Дорнье Dо 217 - Боевое применение
Для этого немецкого бомбардировщика старались применять весь технологический опыт предшественника, то есть новый самолет люфтваффе создавался как более крупная и более мощная вариация Do 17. Значительное количество основных узлов и конструкций повторялись на новой машине или представляли собой подобие прежних.
Содержание
Дорнье Dо 217
Другие модификации
Ночные Do 217 J/N
Боевое применение

Боевое применение

Первый боевой и относительно удачный запуск крылатых бомб Hs 293А произошел 25 августа 1943 года. Четырнадцать Do 217Е-5 под командованием гауптманна Хейнца Моллинуса атаковали группу английских противолодочных кораблей, крейсирующих в Бискайском заливе к северо-западу от Испании. Одна из Hs 293А упала и взорвалась вблизи борта эсминца "Лэндгард", в результате чего он получил повреждения. Через два дня восемнадцать Do 217Е-5 предприняли вторую атаку с применением радиоуправляемых Hs 293А. На этот раз крылатая бомба попала точно в цель, поразив английский сторожевой корабль (sloop HMS) "Эгрет", который взорвался и затонул вместе с экипажем.Во время одной из последующих атак серьезные повреждения получил эсминец "Атабаска" (destroyer HMCS Athabascan). Планирующая Hs 293А насквозь пробила его корпус и взорвалась у противоположного борта. В первых боевых вылетах с крылатыми бомбами Do 217Е-5 несли только одну Hs 293А, которую подвешивали под правой половиной крыла. При этом под левой половиной крыла вешали 300 литровый сбрасываемый топливный бак. Он увеличивал дальность действия бомбардировщика, и заодно играл роль противовеса.

Do 217К-2 из HI/KG 100, расположенной на аэродромах Марсель-Итр, начали свои боевые вылеты над Средиземным морем в конце августа 1943 года. 9 сентября 1943 года произошло первое и очень удачное применение радиоуправляемой бомбы Fritz-X. За два дня до этого, 7 сентября, Италия заключила перемирие с англо-американскими войсками, и 9 сентября основные силы итальянского флота направились на Мальту, чтобы сдаться американцам. Немцы не могли допустить перехода крупных боевых кораблей в руки противника, и решили уничтожить итальянские линкоры с воздуха. Командир 1II/KG 100 майор Бернхард Йопе лично возглавил соединение из одиннадцати Do 217К-2 с бомбами Fritz-X под крылом. Бомбардировщики настигли беглецов в проливе Бонифачо между Корсикой и Сардинией и с высоты около 7000 метров сбросили свои радиоуправляемые бомбы на идущие полным ходом корабли. Две из них попали в линкор "Рома": одна в середину, другая - в корму. Пробив палубу, бомбы взорвались внутри корабля, вызвав детонацию боеприпасов. Линкор "Рома" разломился пополам и затонул. Еще одна бомба Fritz-X попала в однотипный линкор "Италия", но тот, хотя несколько отсеков его оказались затоплены, остался на плаву.

В тот же день 9 сентября 1943 года англоамериканские войска предприняли высадку на юге Италии близ Солерно. Поэтому II группу KG 100 перебросили с берегов Бискайского залива на Средиземноморье, в Итр, для поддержки III/KG. В следующую недолю, Do 217 из III/KG 100 приняли активное участие в обороне Салерно. При этом бомбами Fritz-X были поражены линкор "Уорспайт" и два крейсера: "Саванна" (Savannah) и "Уганда", а также несколько вспомогательных судов. Англо-американским войскам все же удалось высадиться и закрепиться в Италии, что привело к значительному усилению их авиационно-истребительного прикрытия на этом театре военных действий. Подразделения "Дорнье" стали нести большие потери. За сорок дней, последовавших за высадкой союзников в Италии, II/KG и III/KG 100 потеряли 12 бомбардировщиков. До конца 1943 года самолеты KG 100 продолжали атаковать корабли противника в Средиземном море. 11 ноября 1943 года шестнадцать Do 217 из II/KG 100, действуя совместно с торпедоносцами Не 111 и Ju 88 из KG 40, потопил три больших грузовых судна и танкера. При этом были потеряны шесть торпедоносца и один "Дорнье". Очередную крупную операцию на Средиземноморье англо-американские войска предприняли 22 января 1944 года, высадив десант в Анцио, южнее Рима. Защищая побережье, II/KG 100 потопила крылатыми бомбами английский крейсер "Спартан", два эсминца и четыре транспортных судна.

Ранним утром 15 февраля 1944 года шесть Do 217 из II/KG 100 вылетели с аэродрома Бегамо и потопили транспорт "Элиу Яле" (Elih Yale) водоизмещением 7000 тонн. Вот как об этом вспоминал участник этих событий, борт-инженер одного из "Дорнье", оберфельдфебель Пауль Бальке (Balke): "Когда началась атака, было уже светло. Мы не видели других "Дорнье", но по свирепости зенитного огня было ясно, что они тоже здесь. Корабли открыли ужасающий заградительный огонь, поддержанный береговыми батареями. Кроме того, несколько военных кораблей начали ставить дымовую завесу. Находясь на высоте около 2500 метров, мы совершили круг над целью. Затем, выбрав корабль для атаки, направили свой самолет прямо на него. С расстояния 7 км наводчик гауптманн Шацке (Schacke) выпустил левую крылатую бомбу. Время нахождения ее в полете в среднем составляло около 50 секунд. По красной вспышке, установленной на хвосте бомбы, мы могли хорошо видеть, как Шацке наводил бомбу на корабль. Всякий раз, когда она отклонялась от цели, Шацке возвращал ее на верный курс. По мере того, как бомба удалялась, сигнальный огонь становился бледнее. И вдруг белая вспышка взрыва охватила всю среднюю часть корабля". Последний случай боевого применения Do 217 во Второй мировой войне произошел 12 апреля 1945 года. Двенадцать бомбардировщиков "Дорнье" из особого опытного подразделения Versuchskommando KG 200 пытались разрушить планирующими бомбами Hs 293А мост через Одер, уже захваченный советскими войсками. Но, несмотря на несколько попаданий, большая часть пролетов моста уцелела.

Первое достоверно известное боевое применение ночных истребителей Do 217J-2 произошло в ночь с 29 на 30 мая 1943 года против английских бомбардировщиков, совершавших налет на Вупперталь. Около 150 бомбардировщиков были обнаружены в секторе патрулирования II/NJG 1. Группа подняла в воздух 13 истребителей Bf 110Е и три Do 217J-2. После боя немцы записали на свой счет 11 сбитых бомбардировщиков. При этом один из Do 217J-2 был сбит на взлете дальним истребителем RAF.

Иногда для усиления мощи бортового залпа на некоторых самолетах Do 217N четыре пушки MG FF заменялись таким же количеством MG 151. Эти 20 мм пушки имели ленточное питание, обладали более высокой скорострельностью и лучшей баллистикой. На некоторых Do 217N-1 верхнюю турель и нижний оборонительный пулемет снимали, а уступ для нижнего стрелка устраняли с помощью длинного деревянного обтекателя. Такая доработка снижала вес истребителя и улучшала его аэродинамику. Самолет с подобными улучшениями получил обозначение Do 217N-1/U-1. Do 217N-1 оборудовался также двумя наклонными зенитными 20-мм пушками MG 151, которые получили название "Шреге мюзик". "Изобретателем" этой установки считается обер-лейтенант Шёнерт. В июле 1942 года, при получении Рыцарского креста, Шёнерт в очередной раз обратился к генерал-майору Каммхуберу с предложением установить на Do 217 наклонные пушки. Шёнерт уверял, что такое приспособление позволило бы ночным истребителям без особого риска нападать на английские бомбардировщики снизу, то есть со стороны их наименее защищенного "брюха".

Предложение, наконец, заинтересовано Каммхубера, и он дал разрешение оборудовать соответствующим образом несколько ночных истребителей. Первая победа, одержанная с помощью "Шрэге мюзик", выпала на долю самого Шенерта. При отражении налета на Берлин в мае 1943 года ему удалось сбить английский бомбардировщик. Первый успех быт закреплен победами других летчиков. В течение августа-сентября 1943 года с помощью "Шрэге мюзик" было сбито 18 бомбардировщиков противника. Англичане не сразу смогли понять причину гибели своих самолетов. Ведь экипажи вернувшихся английских бомбардировщиков докладывали, что не видели атакующего истребителя.

В июне 1943 года "Шрэге мюзик" была официально признана и стала выпускаться как стандартный набор вооружения (Rustsatze) под обозначением R 22. Он состоял из четырех 20-мм пушек MG 151, и его устанавливали на следующей модификации истребителя - Do 217N-2. Вес истребителя с установкой R22 повышался на 500 кг, скорость самолета на высоте 6000 м уменьшалась на 9 км/ч. Но эффективность "Шрэге мюзик" оправдываю эти потери. Do 217N-2 быт запущен в серийное производство весной 1943 года Эта модификация истребителя отличалась улучшенной аэродинамикой На самолете появились большие обтекатели, которые сглаживати обводы фюзеляжа, прикрывая верхнюю и нижнюю стрелковые установки в задней части кабины бывшего бомбардировщика. Подобное улучшение практиковалось и раньше на отдельных Do 217 N-1/U-1. Теперь это приспособление стаю стандартным.

Хотя в первой половине 1943 года ночные истребители Do 217 J и N состояли на вооружении нескольких ночных истребительных полков (NJG), но ни одна группа никогда не была создана полностью из этих самолетов. Обычно Do 217 J и N использовались совместно с Bf 110. По одной эскадрилье Do 217 находилось в составе II, III и IV rpvnn NJG 1, а также во II и I II/NJG 2. В конце 1943 года небольшое количество истребителей Do 217 состояли на вооружении NJG 3 и NJG 6, которые действовали под руководством высшего командного центра (Oberbefehls-haber Mitte). И, наконец, сразу две эскадрильи из Do 217 находилось во II группе NJG 4, который, как правило, размещался в секторе обороны Франкфурта, но иногда его перебрасывали в Эйнховен (Eindhoven). На вооружении 1V/NJG 5 кроме Bf 110 и Ju 88 также имелись истребители Do 217. В начале 1943 года подразделения этой авиагруппы были переброшены на аэродром Инстенбург в Восточной Пруссии Там они должны были оказать противодействие усилившимся ночным налетам советской дальнебом бардировочной авиации. Вскоре две эскадрильи (штаффоля) IV/NJG 5 перебросили еще дальше на восток в Россию, и они приняли участие в ночных воздушных боях непосредственно на советско-германском фронте.

Небольшое количество ночных истребителей Do 217 J и N находились на советско-германском фронте, по крайней мере, с августа по ноябрь 1943 года. Необходимость в ночных истребителях возникла у немцев на восточном фронте в 1942 году. К этому времени люфтваффе еще господствовали в воздухе, поэтому советская авиация стала досаждать немцам по ночам, увеличив количество ночных бомбардировок как непосредственно в прифронтовой зоне, так и в глубоком тылу немецких войск. Попытки дневных истребителей люфтваффе противодействовать советским ночным бомбардировкам, несмотря на удачи отдельных немецких асов, в целом не меняли ситуацию.

По сравнению с западным театром военных действий, на советско-германском фронте ночной истребитель Do 217 не проявил себя каким-нибудь особенным образом. Если для английских бомбардировщиков истребитель Do 217 был слишком тихоходен, из-за чего он не всегда успевал занять позицию для атаки, то для советских легких ночных бомбардировщиков По-2 или Р-5, "Дорнье" оказался слишком "быстроходен". Чтобы атаковать По-2, летчику Do 217 приходилось снижать скорость своего самолета и держать ее не выше 200 км/ч. Для этого приходилось выпускать закрылки и даже шасси. Но в таком виде "Дорнье", отличавшийся большой нагрузкой на крыло, плохо удерживался на курсе, и летчик с трудом мог вести прицельный огонь. Верткий биплан легко выходил из-под удара неповоротливого Do 217. Более того, снаряды 20-мм пушек истребителя "Дорнье", грозные для "нормального" противника, иногда были бесполезны против По-2. Они насквозь пробивали полотняную обшивку, но не причиняли существенного вреда.

Источники:

  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • Сергей Кузнецов. Многоцелевой бомбардировщик Дорнье Do 217.
  • Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • Warpaint 24. Jerry Scutts. Dornier Do 217.
  • Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
  • В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме