Истребитель Fiat G.55 Centauro
Итальянский самолет второй мировой войны Fiat G.55 Centauro задумывался и планировался, как основной для ВВС страны. Хотя по своим характеристикам он проигрывал своему конкуренту. Но Италия капитулировала и планы по развитию этого самолета так и не были реализованы, а его боевое применение в войне было очень ограниченным.

Одноместный истребитель Второй мировой войны Фиат G.55 "Чентауро" ("Кентавр")

Самолет WWIIИтальянский истребитель Второй мировой войны Fiat G.55 по летным характеристикам и управляемости значительно проигрывал МС.205. Однако, из всех самолетов "серии 5" изделие Fiat имело, очевидно, самую долгую историю и именно Centauro предполагалось сделать основным истребителем итальянских ВВС, хотя капитуляция Италии не позволила реализовать эти планы, а самолет нашел весьма ограниченное боевое применение во Второй мировой. Но тем не менее, в отличие от других самолетов "серии 5" "Кентавр" строился и после войны в относительно больших количествах.

Итальянский истребитель

В июле 1939 года началось проектирование самолета под обозначением G.55 - разработка машины шла под мотор "Фиат" А.38, который считался перспективным в то время. Однако, из-за недоведенности мотора в июне 1941 года Министерство авиации дало указание переориентироваться на надежный немецкий DB 605, кроме того было предписано существенно усилить вооружение самолета мотор-пушкой MG 151/20. Из заказанных трех прототипов 30 апреля 1942 года вышел на испытания первый, но только на третий прототип, изготовленный в начале 1943 года, установили пушку и четыре синхронных 12,7-мм пулемета в фюзеляже.

Прототип истребителя

На фото: второй прототип итальянского самолета

Поскольку результаты испытаний были сочтены многообещающими, в сентябре 1942 года Fiat получил заказ на 600 истребителей. В апреле 1943 года начались поставки предсерийных самолетов, а в августе - серийных. Истребители строились под контролем немцев до августа 1944 года, а в послевоенное время выпускались в 1946-1949 годах. Общий объем производства Fiat G.55 составил 218 единиц.

4 августа 1944 года заводской пилот-испытатель Stefano Agostini (Стефано Агостини) на новом "Чентауро" перелетел к союзникам. Последний G.55 был сдан ВВС Итальянской социальной республики 17 августа 1944 года.

Истребитель Истребитель WWII
Фиат G.55 Истребитель Centauro
Истребитель Фиат G.55
Кликните на фото, чтобы увеличить

"Фиат" G.55 имел цельнометаллическую конструкцию с работающей дюралевой обшивкой фюзеляжа и крыла. Фюзеляж - полумонокок эллиптического сечения. Крыло двухлонжеронное разъемное, состояло из двух консолей и двух законцовок. Законцовки выполнены легкосъемными для облегчения транспортировки наземным транспортом. Механизация - элероны и двухсекционные закрылки. Хвостовое оперение - свободнонесущее классической схемы. Обшивка элеронов и рулей - полотняная. Силовая установка на серийных машинах - двигатель RA.1050 RC58 мощностью 1350 л.с. (кроме предсерийных машин с германскими моторами DB 605А) с трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Запас топлива на 600 литров размещался в шести баках: четырех крыльевых (по два в каждой консоли между лонжеронами) и двух в фюзеляже - одного под кабиной и второго за кабиной. Допускалась подвеска двух сто литровых дополнительных топливных баков под крылом. Радиооборудование - приемопередатчик В.30 и радиополукомпас BG.42. Вооружение на предсерийных самолетах включало 20-мм мотор-пушку MG 151/20 и четыре 12,7-мм синхронных пулемета в фюзеляже. Серийные машины получили три 20-мм пушки (одну в развале цилиндров мотора и две в крыле) и два 12,7-мм пулемета.

Истребитель Fiat

Основные модификации самолета:

  • G.55 предсерийные - двигатель DB 605А мощностью 1475 л.с. Вооружение состояло из одной 20-мм мотор-пушки MG 151/20, четырех 12,7-мм синхронных пулеметов в фюзеляже. Создано 17 машин.
  • G.55 серийные - двигатель RA.1050 RC58 (1350 л.с). Вооружение включало три 20-мм пушки MG 151/20 (одна в развале цилиндров мотора, две в крыле), два 12,7-мм синхронных пулемета.
  • G.55A/B - (одноместный и двухместный) самолеты постройки после Второй мировой войны. Двигатель - RA.1050 RC58. Вооружение - четыре 12,7-мм пулемета (два синхронных, два в крыле), на части самолетов вместо крыльевых пулеметов устанавливались 20-мм пушки "Испано-Сюиза", часть имела только два 12,7-мм пулемета. Построено 126 машин, поставленных ВВС Италии, Аргентины, Египта и Сирии.
  • G.55S - торпедоносец, разрабатывавшийся под контролем Германии и проходивший испытания в начале 1945 года. В серийное производство не попал.
  • Палубный истребитель G.55N и самолет G.55bis с вооружением из четырех 20-мм пушек остались на бумаге.
  • G.58 - проект двуфюзеляжного истребителя с очень мощным вооружением - шесть 20-мм пушек и четыре 12,7-мм пулемета не был воплощен в металл.
  • G.56 - адаптация "Чентауро" под мотор DB 603А максимальной мощностью 1750 л.с. Два прототипа прошли цикл испытаний, но в серийное производство самолет не пошел поскольку немецкое командование не видело преимуществ перед новейшими вариантами Messerschmitt Bf.109G и Focke-Wulf Fw 190А. Кроме того, трудоемкость изготовления итальянского истребителя составляла 15000 человеко-часов, а истребителя люфтваффе Мессершмитт - 9000.
Модификации самолета Кабина пилота
Fiat G.55 Centauro Самолет Fiat
Fiat G.55 Centauro
Нажмите на изображение для увеличения

Основные характеристики самолетов

G.55

 G.55
Размах крыла, м 11,85
Длина самолета, м 9,39
Высота самолета, м 3,13
Площадь крыла, кв. м 21,11
Масса, кг:  
пустого самолета 2700
взлетная 3672
Максимальная скорость, км/ч на высоте 7000 м 620
Время набора высоты 7000 м, мин, с 7'12"
Практический потолок, м 12700
Дальность полета, км 1200

G.56

 G.56
Размах крыла, м 11,85
Длина самолета, м 9,46
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 21,11
Масса, кг:  
пустого самолета 2900
взлетная 3854
Максимальная скорость, км/ч на высоте 7000 м 685
Время набора высоты 7000 м, мин, с 7'5"
Практический потолок, м 13000
Дальность полета, км 1280

G.59-2A

 G.59-2A
Размах крыла, м 11,85
Длина самолета, м 9,47
Высота самолета, м 3,76
Площадь крыла, кв. м 21,11
Масса, кг:  
пустого самолета 2740
взлетная 3460
Максимальная скорость, км/ч на высоте 7000 м 593
Время набора высоты 7000 м, мин, с  
Практический потолок, м 11500
Дальность полета, км 1420

Истребители Fiat

Первой перевооружение на G.55 начала 20-я группа. Поставки шли очень низким темпом, к началу сентября группа располагала лишь двенадцатью G.55 Centauro, из которых боеготовыми были только два самолета. Реальное же боевое применение истребителей данного типа состоялось уже в составе ВВС Итальянской социальной республики, с марта 1944 года на Centauro летала 2-я истребительная группа, главной задачей которой стал перехват бомбардировщиков США Второй мировой войны. В мае G.55 были переданы 1-ю группу, где воевали до сентября 1944 года.

Истребители Fiat G.55 Centauro

Самолеты Centauro в относительно больших количествах строились и после окончания Второй мировой войны. В апреле 1946 года был получен заказ итальянского правительства на поставку самолетов G.55. Машины послевоенной сборки обозначались G.55A и отличались от самолетов военного выпуска вооружением, которое состояло из двух 12,7-мм синхронных пулеметов и двух таких же пулеметов в крыле (часть получила 20-мм пушки "Испано-Сьюиза"). Некоторые самолеты достроили в двухместном учебном варианте G.55B. ВВС Италии получили 19 одно- и 10 двухместных самолетов. Еще 30 G.55A и 15 G.55B поставили в Аргентину в мае-декабре 1947 года. Эти самолеты вооружались только двумя 12,7-мм пулеметами. 39 "Чентауро" получил Египет, а 13 поставили Сирии в январе-сентябре 1949 года.

Fiat

Хотя после войны Centauro пользовался спросом, но моторы RA. 1050 RC58 уже не выпускались. Поэтому предлагался ряд альтернативных проектов:

  • одноместный G.55AD и двухместный G.55BD (обозначение было изменено на G.48A и G.48B) разработан под двигатель "Изотта-Фраскини" "Дельта" RC.40;
  • G.55AP и G.55BP (G.61A и G.61B) - предусмотрен американский двигатель "Паккард" V-1650-7 (лицензионная копия британского "Мерлина");
  • G.55AM и G.55BM проектировались под британский "Мерлин" 500-20 мощностью 1420 л.с.

И только последний вариант воплотили в металл под обозначением G.59A и G.59B. Испытания самолетов G.59-1A и G.59-1В начались в 1948 года. Впоследствии одноместный самолет продали в Аргентину, но дальнейших заказов из этой страны не последовало. 30 самолетов (26 G.59-2A и G.59-2B) в 1951 году поставили в Сирию. Эти самолеты вооружались четырьмя крыльевыми 20-мм пушками. А для ВВС Италии поставили 20 G.59-4A и 10 G.59-4B.

Самолеты Второй мировой

Источники:

  • Fiat G.55 Centauro e G.50 Freccia [I Grandi Aerei Storici №11];
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой";
  • Fiat G55A/B Centauro & G59-1A [Serie Fuerza Aerea Argentina Nro. 10].
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Бомбардировщик Бристоль "Бленхейм"
Британский скоростной легкий бомбардировщик Bristol Blenheim Английский бомбардировщик Бристоль "Бленхейм" - достаточно известная машина, внесшая существенный вклад в историю воздушной войны....
Самолет Ту–160М2 будет готов к 2023 году
Ресурс Ту–160М2 после возобновления производства будет не менее сорока лет Заместитель министра обороны Юрий Борисов в рамках проверки хода выполнения государственного...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме