Самолет-разведчик Р-10 (ХАИ-5)
Самолет-разведчик Р-10 (ХАИ-5) был создан талантливым конструктором И. Г. Неманом в 1936 году. Разрабатывался как разведчик, но мог применяться в качестве штурмовика и ближнего бомбардировщика. Применялся во всех боевых действиях РККА того времени. Эксплуатировался до 1944 года, хотя под конец войны - в основном, как учебный, т.к. еще в 1940 году был вытеснен в производстве самолетом Су-2.

Многоцелевой разведчик Р-10 (ХАИ-5)

Самолет-разведчикР-10 (ХАИ-5) являлся советским многоцелевым одномоторным самолетом-разведчиком. Тактическое назначение - разведчик, возможное применение - штурмовик и ближний бомбардировщик. В 1936 году создан в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана. После ареста которого в 1938 году, самолет доводил А. А. Дубровин. Серийный выпуск был организован в Харькове и Саратове, за период с 1936 по 1940 год построено 493 самолета. С конца 30-х годов до начала 40-х участвовал во всех вооруженных операциях РККА. Самолет Су-2 в 1940 году сменил его в производстве. До 1944 года Р-10 (ХАИ-5) участвовал в Великой Отечественной войне. Около 60 самолетов этого типа было передано в Аэрофлот, где они использовались под маркой ПС-5.

Опытный самолет

Из истории создания советского самолета Р-10 (ХАИ-5)

Неман Иосиф ГригорьевичКафедрой самолетостроения в ХАИ руководил талантливый конструктор И.Г. Неман, который в достаточно молодом возрасте прошел отличную школу авиационного творчества в КБ К.А. Калинина. В начале 1930-х годов под руководством И.Г. Немана созданы самолеты ХАИ-1 и ХАИ-6. Основное внимание в январе 1934 года было сосредоточено на проектировании двухместного скоростного разведчика и ближнего бомбардировщика СР (ХАИ-5), в конструкцию которого успешно внедрялись передовые идеи, которые были опробованы на ХАИ-1. В том числе убирающееся шасси, совершенная аэродинамическая схема, фюзеляж и оперение с гладкой фанерной работающей обшивкой, убирающееся шасси. Будучи верным девизу "Ни одной выступающей детали в потоке!", И.Г. Неман бомбовую подвеску убрал в фюзеляж и разместил на кассетных держателях. Кроме того, на ХАИ-5 была впервые применена турель МВ-2 с пулеметами ШКАС. Сферический экран установки имел аэродинамическую компенсацию, что обеспечивало легкое вращение турели на больших скоростях полета. В варианте фоторазведчика монтировалась фотоустановка с дистанционным управлением, отработанным на ХАИ-6.

Neman I.G., KhA-5 (R-10)

Завод был загружен производством самолетов И-Z и ИП-1, поэтому постройка самолета ХАИ-5 продвигалась очень медленно, к тому же техническое задание постоянно менялось. Приходилось многое доделывать и переделывать. Кроме этого, устарел двигатель М-22, который планировалось установить на самолет. Весной 1936 года И.Г. Неман получил задание доработать проект ХАИ-5 под двигатель М-25 (Райт "Циклон"), это вынужденное решение позволяло в кратчайшие сроки поднять самолет в воздух.

Самолет-разведчик Р-10 (ХАИ-5)

Первый полет на ХАИ-5 совершил летчик-испытатель Б.Н. Кудрин в конце июня 1936 года, результаты испытаний были лучше ожидаемых: максимальная скорость самолета на 100 км/ч была выше скорости самолетов подобного типа, находившихся на вооружении. В НИИ ВВС проходили государственные испытания одновременно ХАИ-5 и опытного разведчика Р-9, построенного в ЦКБ завода № 1 бригадой С.А. Кочеригина. Предпочтение, как более прогрессивному, было отдано самолету И.Г. Немана. Серийное производство самолета под обозначением Р-10 было развернуто на Харьковском и Саратовском авиационных заводах. Во время серийного производства Р-10 постоянно улучшался. Например, опытный вариант ХАИ-5бис с двигателем М-25Е на испытаниях в НИИ ВВС в 1938 году показал скорость в 425 км/ч.

Р-10 (ХАИ-5)

Часть снятых с вооружения самолетов эксплуатировалась Аэрофлотом под индексом ПС-5. В 1938 году была попытка создать на основе Р-10 самолет-штурмовик. Таким образом появились модификации ХАИ-51, а также ХАИ-52, который запустили в серийное производство. Но арест И.Г. Немана и разгром его КБ стали причиной для свертывания работ по данному перспективному самолету. Некоторое количество самолетов-разведчиков Р-10 находились на вооружении до 1943 года (по некоторым данным - до 1944 года, но уже в основном в качестве учебных).

Самолет-разведчик

Основные характеристики скоростных разведчиков СССР 30-х годов

СР

  СР
Год выпуска 1935
Мощность двигателя, л. с. 780
Размах крыла, м 12,0
Длина самолета, м 9,9
Площадь крыла, м кв. 24,15
Взлетный вес, кг 2649
Вес пустого, кг 1862
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 460
Максимальная скорость у земли, км/ч 380
Время набора высоты 5000 м, мин 7,9
Потолок, м 9000
Дальность полета, км 840
Вооружение: пушки (калибр, мм)  
пулеметы (калибр, мм) 2 (7,62)
бомбы,кг 400

ХАИ-6

  ХАИ-6
Год выпуска 1935
Мощность двигателя, л. с. 712
Размах крыла, м 10,0
Длина самолета, м 7,3
Площадь крыла, м кв. 14,0
Взлетный вес, кг 1750
Вес пустого, кг
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 429
Максимальная скорость у земли, км/ч  
Время набора высоты 5000 м, мин  
Потолок, м
Дальность полета, км  
Вооружение: пушки (калибр, мм)  
пулеметы (калибр, мм)  
бомбы,кг

Р-10

  ХАИ-5 (Р-10)
Год выпуска 1936
Мощность двигателя, л. с. 730
Размах крыла, м 12,2
Длина самолета, м 9,3
Площадь крыла, м кв. 26,8
Взлетный вес, кг 2515
Вес пустого, кг 1650
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 388
Максимальная скорость у земли, км/ч 350
Время набора высоты 5000 м, мин 12,0
Потолок, м 7700
Дальность полета, км 1450
Вооружение: пушки (калибр, мм)
пулеметы (калибр, мм) 3 (7,62)
бомбы,кг 300

Р-9

  Р-9
Год выпуска 1936
Мощность двигателя, л. с. 800
Размах крыла, м 12,0
Длина самолета, м 10,0
Площадь крыла, м кв. 24,15
Взлетный вес, кг 2730
Вес пустого, кг 1940
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 447
Максимальная скорость у земли, км/ч 366
Время набора высоты 5000 м, мин 8,7
Потолок, м 9000
Дальность полета, км 840
Вооружение: пушки (калибр, мм) 2(20)
пулеметы (калибр, мм) 3 (7,62)
бомбы,кг 400

ДГ-58Р

  ДГ-58Р (проект)
Год выпуска 1937
Мощность двигателя, л. с. 800
Размах крыла, м 12,5
Длина самолета, м 8,8
Площадь крыла, м кв. 24,0
Взлетный вес, кг
Вес пустого, кг
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 450
Максимальная скорость у земли, км/ч  
Время набора высоты 5000 м, мин  
Потолок, м 9850
Дальность полета, км 1050
Вооружение: пушки (калибр, мм) 2(20)
пулеметы (калибр, мм) 1 (7,62)
бомбы,кг 200

Иванов

  "Иванов" Поликарпова
Год выпуска 1938
Мощность двигателя, л. с. 830
Размах крыла, м 12,2
Длина самолета, м 9,4
Площадь крыла, м кв. 26,8
Взлетный вес, кг 3220
Вес пустого, кг 2380
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 358
Максимальная скорость у земли, км/ч 374
Время набора высоты 5000 м, мин 13,0
Потолок, м 8800
Дальность полета, км 1000
Вооружение: пушки (калибр, мм)  
пулеметы (калибр, мм) 9 (7,62)
бомбы,кг 900

Р-10 (ХАИ-5)

Самолет-разведчик ХАИ-5 (Р-10) являлся цельнодеревянным (кроме оперения и элеронов) двухместным монопланом с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Фюзеляж типа полумонокок конструктивно выполнялся как одно целое с центропланом и килем. Каркас фюзеляжа изготовлен полностью из дерева, состоял из поперечного и продольного наборов. В поперечном наборе насчитывалось 16 шпангоутов, из которых шпангоуты № 2 и 4 развивались в лонжероны центроплана, а № 14-16 переходили в киль. В продольный набор входило 4 лонжерона коробчатого сечения, 6 стрингеров и нервюры центроплана и фюзеляжа. Многослойная обшивка фюзеляжа выклеивалась из лент березового шпона толщиной 0,5 мм. Каркас крыла собирался из двух лонжеронов, 18 нервюр и стрингеров, имел фанерную обшивку. Все детали крыла изготавливались из липы и березовой фанеры. В окончательном виде обшивка крыла и фонаря оклеивалась тонким полотном, тщательно шпаклевалась и окрашивалась, а носки крыла полировались.

Компоновочная схема

Начиная с четырнадцатого серийного самолета, стабилизатор - дюралевый. С четвертого самолета - руль поворота и элероны представляли собой дюралевый каркас, обшитый полотном. С целью уменьшения посадочного пробега предусматривались щитки Шренка с пневмоуправлением. Шасси двухопорное, тормозное, убираемое в полете. Хвостовое колесо ориентируемое. Кабина летчика закрытая. Кабина летчика-наблюдателя оборудовалась фотоустановкой АФА-13. Радиосвязь осуществляла двухсторонняя рация типа POP и РСР. Вначале на самолет устанавливали двигатель М-25А, потом - М-25В мощностью 730 л. с. Начиная с десятого серийного самолета, устанавливался двухлопастный металлический винт типа ВИШ-6. В крыльевых бензобаках размещалось 360 л топлива. На первых 24 машинах бензобаки были клепаными, позже - сварными, протектированными.

Многоцелевой разведчик Р-10

Стандартное вооружение ХАИ-5 (Р-10) включало три пулемета ШКАС: два крыльевых и один на турели. Бомбовый отсек был снабжен двумя кассетными бомбодержателями КД-2 на десять замков типа ДЕР-21-ХАИ-5. Их расположение позволяло загружать бомбы калибром 10, 25 и 50 кг общим весом 300 кг. Летчик-наблюдатель с помощью прицела ОПБ-1М или ПАК-1 производил прицеливание и сброс бомб.

Р-10 (ХАИ-5)

Источники:

  • Вячеслав Савин. Деревянная авиация профессора Немана.
  • Авиация и Время. Александр Котлобовский. "Десятка". Самолет Р-10.
  • Владимир Котельников. Ближние разведчики, корректировщики 1939-1945.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме