Истребитель И-16 - Боевое применение
Истребитель по прозвищу ишак (ишачок) создан в ОКБ Поликарпова. Первый полёт на прототипе выполнен В. Чкаловым в 1933 году. Принимал участие в войнах с 1936 по 1941 годы.
Содержание
Истребитель И-16
Техническое описание
Боевое применение

Боевое применение самолета

ишак

И-16 в бою

В январе 1937 года из Советского Союза прибыла новая группа летчиков, которая постепенно заменяла прежних, уже получивших боевой опыт. По возвращению в Москву. участники первой "командировки" приглашались в Управление ВВС, где докладывали об использовании своих самолетов и боевых возможностях немецких и итальянских машин. Весной 1937 года во время проведения таких встреч (они определялись документально как "беседы") с начальником ВВС Я.Алкснисом говорили о вооружении, оборудовании и особенностях И-16. В частности, на вопрос Алксниса. пользуются ли они кислородными приборами, летчик Черных ответил: "Нет, кислородными приборами не пользовались. ...Козырек (фонарь) не нужен, он закрывает обзор... Как только бак пробит и потек бензин, хотя бы даже из заливного бачка, машина горит. Когда идет набор высоты - ничего, а как по прямой идешь - горит, так как бензин по фюзеляжу не стекает. Шасси хорошее. Вооружение нужно увеличивать".

На вопрос о надежности пулеметов отвечал: "Простыми патронами действуют без задержки. Когда появились зажигательные - они немного длиннее - стали ленты рваться, и были перекосы, пулемет ломается; там еще были зажигательно-бронебойные... Хватает ли патронов на вылет? Если стрелять грамотно, то остается. Но если стрелять, как испанцы - с 1000 м, то на вторую атаку уже не хватает... Потом, нужно улучшить обзор назад". На замечание присутствующего Николая Поликарпова, что конструкторы установят зеркало. Черных заметил: "У нас научились так смотреть - смотришь налево и видишь правую консоль стабилизатора...". Особо говорилось о недостаточной эффективности вооружения И-16, состоящего из двух ШКАСов. Сергей Денисов, который лично сбил три самолета, заключил: "Мало огня... на близких дистанциях стрелять плохо: пулеметы стоят широко на плоскостях. Надо добавить еще два пулемета через винт, тогда никто не уйдет. А так бьешь только по плоскостям".

норовистый ишак

И-16 в бою

Прибытие в Испанию второй группы летчиков попало на полосу плохой погоды, в январе 1937-го вылетов было мало.Крупные воздушные бои, которые состоялись 12-го, 14-го и 18-го февраля на Центральном участке фронта, состоялись при заметном превосходстве И-16. Набравшиеся опыта летчики сообщили о более чем десяти сбитых самолетах противника. Однако имелись и свои потери. В бою 18-го февраля тяжело ранили Филиппа Замашанского - он пытался совершить аварийную посадку вне аэродрома и разбился. По состоянию на 14-28 марта на Центральном фронте насчитывалось 17 боеспособных И-16. Еще 7 находились в ремонте, 6 потеряли в воздушных боях, один самолет разбили при аварии. Спустя месяц это количество не изменилось - по состоянию на 25 апреля в строю оставалось 17 боеспособных аппаратов и 7 И-16 находились в текущем ремонте.

Исследование живучести самолета подтверждало, что в этом вопросе И-16 находился на высоте. Высокая выносливость планера, простота устранения боевых и эксплуатационных повреждений привели к тому, что отдельные машины проходили по 4-5 капитальных ремонтов и имели налет по 350 - 400 часов. В месяц из строя выхолило 34.5% самолетов, срок жизни одной машины составлял 87 дней. Одновременно отмечались проблемы с двигателями М-25, они засасывали во время руления самолета по земле много пыли и быстро выходили из строя. При эксплуатации двигателей на максимальных оборотах они перегревались, поэтому возникла необходимость установки маслорадиаторов. Их установили уже на более поздних модификациях И-16 с форсированными двигателями М-25 В.

В мае 1937 году в Испанию прибыла очередная группа советских пилотов (из них истребителей 59 человек) и шестьдесят молодых испанских парней, освоивших технику пилотирования И-16 в советской летной школе в Кировабаде. Одновременно из СССР доставили 62 И-16 тип 5, которые должны были заметным образом усилить истребительную авиацию республиканцев. На практике, прибывшая партия самолетов оказалась практически небоеспособной. Двигатели М-25А были худшего качества, а крылья имели недостаточную прочность, что привело к ряду катастроф и снижению доверия к самолету. Советские представители в своих посланиях в Москву называли эти самолеты "вредительскими", указывали, что по причине разрушения крыльев в полете погибли летчики Лесников, Мосейко, Буров, Оржанов. Прибывшие самолеты пришлось улучшать на месте, усиливать крыло и менять полностью полотняную обшивку консолей.

В числе погибших по причине разрушения крыла значился и командир эскадрильи И-16 Константин Колесников. До своей гибели 12 мая 1937 года он записал на свой счет 3 личных воздушных победы и 4 победы в группе. 4 июля 1937 года К.И.Колесников был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно). В июне-июле продолжалось формирование новых подразделений - теперь даже для уменьшенной численности пользовались наименованием эскадрилья. В конце июня 1937 года сформировали 5 эскадрилий, которыми командовали Иван Лакеев, Антон Мосейко, Валентин Ухов, Александр Минаев, Григорий Плешенко. Кроме советских летчиков на И-16 летали американцы Френк Тинкер и Альберт Баумлер. В начале июля сформировали первую испанскую эскадрилью, которой поначалу командовал Борис Смирнов.

В июле 1937 года началось наступление республиканцев под Брунете, целью которого являлось окружение мадридской группировки противника. В строю республиканских истребителей насчитывалось 38 боеспособных машин - 13 И-15 и 38 И-16. Франкисты противопоставили более 140 истребителей, из них 9 новейших Вf 109. Это позволило им получить ощутимое количественное превосходство. Участник летних боев Григорий Плешенко позднее писал: "Я не припомню ни одного случая, когда бы нам пришлось вести бой с равным по числу боевых машин противником". Возможно, именно этот дисбаланс и необыкновенное напряжение республиканских пилотов стало причиной многих летних потерь. В конце июля, несмотря на дополнительные поступления, на центральном участке оставалось 30 боеспособных И-16, а количество сбитых с осени 1936 года возросло до 25 экземпляров. 12 июля состоялся массовый воздушный бой в районе Эль-Эскориал. 29 И-16 эскадрилий Лаксева, Виноградова, Шевцова и 8 И-15 эскадрильи Еременко атаковали группу Не 51 и C.R.32 в количестве 40 самолетов. Обе стороны заявили о 9 сбитых, хотя потом те и другие подтвердили по одному потерянному истребителю.

Чуть позднее в этот же день произошел еще один воздушный бой. в котором эскадрилью бипланов P-Z атаковали "скоростные монопланы" - название "мессершмитт" тогда еще не было известно. Судя по всему, это была первая встреча И-16 с немецким истребителем. И-16 потерь не имели, однако один Bf 109, которым управлял немецкий пилот Г.Хенесс, был сбит. Право на победу над первым самолетом этого типа приписывается разным пилотам.

вид сзади

И-16 вид сзади

10 августа 1937 года прибыла очередная партия И-16 в количестве 62 экземпляров. Очевидно. это были машины тип 6, т.е. экспортного исполнения, которые были выполнены более качественно и на заводе № 21 подвергались усиленному приемочному контролю.В то же время ничего не известно о дополнительном третьем пулемете, о его установке на И-16 не обмолвился ни один из участников событий в Испании. В августе 1937 года в Испанию прибыла очередная группа советских летчиков - были сформированы эскадрильи Александра Гусева и Ивана Девотченко.В начале сентября еще двумя советскими эскадрильями командовали Плешенко и Стариков, Смирнов, Шипитов и Прыгунов командовали эскадрильями испанских пилотов. В середине сентября общая численность И-16 на всех участках боевых действии - на севере, центре и юге - оценивалась в 115 экземпляров.

По состоянию на 21 мая 1938 года общая численность боеспособных "москас" в Испании составляла 43 экземпляра. Кроме двух советских эскадрилий (2-й и 5-й) активно действовали три испанские эскадрильи - 1-я, 3-я и 4-я. В начале августа 1938 т. республиканцы получили 90 новых И-16 тип 10. Эта поставка позволила во многом нормализовать положение с истребителями и сформировать новые эскадрильи. После установки высотных двигателей на самолеты 4-й эскадрильи, летчики стали летать с кислородными масками, за что их шутливо прозвали эскадрильей "сосунков". По заявлению Антонио Ариас 18 сентября 1938 г. в воздушном бою над рекой Эбро, две шестерки "сосунков" внезапно атаковали сверху две восьмерки "Мессершмиттов" и сбили четыре из них. Осенью 1938 года в воздушных боях участвуют преимущественно испанские летчики. В соответствии с заявлением республиканского правительства о выводе всех бойцов, не имеющих испанского гражданства, в конце сентября советские летчики были отозваны на родину.Война неуклонно шла к завершению.

В 1941 года ВВС Красной Армии получили дополнительно полторы сотни "ишачков", о которых казалось, уже следовало забыть. Поступили эти самолеты из Китая, с авиационного сборочного завода, расположенного в 47 км от города Урумчи. Завод этот был построен специально для сборки И-16 и являлся своеобразным форпостом советской авиапромышленности в самом центре Азии. В официальных документах прслнринтис обозначалось как авиазавод № 600 в Западном Китае. Перегонка готовых И-16 сюда по воздуху в 1940 году практически прекратилась, теперь истребители доставлялись на грузовиках в виде комплектов деталей. Сборка самолетов и осуществлялась на заводе № 600.

Источники:

  • Михаил Маслов Истребитель И-16
  • "Война в воздухе"
  • О.Д.Хлопотов "История военной авиации от первых летательных аппаратов до реактивных самолётов."
  • В.П.Иванов. Самолеты Н.Н.Поликарпова
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме