Разведчик Ту-2
Применение самолетов Ту-2 (дневной высокоскоростной пикирующий бомбардировщик) в варианте разведчика во Второй мировой войне. Переоборудование в разведчики производилось специалистами передвижных авиаремонтных мастерских ВВС.

Когда в Омске начался выпуск Ту-2 начальник разведывательного управления ВВС РККА генерал Грендаль добился постройки нескольких машин в варианте разведчика и отправки их на войсковые испытания во 2-й дальний разведывательный авиаполк (апдр) Главного командования Красной Армии. Однако промышленность не выполнила возложенные на нее обязательства, хотя в мае 1942 года на заводе в Омске был построен натурный макет такого самолета. В итоге в 2-й дальний разведывательный авиаполк (драп), дислоцировавшийся в подмосковном Монино, передали четыре самолета Ту-2 в варианте бомбардировщика. Переоборудование их в разведчики было осуществлено специалистами передвижных авиаремонтных мастерских ВВС в Монино. При этом Ту-2 оснащались не только аэрофотокамерами, но и дополнительными топливными баками в грузовом отсеке.

Все машины свели в 1-ю авиаэскадрилью и в ноябре ее перебросили на аэродром Мигалово, откуда они начали разведывательные полеты в районе Демянска. Самолеты использовались по одиночке, сначала под прикрытием истребителей, а затем и без него. В дополнение к этим машинам в начале 1943 года 2-й драп получил еще три самолета Ту-2Р, построенных и оснащенных фотокамерами (без дополнительных топливных баков) в Омске.  Успехи полка были на лицо и в феврале 1943 года 2-й драп переименовали в 47-й гвардейский апдр, а через месяц 14 марта потеряли первый самолет Ту-2. Произошло это под Старой Руссой, когда экипаж майора В.Ф. Столярова, выполнявший очередной боевой вылет, перехватила шестерка немецких истребителей Фокке-Вульф Fw 190. Из экипажа спасся лишь штурман Хабеев. 9 июля 1943 года произошел следующий случай. Около девяти часов вечера на участке 31 СВР в 500 метрах восточнее Печно, что в 9,5 км юго-восточнее ст. Насва, на нейтральной полосе (200 метров от противника и более 1000 метров от наших позиций) произвел вынужденную посадку Ту-2 47-го апдр, базировавшегося на аэродроме Андреаполь.

Самолет Ту-6

Самолет Ту-6

Экипаж разведчика (летчик капитан Дрыгин, штурман старший лейтенант Рыжков, стрелок-радист старший сержант Белов и воздушный стрелок сержант Рашутин) возвращался с боевого задания, когда отказал левый мотор. Казалось бы ничего страшного нет, Ту-2 прекрасно шел и на одном двигателе. Но через 48 минут полета правый мотор перегрелся и пришлось идти на вынужденную посадку с убранным шасси. Экипаж, забрав документы и затыльники пулеметов, благополучно покинул самолет. Обнаружив, что к ним приближались солдаты противника, пытался поджечь машину. Но из этого ничего не получилось, поскольку не удалось открыть бензобаки. "Оставив у самолета (по его собственной просьбе ) воздушного стрелка сержанта Рашутина, раненого в обе ноги во время перелета на высоте около 100 метров переднего края обороны противника, - говорилось в докладе начальника штаба 3-й ВА генерал-майора Дагаева начальнику штаба Калининского фронта генерал-лейтенанту Курасову - экипаж под огнем противника отошел в северо-восточном направлении и после 22 часов блужданий, был обнаружен в районе Белая Липа (4 км восточнее Гороховье), откуда был направлен в штаб 31 СБр и в дальнейшем в свою часть".

Как следует из доклада подполковника Азарова начальнику штаба 3-й ВА, часть солдат противника до 20 человек пыталась преследовать уходивший в сторону леса экипаж. При этом между ними завязалась перестрелка, во время которой были пленены два раненых немца. У них забрали чистую карту местности и летный шлем. Пленные немцы были доставлены в расположение наших войск, из допроса которых стало известно, что раненого стрелка Ту-2 противник забрал с собой. Самолет Ту-2 оставался на месте вынужденной посадки до утра 10 июля 1943 г. Тогда же стало известно, что противник пытался танком отбуксировать самолет в свою сторону. Утром того же дня у самолета была замечена группа солдат противника до 40 человек, по которой части 31-й СБР открыли минометно-артиллерийский огонь отогнав противника. При этом самолет, получив несколько прямых попаданий мин и снарядов, сгорел.

Ту-2Р

Фоторазведчик Ту-2Р из 2-го авиаполка дальней разведки, участник войсковых испытаний. 1942 год

Самолет Ту-2 по сравнению с Пе-2 оказался отменным разведчиком и после вывода на перевооружение 132-го бап оставшиеся десять Ту-2 передали в 47-й апдр. Все это стало дополнительным стимулом для продолжения работ по созданию специализированного разведчика Ту-2Р. В отчете завода № 156 по итогам работы за 1943-й год отмечалось, что "на основе опыта работы Ту-2 в разведывательных полках Главного Командования и по требованию ВВС ОКБ разработало специальные разведывательные варианты... Самолет-разведчик отличается от строящегося в серии большей дальностью за счет добавочного подвесного бака и установкой для специального аэрофотоаппарата. В настоящее время один Ту-2 разведчик (с двумя АФА-3) прошел государственные испытания в НИИ спецслужбы ВВС и рекомендован к серийной постройке. Два Ту-2, оборудованные специальной качающейся установкой под АФА-33, проходят войсковые испытания в 47-м гвардейском апдр Главного командования...". В 1946 году на заводе № 23 переоборудовали первый серийный Ту-2 № 1/36 в вариант разведчика Ту-6, согласно документации, разработанной в ОКБ-156. В отличие от бомбардировщика в задней части грузового отсека разместили неподвижный аэрофотоаппараты АФА-33/20 и на качающейся установке - АФА-33/50,75,100. В кабине стрелка-радиста расположили ночной аэрофотоаппарат НАФА-Зс/50. Объем топлива увеличили за счет дополнительного 650-литрового бензобака.

Самолет 65

Опытный разведчик "65", лето 1946 года

Кроме этого установили радиокомпас СЦР-269Ж и четыре дополнительных кислородных баллона. Одновременно сняли командную радиостанцию PCИ-6 и автомат пикирования. С 26 декабря 1946 года по 9 апреля 1947-го разведчик успешно прошел государственные испытания и согласно августовскому постановлению Совета Министров СССР был принят на вооружение под обозначением Ту-6 и запущен в серийное производство. Контрольные испытания Ту-6 №14/58 с моторами АШ-82ФН и винтами АВ-5В-167А, проведенные со 2 марта по 13 апреля 1948 года, показали, что полетный вес машины возрос до 11 277 кг, скорость на высоте 5500 метров составила 545 км/ч, потолок -9050 метров и дальность - 2780 км. Самолет поднимался на высоту 5000 метров за 10,3 минуты. В 1948 году завод № 23 оборудовал пять машин Ту-2 для ночного фотографирования, оснастив их электроосветительными установками "Явор-2". Однако государственные испытания она не выдержала и была снята со снабжения ВВС.

Вскоре после войны родилась идея использовать истребитель Ла-11 для защиты наших полярных районов от непрошеных гостей. Планировалось размещать самолеты на аэродромах и площадках за Полярным кругом, в том числе и на дрейфующих льдинах. Это потребовало проведения ряда экспериментальных работ по базированию Ла-11 на ледовых аэродромах в северных широтах. Одна из первых экспедиций состоялась в 1948 г. В это время в районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР. Было решено совершить перелет группы Ла-11 на одну из льдин, используемых учеными. Возглавлял экспедицию начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) генерал-майор А.А. Кузнецов. Обеспечивали экспедицию экипажи самолетов Ли-2 650-го отдельного транспортного авиаполка, С-47 1-го транспортного авиаполка 2-й адон и Ил-12 708-го транспортного авиаполка особого назначения.

Двухмоторный разведчик Ту-6, использовавшийся в качестве лидера, и три самолета Ла-11 осуществляли тренировочные полеты в полярных условиях, базируясь на мысе Шмидта и острове Врангеля. Вначале с острова Врангеля на разведку вылетел Ту-6, у которого было достаточно хорошее навигационное оборудование. Он совершил посадку на льдину в районе Северного полюса (82 градуса 51 минута северной широты и 172 градуса 30 минут восточной долготы). Затем вернулся на "большую землю" и при появлении благоприятной погоды 7 мая 1948 года три Ла-11 в сопровождении лидера Ту-6 вылетели на льдину, совершив благополучную посадку. 8 мая, выполнив несколько полетов с льдины, они вернулись назад. Последним фоторазведчиком, созданным на базе Ту-2, стал самолет "65" с бензиновыми 1950-сильными двигателями АМ-44ТК (с турбокомпрессорами ТК-ЗООБ) жидкостного охлаждения. К его разработке в ОКБ-156 приступили в начале 1946 г. Двигатели А.А. Микулина отличались повышенным весом, и установка AM-44 на модифицируемом самолете сопровождалась смещением центровки вперед. В итоге, для обеспечения необходимого угла капотирования пришлось смешать колеса основных опор шасси вперед, удлинив их стойки.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме