Советский автожир А-7 был первым в мире вооруженной машиной данного типа, который принимал участие в боевых действиях во время Второй мировой войны. Таким образом это был первый боевой автожир в мире и первый серийный винтокрылый аппарат в СССР. В начале Великой Отечественной войны пять советский автожиров А-7-3а вошли в состав отдельной эскадрильи, которая также была первым подразделением винтокрылых машин в ВВС Красной Армии.
Советский двухместный автожир ЦАГИ А-7
Советский двухместный автожир А-7 под руководством Н.И. Камова был спроектирован в ООК ЦАГИ в 1931-33 гг. Это был первый боевой автожир в мире и первый серийный винтокрылый аппарат в СССР, построенный на первом заводе для подобной техники. Именно с этих летательных аппаратов начиналось отечественное вертолетостроение. 20 сентября 1934 года впервые поднялся в небо опытный образец А-7. 18 августа 1935 года пилот К.К. Попов продемонстрировал новый советский автожир на авиапараде в Тушино. А-7 вызвал большой интерес, и было принято решение провести всесторонние испытания и ряд демонстраций возможностей новой машины.
С середины 1936 года строился опытный экземпляр А-7бис, который начал летать с мая 1937 года. А-7бис - с измененным кабаном ротора и новым горизонтальным оперением, были добавлены две килевые шайбы под стабилизатором. Государственные испытания проходили в 1938 году. На А-7бис осуществлялось несколько эксплуатационных перелетов, в том числе на дальность около 1000 км. В начале 1940 года автожир А-7бис проходил войсковые испытания на Северо-Западном фронте, два автожира А-7 и А-7бис эксплуатировались в войсковых частях в роли корректировщиков артиллерийского огня. Малую серию из пяти автожиров А-7-3а построили в первой половине 1940 года. Советский А-7-3а - первый в мире вооруженный автожир, участвовавший в боевых действиях во время Второй мировой войны.
В целом, автожир СССР был удачным, летчики с доверием относились к этой винтокрылой машине. Ближний разведчик и корректировщик, крылатый автожир смешанной конструкции с раскруткой несущего винта ("прыгающий"). Тянущий винт имел две лопасти, шаг которых можно было изменить на земле. Шасси трехколесное, неубирающееся, с носовой стойкой (все стойки в обтекателях). Консоли крыла складные. Фюзеляж ферменной конструкции из стальных труб. Состоял из трех отсеков: моторного с топливными баками, раздельной кабины для летчика и наблюдателя и хвостовой балки. Экипаж состоял из 2 человек. Устанавливался двигатель М-22, вооружение включало 3(2)х7,62, бомбы или 4хНУРС.
В начале 1938 года для снятия с дрейфующей льдины у Гренландии группы И. Д. Папанина среди других спасателей решили использовать и автожир А-7. Весной 1941 года Народным комиссариатом лесной промышленности и Аэрофлотом была организована экспедиция в Среднюю Азию с целью изучения возможностей использования автожиров в различных областях народного хозяйства. С началом Великой Отечественной войны из пяти автожиров СССР А-7-3а была сформирована отдельная автожирная эскадрилья - первая часть винтокрылых машин в ВВС Красной Армии.
Эскадрилья автожиров А-7-3а в сентябре-октябре 1941 года воевала под Смоленском и Ельней. Они применялись в для связи, в том числе совершали полеты за линию фронта, вели фотосъемку, разбрасывали листовки в прифронтовой полосе. Фотосъемка за линией фронта проводилась под прикрытием истребителей, однако из-за их нехватки дневные полеты были прекращены и в расположение противника вылетали только ночью. Производство А-7-3а было завершено в 1940 году. После отвода автожиров с фронта часть их законсервировали, остальные эксплуатировались для различных экспериментов.
Источники:
Сергей Колов. Первый в мире боевой автожир.
Владимир Котельников. Автожир над линией Маннергейма.
Крылья Родины. В.Бирюлин. Самый тяжелый в мире.
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Немецкий тяжелый истребитель Focke-Wulf Fw 187 "Falke"
С 1935 года началась разработка самолета Фокке-Вульф FW-187 "Фальке", как тяжелого истребителя, под руководством...
Сергей Коротков: Осталось порядка 50 самолетов МиГ-31, которые необходимо модернизировать
Соглашение на модернизацию 50 самолетов МиГ-31, которые входят в летный...