Дорнье Dо 217 - Другие модификации
Для этого немецкого бомбардировщика старались применять весь технологический опыт предшественника, то есть новый самолет люфтваффе создавался как более крупная и более мощная вариация Do 17. Значительное количество основных узлов и конструкций повторялись на новой машине или представляли собой подобие прежних.
Содержание
Дорнье Dо 217
Другие модификации
Ночные Do 217 J/N
Боевое применение

Самолет Do 217E

В конце 1939 года конструкторы фирмы "Дорнье" поставили на два очередных прототипа Do 217V-7 и V8 двигатели BMW 139. Но пока шли их летные испытания, появился еще более мощный и совершенный мотор BMW 801, он имел небольшой диаметр и развивал на взлете 1580 л.с. Увеличенная мощность этого мотора позволяла конструкторам фирмы "Дорнье" не только заметно улучшить летные характеристики самолета, но и решить проблему с использованием новых видов вооружения.

Прототип бомбардировщика с двигателями BMW 801 MA получил обозначение Do 217 V-9 Его испытания начались в январе 1940 года. Главным изменением в конструкции Do 217 V-9 стало заметное увеличение высоты фюзеляжа на протяжении всей его длины, иными словами у самолета появилось "брюшко", напоминающее рыбье. При этом горизонтальная переборка, которая начиналась от кабины и немного не доходила до хвостовой части, разделяла фюзеляж на верхнюю и нижнюю половины. Нижняя половина образовывала объемный бомбоотсек, где сама переборка служила платформой для бомбодержателей, а верхняя - использовалась для размещения бензобака на 915 литров и различного оборудования, в том числе надувной спасательной шлюпки в бронированном ящике. Бомбоотсек имел длину более шести метров и почти метровую глубину. Он полностью закрывался тремя секциями створок В таком бомбоотсеке могли свободно размешаться 1000-килограмовые бомбы или торпеда.

Испытания Do 217 V-9 проходили успешно, и уже весной 1940 года началась подготовка к серийному производству новых бомбардировщиков. Осенью того же года были выпущены первые предсерийные Do 217 Е-0 А к концу 1940 года началось серийное производство бомбардировщиков Do 217 Е-1. От прототипа эти самолеты ничем существенным не отличались. Они предназначались только для бомбардировок с горизонтального полета или для действий против кораблей, поэтому хвостовой воздушный тормоз на них не устанавливался. Но к тому времени на вооружение люфтваффе были приняты новые, более совершенные тахометрические прицелы Lotte. Использование этого прицела позволяло даже при горизонтальном бомбометании поражать неподвижные цели почти с такой же точностью, как при пикирующей атаке.

Тактико-технические характеристики

Do217E-l/3

 
Do217E-1/3
Длина(м)
17,25
Размах крыла (м)
19.0
Площадь крыла (кв.м)  
без фюзеляжа
48,5
включая фюзеляж
56,7
Высота (м)  
в линии полета
4,8
Вес пустого (кг)
8590
Вес полетный (кг)
15290
Двигатели (два)
ВMW 801МА
Мощность двигателя:  
взлетная (л. с.)
1580
на высоте (л.с./м)
1460/5000
Максимальная скорость  
(км/ч) на высоте (/м)
497/5600
Крейсерская скорость (км/ч) на высоте (/м)
410/5200
Скороподъемность (мин/ на высоту м)  
Потолок (м)
7000
Дальность (км)
2400
Вооружение стандартное:  
7,92-мм пулеметы
5-7
13-мм пулеметы
нет
15/20-мм пушки
1
бомбы (кг):  
внутренняя подвеска
2500
внутр.+ инешн. подвеска
3000

* без хвостового воздушного тормоза
** без радарных антенн
*** носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131

DО217E-2

 
DО217E-2
Длина(м)
17,25*
Размах крыла (м)
19,0
Площадь крыла (кв.м)  
без фюзеляжа
48,5
включая фюзеляж
56,7
Высота (м)  
в линии полета
4,8
Вес пустого (кг)
8855
Вес полетный (кг)
16465
Двигатели (два)
BMW801ML
Мощность двигателя:  
взлетная (л. с.)
1580
на высоте (л.с./м)
1380/4600
Максимальная скорость  
(км/ч) на высоте (/м)
515/5200
Крейсерская скорость (км/ч) на высоте (/м)
415/5200
Скороподъемность (мин/ на высоту м)  
Потолок (м)
7500
Дальность (км)
2300
Вооружение стандартное:  
7,92-мм пулеметы
3
13-мм пулеметы
2
15/20-мм пушки
1
бомбы (кг):  
внутренняя подвеска
2500
внутр.+ инешн. подвеска
4000

* без хвостового воздушного тормоза
** без радарных антенн
*** носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131

DО217K-1

 
DО217K-1
Длина(м)
17,12
Размах крыла (м)
19,0
Площадь крыла (кв.м)  
без фюзеляжа
48,5
включая фюзеляж
56,7
Высота (м)  
в линии полета
4,8
Вес пустого (кг)  
Вес полетный (кг)  
Двигатели (два)
BMW801D
Мощность двигателя:  
взлетная (л. с.)
1700
на высоте (л.с./м)
1440/5700
Максимальная скорость  
(км/ч) на высоте (/м)
515/4000
Крейсерская скорость (км/ч) на высоте (/м)  
Скороподъемность (мин/ на высоту м)  
Потолок (м)  
Дальность (км)  
Вооружение стандартное:  
7,92-мм пулеметы
• 3(2)* * *
13-мм пулеметы
2(3)
15/20-мм пушки
нет
бомбы (кг):  
внутренняя подвеска
2500
внутр.+ инешн. подвеска
4000

* без хвостового воздушного тормоза
** без радарных антенн
*** носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131

DО217M-1

 
DО217M-1
Длина(м)
17,12
Размах крыла (м)
19,0
Площадь крыла (кв.м)  
без фюзеляжа
48,5
включая фюзеляж
56,7
Высота (м)  
в линии полета
4,8
Вес пустого (кг)
9065
Вес полетный (кг)
16700
Двигатели (два)
DB603A
Мощность двигателя:  
взлетная (л. с.)
1750
на высоте (л.с./м)
1620/5700
Максимальная скорость  
(км/ч) на высоте (/м)
560/5700
Крейсерская скорость (км/ч) на высоте (/м)
400
Скороподъемность (мин/ на высоту м)
6,7/2000
Потолок (м)
7350
Дальность (км)
2150
Вооружение стандартное:  
7,92-мм пулеметы
3(2) ***
13-мм пулеметы
2(3)
15/20-мм пушки
нет
бомбы (кг):  
внутренняя подвеска
2500
внутр.+ инешн. подвеска
4000

* без хвостового воздушного тормоза
** без радарных антенн
*** носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131

DО217J-2

 
DО217J-2
Длина(м)
17,67**
Размах крыла (м)
19,0
Площадь крыла (кв.м)  
без фюзеляжа
48,5
включая фюзеляж
56,7
Высота (м)  
в линии полета
4,8
Вес пустого (кг)
8730
Вес полетный (кг)
13180
Двигатели (два)
BMW801ML
Мощность двигателя:  
взлетная (л. с.)
1580
на высоте (л.с./м)
1380/4600
Максимальная скорость  
(км/ч) на высоте (/м)
489/5500
Крейсерская скорость (км/ч) на высоте (/м)
465
Скороподъемность (мин/ на высоту м)
3,5/1000
Потолок (м)
9000
Дальность (км)
2050
Вооружение стандартное:  
7,92-мм пулеметы
4
13-мм пулеметы
2
15/20-мм пушки
4
бомбы (кг):  
внутренняя подвеска
нет
внутр.+ инешн. подвеска
нет

* без хвостового воздушного тормоза
** без радарных антенн
*** носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131

DО217N

 
DО217N
Длина(м)
17,67**
Размах крыла (м)
19,0
Площадь крыла (кв.м)  
без фюзеляжа
48,5
включая фюзеляж
56,7
Высота (м)  
в линии полета
4,8
Вес пустого (кг)
10270
Вес полетный (кг)
13200
Двигатели (два)
D8 603A
Мощность двигателя:  
взлетная (л. с.)
1750
на высоте (л.с./м)
1850/2100
Максимальная скорость  
(км/ч) на высоте (/м)
515/6000
Крейсерская скорость (км/ч) на высоте (/м)
470/5400
Скороподъемность (мин/ на высоту м)
9/4000
Потолок (м)
8900
Дальность (км)
1755
Вооружение стандартное:  
7,92-мм пулеметы
4
13-мм пулеметы
2
15/20-мм пушки
4
бомбы (кг):  
внутренняя подвеска
400
внутр.+ инешн. подвеска
нет

* без хвостового воздушного тормоза
** без радарных антенн
*** носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131

В бомбоотсеке Do 217 Е-1 могли разместиться восемь 250-кг, четыре 500-кг или две 1000-кг бомбы Для штурмовых действий (в основном, по кораблям) слева внизу носовой части фюзеляжа устанавливалась одна неподвижная 15-мм пушка MG 151с боезапасом в 250 снарядов. Оборонительное вооружение состояло из пяти подвижных 7,9-мм пулеметов MG 15 (один - сквозь носовое остекление, два - сверху и снизу в задней части кабины и еще два - по бокам фонаря кабины).

Хотя первое боевое применение Do 217 Е-1 оказалось вполне удачным, опыт диктовал необходимость усиления как наступательного, так и оборонительного вооружения самолета, в том числе бронезащиты экипажа. Кроме того, требовалось увеличить многоцелевые возможности самолета, поэтому почти одновременно с Do 217Е-1 появилась серийная модификация Do 217 Е-3 (Е-2 появилась позже).

Экипаж Do 217Е-3 был защищен броней бронеплиты толщиной от 5-мм до 8,5-мм устанавливались в задней части кабины, в верхней части фюзеляжа сразу позади кабины и в нижней части кабины под позицией нижнего стрелка, броней защитили также кресло летчика и боковые пулеметные установки.Возможности многоцелевого использования самолета значительно возросли с применением так называемых Rustsatze - серийных стандартизированных наборов для установки дополнительного оборудования или вооружения. Начиная с Do 217 Е-3, все модификации самолета были приспособлены к использованию различных Rustsatze. Каждый "набор" имел свое обозначение Rl, R2, R3, R4 и.т.д.

Do 217 Е-2

Do 217 Е-2 появился позже модификации Е-3, но опытные полеты его прототипа Do 217 VII начались еще в октябре 1940 года. Предполагалось, что Do 217 Е-2 будет использоваться как пикирующий бомбардировщик, поэтому на нем был установлен немного улучшенный хвостовой воздушный тормоз для ограничения скорости пикирования. Механизм, приводящий в действие воздушный тормоз, был также на Do 217 Е-1 и Е-3. Но он бездействовал, видимо, его оставляли на всякий случай, в надежде, что когда сам тормоз будет доведен до совершенства, эти бомбардировщики можно будет быстро превратить в пикирующие. Другим новшеством самолета Do 217 Е-2 стала замена задней верхней линзовой установки MG 15 на электромеханическую турель с одним 13-мм пулеметом MG 131. Турель имела как электрический, так и ручной привод горизонтального вращения.

Горизонтальный обстрел был круговым, а вертикальный - от 0 до 85 градусов Пулемет MG 131 использовал патроны с электровоспламенителем капсюля. Скорострельность MG 131 составляла 900 выстрелов в минуту, при начальной скорости в 750 м/с, бронебойно-трассирующая пуля, выпущенная из этого пулемета пробивала 17-мм броню с расстояния 100 метров и 11 -мм броню - на расстоянии 300 метров. Таким образом, турельная установка значительно повышала обороноспособность бомбардировщика Do 217. Для нижнего стрелка вместо MG 15 также установили более мощный 13-мм пулемет MG 131 с боезапасом в 500 патронов. Кроме того, стояли два 7,9-мм пулемета MG 15 по бокам фонаря кабины, один MG 15 сквозь правую половину носового остекления и неподвижная 15 мм пушка MG 151 слева внизу носовой части. Обычная (внутренняя) бомбонагрузка самолета составляла 2500 кг, а максимальная (с наружной подвеской бомб) могла доходить до 4000 кг. Максимальная скорость бомбардировщика состааляла 514 км/ч на высоте 5200 м.

Серийное производство Do 217 Е-2 началось весной 1941 года, и некоторое время шло одновременно с выпуском Do 217 Е-1. В начале лета 1941 года несколько Do 217Е-2 были напраалены для полевых испытаний. Сам механизм воздушного тормоза действовал хорошо, хвостовая часть самолета продолжала испытывать слишком сильные перегрузки, особенно при полностью раскрытых лепестках тормоза. Нередко при этом искривлялась и торсионная тяга, приводящая в действие тормоз, механизм заедало в раскрытом положении, и тормоз приходилось аварийно сбрасывать.

Фирма "Дорнье" не смогла обеспечить надежную работу хвостового тормоза, Do 217 Е-2 стали поступать на вооружение люфтваффе с запасным хвостовым обтекателем, который прямо на заводах укладывался в бомбоотсек. Личный состав авиаподразделений быстро заменял ненадежный и редко используемый воздушный тормоз на обычный обтекатель. В конце 1941 года авиазаводы "Дорнье" стали переходить с производства Do 217 Е-2 к выпуску новой модификации Do 217 Е-4. От своих предшественников этот самолет отличался только улучшенными двигателями BMW801C.

Do 217 Е-5

К 1943 году люфтваффе получили новый тип антикорабельного оружия - радиоуправляемые бомбы Henschel Hs 293А и FX 1400 Fntz-X. Hs 293А подвешивалась под крылом бомбардировщика и сбрасывалась с высоты 1300-1400 м на расстоянии около 8 км от цели. После сброса ракетный ускоритель разгонял "крылатую бомбу" до скорости 600 км/ч, затем она начинала планировать в сторону цели, управляясь по радио.

Небольшое количество последних серийных бомбардировщиков Do 217Е-4 еще в заводских цехах были переделаны в самолеты-носители радиоуправляемых крылатых бомб и получили обозначение Do 217 Е-5. Под крылом этих бомбардировщиков с внешней стороны от мотогондол располагались два бомбодержателя. Кроме того, на самолете устанавливался радиопередатчик FuG 203b Kehl III, а на планирующей бомбе Hs 293 - приемник FuG 230b Strassburg.

Самолеты Do 217J и Do 217К

В 1941 году разрабатывались модификации Do 217F и Do 217G, но их не довели до серийного производства. Обозначение Do 217 Н получил высотный самолет, появившийся в сентябре 1941 года. Его создали на основе серийного бомбардировщика Do 217 Е, на который установили двигатели DB 601 с экспериментальными турбонагнетателями. Do 217J стал ночным истребителем. Таким образом, следующая серийная модификация бомбардировщика "Дорнье" получила обозначение Do 217К. Новый самолет изначально разрабатывался с учетом того, что, в основном, он будет использоваться как ночной бомбардировщик. Летные испытания его прототипа начались 31 марта 1942 года. Всего было построено три прототипа.

Do 217

Do 217 самолет носитель вид сбоку

Серийное производство бомбардировщика Do 217 К-1 началось в конце лета 1942 года. Этот самолет заметно отличался от всех своих предшественников совершенно новой передней частью фюзеляжа. Носовое остекление было теперь, как бы слито с верхним фонарем кабины и предстааляло с ним одно целое. Кабина экипажа стала более просторной, а обзор из нее улучшился. На Do 217 К-1 поставили новые двигатели BMW 801D. Они развивали мощность по 1700 л.с. на взлете и по 1440 л.с. на высоте 5700 метров. Максимальная скорость бомбардировщика составляла 515 км/ч на высоте 4000 м. Оборонительное вооружение состояло из пяти (позже - семи) огневых точек: один передний сдвоенный 7,9-мм пулемет MG 81 Z с боезапасом в 1000 патронов, один 13-мм пулемет MG 131 в верхней электромеханической турели с боезапасом в 500 патронов, еше один MG 131 с боезапасом в 1000 патронов в нижнем редане, а также два (позже - четыре) 7,9-мм пулемета MG 81 по бокам кабины с боезапасом 750 патронов на ствол. Максимальная бомбо-нагрузка нового самолета состаатяла 4000 кг. На Do 217 К-1 становится стандартным оборудованием хвостовой тормозной парашют (Rustsatze - R25). Позже, в 1944 году, были проведены опыты по использованию на Do 217 К-1 сразу четырех бомбодержателей ETC 2000/ХП, расположенных на нижней поверхности крыла как с внешней стороны от мотогондол (R10), так и между мотогондолами и фюзеляжем (R15).

В декабре 1942 года появилась новая модификация антикорабельного бомбардировщика - Do 217 К-2. Самолет предназначался для действий с радиоуправляемой бомбой FX 1400 Fntz-X. Бомбодержатели устанавливались между мотогондолами и фюзеляжем. Размах крыла самолета был увеличен с 19 до 25 метров и, соответственно, увеличилась площадь крыла с 56,7 до 67 квадратных метров. Это увеличение призвано было улучшить высотные характеристики Do 217 К-2, поскольку бомба Fritz-X сбрасывалась с большой высоты. Бомбардировщик был дополнительно оборудован передатчиком FuG 203а Kehl I, а на бомбе стоял приемник FuG 230а Strassburg. Кроме того, 1160-литровый дополнительный топливный бак в передней части бомбоотсека (R17) на Do 217 К-2 стал стандартным оборудованием. Оборонительное вооружение Do 217 К-2 оставалось таким же, как на К-1. Но на некоторых самолетах его иногда усиливали довольно своеобразным способом. Два спаренных 7,9-мм пулемета MG 81Z в хвостовом обтекателе (R19) дополнялись парой таких же MG 81Z в хвостовых частях обеих мотогондол с боезапасом по 250 патронов на ствол. Огонь из всей этой стреляющей назад батареи вел летчик, а наведение на цель осуществлялось при помощи перископа RF 2С и прицела Р VI В. Трудно сказать, насколько эффективен был прицельный огонь этой системы, но трассирующий залп восьмиствольной батареи, был далеко не приятным впечатлением для вражеского летчика-истребителя, оказавшегося "в хвосте" у Do 217 К-2.

Следующая модификация бомбардировщика Do 217 К-3 отличалась от К-2 только тем, что была оборудована более универсальными передатчиками FuG 203с или 203d Kehl IV, которые давали самолету возможность действовать как с крылатой бомбой Hs 293 А. так и с бомбой Fritz X. В 1942 году конструкторы "Дорнье" предприняли попытку создать на основе существующей серийной модели Do 217 сверхвысотный самолет, одновременно бомбардировщик и разведчик. Опыт создания такого самолета был приобретен еще в 1941 году при разработке Do 217Н. Прототип нового высотного самолета получил обозначение Do 217Р VI. Передняя часть его фюзеляжа, где располагалась гермокабина, повторяла силуэт Do 217K. На самолет установили два двигателя DB 602В. оснащенные высотными двухступенчатыми нагнетателями. Нагнетатели приводились в действие дополнительным двигателем DB 605Т, который находился внутри фюзеляжа в его средней части. Дополнительные радиаторы охлаждения располагались между фюзеляжем и мотогондолами, образуя как бы еще одно крыло ниже основного. А в нижней части фюзеляжа сразу позади задней кромки крыла размещатся большой воздухозаборник для нагнетателя. Все устройство из трех моторов называлось HZ-Anlage и развивало мощность 3500 л.с. на взлете и 2880 л.с на высоте 13 700 метров. Экипаж самолета состоял из четырех человек.

Do 217М

Последней серийной модификацией бомбардировщика оказался Do 217М. Этот самолет был создан и начал производиться серийно в 1942 году. Два прототипа Do 217L V-1 и V-2 были построены и испытаны весной 1943 года. Они так же, как и Do 217М продолжали линию развития Do 217К. Причиной появления Do 217М стала нехватка двигателей BMW801D. Чтобы уберечь производство бомбардировщиков Do 217К от перебоев, инженеры фирмы "Дорнье" быстро и легко приспособили конструкцию Do 217К-1 под двигатель жидкостного охлаждения DB 603. Так появилась модификация Do 217М-1. Оба самолета производились одновременно, и на вооружение люфтваффе стали поступать тоже одновременно. Но к началу 1943 года в связи с усилением налетов англо-американской авиации люфтваффе стали испытывать острую потребность в ночных истребителях.

Только Dо 217 М-11 стал очередной серийной модификацией. Он имел такое же удлиненное крыло, как Do 217 К-2, и предназначался для действий с бомбой FX 1400 Fritz X или Hs 293а, которые подвешивались под фюзеляжем. В конце 1943 года серийное производство Do 217 стало сокращаться, и в июне 1944 года было прекращено. Всего выпустили 1541 бомбардировщик Do 217 различных модификаций.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме