Бомбардировщик Piaggo P.108В
|
Тяжелый бомбардировщик Пьяджо P. 108В
Самолет Piaggo P. 108В, созданный в конструкторском бюро фирмы "Пьяджо" под руководством Дж.Казираджи (Giovanni Casiraghi), был единственным итальянским четырехмоторным бомбардировщиком, который участвовал во Второй мировой войне. Р. 108В строился с сентября 1940 года (по сентябрь 1943 года) на заводе "Пьяджо" в Понтедере, выпущено небольшое количество - только 24 самолета, что, в том числе, не позволило организовать регулярную боевую работу. Кроме того, управляемость бомбардировщика была неважной, хотя в конструкции машины были использованы передовые технические решения. Самолет поступил на вооружение в Италии в июле 1941 года, а его реальная эффективность была низкой.
До начала, и во время Второй мировой войны основу ударных сил Regia Aeronautica составляли двух- и трехмоторные средние бомбардировщики, однако некоторое внимание уделялось и четырехмоторным самолетам. Требования к четырехмоторному бомбардировщику Regia Aeronautica были разработаны еще в 1938 году. Машина должна была иметь скорость 500 км/ч , преодолевать расстояние в 4000 км на крейсерской скорости 400 км/ч, с бомбовой нагрузкой 2000 кг. Из пяти фирм, представивших проекты, в выигрышном положении оказалась "Пьяджо", которая в 1937-38 гг. создала два прототипа четырехмоторного бомбардировщика Р.50. Однако, он не был принят на вооружение. Но учитывая имеющийся опыт, специалисты фирмы под руководством G. Casiraghi разработали проект Р. 108. Самолет имел сразу два варианта - бомбардировочный - Р.108В и пассажирский - Р.108С. Самолет был внешне похож на В-17, создан по самым современным авиационным технологиям. Надо отметить, что в 1939 году велись переговоры о покупке лицензии на американский бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress, что, впрочем, не было реализовано из-за нехватки средств.
Бомбардировщики Piaggo P. 108В
|
|
|
|
|
|
Кликните на изображение, чтобы увеличить |
Прототип Р. 108, оборудованный моторами воздушного охлаждения Piaggio P.XI RC40 (1000 л.с.), совершил первый полет 24 ноября 1939 года. На тот момент уже поступил заказ на 12 серийных самолетов (с учетом прототипа, который, формально относился к этой партии). В итоге, конкуренты Piaggo серийно не производились, а объем выпуска Р. 108 превысил 35 машин.
Самолет Р. 108 имел четыре модификации различного назначения:
- Р. 108В - с 18-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения Piaggio P.XII RC35 (на первых трех установлены - Piaggio P.XI RC40). Стрелковое вооружение включало шесть 12,7-мм пулеметов: по два - в дистанционно управляемых башнях на внешних мотогондолах, один - в носовой установке и один - в выдвижной нижней установке), а также два 7,7-мм пулемета (в 1943 году - 12,7-мм) в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки - 3500 кг: 7 - 500-кг или 20 - 160-кг, или 34 - 100-кг бомбы). Экипаж включал 8 человек. Выпущено 24 бомбардировщика;
- Р.108А - один самолет, который был вооружен 102-мм орудием. Проходил испытания с марта 1943 года;
- Р.108С - пассажирский самолет. Точное количество построенных машин неизвестно; возможно, около шести;
- Р.108Т - военно-транспортный самолет. Создано около 12 машин (с учетом переоборудованных Р.108С и Р.108В).
Основные характеристики Piaggo P. 108В
Двигатели: |
|
тип |
Piaggio P.XII RC35 |
мощность, л.с. |
1500 |
Размах крыла, м |
32,00 |
Длина самолета, м |
22,92 |
Высота самолета, м |
5,20 |
Площадь крыла, кв. м |
135,34 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
17 320 |
максимальная взлетная |
29 500 |
Максимальная скорость, км/ч |
415 |
Время набора высоты 4000 м, мин.-сек. |
15-51 |
Практический потолок, м |
8050 |
Дальность полета, км |
3250 |
Бомбардировщики Р. 108В начали поступать на вооружение 274-й дальнебомбардировочной авиаэскадрильи, которую сформировали в июне 1941 года. Освоение проходило нелегко и сопровождалось рядом происшествий. На одном из первых Р. 108В погиб комэск (командир 274-й АЭ Королевских ВВС Италии) Бруно Муссолини - сын Бенито Муссолини - это случилось 7 августа. 25 марта 1942 года разбился еще один самолет.
Первое боевое применение Р. 108В состоялось 28 июня 1942 года - в тот день 5 самолетов были направлены в налет на Гибралтар. Одна машина возвратилась на базу вскоре после взлета из-за неисправности, три самолета на обратном пути совершили вынужденные посадки в Испании, и только один бомбардировщик успешно вернулся после выполнения задания. До октября 1942 года было совершено еще четыре налета на Гибралтар, потери составили один самолет, а еще один произвел вынужденную посадку в Алжире.
В период с 11.11.1942 года по 20.01.1943 года итальянские бомбардировщики Р. 108В совершали налеты на плацдармы англо-американских войск в Северной Африке. Во время 13 операций было совершено 27 самолето-вылетов. Ночные истребители противника смогли сбить три Р. 108В, после чего в авиаэскадрилье осталось лишь три самолета, и часть отвели на отдых. 11-14 июля 1943 года Р. 108В в одиночку или небольшими группами атаковали флот вторжения у побережья Сицилии. 7 сентября 1943 года состоялся последний боевой вылет, в тот день два самолета отправились для бомбежки кораблей у побережья Калабрии, что, однако, оказалось безуспешным.
Большинство Р. 108 разных модификаций после капитуляции Италии досталось немцам (на стороне Германии Р. 108 эксплуатировались только в качестве транспортных), а по заказу люфтваффе на заводе "Пьяджо" достроили еще некоторое количество Р.108Т.
Источники:
- Крылья Родины. Сергей Колов. "Летающая крепость" - итальянский вариант;
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия;
- Angelucci, Enzo and Paolo Matricardi. World Aircraft: World War II;
- Garello, Giancarlo. Il Piaggio P.108 (in Italian);
- Piaggio P.108 [Ali d'Italia №15].