Бомбардировщики Caproni Ca.311, Ca.313, Ca.314
Итальянские бомбардировщики Caproni семейства Ca.311-Ca.314, конечно, имели значительное преимущество перед своими предшественниками, но имели ряд технических недостатков. Эти самолеты достаточно широко применялись во Второй Мировой войне и состояли на вооружении нескольких стран мира.

Легкие бомбардировщики и разведчики Капрони Ca.311/313/314

БомбардировщикЭти самолеты Второй мировой войны стали дальнейшим развитием семейства Caproni Ca.310/312 Libeccio, также разработанных под руководством Ч. Паллавичино (Cesare Pallavicino), но выпускавшихся в значительно больших количествах. Производство этих самолетов, применявшихся во Второй мировой и на стороне союзников, и на стороне Германии, прекращено в 1943 году. Самолеты Са.311, Са.313 и Са.314 имели, в целом, удовлетворительные летные характеристики, но живучесть их была недостаточной. Самолеты были ненадежными, имея различные проблемы технического характера, что не могло способствовать популярности среди летчиков. Капрони Ca.311/313/314 состояли на вооружении, как в Италии (снят с вооружения в 1947 году), так и во Франции, Швеции, Германии, в Хорватии.

Бомбардировщик WWII

Итальянские военные считали, что Са.310bis (новая носовая часть фюзеляжа, бо́льшая площадь остекления, двигатели Piaggio P.VII С35) являлся наиболее перспективным самолетом из семейства Са.310/312. Решение разработать на базе Са.310bis легкий разведчик-бомбардировщик с целью замены в частях взаимодействия с армией устаревших одномоторных бипланов Ro.37, было принято в 1938 году.

Самолет Италии

1 апреля 1939 года впервые совершил полет прототип самолета, получивший наименование Са.311. Он, как и Са.310, имел смешанную конструкцию, в частности, отличался измененным расположением пулеметов (с нижней стрелковой установкой) и наличием дополнительного оборудования. Очевидно, что при возросшей массе машины и наличии прежних двигателей летные характеристики, маневренность Са.311 стали ниже, чем у Ca.310bis.

Caproni Ca.311M

Caproni Ca.311 не прошел Государственные испытания, однако существовавшая необходимость в новых самолетах-разведчиках способствовала получению заказа на 125 машин. А дальнейшее развитие привело уже к появлению самолетов Са.313 (испытывался с 22.12.1939 года) и Са.314, оснащенных более мощными двигателями и имевших расширенные ударные возможности. Серийное производство развернулось в августе 1939 года и велось заводами концерна "Капрони" в Понте-Сан-Пьетро и Талиедо, AVIS в Кастелло-ди-Стабиа. Общий объем производства машин данного типа по разным оценкам превысил 1220 самолетов, которые состояли на вооружении:

  • с января 1940 года - в Италии,
  • с апреля 1940 года - во Франции,
  • с ноября 1940 года - в Швеции,
  • с 1941 года - в Германии,
  • с 1942 года - в Хорватии.
Бомбардировщики Caproni Ca.311, Ca.313, Ca.314
Самолет Ca.313 Модификация самолета Ca.313B
Бомбардировщики Caproni Бомбардировщики
Фото Са.311 Caproni Ca.311M
Нажмите на изображение для увеличения

Основные модификации:

  • Са.311 - двигатели воздушного охлаждения Piaggio P.VII С35 мощностью 470 л.с. и стрелковым вооружением, включавшим три 7,7-мм пулемета: один на верхней турели, один в нижней люковой установке и один в корневой части левого крыла. Бомбовая нагрузка включала 400 кг. Экипаж состоял из 3 человек. С августа 1939 года по февраль 1941 года построено 335 самолетов, учитывая Са.311 с измененной носовой частью фюзеляжа;
  • Са.313 - с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Isotta Fraschini Delta R.C.35 I-DS (730 л.с.). Стрелковое вооружение включало три 12,7-мм пулемета: два в корневых частях крыла и один на верхней турели, а также два 7,7-мм пулемета: один в нижней установке и один переносной для ведения огня из оконных установок). Масса бомбовой нагрузки - 500 кг. Экипаж включал 3-4 человека. Серийное производство началось весной 1940 года. До октября 1941 года выпущено 211 самолетов:
    • 5 Ca.313RPB-F для Франции (заказано было 200 самолетов), 
    • 84 Ca.313RPB-S для Швеции (из самолетов французского заказа; поставки велись с ноября 1940 года),
    • 1 Ca.313RPB1 и 120 Ca.313RPB2 для Regia Aeronautica (поставки март-октябрь 1941 года);
  • Ca.313bis (Ca.313G) - самолет для Германии с моторами Delta R.C.40 (770 л.с.). Поставки начались в конце 1942 года. До сентября 1944 года построено 169 самолетов, 14 из которых поставлены Хорватии;
  • Са.314 - с усиленным шасси и внесением других изменений. Носовая часть фюзеляжа, как у Ca.311М. Построено 407 самолетов в трех вариантах:
    эскортный для сопровождения морских конвоев Са.314А (Са.314-SC; 73 самолета в феврале-ноябре 1942 года),
    торпедоносец Са.314В (Ca.314-RA; 80 машин в июне-ноябре 1942 года),
    штурмовик Са.314С (254 самолетов, поставленных с ноября 1942 года по август 1943 года).
    Стрелковое вооружение Са.314А и Са.314В включало три 12,7-мм пулемета: два в корневых частях крыла, один на верхней турели, а также в нижней установке - один 7,7-мм пулемет, который на Са.314С заменен на 12,7-мм; помимо этого, добавлены два неподвижных 12,7-мм пулемета в нижней части фюзеляжа. На Са.314В допускалась подвеска 900-кг торпеды. Масса бомбовой нагрузки составляла: на Са.314А - 400 кг, на Са.314С - 1280 кг. Все Са.314А и первые 27 Са.314В оснащались моторами Delta R.C.35, остальные самолеты - Delta R.C.40.

Caproni Са.311

Caproni Са.313

Caproni Са.311R.P.B.1

Са.311

Основные характеристики самолетов
  Са.311
Двигатели:  
тип Пьяджо P.VII С35
мощность, л.с. 470
Размах крыла, м 16,20
Длина самолета, м 11,74
Высота самолета, м 3,69
Площадь крыла, кв. м 38,40
Масса, кг:  
пустого самолета 3460
взлетная 4822
Максимальная скорость, км/ч 359
Практический потолок, м 7400
Дальность полета, км 1600

Са.313RPB2

Основные характеристики самолетов
  Са.313RPB2
Двигатели:  
тип Isotta Fraschini Delta R.C.35 I-DS
мощность, л.с. 730
Размах крыла, м 16,65
Длина самолета, м 11,80
Высота самолета, м 3,70
Площадь крыла, кв. м 39,20
Масса, кг:  
пустого самолета 4300
взлетная 5900
Максимальная скорость, км/ч 435
Практический потолок, м 7750
Дальность полета, км 1250

Са.314А

Основные характеристики самолетов
  Са.314А
Двигатели:  
тип Isotta Fraschini Delta R.C.35 I-DS
мощность, л.с. 730
Размах крыла, м 16,65
Длина самолета, м 11,80
Высота самолета, м 3,70
Площадь крыла, кв. м 39,20
Масса, кг:  
пустого самолета 4615
взлетная 6618
Максимальная скорость, км/ч 395
Практический потолок, м 6500
Дальность полета, км 1690

Caproni Са.311

Весной 1940 года начались поставки самолетов Caproni Са.311 в группы взаимодействия с армией. После того, как Италия вступила во Вторую мировую войну эти самолеты участвовали в боевых действиях против Франции. Во второй половине 1940 года Са.311 появились в Северной Африке, где к концу года находилось пять групп с данными самолетами, главной задачей которых являлась разведка, но периодически Са.311 выполняли и ударные задачи. Так, 14 сентября 1941 года 14 Caproni Са.311 вместе с самолетами других типов наносили бомбо-штурмовые удары по британским моторизованным частям.

