Советский двухместный автожир ЦАГИ А-7
Советский двухместный автожир А-7 под руководством Н.И. Камова был спроектирован в ООК ЦАГИ в 1931-33 гг. Это был первый боевой автожир в мире и первый серийный винтокрылый аппарат в СССР, построенный на первом заводе для подобной техники. Именно с этих летательных аппаратов начиналось отечественное вертолетостроение. 20 сентября 1934 года впервые поднялся в небо опытный образец А-7. 18 августа 1935 года пилот К.К. Попов продемонстрировал новый советский автожир на авиапараде в Тушино. А-7 вызвал большой интерес, и было принято решение провести всесторонние испытания и ряд демонстраций возможностей новой машины.
С середины 1936 года строился опытный экземпляр А-7бис, который начал летать с мая 1937 года. А-7бис - с измененным кабаном ротора и новым горизонтальным оперением, были добавлены две килевые шайбы под стабилизатором. Государственные испытания проходили в 1938 году. На А-7бис осуществлялось несколько эксплуатационных перелетов, в том числе на дальность около 1000 км. В начале 1940 года автожир А-7бис проходил войсковые испытания на Северо-Западном фронте, два автожира А-7 и А-7бис эксплуатировались в войсковых частях в роли корректировщиков артиллерийского огня. Малую серию из пяти автожиров А-7-3а построили в первой половине 1940 года. Советский А-7-3а - первый в мире вооруженный автожир, участвовавший в боевых действиях во время Второй мировой войны.
В целом, автожир СССР был удачным, летчики с доверием относились к этой винтокрылой машине. Ближний разведчик и корректировщик, крылатый автожир смешанной конструкции с раскруткой несущего винта ("прыгающий"). Тянущий винт имел две лопасти, шаг которых можно было изменить на земле. Шасси трехколесное, неубирающееся, с носовой стойкой (все стойки в обтекателях). Консоли крыла складные. Фюзеляж ферменной конструкции из стальных труб. Состоял из трех отсеков: моторного с топливными баками, раздельной кабины для летчика и наблюдателя и хвостовой балки. Экипаж состоял из 2 человек. Устанавливался двигатель М-22, вооружение включало 3(2)х7,62, бомбы или 4хНУРС.
Основные характеристики автожира ЦАГИ А-7
Экипаж, чел |
2 |
Масса, кг |
|
пустого |
1225 |
нормальная взлетная |
2300 |
Размах крыла, м |
10,40 |
Длина, м |
8,3 |
Высота, м |
3,88 |
Площадь крыла, кв.м |
14,70 |
Тип двигателя |
1 ПД М-22 |
Мощность, л.с. |
1 х 480 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
221 |
минимальная |
53 |
Дальность, км |
|
практическая |
1000 |
боевая |
400 |
Продолжительность полета, ч |
2,50 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
160 |
Практический потолок, м |
4700 |
Нажмите на изображение для увеличения:
1 - двигатель М-22 2 - маслобак 3 - трансмиссия предварительной раскрутки ротора с гидромеханическим включением 4 - зеркало заднего вида 5 - лопасть ротора 6 - спаренный пулемет ДА-2 7 - ракетница
|
8 - сиденье наблюдателя 9 - обтекатель основного колеса шасси 10 - бензобаки 11 - съемные лыжи 12 - выхлопной коллектор 13 - выхлопной патрубок нижних цилиндров 14 - капот двигателя 15 - винт А-12 |
В начале 1938 года для снятия с дрейфующей льдины у Гренландии группы И. Д. Папанина среди других спасателей решили использовать и автожир А-7. Весной 1941 года Народным комиссариатом лесной промышленности и Аэрофлотом была организована экспедиция в Среднюю Азию с целью изучения возможностей использования автожиров в различных областях народного хозяйства. С началом Великой Отечественной войны из пяти автожиров СССР А-7-3а была сформирована отдельная автожирная эскадрилья - первая часть винтокрылых машин в ВВС Красной Армии.
Эскадрилья автожиров А-7-3а в сентябре-октябре 1941 года воевала под Смоленском и Ельней. Они применялись в для связи, в том числе совершали полеты за линию фронта, вели фотосъемку, разбрасывали листовки в прифронтовой полосе. Фотосъемка за линией фронта проводилась под прикрытием истребителей, однако из-за их нехватки дневные полеты были прекращены и в расположение противника вылетали только ночью. Производство А-7-3а было завершено в 1940 году. После отвода автожиров с фронта часть их законсервировали, остальные эксплуатировались для различных экспериментов.
Источники:
- Сергей Колов. Первый в мире боевой автожир.
- Владимир Котельников. Автожир над линией Маннергейма.
- Крылья Родины. В.Бирюлин. Самый тяжелый в мире.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.