Хейнкель Не 219 "Уху" - Боевое применение
Хейнкель He-219 Филин являлся двухмоторным поршневым ночным истребителем люфтваффе. Стал первый в мире боевым самолетом, оборудованный катапультируемыми креслами. Прототип He-219 V1 совершил первый полет 15 ноября 1942 года. Предсерийный самолет He-219A-0, пилотируемый майором Штрейбом, 12 июня 1943 года совершил первый боевой вылет и сбил пять бомбардировщиков Великобритании.
Содержание
Хейнкель Не 219 "Уху"
Производство
Боевое применение
Варианты He 219

Боевое применение

Первый боевой вылет новейшего ночного истребителя Не 219 состоялся в ночь с 11 на 12 июня 1943 года. В бой пошел один из прототипов самолета - Не 219 V9 с бортовым обозначением G9 4- FB. В эту ночь англичане совершили воздушный налет на Дюссельдорф. 693 английских бомбардировщика по наводке самолетов-разведчиков "Москито" вышли на цель и сбросили свои бомбы на немецкий город. Для перехвата английских самолетов, в воздух были подняты все боеспособные немецкие ночные истребители. В 00:38 экипаж Не 219 A-0/R2 (V9) в составе майора Вернера Штрейба и унтер-офицера Гельмута Фишера (Fischer) поднялся с аэродрома Венло. Получив от наземных служб общее направление на цель, экипаж Не 219 затем использовал свой бортовой радар "Lichtenstein" ВС. Обнаружив противника, Фишер вывел истребитель в тыл к английским бомбардировщикам и в 01:05 Штрейб атаковал и сбил "Ланкастер". Снова и снова радиооператор выводил летчика в удобное положения для атаки, и так в течение получаса Штрейбу удалось подбить пушками своего "хейнкеля" четыре английских "Галифакса".

Несмотря на сильное противодействие немцев, старая часть Дюссельдорфа была почти полностью сожжена. 120 000 жителей Дюссельдорфа остались без крова, 1236 человек были убиты, 2600 ранены. Кроме жилых зданий, в городе было разрушено 13 больниц, 28 школ и 16 церквей. Англичане тоже понесли чувствительные потери. Не менее 38 бомбардировщиков RAF (Королевских военно-воздушных сил Великобритании) не смогли той ночью вернуться домой. И 5 из них записали на свой счет Штрейб и Фишер. Другие экипажи из 1-й эскадры ночных истребителей (NJG 1), куда входил и Не 219 V9, сбили еще два "Галифакса", один "Стирлинг" и один "Веллингтон".

Возвращение Не 219 V9 на аэродром Венло было неудачным. Штрейб сообщил по радио, что у него кончились боеприпасы и он возвращается домой с очень малым количеством топлива и с несколькими неисправными приборами. Лобовое стекло Не 219 оказалось забрызгано маслом от взрыва двигателя одного из сбитых Штрейбом самолетов. Вдобавок к масляным разводам, остекление фонаря кабины, как это часто случается во время захода на посадку, запотело, и Штрейб был вынужден пилотировать самолет по приборам. Он перевел электроуправляемые закрылки в посадочное положение и выпустил шасси. Но посадочные щитки не встали в замки в выпущенном положении и возвратились в нейтральную позицию. В сложных условиях посадки Штрейб не заметил этого, и его Не 219 заходил на посадку со скоростью 240 км/ч. В 02.22 из-за слишком высокой посадочной скорости самолет буквально ударился о взлетно-посадочную полосу аэродрома Венло. Удар оказался настолько сильным, что лопнули колеса шасси. Конструкция не выдержала, и правый двигатель сорвало с его креплений. Не 219 рассыпался на составные части. Секцию фюзеляжа с кабиной оторвало и отбросило более чем на 50 метров по бетонной ВПП. Ни один из очевидцев не ожидал, что экипаж при такой посадке может остаться в живых, но Штрейб и Фишер выбрались из обломков, почти не пострадавшими. Хотя успех нового истребителя Не 219 был очевиден, тем не менее генерал-фельдмаршал Мильх постарался преуменьшить его. Во время конференции в Техническом комитете, которая происходила 15 июня, Мильх сказал: "Не 219 хорош, он сбил пять самолетов в одной миссии. Я не могу и мечтать о большем. Но, возможно, Штрейб имел бы такой же успех и на другой машине".

