Транспортный самолет ПС-40 и ПС-41
В 1938 году московский авиазавод № 22 выпустил две серии скоростных бомбардировщиков, которые официально сдавались как ПС-40
Содержание
Транспортный самолет ПС-40 и ПС-41
Развитие в 1940 г. и Полярная авиация

Советские транспортные самолеты

Бомбардировщик СБВ условиях Советского Союза 1930-х годов, где расстояния исчислялись тысячами километров, а развитие транспортных коммуникаций оценивалось как недостаточное, надобность в скоростном самолете, способном осуществлять срочные воздушные перевозки являлась весьма важной. Находящиеся в эксплуатации АНТ-9, К-5 и ПР-5 вполне справлялись со своими задачами, однако преодолевали пространство со скоростью не более 200 км/ч.

Появление скоростного бомбардировщика СБ, летающего вдвое быстрее, заметно сокращало расстояния между отдаленными районами страны и поэтому нет ничего удивительного в его последующем гражданском использовании. В соответствии с принятыми в ГВФ правилами он стал называться ПС-40, где ПС обычно расшифровывалось как "пассажирский самолет", а в случае СБ - как "почтовый самолет". Вводимые в опознавательные знаки буквенные литеры означали следующих владельцев (список приведен не полностью, а только применительно к ПС-40 и ПС-41):

  • "И" - Главное управление авиапромышленности. Позднее, с января 1939 г. - Наркомат авиапромышленности.
  • "Л" - Управление ГВФ.
  • "X" - Наркоматы и отдельные организации.
  • "Т" - Тренировочные самолеты в составе разных организаций.
  • "Ф" - Управление аэрофотосъемки.
  • "Ш" - школы и учебные подразделения ГВФ.
  • "N" - Управление ГВФ при использовании на международных линиях.
  • "Н" - Управление полярной авиации (УПА).

транспортный самолет

Уже 21 октября 1936 г. первый невооруженный СБ с заводским № 2221 под обозначением ПС-40 зарегистрировали как СССР-И188. Поначалу самолет был оснащен двигателями М-100 и числился за авиамоторным заводом № 26 в Рыбинске. Позднее этот экземпляр, уже с двигателями М-103, переподчинили авиамоторному заводу № 16 в Воронеже. Самолет использовался для срочной доставки технической документации, образцов деталей и оборудования, при необходимости доставлял нужных специалистов с одного предприятия на другое. Незадолго до окончания 1936 г. - 27 декабря - еще один ПС-40, заводской № 2204, бортовой СССР-Ш1114, поступил в 1-ю летную школу ГВФ в Тамбове. Именно из этой школы с должности инструкторов летного дела тремя месяцами ранее отправились на войну в Испанию два болгарских летчика - Пикар Иванов и Волкан Гораиов. Иванов погиб в январе 1937 г. при выполнении боевого задания на СБ. Горанов в конце года вернулся в СССР и стал Героем Советского Союза.

Несмотря на оптимистичные представления о ближайшем использовании скоростного "почтовика", внедрение в гражданских ведомствах его поначалу задерживалось. В 1937 г. практически все СБ направлялись на вооружение ВВС Красной армии. Поэтому в тот год всего три экземпляра получили гражданские опознавательные знаки: ПС-40 СССР-Л2137 (позднее перерегистрирован на СССР-Т2137), ПС-40 СССР-Ш1113 и ПС-40 СССР-И233. Указанные машины позволили отработать методику их использования в гражданских организациях и определить перечень необходимых изменений при серийном изготовлении. В НИИ ГВФ в этот период разработали и испытали колесно-лыжное шасси, позволяющее эксплуатировать самолет в период весенней распутицы.

транспортный самолет

В 1938 г. московский авиазавод № 22 выпустил две серии (85-я и 89-я) скоростных бомбардировщиков, которые официально сдавались как ПС-40. Машины были оснащены двигателями М-100 и М-100А, на них не устанавливалось оборонительное вооружение, прицелы, бомбодержатели и бомбосбрасыватели. Платная нагрузка до 1000 кг размещалась преимущественно в бомбоотсеке. Также для грузов или пассажиров использовались кабины штурмана и стрелка. При этом ПС-40 сдавались заводом-изготовителем с учетом вероятного переоборудования вновь в вооруженный вариант. Комплекты вооружения для каждого переданного в ГВФ самолета передавались в виде неприкосновенного запаса (НЗ) на специальный склад № 1 Народного комиссариата обороны (НКО), размещенный в Балашихе под Москвой.

транспортный самолет

В 1938 г. в эксплуатацию вступило 44 ПС-40, из которых 4 экземпляра получили заводы авиапромышленности для обеспечения срочных транспортных перевозок - СССР-И258, СССР-И266, СССР-И277, СССР-Х193. Аэрофлот получил 40 ПС-40, из которых 4 экземпляра использовались для обучения летного состава - ПС-40 СССР-Л2452, СССР-Т228, СССР-Ш1280, СССР-Ш1281. Тридцать шесть экземпляров поступили для эксплуатации на воздушных линиях. Распределились они следующим образом (в ходе эксплуатации имелись случаи передачи самолетов из одного управления в другое):

  • ПС-40 СССР-Л2440 НИИ ГВФ.
  • ПС-40 СССР-Л2446
  • Грузинское Управление ГВФ.
  • ПС-40 СССР-Л2465
  • Северное Управление ГВФ.
  • ПС-40 СССР-А2479 Азово-Черноморское
  • Управление ГВФ.
  • ПС-40 СССР-Л2480 Азово-Черноморское Управление ГВФ.
  • Девятнадцать ПС-40 (СССР-Л2442, А2443, Л2445, Л2448, Л2449, А2450, Л2455, Л2456, Л2459, Л2460, Л2466, Л2467, Л2472, Л2473, Л2474, А2475, Л2781, Л2782, Л2783) получило Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск. Эта магистраль являлась частью воздушного пути на Дальний Восток. Восточнее Иркутска перевозки осуществляло Дальневосточное Управление ГВФ, которое получило в 1938 г. 12 ПС-40 (СССР-Л2444, А2447, Л2451, Л2453, А2457, Л2458, Л2461, Л2462, Л2463, Л2464, Л2468, Л2469).

транспортный самолет

Первые пробные рейсы по маршруту Москва - Владивосток начались осенью 1938 г. Регулярные полеты самолетов ПС-40 на этой самой дальней авиалинии протяженностью 7000 км стали осуществляться с 1939 г. В зимнее время ПС-40 добирались до Владивостока с учетом промежуточных посадок и плохой погоды за трое суток. Полетное время значительно сократилось, однако сами полеты в значительной степени сковывались сложными метеоусловиями. 20 июля 1939 г. ПС-40 СССР-Л2460 при попадании в мощное грозовое облако разрушился в воздухе. В 1939 г. в ГВФ поступило всего два новых ПС-40. Одна машина - СССР-Л2454 - попала в Западно-Сибирское управление ГВФ, вторая - СССР-Х254 - в Наркомат лесной промышленности. Очевидно, что к концу 1939 г. появилась потребность в новых поставках гражданских СБ. Тем более, что часть имевшихся машин находилась в ремонте, часть была потеряна в авариях и катастрофах.

Трасса и подчиненность
наличие
(шт.)
ожидается
(шт.)
в т.ч.
в ремонте
Москва - Иркутск.
Управление магистрали Москва-Иркутск.
Иркутск - Владивосток.
6
12
6
Дальневосточное Управление ГВФ
Москва - Ростов.
5
5
1
Азово - Черноморское Управление ГВФ.
3
2
3
Москва - Ашхабад.
Московское Управление ГВФ.
Москва - Тбилиси.
-
7
-
Грузинское Управление ГВФ.
3
5
-
Москва - Ленинград.
Северное Управление ГВФ.
Ташкент - Ургенч.
1
2
-
Узбекское Управление ГВФ.
-
6
-
Ленинградский институт ГВФ.
-
1
-
НИИ ГВФ.
-
-
-
Всего по управлениям
19
40
10

ЦАГИ в конце 1930-х практически полностью переключился на научно-исследовательскую деятельность. Имеющийся здесь отдел эксплуатации, летных испытаний и доводок - ОЭЛИД - долгое время размещался на территории Центрального аэродрома в Москве. Затем ОЭЛИД переименовали в 8-й отдел ЦАГИ, после чего в период с 14 по 20 июля 1939 г. перевели на подмосковный аэродром Раменское (ныне Жуковский). На указанную дату в ЦАГИ числилось 33 самолета - из них 5 СБ: № 345, 347, 4/40, 1183, 22127. Очевидно это не весь список используемых в ЦАГИ СБ. Не упомянут, в частности, "птеродактиль" с заводским № 5/0, который испытывался в 1940 г.

Почтовый самолет ПС-41

Почтовый самолет ПС-41 СССР-Л3501, май 1941 года, аэродром "Внуково"
 С автомобиля ГАЗ-АА (номер МЛ 33-87) загружают мешки с почтой
На заднем плане находятся несколько самолетов ПС-84 (DC-3) и один АНТ-35, ПС-41



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

ВДВ планируют ввести подразделения беспилотных летательных аппаратов
ВДВ намерены и в дальнейшем развивать беспилотный компонент Командующий ВДВ России генерал-полковник Владимир Шаманов сообщил журналистам, что командование...
Гидросамолёт-разведчик Блом и Фосс BV 222
Дальний гидросамолет-разведчик Blohm und Voss BV 222 Viking Летающая лодка, шестимоторный цельнометаллический моноплан; подкрыльные поплавки, убирающиеся в полете. Один из крупнейших...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме