Немецкий ночной истребитель Heinkel He 219 Uhu
Несомненно, эта машина была передовой конструкцией для 1940 года. Первоначально создававшийся, как многоцелевой, самолет стал в итоге узко специализированным ночным истребителем, и в этом качестве добился успехов. Масса вариантов и модификаций снижали темпы серийного производства. Добавлялась проблема несвоевременных поставок многообещающих двигателей фирмами "Даймлер-Бенц" и "Юнкерc". Карл Франке, с 1942 года технический директор кампании Хейнкеля, вынужден был признать в августе 1944 года: "Не 219, находящийся на вооружении люфтваффе, является лучшим и наиболее скоростным ночным истребителем, которым мы обладаем. Но его характеристики сегодня не вполне достаточны для перехвата "Москито". Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Не 219 был хорошим самолетом, и, в отличие от многих других машин, практически не имел проблем с освоением его в строевых частях. Но ряд обстоятельств не позволили ему сыграть существенной роли в обороне ночного неба над Германией.
Проектирование и создание самолета Heinkel He 219 Uhu
Компания "Эрнст Хейнкель АГ" (Ernst Heinkel AG) была одной из крупнейших самолетостроительных фирм Германии и обладала большим опытом в создании различных самолетов. Поистине огромный конструкторский потенциал фирмы "Хейнкель" выразился в большом количестве предлагаемых проектов новых самолетов. Одним из таких проектов стал Р. 1055, который Хейнкель представил на рассмотрение Технического комитета Министерства авиации (RLM) в августе 1940 года. Идея этого самолета принадлежала Роберту Ауссеру (Lusser). Ауссер перешел на фирму Хейнкеля от Мессершмитга в том же 1940 году, после того, как Генрих Герц (Hertz), прежний технический директор и шеф конструкторского бюро фирмы "Хейнкель" оставил свой пост. Концептуально самолет Р. 1055 основывался на технических решениях примененных на разведчике-бомбардировщике Не 119, построенном еще в середине 1930-х годов.
Расчетная дальность Р. 1055 должна была составить 4000 км, а максимальная скорость на высоте 6000 м - 750 км/ч. Хейнкель преобразовал Р. 1055 в новый проект Р. 1060. По сути, это был все тот же Р. 1055, но очищенный от нежелательных новшеств. Самолет имел "среднее" расположение крыла и двигатели DB 603G, которые позднее предполагалось заменить другими. Моторы планировали установить на специальных каркасах, отказавшись от классических трубчатых моторам. Наступательное вооружение Р. 1060 состояло из двух пушек MG 151 и одной МК 103. Все они располагались на подфюзеляжной платформе.
Оборонительное вооружение состояло из дистанционно управляемых установок 13-мм пулеметов MG 131 расположенных сверху и снизу фюзеляжа и имеющих гидравлический привод. Ими управлял второй член экипажа, сидящий на вращающемся кресле. Хейнкель предполагал построить 12 опытных образцов, первый из которых должен был подняться в воздух 1 сентября 1942 года. Серийное производство планировалось развернуть летом 1943 года. В ноябре 1941 года началась сборка первого прототипа, но Технический комитет отдал предпочтение самолетам Ju 88, Me 210 и Аr 240. И Хейнкелю для сохранения проекта пришлось разбивать его на четыре варианта:
- 1-высотный разведчик
- 2-высотный дневной тяжелый истребитель
- 3-ночной истребитель
- 4-высотный ночной истребитель
Хейнкель представил проект Р. 1060 и первый прототип самолета перед генералитетом люфтваффе. Самолет своими расчетными летными данными произвел особое впечатление. Детальная проработка Не 219 началась в январе 1942 года сразу в двух вариантах: Не 219а - ночной истребитель и Не 219в - высотный истребитель-бомбардировщик.
На обеих модификациях предполагалась установка радара FuG 212 "Lichtenstein" С-1. Наступательное стрелковое вооружение состояло из двух пушек MG 151/15 в корне крыла и пары MG 151/20 или одной МК 103 в нижнем обтекателе. Оборонительное - из двух дистанционно управляемых турелей, расположенных сверху и снизу фюзеляжа и оснащенных спаренными пушками MG 131. Кроме того, предусматривалась возможность подвески до 2000 кг бомбовой нагрузки. На Не 219а основные шасси убирались назад с поворотом на 90°. Тогда как Не 219b отличался сдвоенными колесами основных стоек шасси, которые убирались вперед. Другими отличиями варианта "b" были двигатели DB 614 (DB 603 с трехскоростным нагнетателем) вместо DB 603G, удлиненное почти на 6 м крыло и увеличенный до 3 человек экипаж. Вскоре шасси Не 219b было признано более удачным и принято для обеих версий, а все силы сосредоточились на разработке Не 219а.
В феврале 1942 года был готов полноразмерный макет нового самолета. Для ускорения работ доводка чертежей Не 219 шла параллельно с изготовлением оснастки для производства первого опытного образца. К марту было готово около 80% чертежных калек, но большая часть их погибла при налете английской авиации на завод в Мариенехе.
7 апреля прошло заседание макетной комиссии, после которого Хейнкель получил заказ на постройку восьми опытных машин. 25 июня 1943 года программа была сокращена до создания четырех прототипов, но расширена до постройки 20 предсерийных машин, многие из которых впоследствии дополнительно получили прото-типные номера. Второй сильный налет англичан на заводы Хейнкеля в конце апреля уничтожил все чертежи, но уцелел макет.
Командования люфтваффе запуск Не 219 в производство, стремясь к 1 апреля 1943 года оснастить новым истребителями первую боевую авиагруппу. 18 августа 1942 года выдан заказ на постройку сотни Не 219, которые временно, до готовности DB 603G, должны были оснащаться двигателями DB 603А.
В октябре 1942 года Хейнкель закончил сборку первого прототипа Не 219 VI. Он имел однолонжеронное неразъемное крыло с работающей обшивкой. Между мощными щелевыми закрылками и элеронами Фриза располагались мотогондолы. Фюзеляж четырехугольного сечения также имел работающую обшивку. Два члена экипажа сидели в кабине спина к спине. В задней части кабины на подвижной турели был установлен пулемет MG 131. Сразу же за кабиной располагались топливные баки емкостью 1100, 500 и 1000 литров. Носовое колесо убиралось внутрь фюзеляжа под кабину с поворотом на 90°. Доступ в высоко расположенную кабину обеспечивала выдвижная лесенка. Основные стойки шасси убирались назад внутрь мотогондол. Из-за неготовности двигателей DB 603G на самолете установили два DB 603А с лобовыми радиаторами. На взлетном режиме моторы выдавали по 1750 л.с., на высоте 2100 м - по 1850 л.с.. и на 5700 м - по 1625 л.с. При этом реактивиые выхлопные патрубки могли добавить еще по 130 кг тяги на высоте 5700 м. Взлетная масса самолета составляла 11760 кг, а вес пустого - 9040 кг. Нагрузка на крыло равнялась 263 кг/м2.
6 ноября 1942 года летчик-испытатель Петер Готтхольд (Gotthold) впервые поднял Не 219 VI в воздух. 3 января 1943 года провели сравнительные испытательные полеты двух самолетов: Хейнкеля Не 219 и Юнкерса Ju 188. Результат оказался неопределенным. Юнкерc Ju 188 показал скорость на 30 км/ч выше, но на испытаниях он был максимально облегчен, тогда как Не 219 участвовал в стандартном снаряжении. 10 января 1943 года поднялся в воздух второй прототип Не 219 V2, который предназначался для исследования летных характеристик самолета во время пикирования. 15 января машину облетал военный летчик майор Штрейб (Streib), который остался весьма доволен новым "ночником" Хейнкеля. Его положительный доклад Герингу привел к тому, что план ежемесячного производства самолета решили увеличить до 100 машин. Тем не менее, официальное решение о принятии Не 219 на вооружение не было принято руководством люфтваффе вплоть до марта 1943 года.
Не 219 V3, поднявшийся в воздух в начале марта 1943 года, имел удлиненную хвостовую часть фюзеляжа. Не 219 V4 полетел в середине марта 1943 года. На нем установили радар FuG 212 "Lichtenstein" C-l. Вскоре был готов и пятый прототип - Не 219 V5.
25-26 марта 1943 года прошли очередные и более тщательные сравнительные полеты между Не 219 VI и Ju 188. 25 марта между самолетами провели учебный воздушный бой. При этом Не 219 пилотировал знаменитый ночной ас майор Вернер Штрейб, a Ju 188 - полковник Виктор фон Лоссберг (Lossberg) из Технического комитета. Бой выиграл Не 219, получивший к тому времени название "Uhu" - то есть "Филин". Максимальная скорость "Xейнкеля" оказалась на 25 - 40 км/ч выше, чем у "Юнкерса", и что в серийном производстве Не 219 может стать одним из лучших ночных истребителей.
Вскоре были готовы для испытаний очередные прототипы V7 и V9. Их направили для войсковых испытаний. Эти опытные машины стали прототипами для предсерийных Не 219 А-0, постройка которых началась в июле 1943 года. Эта предсерийная партия из более, чем сотни машин, оказалась наиболее массовой.