Хейнкель Не 219 "Уху" - Производство
Хейнкель He-219 Филин являлся двухмоторным поршневым ночным истребителем люфтваффе. Стал первый в мире боевым самолетом, оборудованный катапультируемыми креслами. Прототип He-219 V1 совершил первый полет 15 ноября 1942 года. Предсерийный самолет He-219A-0, пилотируемый майором Штрейбом, 12 июня 1943 года совершил первый боевой вылет и сбил пять бомбардировщиков Великобритании.
Содержание
Хейнкель Не 219 "Уху"
Производство
Боевое применение
Варианты He 219

Серийное производство

В Швехате еще продолжались летные испытания самолета, а серийное производство Не 219А уже разворачивалось. Летом 1943 года Не 219 V2 переоснастили двигателями DB 603G, которые планировалось устанавливать на серийные машины. Этот мотор имел большую степень сжатия и более скоростной нагнетатель, поэтому развивал 1900 л.с. на взлете и 1560 л.с. на высоте 7400 м. Но поставки DB 603G не могли начаться ранее, чем через полгода, и первые серийные истребители пришлось оснастить двигателями DB 603Е с системой впрыска закиси азота GM-1. Три первых предсерийных самолета Не 219 А-0 сразу же превратили в опытные VI1, VI2, V13. Их поначалу рассматривали как прототипы будущей серии Не 219 А-1, но вскоре было решено вместо варианта А-1 сразу запустить в серийное производство вариант А-2. На Не 219 V12 поставили двигатели DB 603Е, а на остальные - все те же DB 603А. Прототип VI1 (он же Не 219A-0/R-6) получил стандартное серийное вооружение из двух MG 151 в корне крыла и пары МК 108 в нижнем обтекателе. Дополнительно на самолете устанавливалась пара наклонно стреляющих пушек МК 108 "Schrage Musik" (джаз или "косая" музыка - каламбур от немецкого слова schrage - наклонный). Пушки "шрэгемюзик" монтировались под углом 65°.

200 самолетов серии Не 219 А-0 решено было переделать в серию А-2. За восемь месяцев заводы в Швехате выпустили только 40 истребителей Не 219 A-2/R-1. Приставка R-1 обозначала установку под фюзеляжем дополнительного 900-литрового топливного бака. Не 219 А-2 отличался также удлиненными мотогондолами, в задней части которых устанавливалось по 390-литровому топливному баку. Пулемет MG 131 в задней части кабины на Не 219A-2/R-1 был снят. Состав остального вооружения зависел от наличия пушек на заводе к моменту сборки очередного самолета. Это могла быть пара MG 151/20, или МК 103, или МК 108. Лишь немногие самолеты получили установку "шрэгемюзик" на заводе. Обычно она монтировалась в полевых мастерских. На первой дюжине машин установили радиолокаторы "Lichtenstein" С-1, а с конца 1943 года все "Xейнкели" комплектовались радарами FuG 220 "Lichtenstein" SN-2 (двухдиапазонный с дальностью обнаружения более 10 км.).

Первый Не 219 A-2/R-1 официально был принят на вооружение Люфтваффе в октябре 1943 года. Всего до конца года было принято лишь 26 самолетов, в основном поступивших в 1 авиагруппу NJG 1 которая в ноябре была переведена из Венло ближе к Берлину для непосредственной защиты столицы. Было также построено 40 самолетов Не 219 A-2/R-1, и завод в Швехате перешел на производство Не 219 А-5.

Прототипом очередной модификации стал Не 219 V16 (Не 219 А-016).

Вооружение нового истребителя состояло из крыльевых пушек MG 151, пары наклонных МК 108 в фюзеляже и двух МК 108 в подфюзеляжном обтекателе. Первоначально на VI6 были установлены двигатели DB 603А, но позднее он получил DB 603Е. К испытаниям Не 219 V16 присоединился и прототип VI1, который после аварии был переделан в вариант А-5, получив новую кабину без заднего пулемета. Первые Не 219 А-5 поступили в люфтваффе из Швехата в марте, а из Мариенеха - в апреле 1944 года. На самолетах применялось несколько сменных наборов вооружения (Rustsatz). В основном менялось оружие в нижнем обтекателе. Обычно там устанавливали пушки, которые имелись на заводском складе, а не те, которые были необходимы в конкретных условиях военной обстановки. Так, вариант R-1 представлял собой установку двух МК 108, R-2 - двух MG 151/20, a R-3 - двух МК 103. Все три варианта не исключали стандартные крыльевые пушки и "шрэгемюзик". Другие варианты включали установку оборонительного вооружения и оборудование места для третьего члена экипажа.

Несмотря на доклады о боевых успехах экипажей "Xейнкелей", Геринг 25 мая 1944 года отдал неожиданный приказ о прекращении производства Не 219 в пользу Ju 388. Впрочем, это не остановило войсковых испытаний Не 219 в I./NJG 1, да и производство самолетов в Швехате продолжалось. Вскоре, 13 июня 1944 года, Геринг отозвал свое первоначальное распоряжение, но приказа об увеличении производства Не 219 с 50 до 150 машин в месяц уже не последовало.

Установка заднего пулемета MG 131 оказалась бессмысленной, и он обычно снимался с самолетов сразу же, как только машина поступала в эксплуатацию. Радиооператор не мог одновременно наблюдать за экраном радара и контролировать заднюю полусферу. Пришлось разместить в кабине еще одного - третьего - члена экипажа, и для этого - удлинить носовую часть фюзеляжа на 0,78 м. Место стрелка находилось под приподнятым блистером, имевшим уступ над передней кабиной ддя обеспечения стрелку обзора. Причем, эта довольно серьезная модернизация тоже рассматривалась как "набор полевой установки". Обычные фюзеляжи Не 219 А-5 поставлялись из Милицы в Швехат, где они переделывались перед окончательной сборкой. Такие самолеты получали обозначение Не 219 A-5/R-4. Их вооружение чаще всего состояло из пары пушек MG 151/20 под фюзеляжем.

Для развития варианта А-5 было построено несколько прототипов: Не 219 V20 и V22, которые присоединились к V11 и V16. Все опытные самолеты были выполнены по образцу Не 219 A-5/R-2. V28 и V30 стали прототипами вариантов A-5/R-3 и R-4 соответственно. На них предполагалось устанавливать двигатели DB 603Е, но задержка с их поставками заставила авиаконструкторов вернуться к DB 603А. Лишь последние серийные самолеты получили DB б03Аа и DB 603G, но устанавливались эти моторы в качестве "заводского набора смены вооружения". Всего было выпущено 96 таких машин. Для обозначения "заводских наборов" в названии самолета применялась литера "U". Так, Не 219А-5 с DB 603G назывался Не 219 A-5/R-2/U-2. Установка новой кабины на Не 219 A-5/R-4 привела к падению максимальной скорости на 35 км/ч. Это было не приемлемо, поскольку "Xейнкель" намеревались использовать против скоростных английских бомбардировщиков De Havilland "Mosquito" (москит, комар). Поэтому работы по улучшению продолжались, и вскоре появился специальный "противомоскитный" вариант истребителя - Не 219 А-6. Но построили лишь несколько таких машин. В основном самолет отличался от обычных Не 219 А установкой новых двигателей DB 603L. Эти моторы имели двухступенчатый нагнетатель и форсажные системы MW-50 и GM-1. Каждый DB 603L развивал мощность на взлете 2100 л.е., а на высоте 9000 м - 1750 л.с. С использованием системы GM-1 мощность на высоте 12500 м составляла 1400 л.с. Взлетный вес самолета уменьшился до 11960 кг. Скороподъемность достигла 9,2 м/сек, а максимальная скорость - 645 км/ч. Планировалось установить на истребитель специальную "шрэгемюзик" L-108Z с двумя МК 108, которые при помощи прицела Revi 16G могли вести огонь иод любым углом в диапазоне 45°- 85°. Но этот замысел, по-видимому, не был осуществлен. Вооружение истребителя ограничилось четырьмя MG 151/20,стреляющими вперед. Все бронирование и часть дополнительного оборудования были сняты.

Министр вооружений Альберт Шпеер внес изменения в ряд программ и сдвинул приоритеты в пользу Не 219. В июне того же года на заводах Хейнкеля приступили к осуществлению "Операции Не 219" - улучшению летно-технических показателей истребителя без остановки работы сборочных линий. Как только наладились поставки моторов DB 603G, у Хейнкеля появилась возможность приступить к выпуску очередной серийной модификации высотного ночного истребителя - Не 219 А-7. Модификации, которая оказалась последней. Прототипами этого самолета были опытные образцы V 25, V 26 и V 27. Первый Не 219 А-7 передали для войсковых испытаний в июле 1944 года. Машины этой версии отличались усиленным бронированием, гермокабиной, новым оборудованием и мощным вооружением. Спереди летчик защищался металлической бронеилитой и бронестеклом. Оба члена экипажа имели катапультируемые кресла. Испытания кресел проводились на опытном Не 219 V6 и на серийном Не 219 с заводским номером (W.Nr.) 190113. Экипажи, воюющие на Не 219, поначалу скептически отнеслись к этой новинке Хейнкеля (кресло выбрасывалось вверх на 4 м с перегрузкой в 6 g!). Но новый способ был продиктован жизненной необходимостью. Кабина летчиков находилась впереди винтов самолета, и миновать их иначе, покидая самолет в воздухе, было весьма затруднительно.

Кроме модификации "А" разрабатывались и другие варианты самолета. Но если модификации "В" и "С" не пошли дальше создания опытных образцов, то версии "D" и "Е" вообще остались на чертежных досках.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме