|
Самолет-разведчик Р-10 (ХАИ-5)
|
Самолет-разведчик Р-10 (ХАИ-5) был создан талантливым конструктором И. Г. Неманом в 1936 году. Разрабатывался как разведчик, но мог применяться в качестве штурмовика и ближнего бомбардировщика. Применялся во всех боевых действиях РККА того времени. Эксплуатировался до 1944 года, хотя под конец войны - в основном, как учебный, т.к. еще в 1940 году был вытеснен в производстве самолетом Су-2.
Многоцелевой разведчик Р-10 (ХАИ-5)
Р-10 (ХАИ-5) являлся советским многоцелевым одномоторным самолетом-разведчиком. Тактическое назначение - разведчик, возможное применение - штурмовик и ближний бомбардировщик. В 1936 году создан в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана. После ареста которого в 1938 году, самолет доводил А. А. Дубровин. Серийный выпуск был организован в Харькове и Саратове, за период с 1936 по 1940 год построено 493 самолета. С конца 30-х годов до начала 40-х участвовал во всех вооруженных операциях РККА. Самолет Су-2 в 1940 году сменил его в производстве. До 1944 года Р-10 (ХАИ-5) участвовал в Великой Отечественной войне. Около 60 самолетов этого типа было передано в Аэрофлот, где они использовались под маркой ПС-5.
Из истории создания советского самолета Р-10 (ХАИ-5)
Кафедрой самолетостроения в ХАИ руководил талантливый конструктор И.Г. Неман, который в достаточно молодом возрасте прошел отличную школу авиационного творчества в КБ К.А. Калинина. В начале 1930-х годов под руководством И.Г. Немана созданы самолеты ХАИ-1 и ХАИ-6. Основное внимание в январе 1934 года было сосредоточено на проектировании двухместного скоростного разведчика и ближнего бомбардировщика СР (ХАИ-5), в конструкцию которого успешно внедрялись передовые идеи, которые были опробованы на ХАИ-1. В том числе убирающееся шасси, совершенная аэродинамическая схема, фюзеляж и оперение с гладкой фанерной работающей обшивкой, убирающееся шасси. Будучи верным девизу "Ни одной выступающей детали в потоке!", И.Г. Неман бомбовую подвеску убрал в фюзеляж и разместил на кассетных держателях. Кроме того, на ХАИ-5 была впервые применена турель МВ-2 с пулеметами ШКАС. Сферический экран установки имел аэродинамическую компенсацию, что обеспечивало легкое вращение турели на больших скоростях полета. В варианте фоторазведчика монтировалась фотоустановка с дистанционным управлением, отработанным на ХАИ-6.
Завод был загружен производством самолетов И-Z и ИП-1, поэтому постройка самолета ХАИ-5 продвигалась очень медленно, к тому же техническое задание постоянно менялось. Приходилось многое доделывать и переделывать. Кроме этого, устарел двигатель М-22, который планировалось установить на самолет. Весной 1936 года И.Г. Неман получил задание доработать проект ХАИ-5 под двигатель М-25 (Райт "Циклон"), это вынужденное решение позволяло в кратчайшие сроки поднять самолет в воздух.
Первый полет на ХАИ-5 совершил летчик-испытатель Б.Н. Кудрин в конце июня 1936 года, результаты испытаний были лучше ожидаемых: максимальная скорость самолета на 100 км/ч была выше скорости самолетов подобного типа, находившихся на вооружении. В НИИ ВВС проходили государственные испытания одновременно ХАИ-5 и опытного разведчика Р-9, построенного в ЦКБ завода № 1 бригадой С.А. Кочеригина. Предпочтение, как более прогрессивному, было отдано самолету И.Г. Немана. Серийное производство самолета под обозначением Р-10 было развернуто на Харьковском и Саратовском авиационных заводах. Во время серийного производства Р-10 постоянно улучшался. Например, опытный вариант ХАИ-5бис с двигателем М-25Е на испытаниях в НИИ ВВС в 1938 году показал скорость в 425 км/ч.
Часть снятых с вооружения самолетов эксплуатировалась Аэрофлотом под индексом ПС-5. В 1938 году была попытка создать на основе Р-10 самолет-штурмовик. Таким образом появились модификации ХАИ-51, а также ХАИ-52, который запустили в серийное производство. Но арест И.Г. Немана и разгром его КБ стали причиной для свертывания работ по данному перспективному самолету. Некоторое количество самолетов-разведчиков Р-10 находились на вооружении до 1943 года (по некоторым данным - до 1944 года, но уже в основном в качестве учебных).
Основные характеристики скоростных разведчиков СССР 30-х годов
|
СР |
Год выпуска |
1935 |
Мощность двигателя, л. с. |
780 |
Размах крыла, м |
12,0 |
Длина самолета, м |
9,9 |
Площадь крыла, м кв. |
24,15 |
Взлетный вес, кг |
2649 |
Вес пустого, кг |
1862 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
460 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
380 |
Время набора высоты 5000 м, мин |
7,9 |
Потолок, м |
9000 |
Дальность полета, км |
840 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) |
|
пулеметы (калибр, мм) |
2 (7,62) |
бомбы,кг |
400 |
|
ХАИ-6 |
Год выпуска |
1935 |
Мощность двигателя, л. с. |
712 |
Размах крыла, м |
10,0 |
Длина самолета, м |
7,3 |
Площадь крыла, м кв. |
14,0 |
Взлетный вес, кг |
1750 |
Вес пустого, кг |
— |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
429 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
|
Потолок, м |
— |
Дальность полета, км |
|
Вооружение: пушки (калибр, мм) |
|
пулеметы (калибр, мм) |
|
бомбы,кг |
— |
|
ХАИ-5 (Р-10) |
Год выпуска |
1936 |
Мощность двигателя, л. с. |
730 |
Размах крыла, м |
12,2 |
Длина самолета, м |
9,3 |
Площадь крыла, м кв. |
26,8 |
Взлетный вес, кг |
2515 |
Вес пустого, кг |
1650 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
388 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
350 |
Время набора высоты 5000 м, мин |
12,0 |
Потолок, м |
7700 |
Дальность полета, км |
1450 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) |
— |
пулеметы (калибр, мм) |
3 (7,62) |
бомбы,кг |
300 |
|
Р-9 |
Год выпуска |
1936 |
Мощность двигателя, л. с. |
800 |
Размах крыла, м |
12,0 |
Длина самолета, м |
10,0 |
Площадь крыла, м кв. |
24,15 |
Взлетный вес, кг |
2730 |
Вес пустого, кг |
1940 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
447 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
366 |
Время набора высоты 5000 м, мин |
8,7 |
Потолок, м |
9000 |
Дальность полета, км |
840 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) |
2(20) |
пулеметы (калибр, мм) |
3 (7,62) |
бомбы,кг |
400 |
|
ДГ-58Р (проект) |
Год выпуска |
1937 |
Мощность двигателя, л. с. |
800 |
Размах крыла, м |
12,5 |
Длина самолета, м |
8,8 |
Площадь крыла, м кв. |
24,0 |
Взлетный вес, кг |
— |
Вес пустого, кг |
— |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
450 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
|
Потолок, м |
9850 |
Дальность полета, км |
1050 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) |
2(20) |
пулеметы (калибр, мм) |
1 (7,62) |
бомбы,кг |
200 |
|
"Иванов" Поликарпова |
Год выпуска |
1938 |
Мощность двигателя, л. с. |
830 |
Размах крыла, м |
12,2 |
Длина самолета, м |
9,4 |
Площадь крыла, м кв. |
26,8 |
Взлетный вес, кг |
3220 |
Вес пустого, кг |
2380 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
358 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
374 |
Время набора высоты 5000 м, мин |
13,0 |
Потолок, м |
8800 |
Дальность полета, км |
1000 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) |
|
пулеметы (калибр, мм) |
9 (7,62) |
бомбы,кг |
900 |
Самолет-разведчик ХАИ-5 (Р-10) являлся цельнодеревянным (кроме оперения и элеронов) двухместным монопланом с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Фюзеляж типа полумонокок конструктивно выполнялся как одно целое с центропланом и килем. Каркас фюзеляжа изготовлен полностью из дерева, состоял из поперечного и продольного наборов. В поперечном наборе насчитывалось 16 шпангоутов, из которых шпангоуты № 2 и 4 развивались в лонжероны центроплана, а № 14-16 переходили в киль. В продольный набор входило 4 лонжерона коробчатого сечения, 6 стрингеров и нервюры центроплана и фюзеляжа. Многослойная обшивка фюзеляжа выклеивалась из лент березового шпона толщиной 0,5 мм. Каркас крыла собирался из двух лонжеронов, 18 нервюр и стрингеров, имел фанерную обшивку. Все детали крыла изготавливались из липы и березовой фанеры. В окончательном виде обшивка крыла и фонаря оклеивалась тонким полотном, тщательно шпаклевалась и окрашивалась, а носки крыла полировались.
Начиная с четырнадцатого серийного самолета, стабилизатор - дюралевый. С четвертого самолета - руль поворота и элероны представляли собой дюралевый каркас, обшитый полотном. С целью уменьшения посадочного пробега предусматривались щитки Шренка с пневмоуправлением. Шасси двухопорное, тормозное, убираемое в полете. Хвостовое колесо ориентируемое. Кабина летчика закрытая. Кабина летчика-наблюдателя оборудовалась фотоустановкой АФА-13. Радиосвязь осуществляла двухсторонняя рация типа POP и РСР. Вначале на самолет устанавливали двигатель М-25А, потом - М-25В мощностью 730 л. с. Начиная с десятого серийного самолета, устанавливался двухлопастный металлический винт типа ВИШ-6. В крыльевых бензобаках размещалось 360 л топлива. На первых 24 машинах бензобаки были клепаными, позже - сварными, протектированными.
Стандартное вооружение ХАИ-5 (Р-10) включало три пулемета ШКАС: два крыльевых и один на турели. Бомбовый отсек был снабжен двумя кассетными бомбодержателями КД-2 на десять замков типа ДЕР-21-ХАИ-5. Их расположение позволяло загружать бомбы калибром 10, 25 и 50 кг общим весом 300 кг. Летчик-наблюдатель с помощью прицела ОПБ-1М или ПАК-1 производил прицеливание и сброс бомб.
Источники:
- Вячеслав Савин. Деревянная авиация профессора Немана.
- Авиация и Время. Александр Котлобовский. "Десятка". Самолет Р-10.
- Владимир Котельников. Ближние разведчики, корректировщики 1939-1945.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|