|
|
|
Истребитель Мессершмитт Вf 109 - На пороге войны
|
Этот самолет, находившийся на вооружении люфтваффе, а также других стран мира, известен многим. Мессершмитт 109 стал символом немецкой авиации Второй мировой войны.
На пороге большой войны
В известных книгах В. Грина и Дж. Смита по германским военным самолетам периода Второй мировой войны, содержится похожая информация о модификации Bf 109D: это вариант "сто девятого" с иным, еще недоведeнным двигателем - 12-цилиндровым DB 600A взлетной мощностью 950 л.с.
![Bf 109D](/images/stories/ww2/germany/bf-109d-1.jpg)
Серия Bf 109D оказалась короткой, так как вскоре был готов еще более выдающийся Bf 109E. Бронирование на самолете отсутствовало. Вооружение состояло из четырех пулеметов MG-17, при этом фюзеляжные пулеметы имели боекомплект по 500, а крыльевые - по 420 патронов на ствол. Отмечалось, что взлет с опущенными на 20 градусов закрылками на Bf 109D был чрезвычайно коротким, а скороподъемность -заметно лучшей, чем у "Берт". Летные данные на боевой высоте считались удовлетворительными, хотя самолет имел сравнительно большую скорость сваливания.
![Bf 109D](/images/stories/ww2/germany/bf109_03.jpg)
Небольшую установочную партию Bf 109D построили в начале 1938 г. Подобно предсерийным самолетам модификации В, почти все они использовались для экспериментальной и опытной отработки "мессершмиттов", в основном серии Е. Вслед за ними со сборочной линии стали сходить Bf 109D-1.
![Bf 109E-1](/images/stories/ww2/germany/bf-109-e-1_01.jpg)
В знак признания заслуг В. Мессершмитта в оснащении германских Люфтваффе первоклассными самолетами министерство авиации летом 1938 г. распорядилось впредь именовать все спроектированные им машины первыми буквами фамилии - Me, при этом на старые образцы техники Bf 108, Bf 109 и Bf 110 это правило не распространялось.
При создании очередной модификации "Е" конструкторы воспользовались уже готовыми планерами предсерийной партии Bf 109D-0. В частности, летные испытания машин, имевших обозначения Bf 109V-14 (D-IRTT) и VI5 (D-IPHR), начались летом 1938 г. Оба самолета получили двигатели DB 601A1 взлетной мощностью 1050 л.с. при частоте вращения коленвала 2480 об/мин, 1000 л.с. при частоте вращения 2400 об/мин и 810 л.с. при 2200 об/мин на высоте 3700 м. Bf 109V-14 был вооружен двумя фюзеляжными пулеметами МG 17 и двумя крыльевыми пушка ми MG/FF, а V-15 имел только пулеметы. В конце 1938 г. была выпущена установочная серия из восьми Bf 109E-0. которые предназначались для испытания вооружения и двигателя.
Они были в целом подобны опытным машинам, а их вооружение состояло из двух фюзеляжных и двух крыльевых пулеметов. Фюзеляж самолета Bf 109F-0 от кабины пилота идо хвоста не отличался от фюзеляжа "Доры", зато конструкция мотоустановки изменилась существенно. Первый серийный истребитель Bf 109E-1 был сдан в январе 1939 г. Производство модификации Е развернули в Регенсбурге, а завод в Аугсбурге переключился на выпуск двухмоторных тяжелых истребителей Bf 110.
Модель
|
Bf 109E-1
|
Длина самолета, м
|
8,76
|
Размах крыла, м
|
9,90
|
Площадь крыла, м2
|
16,35
|
Взлетный вес
|
1975
|
Силовая установка
|
DB601A-1
|
Мощность, л.с.
|
1075
|
Максимальная скорость, км/ч у земли
|
458
|
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5000
|
555
|
Скороподъемность, м
|
16,7
|
Практический потолок, м
|
10972
|
Дальность полета, км
|
560
|
Пулеметы MG-17 7,92-мм
|
4
|
Пушки MG-FF 20-мм
|
2
|
Бомбовая нагрузка кг
|
4X50, 1X120
|
Модель
|
Bf 109E-3
|
Длина самолета, м
|
8,76
|
Размах крыла, м
|
9,90
|
Площадь крыла, м2
|
16,35
|
Взлетный вес
|
2060
|
Силовая установка
|
DB601Aa
|
Мощность, л.с.
|
1175
|
Максимальная скорость, км/ч у земли
|
467
|
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5000
|
560
|
Скороподъемность, м
|
17,8
|
Практический потолок, м
|
11000
|
Дальность полета, км
|
560
|
Пулеметы MG-17 7,92-мм
|
2
|
Пушки MG-FF 20-мм
|
3
|
Бомбовая нагрузка кг
|
4X50, 1X120
|
Модель
|
Bf 109E-4
|
Длина самолета, м
|
8,76
|
Размах крыла, м
|
9,90
|
Площадь крыла, м2
|
16,35
|
Взлетный вес
|
нет данных
|
Силовая установка
|
DB601N
|
Мощность, л.с.
|
1200
|
Максимальная скорость, км/ч у земли
|
нет данных
|
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5000
|
нет данных
|
Скороподъемность, м
|
нет данных
|
Практический потолок, м
|
нет данных
|
Дальность полета, км
|
560
|
Пулеметы MG-17 7,92-мм
|
2
|
Пушки MG-FF 20-мм
|
2
|
Бомбовая нагрузка кг
|
4X50, 1X120
|
![Двигатель DB 601 нажмите,чтобы увеличить](/images/stories/ww2/germany/-db-601a-smol.jpg)
Помимо серийных заводов фирмы "Мессершмитт" выпуском Bf 109 по лицензии впоследствии занимался еще ряд германских предприятий.
![Bf 109E-1](/images/stories/ww2/germany/bf-109e-1.jpg)
Истребитель Bf 109E-1 обладал рядом преимуществ по сравнению с большинством современных ему истребителей, в отличие от прежних "сто девятых" на "Эмилях" устанавливался трехлопастный винт VDM изменяемого шага. Самолет получил приемо-передающую радиостанцию FuG 7, но, несмотря на то, что немцам было известно о появлении бронирования на советских истребителях в Испании. Германский истребитель не имел никакой защиты пилота, а его бензобак оставался непротектированным, что, несомненно, снижало живучесть машины.
![Bf 109E-3](/images/stories/ww2/germany/bf-109e-3.jpg)
Серийные Bf 109E-1 вооружались по образцу Bf 109E-0 (т.е. несли по четыре 7,92-мм пулемета MG 17). Боекомплект фюзеляжных MG-17 состоял из 1000 патронов на ствол, а в ящиках крыльевых размещалось по 420 патронов. Самолеты Bf 109E-1 стали поступать в истребительные подразделения Люфтваффе в самом начале 1939 г. Несмотря на дефицит, испытываемый германскими ВВС. и близкое завершение войны в Испании, Гитлер решит направить некоторое количество "Эмилей" на Пиренейский полуостров. Это объяснялось значительными потерями "мeссершмиттов" ранних модификаций в отрядах легиона "Кондор" и их износом, кроме того, Испания рассматривалась теперь как полигон для войсковых испытаний нового оружия.
![Bf 109E-4](/images/stories/ww2/germany/bf-109e-4.jpg)
Перевооружение истребительной авиации Люфтваффе на самолеты Bf 109E-1 было приоритетной задачей, но недостаток твердой валюты заставил согласиться на один экспортный контракт - для Швейцарии. Швейцарские ВВС в декабре 1938 - январе 1939 г. должны были получить 10 истребителей с двигателями Jumo 210. Вслед за этим последовал контракт на 30 Bf 109Е-1. Все они, подобно предыдущей модели, поставлялись швейцарцам без вооружения и радиооборудования. Первый самолет был принят Швейцарией 14 апреля 1939 г. Вскоре швейцарцы заказали еще 50 истребителей модификаций Е-1 и Е-3, поставки которых завершились уже в разгар войны, в апреле 1940 г. Впоследствии швейцарским "сто девятым" время от времени пришлось вступать в воздушные бои как со случайными, так и с преднамеренными нарушителями воздушного пространства с обеих воюющих сторон. Последний швейцарский "мессершмитт" был снят с вооружения 28 декабря 1949 г. Если в 1938 г. общий выпуск истребителей Bf 109 составил около 400 машин (в этом году германская авиапромышленность сумела изготовить 450 одноместных истребителей, включая небольшое число Аr 68 и Не 112). за первые восемь месяцев 1939 г. (до вторжения в Польшу) было построено 1091 Bf 109. Таким образом, среднемесячный темп производства удалось довести до 136 Bf 109. Следует учесть, что какая-то часть планеров для "Эмилей" была изготовлена еще в 1938 г и дожидалась серийных двигателей DB601. На протяжении четырех завершающих месяцев 1939 г. из ворот сборочных заводов выкатили еше 449 "сто девятых".
![Bf 109E-7](/images/stories/ww2/germany/bf-109e-7.jpg)
В течение весны-лета 1939 г. большинство истребительных подразделений Люфтваффе быаро перевооружилось на Bf 109Е-1 со старых типов "мессеров". Интересно отмeтить, что к началу Второй мировой войны истребителями Bf 109 вооружили пять из семи групп зскадр так называемых "разрушителей" или "эсминцев" - тяжелых истребителей ZG (из-за нехватки штатных Bf 110). В мае 1939 г. в Люфтваффе прошла очередная волна перенумерации авиационных частей и подразделений в соответствии с новым принципом: каждый из четырех созданных воздушных флотов получил группу номеров (по 25) для входящих в его состав. Так, эскадры 1-го ВФ теперь могли иметь номера с 1 по 25, эскадры 2-го ВФ - с 26 по 50 и.т.д. В составе "инструкторской" дивизии, в которой отрабатывались новые приемы боевого применения и готовились командирские кадры, развернули две эскадры - LG1 и LG2. Нумерация частей, относившихся к морской авиации, осталась прежней. В конце мая Люфтваффе располагали 24 группами, вооруженными истребителями Bf 109.
Истребитель для авианосца
![Bf 109T вид сбоку Bf 109T](/images/stories/ww2/germany/bf109neww/bf109t_01.jpg)
Bf 109T вид сбоку
В конце 1930-х годов командование кригсмарине вынашивало планы постройки двух первых германских авианосцев - "Граф Цеппелин" и "Петер Штрассер". В связи с этим фирма В. Мессeршмитта получила задание на разработку специального палубного варианта Bf 109. в то время как "Юнкерс" работала над созданием палубного варианта пикировщика Ju 87. Этими машинами планировали вооружить на первых порах одну группу палубной авиации, а затем сформировать и вторую. В начале 1939 г. В. Мсссершмитт предложил морякам технический проект палубного истребителя Bf 109T ("трегер" - "авианосный").
В марте 1942 г. попытка линкора "Тирпиц" с охранением из легких сил атаковать северные конвои, стедовавшие в Мурманск, закончилась провалом из-за обнаружения его подлодками, однако определенную роль сыграло также отсутствие истребительного прикрытия над германской эскадрой. В результате адмирал Редер вновь поставит вопрос о необходимости достроики авианосца "Граф Цеппелин". Приказ о возобновлении работ на авианосце поступит 13 мая 1942 г., но к этому времени Bf 109T-2 считался уже устаревшим. Хорошие взлетно-посадочные характеристики Bf 109Т-2 позволили направить уцелевшие самолеты в состав так называемого "истребительного отряда Гельголанд", сформированного 10 апреля 1943 г. на одноименном острове. Около 30 истребителей Bf 109T-2 продолжали числиться в воздушном флоте "Рейх" до лета 1944 г.. а затем их передали в истребительную группу IV/JG5.
![Bf 109E-3](/images/stories/ww2/germany/bf-109-e-3_01.jpg)
Тактико-технические характеристики Bf 109F.
|
Экипаж 1 человек.
Размеры. Размах крыла, м 9,92 Длина самолета, м 8,94 Высота самолета, м 2,60
Двигатель. 12-ти цилиндровый DB-601A "Даймлер-Бенц" 1200 л.с.
Массы и нагрузки, кг: Пустого самолета 2353, Максимальная взлетная 3066.
Летные данные: Максимальная скорость, км/ч 600 Время набора высоты 5000м, мин 5, Практический потолок, м 11000 Дальность полета (без баков), км 880.
Вооружение: 15-мм мотор-пушка, 2 Х 7,92-мм пулемета в носу 1 + 2
|
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
![Советские самолеты Второй Мировой войны Советские самолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-sssr.png) |
![Британские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-britany.png) |
![Американские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-usa.png) |
![Французские самолеты Второй мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-france.png) |
![Немецкие самолеты Второй Мировой Немецкие самолеты](/images/stories/navigator/air-force/ww2-germany.png) |
![Японские cамолеты Второй Мировой Японские cамолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-japan.png) |
![Итальянские самолеты Второй мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-italy.png) |
|
![Посетите блог про самолеты ВВС](/images/stories/navigator/air-force/blog-pro-samolet.ru2.jpg) ![Блог про самолеты Блог ВВС](/images/stories/navigator/air-force/blog-pro-samolet.ru.jpg) |
|