|
Бомбардировщики Caproni Ca.311, Ca.313, Ca.314
|
Итальянские бомбардировщики Caproni семейства Ca.311-Ca.314, конечно, имели значительное преимущество перед своими предшественниками, но имели ряд технических недостатков. Эти самолеты достаточно широко применялись во Второй Мировой войне и состояли на вооружении нескольких стран мира.
Легкие бомбардировщики и разведчики Капрони Ca.311/313/314
Эти самолеты Второй мировой войны стали дальнейшим развитием семейства Caproni Ca.310/312 Libeccio, также разработанных под руководством Ч. Паллавичино (Cesare Pallavicino), но выпускавшихся в значительно больших количествах. Производство этих самолетов, применявшихся во Второй мировой и на стороне союзников, и на стороне Германии, прекращено в 1943 году. Самолеты Са.311, Са.313 и Са.314 имели, в целом, удовлетворительные летные характеристики, но живучесть их была недостаточной. Самолеты были ненадежными, имея различные проблемы технического характера, что не могло способствовать популярности среди летчиков. Капрони Ca.311/313/314 состояли на вооружении, как в Италии (снят с вооружения в 1947 году), так и во Франции, Швеции, Германии, в Хорватии.
Итальянские военные считали, что Са.310bis (новая носовая часть фюзеляжа, бо́льшая площадь остекления, двигатели Piaggio P.VII С35) являлся наиболее перспективным самолетом из семейства Са.310/312. Решение разработать на базе Са.310bis легкий разведчик-бомбардировщик с целью замены в частях взаимодействия с армией устаревших одномоторных бипланов Ro.37, было принято в 1938 году.
1 апреля 1939 года впервые совершил полет прототип самолета, получивший наименование Са.311. Он, как и Са.310, имел смешанную конструкцию, в частности, отличался измененным расположением пулеметов (с нижней стрелковой установкой) и наличием дополнительного оборудования. Очевидно, что при возросшей массе машины и наличии прежних двигателей летные характеристики, маневренность Са.311 стали ниже, чем у Ca.310bis.
Caproni Ca.311 не прошел Государственные испытания, однако существовавшая необходимость в новых самолетах-разведчиках способствовала получению заказа на 125 машин. А дальнейшее развитие привело уже к появлению самолетов Са.313 (испытывался с 22.12.1939 года) и Са.314, оснащенных более мощными двигателями и имевших расширенные ударные возможности. Серийное производство развернулось в августе 1939 года и велось заводами концерна "Капрони" в Понте-Сан-Пьетро и Талиедо, AVIS в Кастелло-ди-Стабиа. Общий объем производства машин данного типа по разным оценкам превысил 1220 самолетов, которые состояли на вооружении:
- с января 1940 года - в Италии,
- с апреля 1940 года - во Франции,
- с ноября 1940 года - в Швеции,
- с 1941 года - в Германии,
- с 1942 года - в Хорватии.
Бомбардировщики Caproni Ca.311, Ca.313, Ca.314
|
|
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Основные модификации:
- Са.311 - двигатели воздушного охлаждения Piaggio P.VII С35 мощностью 470 л.с. и стрелковым вооружением, включавшим три 7,7-мм пулемета: один на верхней турели, один в нижней люковой установке и один в корневой части левого крыла. Бомбовая нагрузка включала 400 кг. Экипаж состоял из 3 человек. С августа 1939 года по февраль 1941 года построено 335 самолетов, учитывая Са.311 с измененной носовой частью фюзеляжа;
- Са.313 - с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Isotta Fraschini Delta R.C.35 I-DS (730 л.с.). Стрелковое вооружение включало три 12,7-мм пулемета: два в корневых частях крыла и один на верхней турели, а также два 7,7-мм пулемета: один в нижней установке и один переносной для ведения огня из оконных установок). Масса бомбовой нагрузки - 500 кг. Экипаж включал 3-4 человека. Серийное производство началось весной 1940 года. До октября 1941 года выпущено 211 самолетов:
• 5 Ca.313RPB-F для Франции (заказано было 200 самолетов), • 84 Ca.313RPB-S для Швеции (из самолетов французского заказа; поставки велись с ноября 1940 года), • 1 Ca.313RPB1 и 120 Ca.313RPB2 для Regia Aeronautica (поставки март-октябрь 1941 года);
- Ca.313bis (Ca.313G) - самолет для Германии с моторами Delta R.C.40 (770 л.с.). Поставки начались в конце 1942 года. До сентября 1944 года построено 169 самолетов, 14 из которых поставлены Хорватии;
- Са.314 - с усиленным шасси и внесением других изменений. Носовая часть фюзеляжа, как у Ca.311М. Построено 407 самолетов в трех вариантах:
эскортный для сопровождения морских конвоев Са.314А (Са.314-SC; 73 самолета в феврале-ноябре 1942 года), торпедоносец Са.314В (Ca.314-RA; 80 машин в июне-ноябре 1942 года), штурмовик Са.314С (254 самолетов, поставленных с ноября 1942 года по август 1943 года). Стрелковое вооружение Са.314А и Са.314В включало три 12,7-мм пулемета: два в корневых частях крыла, один на верхней турели, а также в нижней установке - один 7,7-мм пулемет, который на Са.314С заменен на 12,7-мм; помимо этого, добавлены два неподвижных 12,7-мм пулемета в нижней части фюзеляжа. На Са.314В допускалась подвеска 900-кг торпеды. Масса бомбовой нагрузки составляла: на Са.314А - 400 кг, на Са.314С - 1280 кг. Все Са.314А и первые 27 Са.314В оснащались моторами Delta R.C.35, остальные самолеты - Delta R.C.40.
Основные характеристики самолетов
|
Са.311 |
Двигатели: |
|
тип |
Пьяджо P.VII С35 |
мощность, л.с. |
470 |
Размах крыла, м |
16,20 |
Длина самолета, м |
11,74 |
Высота самолета, м |
3,69 |
Площадь крыла, кв. м |
38,40 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
3460 |
взлетная |
4822 |
Максимальная скорость, км/ч |
359 |
Практический потолок, м |
7400 |
Дальность полета, км |
1600 |
Основные характеристики самолетов
|
Са.313RPB2 |
Двигатели: |
|
тип |
Isotta Fraschini Delta R.C.35 I-DS |
мощность, л.с. |
730 |
Размах крыла, м |
16,65 |
Длина самолета, м |
11,80 |
Высота самолета, м |
3,70 |
Площадь крыла, кв. м |
39,20 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
4300 |
взлетная |
5900 |
Максимальная скорость, км/ч |
435 |
Практический потолок, м |
7750 |
Дальность полета, км |
1250 |
Основные характеристики самолетов
|
Са.314А |
Двигатели: |
|
тип |
Isotta Fraschini Delta R.C.35 I-DS |
мощность, л.с. |
730 |
Размах крыла, м |
16,65 |
Длина самолета, м |
11,80 |
Высота самолета, м |
3,70 |
Площадь крыла, кв. м |
39,20 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
4615 |
взлетная |
6618 |
Максимальная скорость, км/ч |
395 |
Практический потолок, м |
6500 |
Дальность полета, км |
1690 |
Весной 1940 года начались поставки самолетов Caproni Са.311 в группы взаимодействия с армией. После того, как Италия вступила во Вторую мировую войну эти самолеты участвовали в боевых действиях против Франции. Во второй половине 1940 года Са.311 появились в Северной Африке, где к концу года находилось пять групп с данными самолетами, главной задачей которых являлась разведка, но периодически Са.311 выполняли и ударные задачи. Так, 14 сентября 1941 года 14 Caproni Са.311 вместе с самолетами других типов наносили бомбо-штурмовые удары по британским моторизованным частям.
На Балканах Са.311 применялись довольно широко. Находившиеся там группы взаимодействия с армией осуществляли противопартизанские операции, сочетая разведку с бомбардировками обнаруженных целей. Самолеты Са.311 также воевали и на Восточном фронте - на территории Украины с августа 1941 года действовала 61-я группа, которую весной 1942 года сменила 71-я (в апреле 1943 года ее вывели в Италию).
15-й штурмовой стормо первым освоил Caproni Са.313 в июле 1941 года, потом эти машины они поступили в 43-й бомбардировочный стормо и другие подразделения. В Северной Африке Са.313 находились с середины 1942 года в составе четырех эскадрилий взаимодействия с армией. Но к началу 1943 года уцелевшие самолеты, показав свою неспособность к действиям на Североафриканском театре военных действий, были выведены в Италию. В большей степени Са.313 применялись в составе оккупационных частей, дислоцированных в Провансе, на Корсике, в Албании и Греции.
В мае 1942 года 13-й штурмовой стормо начал принимать самолеты Caproni Са.314, которые с августа занимались сопровождением морских конвоев. Позднее к выполнению этих задач присоединились еще несколько частей. В Северной Африке на Са.314 воевала только 64-я группа взаимодействия с армией, которую передислоцировали в Триполи в ноябре 1942 года. Что касается самолетов Caproni Са.314В, то применение их в качестве торпедоносцев (т.е. по их прямому назначению) оказалось неудачным по причине недостаточной мощности двигателей, и Са.314В использовались для противолодочного патрулирования вместе с Са.314А.
В сентябре 1943 года, к моменту капитуляции Италии, большинство частей с самолетами Са.313/314 располагались на севере страны, и их матчасть захватили немцы. А под контролем нового правительства, которое сотрудничало с союзниками, были только 103-я АЭ, насчитывавшая девять Са.314 и один Са.313, которые использовались в качестве транспортных и связных. В люфтваффе Са.313/314 нашли более широкое применение. Они эксплуатировались как в школах и транспортных частях, так и в боевых группах. Так, несколько самолетов Са.314 вместе с машинами других типов получила ночная штурмовая группа NSGr. 7, сформированная в октябре 1943 года на Балканах и укомплектованная в основном хорватскими пилотами. Группа привлекалась к операциям против партизан. В Италии воевала NSGr. 9, один из отрядов которой в декабре 1943 года был полностью вооружен Са.314. Эти машины использовались до середины 1944 года.
Югославия заказала 15 самолетов Са.311, но до оккупации в апреле 1941 года успела получить только 5 машин, остальные передали Хорватии в 1942 году. Эти самолеты вместе Ca.313G, поставленными в 1944 году, применялись для противопартизанских операций. В Швеции Ca.313RPB-S эксплуатировались в трех вариантах: бомбардировочном В16, разведывательном S16 и торпедоносном Т16. Самолеты работали во флотилиях F3, F7 и F11, которые до 1943 года потеряли 23 машины в катастрофах. В августе 1945 года были списаны последние Ca.313RPB-S.
Источники:
- Андрей Крумкач. "Многоцелевые бомбардировщики Caproni Ca.310";
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Владимир Котельников. "Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945";
- Alonzo, F.S, Il Caproni Ca.313 in Svezia;
- Michael J. H. Taylor: Jane's Encyclopedia of Aviation;
- Neulen, Hans Werner. In the Skies of Europe;
- World Aircraft Information Files. London: Bright Star Publishing.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|