На Балканах Са.311 применялись довольно широко. Находившиеся там группы взаимодействия с армией осуществляли противопартизанские операции, сочетая разведку с бомбардировками обнаруженных целей. Самолеты Са.311 также воевали и на Восточном фронте - на территории Украины с августа 1941 года действовала 61-я группа, которую весной 1942 года сменила 71-я (в апреле 1943 года ее вывели в Италию).

Caproni Са.313 R.A.

15-й штурмовой стормо первым освоил Caproni Са.313 в июле 1941 года, потом эти машины они поступили в 43-й бомбардировочный стормо и другие подразделения. В Северной Африке Са.313 находились с середины 1942 года в составе четырех эскадрилий взаимодействия с армией. Но к началу 1943 года уцелевшие самолеты, показав свою неспособность к действиям на Североафриканском театре военных действий, были выведены в Италию. В большей степени Са.313 применялись в составе оккупационных частей, дислоцированных в Провансе, на Корсике, в Албании и Греции.

Cамолеты Caproni Са.314

В мае 1942 года 13-й штурмовой стормо начал принимать самолеты Caproni Са.314, которые с августа занимались сопровождением морских конвоев. Позднее к выполнению этих задач присоединились еще несколько частей. В Северной Африке на Са.314 воевала только 64-я группа взаимодействия с армией, которую передислоцировали в Триполи в ноябре 1942 года. Что касается самолетов Caproni Са.314В, то применение их в качестве торпедоносцев (т.е. по их прямому назначению) оказалось неудачным по причине недостаточной мощности двигателей, и Са.314В использовались для противолодочного патрулирования вместе с Са.314А.

Самолет Caproni Са.313G

В сентябре 1943 года, к моменту капитуляции Италии, большинство частей с самолетами Са.313/314 располагались на севере страны, и их матчасть захватили немцы. А под контролем нового правительства, которое сотрудничало с союзниками, были только 103-я АЭ, насчитывавшая девять Са.314 и один Са.313, которые использовались в качестве транспортных и связных. В люфтваффе Са.313/314 нашли более широкое применение. Они эксплуатировались как в школах и транспортных частях, так и в боевых группах. Так, несколько самолетов Са.314 вместе с машинами других типов получила ночная штурмовая группа NSGr. 7, сформированная в октябре 1943 года на Балканах и укомплектованная в основном хорватскими пилотами. Группа привлекалась к операциям против партизан. В Италии воевала NSGr. 9, один из отрядов которой в декабре 1943 года был полностью вооружен Са.314. Эти машины использовались до середины 1944 года.

На вооружении люфтваффе

Югославия заказала 15 самолетов Са.311, но до оккупации в апреле 1941 года успела получить только 5 машин, остальные передали Хорватии в 1942 году. Эти самолеты вместе Ca.313G, поставленными в 1944 году, применялись для противопартизанских операций. В Швеции Ca.313RPB-S эксплуатировались в трех вариантах: бомбардировочном В16, разведывательном S16 и торпедоносном Т16. Самолеты работали во флотилиях F3, F7 и F11, которые до 1943 года потеряли 23 машины в катастрофах. В августе 1945 года были списаны последние Ca.313RPB-S.

Caproni Са.311

Источники:

  • Андрей Крумкач. "Многоцелевые бомбардировщики Caproni Ca.310";
  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Владимир Котельников. "Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945";
  • Alonzo, F.S, Il Caproni Ca.313 in Svezia;
  • Michael J. H. Taylor: Jane's Encyclopedia of Aviation;
  • Neulen, Hans Werner. In the Skies of Europe;
  • World Aircraft Information Files. London: Bright Star Publishing.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Индия заменила самолеты Sea Harrier российскими истребителями МиГ-29К
Российские корабельные истребители МиГ-29К сменили британские Sea Harrier в ВМС Индии ВМС Индии официально приняли на вооружение российские самолеты МиГ-29К, которые...
Армейская авиация создана 66 лет назад
День армейской авиации отмечают 28 октября Армейской авиации исполняется 66 лет. Этот праздник отмечают 28 октября, ведь в 1948 году...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме