Масштабные баталии, слаженная командная работа, стратегические решения
Тяжелый бомбардировщик Piaggio P.16
Трехмоторный тяжелый бомбардировщик Пьяджио P.16 разрабатывался в Италии до начала Второй мировой войны. Имел передовую конструкцию для того времени и хорошие летно-технические характеристики. Однако, самолет на вооружение ВВС не принят и, разумеется, серийно не производился.
Трехмоторный тяжелый бомбардировщик Пьяджио P.16
На вооружение не принят.
Итальянский тяжелый бомбардировщик Piaggio P.16 был разработан в 1934 году, обладал достаточно передовой конструкцией и неплохими летными данными, но несмотря на это на вооружение принят не был. Командование Regia Aeronautica в итоге предпочло Savoia-Marchetti SM.79 "Sparviero". Бомбардировщик P.16, имевший преимущественно металлическую конструкцию, отличался полуэллиптическим высокорасположенным крылом с толстым профилем типа "обратная чайка". Основные стойки шасси - убирающиеся, хвостовое колесо с обтекателем - неубирающееся. Максимальная скорость самолета чуть менее 400 км/ч, размах крыла - 22 метра, максимальная взлетная масса - 8432 кг.
Бомбовая нагрузка - до 1000 кг, а оборонительное вооружение состояло из четырех 7,62-мм пулеметов, находившихся в передней части крыла в убирающейся надфюзеляжной стрелковой турели и в задней части фюзеляжа под высокорасположенным килем. Место бомбардира было в нижней части фюзеляжа, сразу за центральным двигателем.
Прототип совершил первый полет в ноябре 1934 года. Самолет, оснащенный тремя двигателями Piaggio Stella IX RC.40 мощностью по 700 л.с., имел такие особенности, как: дополнительное крепление крыла к нижней части фюзеляжа при помощи четырех подкосов, расположение заднего стрелка под хвостовым оперением, а также закрылки с переменной кривизной профиля, размещавшиеся по всему размаху крыла.
Основные характеристики бомбардировщика Piaggio P.16
Экипаж, чел.
4
Размах крыла, м
22,00 м
Длина, м
13,348 м
Высота, м
3,4989 м
Площадь крыла, м2
69,97
Масса, кг
8432
Тип двигателя
Piaggio Stella IX RC.40
Мощность, л.с.
700
Максимальная скорость, км/ч
399
Время набора высоты 6000 м, мин.
17
Дальность, км
1999
с 1000 кг бомб, км
1079
с 500 кг бомб, км
1500
Вооружение
четыре 7,62-мм пулемета Breda-SAFAT (два в передней кромке крыла, один - в турели, один - в задней нижней части фюзеляжа). Бомбы - до 1000 кг
Справочно. Фирму Piaggio основал в 1884 году Ринальдо Пьяджио. Во время Первой мировой войны фирма выполняла ремонт гидросамолетов и занималась изготовлением запасных частей к ним. Вскоре она присоединилась к программе выпуска самолета Са.5, но ее продукцию составило всего несколько машин в варианте летающей лодки. В 1921 году Р. Пьяджио, используя личные связи, помог основать фирму CMASA, на которой К. Дорнье строил свои гидросамолеты "Wal" в обход запретов Версальского договора. Часть самолетов "Wal" собиралась на фирме "Пьяджио", они эксплуатировались в авиакомпании SANA, созданной в 1924 году с участием "Пьяджио". В 1923 году Р. Пьяджио фактически стал управлять и фирмой "Pegna-Bonmartini", наняв ее главного конструктора Джованни Пенью. Под руководством Пеньи было разработано много конструкций самолетов, включая гоночный гидросамолет PC 7, но основную продукцию фирмы "Пьяджио" составляли лицензионные гидросамолеты фирмы SIAI "Маrchetti". В 1924 году начался выпуск лицензионных двигателей "Bristol Jupiter", а позднее "Gnome-Rhone" 14К. В 1937-1939 гг. самолеты, оснащенные двигателями "Piaggio", установили 21 рекорд, включая мировой рекорд высоты самолета Ca.161bis. В 1936 году Пенью на посту главного конструктора фирмы сменил Джованни Касираги, работавший ранее в американской авиапромышленности, под его руководством был разработан четырехмоторный бомбардировщик Piaggio P.108.
Источники:
Thompson, Jonathan W. Italian Civil and Military aircraft 1930-1945;
Михаил Козырев, Вячеслав Козырев. Авиация стран ОСИ во второй мировой войне.