1 июля 1943 года на Не 219А-0 начал летать капитан Ганс-Дитер Франк, ставший командиром I группы NJG 1. Он продолжил успех, начатый Штрейбом (который в то время стал уже командиром 1-го гешвадера). 26 июля Франк сбил два английских бомбардировщика, затем по одному 27 июля и 28 августа и еще три 31 августа. В бою 27 июля Франк мог сбить большее количество вражеских самолетов, однако в четырех случаях он был вынужден прекратить атаку из-за отказа пушек. В июле 1943 года фирма "Heinkel Flugzeugwerke" провела ряд экспериментов с целью увеличения дальности полетов Не 219. В RLM рассматривалась возможность использования самолета с одной 500-кг бомбой для налетов на Англию. Расчеты показали, что при использовании дополнительных внутренних топливных баков, дальность полета может увеличиться с 2400 км до 3350 км, а при дополнительной подвеске еще и внешних топливных баков - до 3750 км.

Ночью 30/31 августа 1943 г. два Не 219 (V10 и V12), переданные в состав 1./NJG 1, выполняли боевое задание. На V12 летел капитан франк, V10 управлялся старштм лейтенантом Гейнцем Штрюнингом (Struning). Оба летчика одержали в эту ночь по три победы. Во второй атаке на V12 был пробит фюзеляж и разбит двигатель. Несмотря на это Франк продолжил атаку на одном моторе и сбил вражеский бомбардировщик. Успешные действия ночных истребителей Не 219 полностью подтвердили их боеспособность и командование 1./NJG 1 обратилось с просьбой увеличить поставки таких машин. До октября 1943 года в авиагруппу было передано 7 "Xейнкелей".

Ночью 5/6 сентября 1943 года был потерян Не 219 V10, базирующийся в Венло. Истребитель атаковал английский бомбардировщик, но его залп не достиг цели. Стрелки бомбардировщика открыли ответный огонь и попали в 219-й. Пуля разбила контрольный кабель ручки переключения топливных баков и на обратном пути к аэродрому пилот не смог переключиться на "топливный бак №1". Оба двигателя самолета заглохли один за другим. Экипаж, состоящий из Штрюнинга и Блейера (Bleier), решил покинуть машину. Фонарь был сброшен без трудностей, однако, катапультируемые кресла не сработали. Штрюнинг "вытянул" самолет вверх, чтобы его радиооператор смог самостоятельно выбраться из машины и раскрыть парашют, а затем выбросился сам. Во время прыжка Штрюнинг ударился о мачту антенны и о стабилизатор, но отделался синяками на ребрах и легкой контузией. Что касается радиооператора, то он первоначально был объявлен без вести пропавшим, но позднее его нашли мертвым.

Ночью 27/28 сентября 1943 года 678 бомбардировщиков RAF предприняли налет на Ганновер. Но английские самолеты сбросили свои бомбы не на город. Экипажи британских бомбардировщиков оказались недостаточно обучены работе с новым навигационным радаром H2S и были введены в заблуждение немецкой маскировкой. Большое озеро Штейнхудер, площадью в несколько квадратных километров, которое англичане использовали как ориентир. немцы почти полностью закрыли щитами и маскировочными сетками. Это спасло город Ганновер от разрушений. Бомбы упали вдали от города в малонаселенной местности. Пострадало лишь несколько деревушек. Чтобы нейтрализовать немецкую противовоздушную оборону англичане сбросили миллионы полосок алюминиевой фольги. Немецкие радары "Freyar" "Wurzburg-Riese" и "Lichtenstein ВС" ослепли. Тем не менее, 38 бомбардировщиков RAF не вернулись на свои базы.

Той ночью погиб немецкий ночной ас Г.Д. Франк, командир 1./NJG 1, тремя месяцами ранее получивший Рыцарский Крест и имевший на своем счету 56 побед. Он взлетел для перехвата вражеских бомбардировщиков на Не 219 А-03 (W.Nr. 190055, G9 -I- СВ). Но приблизительно в 25 километрах к северо-западу от Киля его истребитель столкнулся в воздухе с Bf 110 G-4 (G9 + DA) из штаба NJG 1. Обе машины разлетелись на части и упали в пяти километрах к югу от Бергена, около Мейзендорфа. Капитан Франк катапультировался. Но при этом он забыл разъединить шлемофоный радиопровод, который перехлестнул горло летчика и задушил его. Радиооператор оберфельдфебель Эрих Готтер (Goiter) оказался выброшен из машины без катапультируемого кресла и погиб. Вf 110 упал в двух километрах от Не 219, весь его экипаж также погиб.

24 сентября 1943 г, во время учебного воздушного боя с Bf 110, чуть было не погиб капитан Пауль Фюрстер (Funster), пилотировавший Не 219 V7. Во время выполнения крутого виража на высоте 2200 м при скорости 260 км/ч. "Xейнкель" внезапно накренился влево и вошел в нисходящий штопор. Фюрстеру пришлось приложить, большие усилия, чтобы продвинуть ручку управления вперед. Он убрал газ, поставил элероны и руль в нейтральное положение, и после четырех витков вывел машину из штопора. Самолет вернулся к прямолинейному полету на высоте приблизительно 900 м. Позже летчик заявил, что ни в один из моментов он не рассматривал возможность катапультироваться из самолета. После гибели Франка, командиром 1./NJG 1 стал капитан Мойрер (Меигег), кавалер Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями. Он считался очень практичным офицером и сторонником Не 219. К 13 октября в Венло имелось уже семь истребителей Не 219, но только два из них были пригодны к полетам. Личный состав 1-й авиагруппы NJG 1 положительно отзывался о новых самолетах Не 219, главным образом потому, что это был единственный ночной истребитель с летными характеристиками, необходимыми для надежного перехвата. Настойчивые требования Каммхубера обеспечить Не 219 большей продолжительностью полета доказали свою правоту, особенно при использовании тактики ночного перехвата "Дикая свинья". Экипажи, взлетавшие с аэродрома Венло, контролировали область Гановер - Росток - Штеттин или зону центральной Германии с Мюнхеном. И они отмечали, что дальность полета Не 219 позволяла им всегда возвращаться на свою базу, поскольку только там их новый истребитель могли подготовить для повторного вылета в самые короткие сроки. Был даже случай, когда один из Не 219 вернулся от Мюнхена на свою базу в Венло на одном моторе.

В ночь на 18 октября немецкая ПВО заявила о 17 сбитых вражеских бомбардировщиках во время налета на Ганновер. Одна из этих побед принадлежала капитану Мойреру, летавшему той ночью на Не 219 А-0 с бортовым обозначением G9 + ВВ. Следующий бомбардировщик Мойрер сбил 23 октября и еще один - ночыо 3/4 ноября 1943 года во время налета 527 тяжелых английских бомбардировщиков на Дюссельдорф. 20 октября 1943 года по непонятной причине был потерян один Не 219 А-04 (G9 +СВ, W.Nr. 190054) из штаба NJG 1. В тот день шел дождь и возникла угроза обледенения. В 21.30 лейтенант Шон (Schon) сообщил на контрольно-диспетчерский пункт (КДП). что он имел контакт с вражескими четырехмоторными бомбардировщиками. Затем связь с ним внезапно прервалась. Утром 21 октября жители города Шторбек, около Стендаля, нашли обломки самолета Не 219. Машина на высокой скорости, почти вертикально врезалась в землю, образовав воронку в три метра глубиной и восемь метров в диаметре. Тела погибших летчиков, лейтенанта Шона и унтер-офицера Марзотке (Marzotke), были найдены в двух километрах от места аварии рядом со своими катапультируемыми креслами.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме