Пикирующий бомбардировщик Ар-2 - Боевое применение
Пикирующий бомбардировщик Архангельского Ар-2 периода второй мировой войны создан на базе самолета СБ, как попытка переделки последнего.
Содержание
Пикирующий бомбардировщик Ар-2
Боевое применение

Серийное производство

В серии СБ-РК официально пошел с октября 1940 г . Производственные затраты на него по сравнению с бомбардировщиков СБ увеличились и составляли 130%. Выпуск всех типов самолетов для завода № 22 в 1940 г. выглядел следующим образом:

 
План
Выпуск
СБ
1552
1811
Ар-2
339
63
Пе-2
50
-
Учебные кабины (СБ)
364
258
ПС-35
-
8

В 1941 г. выпуск Ар-2 составил 127 экземпляров, самолетов СБ - 68 экземпляров. Практически все эти машины изготовили в Москве, однако осенью 1941 г. авиазавод № 22 эвакуировали в Казань, поэтому возможно, что несколько экземпляров собрали там. Известно, что с 22 июня 1941 г. до конца года ВВС РККА получили 7 Ар-2. В 1942 г. авиазавод № 22 в Казани не выпускал ни СБ ни Ар-2, однако произвел текущий ремонт 112 машин обоих типов.Общее количество самолетов Ар-2, изготовленных в 1940 - 1941 гг., согласно приведенной статистике составило 200 экземпляров. В 1942 г. один пикирующий бомбардировщик Ар-2 использовался для испытаний двигателей М-107 мощностью 1400 л.с.

Практическое и боевое использование

Поступление самолетов Ар-2 в войсковые соединения началось во второй половине 1940 г. Отличительной особенностью явилась передача единичных экземпляров самолетов одновременно с обычными и пикирующими СБ (т.е. оснащенными бомбодержателями ПБ-3). Такая практика отслеживалась и позднее, что обусловило наличие одной-двух эскадрилий или даже одиночных самолетов в составе скоростных бомбардировочных полков, вооруженных СБ. В 1940 г. в войска поступило порядка полусотни пикировщиков (еще под обозначением СБ-РК). В 1941 г., до момента немецкого нападения, поставки составили 120 Ар-2.

Бомбардировщик

Самолет Ар-2 , захваченный летом 1941 г. немецкими войсками

Таким образом, к началу боевых действий большая часть из двухсот построенных пикировщиков Ар-2 находилась в войсках. В ВВС Красной армии дислокация их размещения в июне 1941 г. выглядела следующим образом:

  • Ленинградский военный округ.
  • 2-й сбап (скоростной бомбардировочный авиаполк) в составе 2-й смешанной авиадивизии - 20 Ар-2 и 39 СБ на аэродроме Крестцы под Ленинградом.
  • Прибалтийский Особый военный округ.
  • 46-й сбап в составе 7-й смешанной авиадивизии - 61 СБ и Ар-2 на аэродроме Шавли. 54-й сбап в составе 54-й смешанной авиадивизии - 68 СБ и Ар-2, 7 Пе-2 на аэродроме Вильно.
  • Западный Особый военный округ.
  • 13-й сбап в составе 9-й смешанной авиадивизии - 51 СБ и Ар-2 на аэродромах Россь и Борисовщизна.
  • Киевский Особый военный округ.
  • 33-й сбап в составе 14-й бомбардировочной дивизии - 54 СБ и Ар-2 на аэродромах Белая Церковь и Городище.

Одним из первых осенью 1940 г. получил пикирующий бомбардировщик Ар-2 (еще под обозначением СБ-РК) 13-й сбап полковника Ушакова (позднее полк возглавил капитан Гаврильченко, еще позднее капитан С.Богомолов) из состава 9-й смешанной авиадивизии Западного Особого военного округа. Согласно воспоминаний П.И.Цупко, тогда молодого летчика, только прибывшего в полк в составе молодого пополнения из Ворошиловградской летной школы, их сразу посадили на Ар-2 и приступили к отработке пикирующих полетов. Полигон находился в районе Беловежской пущи. На земле были нарисованы контуры танков, автомашин, артиллерийских батарей и просто большие белые круги с крестами посередине. Для тренировок использовали учебные цементные бомбы. К весне 1941 г. летчики 13-го сбап владели методом бомбометания с пикирования достаточно уверенно.

Бомбардировщик

В 1940 г. 13-й сбап базировался недалеко от границы, в авиагородке Россь под Белостоком. С марта 1941 г. там приступили к оборудованию взлетной полосы с твердым покрытием, поэтому полк перевели на полевой аэродром Борисовщизна. На этот период в составе полка имелось 5 эскадрилий по 12 экипажей. В течение трех месяцев три экипажа постоянно дежурили в состоянии повышенной боеготовности с подвешенными бомбами. По иронии судьбы первый выходной 13-му сбап дали 22 июня. В июне 1941 г. 13-й сбап имел на вооружении 51 самолет СБ и Ар-2. Количество каждого типа не установлено. Согласно официальных данных Министерства обороны СССР значились там и 5 самолетов Пе-2. Последнее маловероятно, ибо часть экипажей полка направилась для переучивания под Москву на Пе-2 и прибыла туда лишь 21 июня 1941 г. 22 июня 1941 г. аэродром Борисовщизна неоднократно подвергался бомбардировке, в результате которой большая часть самолетов была утрачена. До наступления июля полк полностью потерял свою боевую технику и его личный состав отправили для переучивания на Пе-2. На этих самолетах 13-й сбап начал воевать с середины июля 1941 г.

Самолет документальное фото

33-й сбап входящий в состав 19-й бомбардировочной авиадивизии Киевского военного округа в июне 1941 г. базировался под Белой Церковью. Всего в полку насчитывалось 54 самолетов СБ и Ар-2. Согласно воспоминаний летчика полка B.C. Ефремова все машины были серебристо-серые. Уже в первый день войны полк включился в боевую деятельность и, не смотря на потери, действовал вполне эффективно. Отступая вместе с войсками Красной армии 33-й сбап воевал под Воронежем, Харьковом и Сталинградом. В мае 1942 г., когда 33-й сбап действовал в составе Юго-Западного фронта в нем насчитывалось 10 СБ (из них два неисправных) и 2 пикирующих бомбардировщика Ар-2. С августа 1942 г. полк был переименован в 10-й Гвардейский бап. Полк использовал старую технику вплоть до 1943 г., после чего был перевооружен на "Бостоны".

В начале 1941 г. самолеты Ар-2 поступили на вооружение 27 иап Московского военного округа. Ранее полк эксплуатировал истребители И-14, И-15 и И-16 в составе пяти эскадрилий. Летчики некоторых эскадрилий принимали участие в советско-финляндской войне 1939-40 гг. К моменту перевооружения полк базировался на Центральном аэродроме Москвы, состоял из трех эскадрилий, его командиром являлся подполковник П.К. Демидов. В феврале 1941 г. 2-я эскадрилья (командир И.И. Воронин) в составе 11 экипажей начала переучивание на пикирующий бомбардировщик Ар-2, при этом основной целью ставилась отработка пикирующих полетов.

Бомбардировщик

23 июня 1941 г. 2-я эскадрилья 27 иап в полном составе вылетела на Западный фронт с целью противодействия наступлению вражеских механизированных колонн. Базировалась на аэродроме Борисов в Белоруссии, первый удар по немецким войскам нанесли в районе села Вилейка. Всего эскадрилья выполнила 89 боевых вылетов, из них 41 - на пикирование. До отвода на переформирование 15 человек летного состава эскадрильи погибли и пропали без вести. В авиации Военно-морского флота в июне 1941 г. насчитывалось 26 самолетов Ар-2. Из них 19 машин в составе авиации Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), 6 - на курсах усовершенствования (т.е. по сути в учебных подразделениях) и один самолет в подчинении Управления ВВС ВМФ.Гидроавиация КБФ в начале войны в основном базировалась по южному берегу Финского залива, сухопутная - в восточной части Финского залива.

43 СБ и 18 Ар-2 73-го бап 10-й смешанной авиабригады из состава ВВС КБФ 22 июня 1941 г. в основном базировались в Пярну. Согласно хроники боевых действий авиации Краснознаменного Балтийского флота даты и цели большинства боевых вылетов известны. 30 июня 73-й бап принимал участие в атаке немецких моторизованных колонн в районе Двинска (Даугавпилс). Как известно, советские бомбардировщики СБ и ДБ-3, вылетающие практически без истребительного прикрытия, понесли в этот день значительные потери. 2-я эскадрилья капитана Сыромятникова из состава 73-го бап дважды вылетала в этот день в составе 7 - 8 Ар-2 и выполняла боевую задачу без потерь со своей стороны. Возможно, на стороне экипажей была элементарная удача, однако и более высокие летные характеристики самолета сыграли свою решающую роль.

Бомбардировщик

10 июля 1941 г. 5 самолетов Ар-2 73-го бап бомбили морские транспорты в Пярну, который незадолго до этого был оставлен войсками Красной армии.13 июля 1941 г. 11 бомбардировщиков Ар-2 участвовали в нанесении удара по немецкому морскому конвою в районе Усть-Двинска. После захвата Риги 30 июня немецкое командование скрытно сосредоточило большое количество морских транспортов и кораблей в портах Либава и Виндава с задачей скорейшего перехода в Ригу. Конвою противника в составе 42 транспортов, 8 эскадренных миноносцев, 3 сторожевых кораблей и нескольких катеров удалось незамеченным войти в Ирбенский пролив. 12 июня немецкий конвой обнаружил советский самолет-разведчик и командующий Балтийским флотом отдал приказ о его уничтожении.

Бомбардировщик

Удар наносился двумя группами. 1-я группа в составе 6 Ар-2 в 7.37 утра нанесла удар с пикирования по транспортам с высоты 2500 м. Вторая группа в составе 5 Ар-2 из за плохих метеоусловий вернулась на Таллинский аэродром. В 11.00 эта группа в составе 5 Ар-2 взлетела вновь ив 11.37 с высоты 1600 м нанесла удар с пикирования по причалам в порту Усть-Двинск.

20 июля 1941 г. 6 пикирующих СБ (возможно Ар-2) атаковали и сообщили о потоплении у острова Кимито вражеского эскадренного миноносца и повреждении корабля, идентифицированного как броненосец.
23 июля 1941 г. 6 Ар-2 бомбардировали финский броненосец в районе острова Нагу. По донесению экипажей бомбы взорвались в 15-30 м от борта корабля.
25 июля 1941 г. 16 Ю-88 совершили налет на аэродром Лаксберг (Таллин), на котором базировались самолеты 73-го бап. Сгорело 2 Ар-2, 4 СБ были повреждены.
30 июля 1941 г. неустановленное количество Ар-2, И-153, МБР-2 бомбили Пярну.
13 августа 1941 г. 2 Ар -2 бомбардировали порт Пярну, согласно донесению отмечены попадания в мост. 4 Ар-2 в этот же день бомбардировали транспорты в Риге.
Боевая деятельность 73-го бап продолжалась до октября 1941 г. До момента отвода на переформирование полк потерял 15 самолетов Ар-2.

Самолет Ар-2

Источники:

  • Перов В.И., Растренин О.В. Неизвестный Ар-2.
  • Михаил Маслов. Пропавшая "Арочка".
  • Михаил Маслов "Скоростной бомбардировщик СБ. Война".
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк. "Самолеты сталинских соколов".
  • В.Е. Юденок. "Самолеты СССР Второй мировой войны".


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолет-корректировщик Хаукер "Одэкс"
Самолет взаимодействия с сухопутными войсками Hawker Audax Самолет Хаукер "Одэкс" являлся одномоторным цельнометаллическим бипланом с неубирающимся шасси. Был разработан Сиднеем Каммом...
Бомбардировщик Юнкерс Ju 287
Junkers Ju 287 - первый в мире бомбардировщик с крылом обратной стреловидности Самолет Юнкерс Ju-287V-1 представлял собой интересную конструкцию. Он являлся...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме