Истребитель-перехватчик Ту-1 ("63П", АНТ-63П)
В 1943 году в ОКБ Туполева разработали варианты установки на серийный самолет Ту-2 дополнительного пушечного вооружения.

Ту-1Еще в 1943 году в ОКБ Туполева разработали варианты установки на серийный самолет Ту-2 дополнительного пушечного вооружения (двух орудий Нудельмана-Суранова НС-45 калибра 45 мм) и РЛС. Но для начала оборудовали один самолет Ту-2С РЛС ПНБ-4 (прибор ночного боя), созданной под руководством В. Моргунова и П. Куксенко в Спецотделе НКВД-СССР, и двумя пушками ВЯ калибра 23 мм. В ходе испытаний ПНБ-4 продемонстрировал возможность обнаружения воздушных целей в диапазоне от 150 до 5000 метров. Затем оборудовали второй Ту-2С, но с РЛС "Гнейс-5" конструкции НИИ-20 и двумя орудиями НС-45. На обоих машинах передающие антенны РЛС располагались в носовой части фюзеляжа, а приемные - на консолях крыла.

Станция "Гнейс-5" была мощнее и позволяла обнаруживать воздушные цели на удалении до 8 км. Эта РЛС во второй половине 1945 года выдержала государственные испытания и, по отзывам специалистов 3-го управления НИИ ВВС, не уступала английской AI.Mk IX, а по ряду параметров даже превосходила ее.

Истребитель-перехватчик Ту-1

Доработанные машины в варианте Ту-2П стали, по сути, летающими лабораториями для отработки РЛС, в то время как бортовыми радарами стали оснащать ленд-лизовские A-20G "Бостон", которые, как известно, непродолжительное время состояли на вооружении авиации ПВО. Первая же попытка создания отечественного истребителя-перехватчика относится к 1946 году, когда 26 февраля в СНК было подписано постановление. В соответствие с этим документом Туполеву на базе СДБ предписывалось построить самолет-истребитель с двумя двигателями АМ-42В с тяжелым вооружением, включавшим по две пушки калибра 45 мм и 20 мм для стрельбы вперед и пару пулеметов для защиты задней полусферы. Особенностью перехватчика должна была стать бортовая радиолокационная станция.

Расчеты показывали, что самолет, получивший обозначение Ту-1 ("63П", АНТ-63П), сможет развивать скорость 529 км/ч у земли и 680 км/ч - на высоте 7000 метров, подниматься на высоту 5000 метров за восемь минут и иметь потолок -10000 метров. Его дальность при полете на высоте 5000 метров со скоростью 0,8 от максимального значения задавалась не ниже 2000 км. Этого было достаточно для борьбы с американскими бомбардировщиками В-29. Правительство установило срок предъявления машины на государственные испытания - 1 декабря 1946 г. В ходе создания машины сделали ставку на двигатели AM-43В с четырехлопастными флюгерными винтами АВ-9К-22А взлетной мощностью по 2300 л.с. и РЛС "Гнейс-7". Наступательное вооружение включало по два орудия НС-45 калибра 45 мм (размещенных в грузовом отсеке фюзеляжа) и ВЯ-23 калибра 23 мм - в центроплане несущей поверхности, а оборонительное - по одному УБТ (сверху и снизу) в задней кабине самолета.

Истребитель-перехватчик Ту-1

В истребитель переделали второй экземпляр самолета "СДБ", поэтому он и получил обозначение "63П". Заводские летные испытания начались 22 марта и закончились 3 октября 1947 года после выработки двигателями ресурса. Результаты этих испытаний не известны, а сохранившиеся фотографии позволяют идентифицировать на самолете лишь РЛС защиты хвоста.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме