|
Истребитель Мессершмитт Вf 109 - На пороге войны
|
Этот самолет, находившийся на вооружении люфтваффе, а также других стран мира, известен многим. Мессершмитт 109 стал символом немецкой авиации Второй мировой войны.
На пороге большой войны
В известных книгах В. Грина и Дж. Смита по германским военным самолетам периода Второй мировой войны, содержится похожая информация о модификации Bf 109D: это вариант "сто девятого" с иным, еще недоведeнным двигателем - 12-цилиндровым DB 600A взлетной мощностью 950 л.с.
Серия Bf 109D оказалась короткой, так как вскоре был готов еще более выдающийся Bf 109E. Бронирование на самолете отсутствовало. Вооружение состояло из четырех пулеметов MG-17, при этом фюзеляжные пулеметы имели боекомплект по 500, а крыльевые - по 420 патронов на ствол. Отмечалось, что взлет с опущенными на 20 градусов закрылками на Bf 109D был чрезвычайно коротким, а скороподъемность -заметно лучшей, чем у "Берт". Летные данные на боевой высоте считались удовлетворительными, хотя самолет имел сравнительно большую скорость сваливания.
Небольшую установочную партию Bf 109D построили в начале 1938 г. Подобно предсерийным самолетам модификации В, почти все они использовались для экспериментальной и опытной отработки "мессершмиттов", в основном серии Е. Вслед за ними со сборочной линии стали сходить Bf 109D-1.
В знак признания заслуг В. Мессершмитта в оснащении германских Люфтваффе первоклассными самолетами министерство авиации летом 1938 г. распорядилось впредь именовать все спроектированные им машины первыми буквами фамилии - Me, при этом на старые образцы техники Bf 108, Bf 109 и Bf 110 это правило не распространялось.
При создании очередной модификации "Е" конструкторы воспользовались уже готовыми планерами предсерийной партии Bf 109D-0. В частности, летные испытания машин, имевших обозначения Bf 109V-14 (D-IRTT) и VI5 (D-IPHR), начались летом 1938 г. Оба самолета получили двигатели DB 601A1 взлетной мощностью 1050 л.с. при частоте вращения коленвала 2480 об/мин, 1000 л.с. при частоте вращения 2400 об/мин и 810 л.с. при 2200 об/мин на высоте 3700 м. Bf 109V-14 был вооружен двумя фюзеляжными пулеметами МG 17 и двумя крыльевыми пушка ми MG/FF, а V-15 имел только пулеметы. В конце 1938 г. была выпущена установочная серия из восьми Bf 109E-0. которые предназначались для испытания вооружения и двигателя.
Они были в целом подобны опытным машинам, а их вооружение состояло из двух фюзеляжных и двух крыльевых пулеметов. Фюзеляж самолета Bf 109F-0 от кабины пилота идо хвоста не отличался от фюзеляжа "Доры", зато конструкция мотоустановки изменилась существенно. Первый серийный истребитель Bf 109E-1 был сдан в январе 1939 г. Производство модификации Е развернули в Регенсбурге, а завод в Аугсбурге переключился на выпуск двухмоторных тяжелых истребителей Bf 110.
Модель
|
Bf 109E-1
|
Длина самолета, м
|
8,76
|
Размах крыла, м
|
9,90
|
Площадь крыла, м2
|
16,35
|
Взлетный вес
|
1975
|
Силовая установка
|
DB601A-1
|
Мощность, л.с.
|
1075
|
Максимальная скорость, км/ч у земли
|
458
|
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5000
|
555
|
Скороподъемность, м
|
16,7
|
Практический потолок, м
|
10972
|
Дальность полета, км
|
560
|
Пулеметы MG-17 7,92-мм
|
4
|
Пушки MG-FF 20-мм
|
2
|
Бомбовая нагрузка кг
|
4X50, 1X120
|
Модель
|
Bf 109E-3
|
Длина самолета, м
|
8,76
|
Размах крыла, м
|
9,90
|
Площадь крыла, м2
|
16,35
|
Взлетный вес
|
2060
|
Силовая установка
|
DB601Aa
|
Мощность, л.с.
|
1175
|
Максимальная скорость, км/ч у земли
|
467
|
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5000
|
560
|
Скороподъемность, м
|
17,8
|
Практический потолок, м
|
11000
|
Дальность полета, км
|
560
|
Пулеметы MG-17 7,92-мм
|
2
|
Пушки MG-FF 20-мм
|
3
|
Бомбовая нагрузка кг
|
4X50, 1X120
|
Модель
|
Bf 109E-4
|
Длина самолета, м
|
8,76
|
Размах крыла, м
|
9,90
|
Площадь крыла, м2
|
16,35
|
Взлетный вес
|
нет данных
|
Силовая установка
|
DB601N
|
Мощность, л.с.
|
1200
|
Максимальная скорость, км/ч у земли
|
нет данных
|
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5000
|
нет данных
|
Скороподъемность, м
|
нет данных
|
Практический потолок, м
|
нет данных
|
Дальность полета, км
|
560
|
Пулеметы MG-17 7,92-мм
|
2
|
Пушки MG-FF 20-мм
|
2
|
Бомбовая нагрузка кг
|
4X50, 1X120
|
Помимо серийных заводов фирмы "Мессершмитт" выпуском Bf 109 по лицензии впоследствии занимался еще ряд германских предприятий.
Истребитель Bf 109E-1 обладал рядом преимуществ по сравнению с большинством современных ему истребителей, в отличие от прежних "сто девятых" на "Эмилях" устанавливался трехлопастный винт VDM изменяемого шага. Самолет получил приемо-передающую радиостанцию FuG 7, но, несмотря на то, что немцам было известно о появлении бронирования на советских истребителях в Испании. Германский истребитель не имел никакой защиты пилота, а его бензобак оставался непротектированным, что, несомненно, снижало живучесть машины.
Серийные Bf 109E-1 вооружались по образцу Bf 109E-0 (т.е. несли по четыре 7,92-мм пулемета MG 17). Боекомплект фюзеляжных MG-17 состоял из 1000 патронов на ствол, а в ящиках крыльевых размещалось по 420 патронов. Самолеты Bf 109E-1 стали поступать в истребительные подразделения Люфтваффе в самом начале 1939 г. Несмотря на дефицит, испытываемый германскими ВВС. и близкое завершение войны в Испании, Гитлер решит направить некоторое количество "Эмилей" на Пиренейский полуостров. Это объяснялось значительными потерями "мeссершмиттов" ранних модификаций в отрядах легиона "Кондор" и их износом, кроме того, Испания рассматривалась теперь как полигон для войсковых испытаний нового оружия.
Перевооружение истребительной авиации Люфтваффе на самолеты Bf 109E-1 было приоритетной задачей, но недостаток твердой валюты заставил согласиться на один экспортный контракт - для Швейцарии. Швейцарские ВВС в декабре 1938 - январе 1939 г. должны были получить 10 истребителей с двигателями Jumo 210. Вслед за этим последовал контракт на 30 Bf 109Е-1. Все они, подобно предыдущей модели, поставлялись швейцарцам без вооружения и радиооборудования. Первый самолет был принят Швейцарией 14 апреля 1939 г. Вскоре швейцарцы заказали еще 50 истребителей модификаций Е-1 и Е-3, поставки которых завершились уже в разгар войны, в апреле 1940 г. Впоследствии швейцарским "сто девятым" время от времени пришлось вступать в воздушные бои как со случайными, так и с преднамеренными нарушителями воздушного пространства с обеих воюющих сторон. Последний швейцарский "мессершмитт" был снят с вооружения 28 декабря 1949 г. Если в 1938 г. общий выпуск истребителей Bf 109 составил около 400 машин (в этом году германская авиапромышленность сумела изготовить 450 одноместных истребителей, включая небольшое число Аr 68 и Не 112). за первые восемь месяцев 1939 г. (до вторжения в Польшу) было построено 1091 Bf 109. Таким образом, среднемесячный темп производства удалось довести до 136 Bf 109. Следует учесть, что какая-то часть планеров для "Эмилей" была изготовлена еще в 1938 г и дожидалась серийных двигателей DB601. На протяжении четырех завершающих месяцев 1939 г. из ворот сборочных заводов выкатили еше 449 "сто девятых".
В течение весны-лета 1939 г. большинство истребительных подразделений Люфтваффе быаро перевооружилось на Bf 109Е-1 со старых типов "мессеров". Интересно отмeтить, что к началу Второй мировой войны истребителями Bf 109 вооружили пять из семи групп зскадр так называемых "разрушителей" или "эсминцев" - тяжелых истребителей ZG (из-за нехватки штатных Bf 110). В мае 1939 г. в Люфтваффе прошла очередная волна перенумерации авиационных частей и подразделений в соответствии с новым принципом: каждый из четырех созданных воздушных флотов получил группу номеров (по 25) для входящих в его состав. Так, эскадры 1-го ВФ теперь могли иметь номера с 1 по 25, эскадры 2-го ВФ - с 26 по 50 и.т.д. В составе "инструкторской" дивизии, в которой отрабатывались новые приемы боевого применения и готовились командирские кадры, развернули две эскадры - LG1 и LG2. Нумерация частей, относившихся к морской авиации, осталась прежней. В конце мая Люфтваффе располагали 24 группами, вооруженными истребителями Bf 109.
Истребитель для авианосца
Bf 109T вид сбоку
В конце 1930-х годов командование кригсмарине вынашивало планы постройки двух первых германских авианосцев - "Граф Цеппелин" и "Петер Штрассер". В связи с этим фирма В. Мессeршмитта получила задание на разработку специального палубного варианта Bf 109. в то время как "Юнкерс" работала над созданием палубного варианта пикировщика Ju 87. Этими машинами планировали вооружить на первых порах одну группу палубной авиации, а затем сформировать и вторую. В начале 1939 г. В. Мсссершмитт предложил морякам технический проект палубного истребителя Bf 109T ("трегер" - "авианосный").
В марте 1942 г. попытка линкора "Тирпиц" с охранением из легких сил атаковать северные конвои, стедовавшие в Мурманск, закончилась провалом из-за обнаружения его подлодками, однако определенную роль сыграло также отсутствие истребительного прикрытия над германской эскадрой. В результате адмирал Редер вновь поставит вопрос о необходимости достроики авианосца "Граф Цеппелин". Приказ о возобновлении работ на авианосце поступит 13 мая 1942 г., но к этому времени Bf 109T-2 считался уже устаревшим. Хорошие взлетно-посадочные характеристики Bf 109Т-2 позволили направить уцелевшие самолеты в состав так называемого "истребительного отряда Гельголанд", сформированного 10 апреля 1943 г. на одноименном острове. Около 30 истребителей Bf 109T-2 продолжали числиться в воздушном флоте "Рейх" до лета 1944 г.. а затем их передали в истребительную группу IV/JG5.
Тактико-технические характеристики Bf 109F.
|
Экипаж 1 человек.
Размеры. Размах крыла, м 9,92 Длина самолета, м 8,94 Высота самолета, м 2,60
Двигатель. 12-ти цилиндровый DB-601A "Даймлер-Бенц" 1200 л.с.
Массы и нагрузки, кг: Пустого самолета 2353, Максимальная взлетная 3066.
Летные данные: Максимальная скорость, км/ч 600 Время набора высоты 5000м, мин 5, Практический потолок, м 11000 Дальность полета (без баков), км 880.
Вооружение: 15-мм мотор-пушка, 2 Х 7,92-мм пулемета в носу 1 + 2
|
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|