Советский десантный планёр Г-11
Свободнонесущнй высокоплан, изготовленный в основном из дерева. Крыло предстовляло собой - центроплан и две консоли. Профиль крыла P-II. Центроплан - двухлонжеронный, с обшивкой из фанеры, присоединялся к фюзеляжу на четырех узлах: два узла крепления переднего лонжерона центроплана - к девятому и десятому шпангоутам фюзеляжа и оба узла крепления заднего лонжерона центроплана - к одиннадцатому и двенадцатому шпангоутам фюзеляжа.
Формы консулей трапецевидной формы сужением 1 к 2,5. В последующей,запущенной в серию модели планера крыльевым консолям придавали стреловидность по передней кромке так, что задняя кромка консоли составляла прямую линию с центропланом при осмотре сверху. Консоли однолонжеронной конструкции, с косым лонжероном. Каждая консоль монтируется к центроплану двумя узлами. Обшивались консоли до первого лонжерона фанерой, потом - полотном. Район состыковки каждой консоли с центропланом был закрыт тонкой щелевой лентой из дюралюминия. На центроплане и на внутренней стороне каждой консоли разполагались посадочные щитки, отклоняющиеся на 60 градусов.
Советский планер Г-11
Элероны типа "Фрайз". Они разделены по размаху на две части. В месте соединения, размещался кронштейн подвески, а снизу располагался механизм, к которому крепилась тяга к элерону от проводки управления. Элероны однолонжеронные,фанерная обшивка шла до лонжерона , остальная часть обшивалась полотном. На каждом элероне снизу закреплялись на фигурных кронштейнах балансиры веса предназначенные для ликвидации самоколебаний элеронов в полете.Хвостовая часть центроплана состыковалась с верхним гаргротом фюзеляжа с помощью небольших "зализов", выколоченных из листового дюралюминия и укрепленных на шурупах. Внизу левой плоскости планера на кронштейне крепилась фара, защищенная обтекателем. На концах крыла располагались аэронавигациионные огни (AHO): справа - красный,слева - зеленый.
Фюзеляж стандартной стрингерной-шпангоутно схемы с работающей фанерной обшивкой, прямоугольным сечением за крылом с закругленными углами; перед крылом — в нижней части килеватое. Фюзеляж набран из двадцатишести шпангоутов, соединенных крепкими продольными лонжеронами. В месте монтажа центроплана и стоек шасси шпангоуты упрочненной конструкции. Обшивка фюзеляжа усилена раскосами и стрингерами, идущими поверку и понизу. В переднейчасти, снизу фюзеляжа, находилось усиление, завершающееся посадочной лыжей коробчатого сечения. Кабина летчика ничем не отделялась от кабины для солдат.
Вдоль каждого борта закреплялись скамейки, которые складывались вниз при транспортировке грузов. На правом борту находилось пять скамеек, а на левом - всего три скамейки перед дверью и две за ней. Двери располагались по левому борту, они снимались внутрь фюзеляжа. Фонарь кабины летчика граненый. Он откидывался вверх на шарнирах. Лобовая панель фонаря - плексигласовая, боковая - целлулоидная. Конструктивно под передним лонжероном крыла размещалось шасси, состоящее из двух пневматических колес размером 600X250 мм. Шасси имело интересное свойство - "подламывающийся" подкос: при приземлении основная стойка поворачивалась назад, и колеса перемещались поверх лыжи планера.
Планер Г-11 документальное фото
Для этого пилот поворачивал на себя ручку, размещенную в кабине слева. Такая схема давала возможность взлетать планеру с колесного шасси, а приземляться на лыжу, что сильно сокращало пробег при посадке. На приборной доске, перед летчиком размещался прибор указателя скорости, высотомер, вариометр и часы. Слева снизу было расположено кольцо открывания буксирного замка, а по правому борту укреплялись рукоятка открывания щитков и штурвал управления триммером руля высоты. Рукоятка управления на первых серийных планерах производилась с обычной резиновой цилиндрической накладкой. На следующих сериях планера рукоятку заменили фигурной, вырезанной из дерева, с отверстием. На рукоятке размещались два тумблера - один для включения АНО, второй для включения фары, расположенный в крыле.Хвостовая часть фюзеляжа завершалась снимаемым обтекателем , которой крепился шурупами к двадцатому шпангоуту фюзеляжа. Оперение планера свободнонесущее. Стабилизатор двухлонжеронный, с четырьмя узлами крепления к фюзеляжу. Обшивка стабилизатора сделана из фанеры. Горизонтальное оперение в профиль - симметричное. Место состыковки стабилизатора с фюзеляжем закрыто дюралюминиевым "зализом", закрепленным шурупами.
Высотый руль имел осевую аэродинамическую компенсацию и состоял из двух половин. Конструкция каждой половины руля однолонжеронная. Носок руля до лонжерона забран фанерой, обшивка из полотна. На левой половине расположен обшитый фанерой триммер, управляемый в полете. В верхней части каждого высотные рули закреплялись к лонжерону на фигурных кронштейна: весовые балансиры обтекаемой формы, как на элеронах, для предотвращений самоколебаний руля в полете на больших скоростях. Киль прочно закреплялся к двадцатому шпангоуту фюзеляжа, имея опять же фанерную обшивку. Руль направления по схеме аналогичен рулю высоты. В верхней части руля направления на кронштейнах размещались противовесы.
Планер окрашивался черно-зеленой камуфляжной краской, стойки шасси красились черным цветом. Красные звезды с двойной окантовкой наносились на крыльях внизу,и также по бортам фюзеляжа и на обеих сторонах киля. Летающая модель-копия Г-11 выполнялась в трех вариантах. Первый - кордовая модель самолета для буксировки за кордовой моделью-копией самолетов СБ или ДБ-3Ф. Второй вариант - радиоуправляемая модель-копия планера для буксировки за радиоуправляемыми моделями тех же типов машин.Третий вариант - это радиоуправляемая модель. В этом случае запуск проводиться с помощью леера. Модель Г-11 способна выполнять пилотажные фигуры в горизонтальной плоскости, с нее можно сбрасывать парашютистов. Есть возможность выпускать закрылки при посадке, применять поворот основной стойки шасси и садиться на лыжу.
Тактико-технические характеристики планера Г-11. |
Габариты, м: длина - 9,8 размах крыла -18 высота на стоянке - 2,7 Площадь крыла, м2 - 30 Нагрузка на крыло, кг/м2 -83 Вес, кг: полетный - 2400 пустого - 1200 Скорость, км/ч: максимальная при буксировке - 280 при планировании - 146 посадочная при полном весе - 82,5 Минимальная скорость снижения, м/с - 2,2 Максимальное качество планирования - 5,2 |
Источники:
- Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.
- Боевые действия Красной армии в ВОВ - Планер Г-11 (Г-29).
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.