийных Re.2005. В феврале 1943 года поступил заказ на 18 предсерийных и 600 серийных самолетов, но в действительности успели собрать лишь 30:

  • 20 истребителей до капитуляции Италии
  • и еще 10 - в октябре 1943-январе 1944 для люфтваффе.
Итальянские самолеты
Reggiane Re.2005 Sagittario Reggiane Re.2005 Sagittario
Истребитель Самолет
Фотографию можно увеличить

На втором прототипе в апреле 1943 года установили германский двигатель DB 605 с винтом VDM и коком винта от истребителя Messerschmitt Bf.109G, сменившим мотоустановку RA.1050RC 58. Пилоты люфтваффе активно испытывали самолет, который достиг скорости 720 км/ч на высоте 7300 м. После окончания испытаний немцы использовали его в ПВО.

Истребитель Второй мировой войны Самолет
Нажмите на изображение, чтобы увеличить

Истребитель Reggiane Re.2005 Sagittario имел фюзеляж-монокок такой же конструкции, как и у Re.2001 Ariete I. Открываемая вправо сдвижная часть фонаря имела сдвижные боковые стекла. Снабженное бронеспинкой кресло пилота с нишей под наспинный парашют имело регулировку по высоте. Бронезаголовник являлся частью конструкции фюзеляжа. Крыло - неразразъемное типа полумонокок. В его средней части между пушками располагались топливные баки, по два на каждой стороне. Элероны имели дюралевый набор и полотняную обшивку, имели статическую и динамическую компенсацию. Левый элерон имел регулируемый в полете триммер. Гидравлически отклоняемые щитки занимали всю заднюю кромку крыла между элеронами. Оперение, как у более ранних самолетов фирмы Reggiane - цельнометаллическая конструкция с полотняной обшивкой рулей. Рули были снабжены триммерами, у руля высоты - регулируемым в полете.

"Нулевая" серия Re.2005 (ММ 092352)
Re.2005 (ММ 092352) Re.2005 (ММ 092352)
Re.2005 (ММ 092352) Re.2005
Нажмите на фото для увеличения

Но шасси отличалось по конструкции от существующих истребителей этой фирмы (Re.2000/2001/2002): основные стойки шасси убирались при помощи гидросистемы по направлению к законцовкам крыла - по системе, подобной "Мессершмитту". Одновременно убиралось и хвостовое колесо. Топливная система состояла из четырех баков в центроплане: два объемом по 160 литров находились между первым и вторым лонжеронами, вторая пара по 108 литров - между вторым и третьим лонжеронами. Вооружение серийных Re.2005 включало три 20-мм пушки MG 151/20 (одна - в развале цилиндров двигателя, две - в крыле вне плоскости вращения винта) и два синхронных 12,7-мм пулемета SAFAT над двигателем.

Sagittario

Основной модификацией являлся Re.2005 с двигателем RA.1050 RC58 (1350 л.с). Другие варианты останавливались либо на стадии проекта (палубный истребитель и двухмоторный двуфюзеляжный истребитель), либо на неоконченной постройке первой машины (Re.2006 под двигатель DB 603). Есть сведения, что после окончания Второй мировой войны были попытки развить проект в скоростной почтовый самолет Re.2006P и в гоночный Re.2006C. Информация же относительно Re.2007 является очень противоречивой.

Различия в конструкции
Reggiane Re.2005 Sagittario Reggiane Re.2005 Sagittario
Нажмите на изображение для увеличения

Поскольку самолет "Саджиттарио" начали выпускать слишком поздно, то во Второй мировой войне (а сведения о применении Re.2005 в послевоенных итальянских ВВС отсутствуют) он не смог пройти испытание боем в полной мере. Единственная часть Regia Aeronautica, которая получила эти истребители, была 22-я отдельная группа. Ей передали прототип в марте 1943 года, а затем стали поступать предсерийные самолеты, но очень низкими темпами (3-4 истребителя в месяц), к тому же не на всех машинах были установлены пушки. До капитуляции, из заказанных 34 предсерийных "Саджиттарио" смогли передать заказчику 20. Десять машин для люфтваффе собрали в октябре 1943 - январе 1944 года. Итальянские источники не подтверждают, что эти самолеты покидали территорию страны.

Основные характеристики самолета Re.2005 Sagittario
Размах крыла, м 11,00
Длина самолета, м 8,73
Высота самолета, м 3,15
Площадь крыла, кв. м 20,40
Масса, кг:  
пустого самолета 2600
взлетная 3574
Максимальная скорость, км/ч на высоте 6950 м 628
Время набора высоты 6000 м, мин, с 5'30"
Практический потолок, м 12000
Дальность полета, км 1250

Источники:

  • Storia degli Aerei Reggiane Gruppo Caproni - Re 2002, Re 2005;
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой";
  • Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Reggiane Re.2005.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме