Боевое применение самолета
И-16 в бою
В январе 1937 года из Советского Союза прибыла новая группа летчиков, которая постепенно заменяла прежних, уже получивших боевой опыт. По возвращению в Москву. участники первой "командировки" приглашались в Управление ВВС, где докладывали об использовании своих самолетов и боевых возможностях немецких и итальянских машин. Весной 1937 года во время проведения таких встреч (они определялись документально как "беседы") с начальником ВВС Я.Алкснисом говорили о вооружении, оборудовании и особенностях И-16. В частности, на вопрос Алксниса. пользуются ли они кислородными приборами, летчик Черных ответил: "Нет, кислородными приборами не пользовались. ...Козырек (фонарь) не нужен, он закрывает обзор... Как только бак пробит и потек бензин, хотя бы даже из заливного бачка, машина горит. Когда идет набор высоты - ничего, а как по прямой идешь - горит, так как бензин по фюзеляжу не стекает. Шасси хорошее. Вооружение нужно увеличивать".
На вопрос о надежности пулеметов отвечал: "Простыми патронами действуют без задержки. Когда появились зажигательные - они немного длиннее - стали ленты рваться, и были перекосы, пулемет ломается; там еще были зажигательно-бронебойные... Хватает ли патронов на вылет? Если стрелять грамотно, то остается. Но если стрелять, как испанцы - с 1000 м, то на вторую атаку уже не хватает... Потом, нужно улучшить обзор назад". На замечание присутствующего Николая Поликарпова, что конструкторы установят зеркало. Черных заметил: "У нас научились так смотреть - смотришь налево и видишь правую консоль стабилизатора...". Особо говорилось о недостаточной эффективности вооружения И-16, состоящего из двух ШКАСов. Сергей Денисов, который лично сбил три самолета, заключил: "Мало огня... на близких дистанциях стрелять плохо: пулеметы стоят широко на плоскостях. Надо добавить еще два пулемета через винт, тогда никто не уйдет. А так бьешь только по плоскостям".
И-16 в бою
Прибытие в Испанию второй группы летчиков попало на полосу плохой погоды, в январе 1937-го вылетов было мало.Крупные воздушные бои, которые состоялись 12-го, 14-го и 18-го февраля на Центральном участке фронта, состоялись при заметном превосходстве И-16. Набравшиеся опыта летчики сообщили о более чем десяти сбитых самолетах противника. Однако имелись и свои потери. В бою 18-го февраля тяжело ранили Филиппа Замашанского - он пытался совершить аварийную посадку вне аэродрома и разбился. По состоянию на 14-28 марта на Центральном фронте насчитывалось 17 боеспособных И-16. Еще 7 находились в ремонте, 6 потеряли в воздушных боях, один самолет разбили при аварии. Спустя месяц это количество не изменилось - по состоянию на 25 апреля в строю оставалось 17 боеспособных аппаратов и 7 И-16 находились в текущем ремонте.
Исследование живучести самолета подтверждало, что в этом вопросе И-16 находился на высоте. Высокая выносливость планера, простота устранения боевых и эксплуатационных повреждений привели к тому, что отдельные машины проходили по 4-5 капитальных ремонтов и имели налет по 350 - 400 часов. В месяц из строя выхолило 34.5% самолетов, срок жизни одной машины составлял 87 дней. Одновременно отмечались проблемы с двигателями М-25, они засасывали во время руления самолета по земле много пыли и быстро выходили из строя. При эксплуатации двигателей на максимальных оборотах они перегревались, поэтому возникла необходимость установки маслорадиаторов. Их установили уже на более поздних модификациях И-16 с форсированными двигателями М-25 В.
В мае 1937 году в Испанию прибыла очередная группа советских пилотов (из них истребителей 59 человек) и шестьдесят молодых испанских парней, освоивших технику пилотирования И-16 в советской летной школе в Кировабаде. Одновременно из СССР доставили 62 И-16 тип 5, которые должны были заметным образом усилить истребительную авиацию республиканцев. На практике, прибывшая партия самолетов оказалась практически небоеспособной. Двигатели М-25А были худшего качества, а крылья имели недостаточную прочность, что привело к ряду катастроф и снижению доверия к самолету. Советские представители в своих посланиях в Москву называли эти самолеты "вредительскими", указывали, что по причине разрушения крыльев в полете погибли летчики Лесников, Мосейко, Буров, Оржанов. Прибывшие самолеты пришлось улучшать на месте, усиливать крыло и менять полностью полотняную обшивку консолей.
В числе погибших по причине разрушения крыла значился и командир эскадрильи И-16 Константин Колесников. До своей гибели 12 мая 1937 года он записал на свой счет 3 личных воздушных победы и 4 победы в группе. 4 июля 1937 года К.И.Колесников был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно). В июне-июле продолжалось формирование новых подразделений - теперь даже для уменьшенной численности пользовались наименованием эскадрилья. В конце июня 1937 года сформировали 5 эскадрилий, которыми командовали Иван Лакеев, Антон Мосейко, Валентин Ухов, Александр Минаев, Григорий Плешенко. Кроме советских летчиков на И-16 летали американцы Френк Тинкер и Альберт Баумлер. В начале июля сформировали первую испанскую эскадрилью, которой поначалу командовал Борис Смирнов.
В июле 1937 года началось наступление республиканцев под Брунете, целью которого являлось окружение мадридской группировки противника. В строю республиканских истребителей насчитывалось 38 боеспособных машин - 13 И-15 и 38 И-16. Франкисты противопоставили более 140 истребителей, из них 9 новейших Вf 109. Это позволило им получить ощутимое количественное превосходство. Участник летних боев Григорий Плешенко позднее писал: "Я не припомню ни одного случая, когда бы нам пришлось вести бой с равным по числу боевых машин противником". Возможно, именно этот дисбаланс и необыкновенное напряжение республиканских пилотов стало причиной многих летних потерь. В конце июля, несмотря на дополнительные поступления, на центральном участке оставалось 30 боеспособных И-16, а количество сбитых с осени 1936 года возросло до 25 экземпляров. 12 июля состоялся массовый воздушный бой в районе Эль-Эскориал. 29 И-16 эскадрилий Лаксева, Виноградова, Шевцова и 8 И-15 эскадрильи Еременко атаковали группу Не 51 и C.R.32 в количестве 40 самолетов. Обе стороны заявили о 9 сбитых, хотя потом те и другие подтвердили по одному потерянному истребителю.
Чуть позднее в этот же день произошел еще один воздушный бой. в котором эскадрилью бипланов P-Z атаковали "скоростные монопланы" - название "мессершмитт" тогда еще не было известно. Судя по всему, это была первая встреча И-16 с немецким истребителем. И-16 потерь не имели, однако один Bf 109, которым управлял немецкий пилот Г.Хенесс, был сбит. Право на победу над первым самолетом этого типа приписывается разным пилотам.
И-16 вид сзади
10 августа 1937 года прибыла очередная партия И-16 в количестве 62 экземпляров. Очевидно. это были машины тип 6, т.е. экспортного исполнения, которые были выполнены более качественно и на заводе № 21 подвергались усиленному приемочному контролю.В то же время ничего не известно о дополнительном третьем пулемете, о его установке на И-16 не обмолвился ни один из участников событий в Испании. В августе 1937 года в Испанию прибыла очередная группа советских летчиков - были сформированы эскадрильи Александра Гусева и Ивана Девотченко.В начале сентября еще двумя советскими эскадрильями командовали Плешенко и Стариков, Смирнов, Шипитов и Прыгунов командовали эскадрильями испанских пилотов. В середине сентября общая численность И-16 на всех участках боевых действии - на севере, центре и юге - оценивалась в 115 экземпляров.
По состоянию на 21 мая 1938 года общая численность боеспособных "москас" в Испании составляла 43 экземпляра. Кроме двух советских эскадрилий (2-й и 5-й) активно действовали три испанские эскадрильи - 1-я, 3-я и 4-я. В начале августа 1938 т. республиканцы получили 90 новых И-16 тип 10. Эта поставка позволила во многом нормализовать положение с истребителями и сформировать новые эскадрильи. После установки высотных двигателей на самолеты 4-й эскадрильи, летчики стали летать с кислородными масками, за что их шутливо прозвали эскадрильей "сосунков". По заявлению Антонио Ариас 18 сентября 1938 г. в воздушном бою над рекой Эбро, две шестерки "сосунков" внезапно атаковали сверху две восьмерки "Мессершмиттов" и сбили четыре из них. Осенью 1938 года в воздушных боях участвуют преимущественно испанские летчики. В соответствии с заявлением республиканского правительства о выводе всех бойцов, не имеющих испанского гражданства, в конце сентября советские летчики были отозваны на родину.Война неуклонно шла к завершению.
В 1941 года ВВС Красной Армии получили дополнительно полторы сотни "ишачков", о которых казалось, уже следовало забыть. Поступили эти самолеты из Китая, с авиационного сборочного завода, расположенного в 47 км от города Урумчи. Завод этот был построен специально для сборки И-16 и являлся своеобразным форпостом советской авиапромышленности в самом центре Азии. В официальных документах прслнринтис обозначалось как авиазавод № 600 в Западном Китае. Перегонка готовых И-16 сюда по воздуху в 1940 году практически прекратилась, теперь истребители доставлялись на грузовиках в виде комплектов деталей. Сборка самолетов и осуществлялась на заводе № 600.
Источники:
- Михаил Маслов Истребитель И-16
- "Война в воздухе"
- О.Д.Хлопотов "История военной авиации от первых летательных аппаратов до реактивных самолётов."
- В.П.Иванов. Самолеты Н.Н.Поликарпова
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.