Автожир ЦАГИ А-7
pro-samolet.ru   
Советский автожир А-7 был первым в мире вооруженной машиной данного типа, который принимал участие в боевых действиях во время Второй мировой войны. Таким образом это был первый боевой автожир в мире и первый серийный винтокрылый аппарат в СССР. В начале Великой Отечественной войны пять советский автожиров А-7-3а вошли в состав отдельной эскадрильи, которая также была первым подразделением винтокрылых машин в ВВС Красной Армии.

Советский двухместный автожир ЦАГИ А-7

АвтожирСоветский двухместный автожир А-7 под руководством Н.И. Камова был спроектирован в ООК ЦАГИ в 1931-33 гг. Это был первый боевой автожир в мире и первый серийный винтокрылый аппарат в СССР, построенный на первом заводе для подобной техники. Именно с этих летательных аппаратов начиналось отечественное вертолетостроение. 20 сентября 1934 года впервые поднялся в небо опытный образец А-7. 18 августа 1935 года пилот К.К. Попов продемонстрировал новый советский автожир на авиапараде в Тушино. А-7 вызвал большой интерес, и было принято решение провести всесторонние испытания и ряд демонстраций возможностей новой машины.

Автожир

С середины 1936 года строился опытный экземпляр А-7бис, который начал летать с мая 1937 года. А-7бис - с измененным кабаном ротора и новым горизонтальным оперением, были добавлены две килевые шайбы под стабилизатором. Государственные испытания проходили в 1938 году. На А-7бис осуществлялось несколько эксплуатационных перелетов, в том числе на дальность около 1000 км. В начале 1940 года автожир А-7бис проходил войсковые испытания на Северо-Западном фронте, два автожира А-7 и А-7бис эксплуатировались в войсковых частях в роли корректировщиков артиллерийского огня. Малую серию из пяти автожиров А-7-3а построили в первой половине 1940 года. Советский А-7-3а - первый в мире вооруженный автожир, участвовавший в боевых действиях во время Второй мировой войны.

Камов А-7-3

В целом, автожир СССР был удачным, летчики с доверием относились к этой винтокрылой машине. Ближний разведчик и корректировщик, крылатый автожир смешанной конструкции с раскруткой несущего винта ("прыгающий"). Тянущий винт имел две лопасти, шаг которых можно было изменить на земле. Шасси трехколесное, неубирающееся, с носовой стойкой (все стойки в обтекателях). Консоли крыла складные. Фюзеляж ферменной конструкции из стальных труб. Состоял из трех отсеков: моторного с топливными баками, раздельной кабины для летчика и наблюдателя и хвостовой балки. Экипаж состоял из 2 человек. Устанавливался двигатель М-22, вооружение включало 3(2)х7,62, бомбы или 4хНУРС.

Автожир ЦАГИ А-7

Основные характеристики автожира ЦАГИ А-7
Экипаж, чел 2
Масса, кг  
пустого 1225
нормальная взлетная 2300
Размах крыла, м 10,40
Длина, м 8,3
Высота, м 3,88
Площадь крыла, кв.м 14,70
Тип двигателя 1 ПД М-22
Мощность, л.с. 1 х 480
Скорость, км/ч  
максимальная 221
минимальная 53
Дальность, км  
практическая 1000
боевая 400
Продолжительность полета, ч 2,50
Максимальная скороподъемность, м/мин 160
Практический потолок, м 4700

Нажмите на изображение для увеличения:

Советский автожир

1 - двигатель М-22
2 - маслобак
3 - трансмиссия предварительной раскрутки
ротора с гидромеханическим включением
4 - зеркало заднего вида
5 - лопасть ротора
6 - спаренный пулемет ДА-2
7 - ракетница
8 - сиденье наблюдателя
9 - обтекатель основного колеса шасси
10 - бензобаки
11 - съемные лыжи
12 - выхлопной коллектор
13 - выхлопной патрубок нижних цилиндров
14 - капот двигателя
15 - винт А-12

А-7бис

В начале 1938 года для снятия с дрейфующей льдины у Гренландии группы И. Д. Папанина среди других спасателей решили использовать и автожир А-7. Весной 1941 года Народным комиссариатом лесной промышленности и Аэрофлотом была организована экспедиция в Среднюю Азию с целью изучения возможностей использования автожиров в различных областях народного хозяйства. С началом Великой Отечественной войны из пяти автожиров СССР А-7-3а была сформирована отдельная автожирная эскадрилья - первая часть винтокрылых машин в ВВС Красной Армии.

Автожир СССР

Советский автожир

Эскадрилья автожиров А-7-3а в сентябре-октябре 1941 года воевала под Смоленском и Ельней. Они применялись в для связи, в том числе совершали полеты за линию фронта, вели фотосъемку, разбрасывали листовки в прифронтовой полосе. Фотосъемка за линией фронта проводилась под прикрытием истребителей, однако из-за их нехватки дневные полеты были прекращены и в расположение противника вылетали только ночью. Производство А-7-3а было завершено в 1940 году. После отвода автожиров с фронта часть их законсервировали, остальные эксплуатировались для различных экспериментов.

ЦАГИ А-7-3а

Источники:

  • Сергей Колов. Первый в мире боевой автожир.
  • Владимир Котельников. Автожир над линией Маннергейма.
  • Крылья Родины. В.Бирюлин. Самый тяжелый в мире.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме