|
Истребитель Fiat G.55 Centauro
|
Итальянский самолет второй мировой войны Fiat G.55 Centauro задумывался и планировался, как основной для ВВС страны. Хотя по своим характеристикам он проигрывал своему конкуренту. Но Италия капитулировала и планы по развитию этого самолета так и не были реализованы, а его боевое применение в войне было очень ограниченным.
Одноместный истребитель Второй мировой войны Фиат G.55 "Чентауро" ("Кентавр")
Итальянский истребитель Второй мировой войны Fiat G.55 по летным характеристикам и управляемости значительно проигрывал МС.205. Однако, из всех самолетов "серии 5" изделие Fiat имело, очевидно, самую долгую историю и именно Centauro предполагалось сделать основным истребителем итальянских ВВС, хотя капитуляция Италии не позволила реализовать эти планы, а самолет нашел весьма ограниченное боевое применение во Второй мировой. Но тем не менее, в отличие от других самолетов "серии 5" "Кентавр" строился и после войны в относительно больших количествах.
В июле 1939 года началось проектирование самолета под обозначением G.55 - разработка машины шла под мотор "Фиат" А.38, который считался перспективным в то время. Однако, из-за недоведенности мотора в июне 1941 года Министерство авиации дало указание переориентироваться на надежный немецкий DB 605, кроме того было предписано существенно усилить вооружение самолета мотор-пушкой MG 151/20. Из заказанных трех прототипов 30 апреля 1942 года вышел на испытания первый, но только на третий прототип, изготовленный в начале 1943 года, установили пушку и четыре синхронных 12,7-мм пулемета в фюзеляже.
На фото: второй прототип итальянского самолета
Поскольку результаты испытаний были сочтены многообещающими, в сентябре 1942 года Fiat получил заказ на 600 истребителей. В апреле 1943 года начались поставки предсерийных самолетов, а в августе - серийных. Истребители строились под контролем немцев до августа 1944 года, а в послевоенное время выпускались в 1946-1949 годах. Общий объем производства Fiat G.55 составил 218 единиц.
4 августа 1944 года заводской пилот-испытатель Stefano Agostini (Стефано Агостини) на новом "Чентауро" перелетел к союзникам. Последний G.55 был сдан ВВС Итальянской социальной республики 17 августа 1944 года.
|
|
|
|
|
|
Кликните на фото, чтобы увеличить |
"Фиат" G.55 имел цельнометаллическую конструкцию с работающей дюралевой обшивкой фюзеляжа и крыла. Фюзеляж - полумонокок эллиптического сечения. Крыло двухлонжеронное разъемное, состояло из двух консолей и двух законцовок. Законцовки выполнены легкосъемными для облегчения транспортировки наземным транспортом. Механизация - элероны и двухсекционные закрылки. Хвостовое оперение - свободнонесущее классической схемы. Обшивка элеронов и рулей - полотняная. Силовая установка на серийных машинах - двигатель RA.1050 RC58 мощностью 1350 л.с. (кроме предсерийных машин с германскими моторами DB 605А) с трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Запас топлива на 600 литров размещался в шести баках: четырех крыльевых (по два в каждой консоли между лонжеронами) и двух в фюзеляже - одного под кабиной и второго за кабиной. Допускалась подвеска двух сто литровых дополнительных топливных баков под крылом. Радиооборудование - приемопередатчик В.30 и радиополукомпас BG.42. Вооружение на предсерийных самолетах включало 20-мм мотор-пушку MG 151/20 и четыре 12,7-мм синхронных пулемета в фюзеляже. Серийные машины получили три 20-мм пушки (одну в развале цилиндров мотора и две в крыле) и два 12,7-мм пулемета.
Основные модификации самолета:
- G.55 предсерийные - двигатель DB 605А мощностью 1475 л.с. Вооружение состояло из одной 20-мм мотор-пушки MG 151/20, четырех 12,7-мм синхронных пулеметов в фюзеляже. Создано 17 машин.
- G.55 серийные - двигатель RA.1050 RC58 (1350 л.с). Вооружение включало три 20-мм пушки MG 151/20 (одна в развале цилиндров мотора, две в крыле), два 12,7-мм синхронных пулемета.
- G.55A/B - (одноместный и двухместный) самолеты постройки после Второй мировой войны. Двигатель - RA.1050 RC58. Вооружение - четыре 12,7-мм пулемета (два синхронных, два в крыле), на части самолетов вместо крыльевых пулеметов устанавливались 20-мм пушки "Испано-Сюиза", часть имела только два 12,7-мм пулемета. Построено 126 машин, поставленных ВВС Италии, Аргентины, Египта и Сирии.
- G.55S - торпедоносец, разрабатывавшийся под контролем Германии и проходивший испытания в начале 1945 года. В серийное производство не попал.
- Палубный истребитель G.55N и самолет G.55bis с вооружением из четырех 20-мм пушек остались на бумаге.
- G.58 - проект двуфюзеляжного истребителя с очень мощным вооружением - шесть 20-мм пушек и четыре 12,7-мм пулемета не был воплощен в металл.
- G.56 - адаптация "Чентауро" под мотор DB 603А максимальной мощностью 1750 л.с. Два прототипа прошли цикл испытаний, но в серийное производство самолет не пошел поскольку немецкое командование не видело преимуществ перед новейшими вариантами Messerschmitt Bf.109G и Focke-Wulf Fw 190А. Кроме того, трудоемкость изготовления итальянского истребителя составляла 15000 человеко-часов, а истребителя люфтваффе Мессершмитт - 9000.
|
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Основные характеристики самолетов
| G.55 |
Размах крыла, м |
11,85 |
Длина самолета, м |
9,39 |
Высота самолета, м |
3,13 |
Площадь крыла, кв. м |
21,11 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2700 |
взлетная |
3672 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте 7000 м |
620 |
Время набора высоты 7000 м, мин, с |
7'12" |
Практический потолок, м |
12700 |
Дальность полета, км |
1200 |
| G.56 |
Размах крыла, м |
11,85 |
Длина самолета, м |
9,46 |
Высота самолета, м |
3,20 |
Площадь крыла, кв. м |
21,11 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2900 |
взлетная |
3854 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте 7000 м |
685 |
Время набора высоты 7000 м, мин, с |
7'5" |
Практический потолок, м |
13000 |
Дальность полета, км |
1280 |
| G.59-2A |
Размах крыла, м |
11,85 |
Длина самолета, м |
9,47 |
Высота самолета, м |
3,76 |
Площадь крыла, кв. м |
21,11 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2740 |
взлетная |
3460 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте 7000 м |
593 |
Время набора высоты 7000 м, мин, с |
|
Практический потолок, м |
11500 |
Дальность полета, км |
1420 |
Первой перевооружение на G.55 начала 20-я группа. Поставки шли очень низким темпом, к началу сентября группа располагала лишь двенадцатью G.55 Centauro, из которых боеготовыми были только два самолета. Реальное же боевое применение истребителей данного типа состоялось уже в составе ВВС Итальянской социальной республики, с марта 1944 года на Centauro летала 2-я истребительная группа, главной задачей которой стал перехват бомбардировщиков США Второй мировой войны. В мае G.55 были переданы 1-ю группу, где воевали до сентября 1944 года.
Самолеты Centauro в относительно больших количествах строились и после окончания Второй мировой войны. В апреле 1946 года был получен заказ итальянского правительства на поставку самолетов G.55. Машины послевоенной сборки обозначались G.55A и отличались от самолетов военного выпуска вооружением, которое состояло из двух 12,7-мм синхронных пулеметов и двух таких же пулеметов в крыле (часть получила 20-мм пушки "Испано-Сьюиза"). Некоторые самолеты достроили в двухместном учебном варианте G.55B. ВВС Италии получили 19 одно- и 10 двухместных самолетов. Еще 30 G.55A и 15 G.55B поставили в Аргентину в мае-декабре 1947 года. Эти самолеты вооружались только двумя 12,7-мм пулеметами. 39 "Чентауро" получил Египет, а 13 поставили Сирии в январе-сентябре 1949 года.
Хотя после войны Centauro пользовался спросом, но моторы RA. 1050 RC58 уже не выпускались. Поэтому предлагался ряд альтернативных проектов:
- одноместный G.55AD и двухместный G.55BD (обозначение было изменено на G.48A и G.48B) разработан под двигатель "Изотта-Фраскини" "Дельта" RC.40;
- G.55AP и G.55BP (G.61A и G.61B) - предусмотрен американский двигатель "Паккард" V-1650-7 (лицензионная копия британского "Мерлина");
- G.55AM и G.55BM проектировались под британский "Мерлин" 500-20 мощностью 1420 л.с.
И только последний вариант воплотили в металл под обозначением G.59A и G.59B. Испытания самолетов G.59-1A и G.59-1В начались в 1948 года. Впоследствии одноместный самолет продали в Аргентину, но дальнейших заказов из этой страны не последовало. 30 самолетов (26 G.59-2A и G.59-2B) в 1951 году поставили в Сирию. Эти самолеты вооружались четырьмя крыльевыми 20-мм пушками. А для ВВС Италии поставили 20 G.59-4A и 10 G.59-4B.
Источники:
- Fiat G.55 Centauro e G.50 Freccia [I Grandi Aerei Storici №11];
- А. Харук "Истребители Второй Мировой";
- А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой";
- Fiat G55A/B Centauro & G59-1A [Serie Fuerza Aerea Argentina Nro. 10].
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|