22 января - День авиации войск противовоздушной обороны в России
22 января в ВВС России отмечается День авиации войск противовоздушной обороны. 22 января был объявлен годовым праздником авиации ПВО приказом главнокомандующего Войсками ПВО (25 октября 1996 года). Именно в этот день Приказом Народного Комитета обороны СССР № 056 от 22.01.1942 года началось формирование первого истребительного корпуса авиации ПВО. За время Великой Отечественной войны истребительная авиация была одним из основных родов войск ПВО и основным средством борьбы с самолетами врага на дальних подступах к объектам прикрытия. Летными экипажами в этот период было произведено около 170 тысяч самолетовылетов и уничтожено в воздушных боях и на аэродромах более 4 тысяч самолетов противника.
Несколько раз на протяжении многих лет авиация ПВО передавалась из состава Войск ПВО в ВВС и обратно. После объединения ВВС и Войск ПВО в один вид Вооруженных Сил в 1998 году, как самостоятельный род авиации - авиация ПВО перестала существовать, но остались истребительные авиагруппы, которые продолжают сегодня под единым командованием в Военно-воздушных силах эффективно выполнять задачи по обороне российского воздушного пространства.
Одной из основных составляющих оперативно-тактической авиации, наиболее маневренным родом авиации Военно-воздушных сил является истребительная авиация. В наши дни более 60 экипажей самолетов-перехватчиков несут круглосуточное боевое дежурство и могут уничтожить любой объект, который нарушил воздушное пространство России. Самолеты-перехватчики, находящиеся на вооружении истребительной авиации, охраняют наши воздушные границы от Калининграда до Камчатки и имеют возможность обеспечить перехват самолетов противника до рубежа пуска крылатых ракет.
Сегодня авиация ПВО - один из основных и наиболее маневренных родов войск ПВО России. В разные годы на вооружении авиационных частей ПВО стояли такие самолеты как МиГ-1, МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и другие. В конце 40-х годов авиация ПВО вооружается реактивными истребителями МиГ-9, Як-15, в 50-е- МиГ-15, -17, -19, Як-25 с бортовыми радиолокационными приборами и управляемыми ракетами класса "воздух-воздух". В 60-е годы в состав авиации ПВО поступают сверхзвуковые истребители Су-9, -11, -15, Як-28П, затем - новые поколения самолетов МиГ-25, -31, Су-27 с высокими летно-тактическими характеристиками. Сегодня основными истребителями, стоящими на вооружении авиации ПВО, являются самолеты МиГ-31 и Су-27 различных модификаций.
МиГ-31 - это самолеты, которые являются самыми скоростными и высотными перехватчиками в мире, работают во фронте до 1000 км. Им на смену приходят МиГ-31БМ - улучшенная модификация МиГ-31, которые могут летать на высотах более двадцати тысяч метров, со скоростью, почти в три раза превышающую звуковую. Самолет имеет возможность одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны и поражены. В перспективе до 2020 года планируется пополнить авиационные части ВВС более, чем шестьюдесятью модернизированными самолетами МиГ-31БМ.
Су-27, будучи самолетом ближнего и среднего боя, благодаря своим сверхманевренным характеристикам, обеспечивает прикрытие МиГ-31. Экипажи истребителей-перехватчиков регулярно поднимаются в небо при поступлении сигнала о возможных нарушениях воздушной границы нашей страны.