Пикирующий бомбардировщик Ар-2 - Боевое применение
|
Серийное производство
В серии СБ-РК официально пошел с октября 1940 г . Производственные затраты на него по сравнению с бомбардировщиков СБ увеличились и составляли 130%. Выпуск всех типов самолетов для завода № 22 в 1940 г. выглядел следующим образом:
|
План
|
Выпуск
|
СБ |
1552
|
1811
|
Ар-2 |
339
|
63
|
Пе-2 |
50
|
-
|
Учебные кабины (СБ) |
364
|
258
|
ПС-35 |
-
|
8
|
В 1941 г. выпуск Ар-2 составил 127 экземпляров, самолетов СБ - 68 экземпляров. Практически все эти машины изготовили в Москве, однако осенью 1941 г. авиазавод № 22 эвакуировали в Казань, поэтому возможно, что несколько экземпляров собрали там. Известно, что с 22 июня 1941 г. до конца года ВВС РККА получили 7 Ар-2. В 1942 г. авиазавод № 22 в Казани не выпускал ни СБ ни Ар-2, однако произвел текущий ремонт 112 машин обоих типов.Общее количество самолетов Ар-2, изготовленных в 1940 - 1941 гг., согласно приведенной статистике составило 200 экземпляров. В 1942 г. один пикирующий бомбардировщик Ар-2 использовался для испытаний двигателей М-107 мощностью 1400 л.с.
Практическое и боевое использование
Поступление самолетов Ар-2 в войсковые соединения началось во второй половине 1940 г. Отличительной особенностью явилась передача единичных экземпляров самолетов одновременно с обычными и пикирующими СБ (т.е. оснащенными бомбодержателями ПБ-3). Такая практика отслеживалась и позднее, что обусловило наличие одной-двух эскадрилий или даже одиночных самолетов в составе скоростных бомбардировочных полков, вооруженных СБ. В 1940 г. в войска поступило порядка полусотни пикировщиков (еще под обозначением СБ-РК). В 1941 г., до момента немецкого нападения, поставки составили 120 Ар-2.
Самолет Ар-2 , захваченный летом 1941 г. немецкими войсками
Таким образом, к началу боевых действий большая часть из двухсот построенных пикировщиков Ар-2 находилась в войсках. В ВВС Красной армии дислокация их размещения в июне 1941 г. выглядела следующим образом:
- Ленинградский военный округ.
- 2-й сбап (скоростной бомбардировочный авиаполк) в составе 2-й смешанной авиадивизии - 20 Ар-2 и 39 СБ на аэродроме Крестцы под Ленинградом.
- Прибалтийский Особый военный округ.
- 46-й сбап в составе 7-й смешанной авиадивизии - 61 СБ и Ар-2 на аэродроме Шавли. 54-й сбап в составе 54-й смешанной авиадивизии - 68 СБ и Ар-2, 7 Пе-2 на аэродроме Вильно.
- Западный Особый военный округ.
- 13-й сбап в составе 9-й смешанной авиадивизии - 51 СБ и Ар-2 на аэродромах Россь и Борисовщизна.
- Киевский Особый военный округ.
- 33-й сбап в составе 14-й бомбардировочной дивизии - 54 СБ и Ар-2 на аэродромах Белая Церковь и Городище.
Одним из первых осенью 1940 г. получил пикирующий бомбардировщик Ар-2 (еще под обозначением СБ-РК) 13-й сбап полковника Ушакова (позднее полк возглавил капитан Гаврильченко, еще позднее капитан С.Богомолов) из состава 9-й смешанной авиадивизии Западного Особого военного округа. Согласно воспоминаний П.И.Цупко, тогда молодого летчика, только прибывшего в полк в составе молодого пополнения из Ворошиловградской летной школы, их сразу посадили на Ар-2 и приступили к отработке пикирующих полетов. Полигон находился в районе Беловежской пущи. На земле были нарисованы контуры танков, автомашин, артиллерийских батарей и просто большие белые круги с крестами посередине. Для тренировок использовали учебные цементные бомбы. К весне 1941 г. летчики 13-го сбап владели методом бомбометания с пикирования достаточно уверенно.
В 1940 г. 13-й сбап базировался недалеко от границы, в авиагородке Россь под Белостоком. С марта 1941 г. там приступили к оборудованию взлетной полосы с твердым покрытием, поэтому полк перевели на полевой аэродром Борисовщизна. На этот период в составе полка имелось 5 эскадрилий по 12 экипажей. В течение трех месяцев три экипажа постоянно дежурили в состоянии повышенной боеготовности с подвешенными бомбами. По иронии судьбы первый выходной 13-му сбап дали 22 июня. В июне 1941 г. 13-й сбап имел на вооружении 51 самолет СБ и Ар-2. Количество каждого типа не установлено. Согласно официальных данных Министерства обороны СССР значились там и 5 самолетов Пе-2. Последнее маловероятно, ибо часть экипажей полка направилась для переучивания под Москву на Пе-2 и прибыла туда лишь 21 июня 1941 г. 22 июня 1941 г. аэродром Борисовщизна неоднократно подвергался бомбардировке, в результате которой большая часть самолетов была утрачена. До наступления июля полк полностью потерял свою боевую технику и его личный состав отправили для переучивания на Пе-2. На этих самолетах 13-й сбап начал воевать с середины июля 1941 г.
33-й сбап входящий в состав 19-й бомбардировочной авиадивизии Киевского военного округа в июне 1941 г. базировался под Белой Церковью. Всего в полку насчитывалось 54 самолетов СБ и Ар-2. Согласно воспоминаний летчика полка B.C. Ефремова все машины были серебристо-серые. Уже в первый день войны полк включился в боевую деятельность и, не смотря на потери, действовал вполне эффективно. Отступая вместе с войсками Красной армии 33-й сбап воевал под Воронежем, Харьковом и Сталинградом. В мае 1942 г., когда 33-й сбап действовал в составе Юго-Западного фронта в нем насчитывалось 10 СБ (из них два неисправных) и 2 пикирующих бомбардировщика Ар-2. С августа 1942 г. полк был переименован в 10-й Гвардейский бап. Полк использовал старую технику вплоть до 1943 г., после чего был перевооружен на "Бостоны".
В начале 1941 г. самолеты Ар-2 поступили на вооружение 27 иап Московского военного округа. Ранее полк эксплуатировал истребители И-14, И-15 и И-16 в составе пяти эскадрилий. Летчики некоторых эскадрилий принимали участие в советско-финляндской войне 1939-40 гг. К моменту перевооружения полк базировался на Центральном аэродроме Москвы, состоял из трех эскадрилий, его командиром являлся подполковник П.К. Демидов. В феврале 1941 г. 2-я эскадрилья (командир И.И. Воронин) в составе 11 экипажей начала переучивание на пикирующий бомбардировщик Ар-2, при этом основной целью ставилась отработка пикирующих полетов.
23 июня 1941 г. 2-я эскадрилья 27 иап в полном составе вылетела на Западный фронт с целью противодействия наступлению вражеских механизированных колонн. Базировалась на аэродроме Борисов в Белоруссии, первый удар по немецким войскам нанесли в районе села Вилейка. Всего эскадрилья выполнила 89 боевых вылетов, из них 41 - на пикирование. До отвода на переформирование 15 человек летного состава эскадрильи погибли и пропали без вести. В авиации Военно-морского флота в июне 1941 г. насчитывалось 26 самолетов Ар-2. Из них 19 машин в составе авиации Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), 6 - на курсах усовершенствования (т.е. по сути в учебных подразделениях) и один самолет в подчинении Управления ВВС ВМФ.Гидроавиация КБФ в начале войны в основном базировалась по южному берегу Финского залива, сухопутная - в восточной части Финского залива.
43 СБ и 18 Ар-2 73-го бап 10-й смешанной авиабригады из состава ВВС КБФ 22 июня 1941 г. в основном базировались в Пярну. Согласно хроники боевых действий авиации Краснознаменного Балтийского флота даты и цели большинства боевых вылетов известны. 30 июня 73-й бап принимал участие в атаке немецких моторизованных колонн в районе Двинска (Даугавпилс). Как известно, советские бомбардировщики СБ и ДБ-3, вылетающие практически без истребительного прикрытия, понесли в этот день значительные потери. 2-я эскадрилья капитана Сыромятникова из состава 73-го бап дважды вылетала в этот день в составе 7 - 8 Ар-2 и выполняла боевую задачу без потерь со своей стороны. Возможно, на стороне экипажей была элементарная удача, однако и более высокие летные характеристики самолета сыграли свою решающую роль.
10 июля 1941 г. 5 самолетов Ар-2 73-го бап бомбили морские транспорты в Пярну, который незадолго до этого был оставлен войсками Красной армии.13 июля 1941 г. 11 бомбардировщиков Ар-2 участвовали в нанесении удара по немецкому морскому конвою в районе Усть-Двинска. После захвата Риги 30 июня немецкое командование скрытно сосредоточило большое количество морских транспортов и кораблей в портах Либава и Виндава с задачей скорейшего перехода в Ригу. Конвою противника в составе 42 транспортов, 8 эскадренных миноносцев, 3 сторожевых кораблей и нескольких катеров удалось незамеченным войти в Ирбенский пролив. 12 июня немецкий конвой обнаружил советский самолет-разведчик и командующий Балтийским флотом отдал приказ о его уничтожении.
Удар наносился двумя группами. 1-я группа в составе 6 Ар-2 в 7.37 утра нанесла удар с пикирования по транспортам с высоты 2500 м. Вторая группа в составе 5 Ар-2 из за плохих метеоусловий вернулась на Таллинский аэродром. В 11.00 эта группа в составе 5 Ар-2 взлетела вновь ив 11.37 с высоты 1600 м нанесла удар с пикирования по причалам в порту Усть-Двинск.
20 июля 1941 г. 6 пикирующих СБ (возможно Ар-2) атаковали и сообщили о потоплении у острова Кимито вражеского эскадренного миноносца и повреждении корабля, идентифицированного как броненосец.
23 июля 1941 г. 6 Ар-2 бомбардировали финский броненосец в районе острова Нагу. По донесению экипажей бомбы взорвались в 15-30 м от борта корабля.
25 июля 1941 г. 16 Ю-88 совершили налет на аэродром Лаксберг (Таллин), на котором базировались самолеты 73-го бап. Сгорело 2 Ар-2, 4 СБ были повреждены.
30 июля 1941 г. неустановленное количество Ар-2, И-153, МБР-2 бомбили Пярну.
13 августа 1941 г. 2 Ар -2 бомбардировали порт Пярну, согласно донесению отмечены попадания в мост. 4 Ар-2 в этот же день бомбардировали транспорты в Риге.
Боевая деятельность 73-го бап продолжалась до октября 1941 г. До момента отвода на переформирование полк потерял 15 самолетов Ар-2.
Источники:
- Перов В.И., Растренин О.В. Неизвестный Ар-2.
- Михаил Маслов. Пропавшая "Арочка".
- Михаил Маслов "Скоростной бомбардировщик СБ. Война".
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
- К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк. "Самолеты сталинских соколов".
- В.Е. Юденок. "Самолеты СССР Второй мировой войны".