Самолет-разведчик Р-Z - Техническое описание
Многоцелевой самолет Р-Зет применялся в качестве разведчика и легкого бомбардировщика. Это был не самый лучший самолет ВВС РККА. И было ошибкой то, что его приняли на вооружение. Самолет имел множество недостатков и дефектов, которые не смогли устранить во время проведения испытаний и тестовых полетов, так и в войсках. Попытки улучшить и модернизировать самолет были, но они не привели к эффективным результатам.
Содержание
Самолет-разведчик Р-Z
Техническое описание

Техническое описание самолета P-Z

Двухместный разведчик и легкий бомбардировщик Р-Зет - одномоторный полутораплан смешанной конструкции с преимущественным использованием дерева. Фюзеляж имел деревянный каркас, обшитый фанерой,поверх которой наклеивался миткаль. Силовой набор состоял из 11 деревянных поперечных рам, по углам которых проходили четыре лонжерона, изготовленных из брусков, выфрезерованных с внутренней стороны. Поперечные рамы склеивали из листов фанеры и брусков. В местах стыков использовались сварные накладки из стального листа.

Компоновка самолета:

Компоновка самолета

1 - мотор М-34НБ; 2 - маслорадиатор; 3 - бензобак в центроплане верхнего крыла; 4 - пулемёт ПВ-1; 5 - оптический прицел ОП-1; 6 - фонарь кабины (боевое положение турели); 7 - турель Тур-32 (ЭТУР-8/2); 8 - руль высоты; 9 - триммер руля направления; 10 - руль направления; 11 - стабилизатор; 12 - костыль; 13 - фотоаппарат АФА-13; 14 - подножка; 15 - кресло пилота; 16 - патронный ящик; 17- водяной радиатор; 18 - колесо; 19 - бензобаки в фюзеляже; 20 - моторама.

Компоновка фюзеляжа - традиционная для одномоторных самолетов того периода. В передней части была размещена мотоустановка, за ней находились фюзеляжные бензобаки и кабина экипажа. Пилот и летнаб (стрелок-радист) сидели спиной к спине, закрытые общим фонарем. Фонарь состоял из ветрового козырька, двух откидывающихся вбок панелей и сдвигающейся вперед секции. Сзади в фонаре имелся проем для ведения огня из турельного пулемета. Остекление козырька - триплексом толщиной 3 мм, всего остального - целлулоидом 1 мм. Пилот сидел в деревянном кресле с чашкой под парашют, стрелок - на подвесном сиденье. Парашют стрелка находился в специальном ящике. Под турель подкладывалось ясеневое кольцо.

Технические данные вариантов самолета Р-Зет:

Проект

  Проект
Размах верхнего крыла, м
Размах нижнего крыла, м
Длина, м
Вес, кг:  
пустого 2007
взлетный 3150
Скорость максимальная, км/ч:  
у земли
на высоте 330
Скорость посадочная, км/ч 93
Практический потолок, м 8000
Дальность полета, км 1200
Набор высоты 3000 м, мин 5,5
Разбег, м
Пробег, м
Бомбовая нагрузка, кг 900

Оп.

  Опытный
Размах верхнего крыла, м 15,5
Размах нижнего крыла, м 11,6
Длина, м 9,7
Вес, кг:  
пустого 2150
взлетный 3200***
Скорость максимальная, км/ч:  
у земли 276
на высоте 316
Скорость посадочная, км/ч 105
Практический потолок, м 8700
Дальность полета, км 1000
Набор высоты 3000 м, мин 6,6
Разбег, м 270
Пробег, м 220
Бомбовая нагрузка, кг 500

Сер.

  Серийный
Размах верхнего крыла, м 15,5
Размах нижнего крыла, м 11,6
Длина, м 9,7
Вес, кг:  
пустого 2154
взлетный 3161
Скорость максимальная, км/ч:  
у земли 268
на высоте 313
Скорость посадочная, км/ч
Практический потолок, м
Дальность полета, км
Набор высоты 3000 м, мин 7,6
Разбег, м 245
Пробег, м
Бомбовая нагрузка, кг 500

П-Зет

  П-Зет
Размах верхнего крыла, м 15,5
Размах нижнего крыла, м 11,6
Длина, м 9,7
Вес, кг:  
пустого 2345
взлетный 3575
Скорость максимальная, км/ч:  
у земли 270
на высоте 313
Скорость посадочная, км/ч 135
Практический потолок, м 9150
Дальность полета, км 1130
Набор высоты 3000 м, мин
Разбег, м
Пробег, м 195
Бомбовая нагрузка, кг нет

П-ЗетТ

  П-ЗетТ
Размах верхнего крыла, м 15,5
Размах нижнего крыла, м 11,6
Длина, м 9,7
Вес, кг:  
пустого
взлетный 3120
Скорость максимальная, км/ч:  
у земли 250
на высоте 293
Скорость посадочная, км/ч 97
Практический потолок, м 6240
Дальность полета, км
Набор высоты 3000 м, мин 13,9
Разбег, м 300
Пробег, м
Бомбовая нагрузка, кг нет

С ВАРШ

  С ВАРШ
Размах верхнего крыла, м 15,5
Размах нижнего крыла, м 11,6
Длина, м 9,7
Вес, кг:  
пустого
взлетный
Скорость максимальная, км/ч:  
у земли 289
на высоте 321
Скорость посадочная, км/ч
Практический потолок, м
Дальность полета, км
Набор высоты 3000 м, мин 5,5
Разбег, м 154*
Пробег, м
Бомбовая нагрузка, кг нет

С 2хТК-1

  С 2хТК-1
Размах верхнего крыла, м 15,5
Размах нижнего крыла, м 11,6
Длина, м 9,7
Вес, кг:  
пустого
взлетный
Скорость максимальная, км/ч:  
у земли 243
на высоте 295**
Скорость посадочная, км/ч 95-100
Практический потолок, м 10 230
Дальность полета, км
Набор высоты 3000 м, мин
Разбег, м
Пробег, м
Бомбовая нагрузка, кг нет

* - на лыжах; ** - без турбонаддува - 269 км/ч; *** - максимальный вес с бомбами - 3600 кг.

Верхнее крыло монтировалось над фюзеляжем на стойках кабана из стальных труб. Оно было прямоугольным в плане, с округлыми законцовками, и разделялось на центроплан и две отъемные части, соединявшиеся через стальные башмаки. Каркас состоял из двух деревянных коробчатых лонжеронов и ферменных нервюр, сверху обтягивался полотном. Для придания конструкции дополнительной жесткости между лонжеронами и усиленными нервюрами крепились внутренние расчалки, в местах пересечения обтянутые лентой. Полотно пришивалось к нервюрам шпагатом с последующей заклейкой шва лентой. На задней кромке верхнего крыла размещались элероны, имевшие деревянный каркас и полотняную обтяжку.

Р-Зет

Конструкция нижнего крыла подобна верхнему, но без элеронов; при этом в некоторые нервюры монтировали балки бомбодержателей. Стык нижнего крыла с фюзеляжем прикрывался зализами. Верхнее и нижнее крылья соединялись N-образными стойками. Каждая полукоробка крыла снабжалась системой перекрестных расчалок. Оперение - цельнометаллическое (из дюралюминия), обтянутое полотном. Каркас стабилизатора - с двумя лонжеронами, клепанными из коробчатых профилей с отверстиями для облегчения, и штампованными нервюрами. Он усиливался внутренними расчалками. Угол установки стабилизатора можно было менять при регулировке на земле. Стабилизатор снизу был подперт V-образными подкосами, а сверху соединен с килем спаренными расчалками. Руль высоты имел трубчатый лонжерон и штампованные нервюры. Внутри киля два коробчатых лонжерона располагались под углом друг к другу, нервюры также изготавливались штамповкой из дюралюминиевого листа. По конструкции руль поворота был аналогичен рулю высоты. Оба они навешивались на шарикоподшипниках. На рулях размещались флеттнеры, управляемые из кабины тросами.

Двухместный разведчик и легкий бомбардировщик

Мотор М-34Н (М-34НБ) - 12-цилиндровый V-образный, водяного охлаждения, безредукторный, с одноступенчатым односкоростным приводным нагнетателем. Взлетная мощность равнялась 840 л.с. (не более 5 мин), номинальная - 750 л.с. Двигатель стоял на раме, сваренной из стальных труб, и закрывался капотом из листового дюралюминия с замками типа "Фэйри". Запуск мотора - сжатым воздухом. Водомасляный радиатор размещался в фюзеляже справа впереди летчика. Водяной радиатор находился под фюзеляжем в обтекателе. Его можно было частично втягивать в фюзеляж с помощью цепи, приводившейся в движение штурвалом на правом борту пилотской кабины. Полностью выпущенный водяной радиатор уменьшал максимальную скорость на 8 км/ч. Расширительный бачок водяной системы располагался над мотором. Двигатель вращал металлический винт В-34 диаметром 3,1 м, шаг которого можно было менять на земле. Бензин хранился в четырех клепаных баках из алюминиевого сплава. Два бака емкостью по 122 л размещались рядом друг с другом в балдахине верхнего крыла, еще два по 228 л стояли друг за другом в фюзеляже перед кабиной пилота. Дюралюминиевый клепаный масляный бак на 77 л находился между мотором и фюзеляжными бензобаками.

Р-Зет

Шасси имело две полуоси и систему подкосов, изготовленных из легированной стали и заключённых в дюралюминиевые обтекатели. Колеса размером 900x200 мм, с гидравлическими тормозами. Привод тормозов - от ручного насоса. Зимой колеса заменялись деревянными лыжами (из досок ясеня и сосны с фанерным верхом) с фанерным обтекателем кабана и системой оттяжек. Костыль - металлический, управляемый, с резиновой шнуровой амортизацией. При эксплуатации на снегу на него также надевалась маленькая лыжа.

Управление самолетом было двойное, из обеих кабин, ручкой и педалями, мягкое тросовое. У места пилота монтировались манометры бензина и масла, термометры бензина и масла, тахометр (указатель оборотов), часы, компасы КИ и К-4, указатель скорости, вариометр, указатель поворота, бензиномер, альтиметр (указатель высоты), вакуумметр и зеркало заднего вида. У летнаба имелись указатель скорости, альтиметр, компас АН-2, часы, термометр воздуха и навигационный визир НВ-56.

Самолет оснащался радиостанцией 13СК-2 с жесткой и выпускной антеннами. Первая, из медных трубок, монтировалась внутри передней кромки верхнего крыла, вторая выпускалась с помощью лебедки, установленной в кабине летнаба. Р-Зет нес комплект навигационных огней: типа А на законцовках верхнего крыла и типа СС на руле поворота. На самолетах поздних серий ставились ракетодержатели с электрозапалом. Предусматривалось несение двух ракет ПАР-13. Электросистема напряжением 12 В запитывалась от генератора ДСФ-500 на двигателе и аккумулятора 6AT-IV.

Р-Зет

Р-Зет, 1938 год

Кислородное оборудование - два прибора КП-1 или КПА, маски и два баллона емкостью по 4 л.Связь между членами экипажа - через резиновое переговорное приспособление (шланг с наконечниками). В случае пожара на двигателе использовался углекислотный огнетушитель "Тайфун". В варианте разведчика в кабине летнаба размещался плановый фотоаппарат АФА-13 с электроприводом. Его объектив смотрел в люк в полу за турелью.

Стрелковое вооружение Р-Зет состояло из пулеметов ПВ-1 (неподвижного) и ШKAC (на турели в кабине летнаба). Первый монтировался над мотором и стрелял через винт с применением синхронизатора Пул-9. Питание - лентой из патронного ящика на 800 патронов (нормальный запас - 500 патронов). При стрельбе из ПВ-1 пилот прицеливался через оптический прицел ОП-1 или дублирующий кольцевой КП-1. Второй пулемет стоял на электрифицированной турели Тур-32 (ЭТур-8/2). Поворот влево-вправо осуществлялся электроприводом, подъем и опускание ствола - вручную. Пулемет ШКАС, стоявший на турели, комплектовался прицелом КПТ-5 и флигер-мушкой МФ. Ящик был рассчитан на 1000 патронов, но нормальный боезапас - 800. Стреляные гильзы и звенья собирались в мешок под пулеметом.

Р-Зет

Нормальная бомбовая нагрузка - 300 кг, максимальная - 500 кг. Восемь балок Д-2 (по четыре с каждой стороны) с 12 замками Дер-31 были вмонтированы в нервюры нижнего крыла. Они допускали подвеску бомб разного калибра: от мелких осколочных АО-8 до АФ-100 (ФАБ-100). Основные варианты загрузки: восемь АО-8, АО-Ю, АФ-32 или АФ-50, либо четыре АФ-100. Предусматривалась поясная подвеска (между двумя ближними к фюзеляжу балками) двух бомб АФ-250 (ФАБ-250) или ротативно-рассеивающих (кассетных) РРАБ-250. Вместо бомб самолет мог взять четыре выливных химических прибора ВАП-4м или два дымовых прибора ДАП-100. Сброс бомб осуществлялся летнабом при помощи электробомбосбрасывателя ЭСБР-1 или аварийного механического сбрасывателя АСБР-2 (АСБР-2бис). Второй АСБР-2 стоял у летчика. Прицеливался летнаб при бомбометании через оптический прицел ОПБ-1, который в боевом положении стоял в пятке над лючком в полу кабины, а в походном лежал в зажимах на правом борту. Как прицел можно было использовать и навигационный визир НВ-56.

Модернизация

К началу 1937 года уже не было прежнего энтузиазма в отношении Р-Зет. Заказ на него резко сократили, но завод № 1 продолжал крупносерийный выпуск этого самолета. От конструкторов требовалось устранение основных дефектов. Работа велась сразу по нескольким направлениям. Вначале перешли от моторов М-34Н к М-34НА, потом к М-34НБ с большим ресурсом. Вся серия 1937 года шла с усиленными стойками центроплана. Были внесены изменения в систему водяного охлаждения, увеличили ход амортизатора костыля. Вместо электробомбосбрасывателей ЭСБР-1, которые часто отказывали при низких температурах, внедрили новые ЭСБР-ЗП.

Самолет Р-Зет

Р-Зет перед испытаниями на штопор

P-Z выходил из штопора с большим запаздыванием и не всегда. Были организованы специспытания на штопор. Во время испытаний 2 февраля 1937 года пилот Расстригин не смог вывести машину из спирали и вместе с инженером Таракановским покинул ее на парашютах. У падающего самолета сложились крылья, и он рассыпался в воздухе. Экипаж не пострадал. НИИ ВВС сообщили руководству: "Разрушение самолёта в воздухе показало недостаточную прочность коробки крыльев". На заводе № 1 не вышел из штопора летчик военной приемки Шевченко. После всего этого был наложен ряд ограничений: запретили выполнять штопор, перевороты и крутые спирали.

Одноместные Р-Зет на лыжах и на колесах:

Одноместный самолет

Р-Зет

Различные недостатки и низкие данные самолета P-Z привели к тому, что ВВС РККА начали от него отказываться. Опыт боевого применения в Испании также говорил об устарелости этих самолетов.

На 1938 год заказов на Р-Зет УВВС не выдало. Самолет находился в массовом производстве менее двух лет. В общей сложности было выпущено 1031 самолет.

Конечно, снятие с производства Р-Зет было связано не только с дефектами самолета. В ВВС РККА шли структурные изменения. Самолет СБ выдвигался на роль массового типа бомбардировщика и дальнего разведчика. Для Р-5, ССС и P-Z оставались только штурмовые части и войсковая авиация, которые в то время считались второстепенными. На смену бипланам стали приходить новые монопланы Р-10 и БШ-1 (лицензионный американский Валти V-11GB). Считалось, что монопланы полностью вытеснят старые бипланы.

Источники:

  • В. Р. Котельников. Разведчик и лёгкий бомбардировщик Р-Z (Р-Зет).
  • М. Маслов Самолёты-разведчики Р-5 и Р-Z.
  • Николай Якубович. Боевая подруга "Наташа".
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме