Бомбардировщик Дорнье Do.215
Изначально немецкий самолет Dornier Do.215, созданный на базе Do.17, планировался только для поставок за рубеж. Однако, во время второй мировой войны руководство люфтваффе наложило запрет на экспортные поставки. Самолеты данного типа после улучшений использовались в разных модификациях, но вариантов бомбардировщиков фактически было четыре, включая бомбардировщики-разведчики. Dornier Do.215 служили в люфтваффе в составе разведывательных подразделений.

Разведчик-бомбардировщик Dornier Do.215

Дорнье Do.215Прототип немецкого бомбардировщика Dornier Do 17 (за длинный узкий фюзеляж прозванный не иначе, как "летающий карандаш"), изначально проектировавшийся исключительно для коммерческих целей, был продемонстрирован в 1937 году в Цюрихе на международной авиационной встрече. Иностранные заказчики проявили к самолету Германии значительный интерес, к тому же в 1938 году появилась улучшенная модель Do 17Z. Чтобы внести ясность в наименование самолетов и модификаций, нужно уточнить, что предсерийный образец Do 17Z-0, получивший обозначение Do 215 V1, использовали для демонстрации. Самолет Dornier Do.215 практически не отличался от немецкого Do 17Z, кроме оборудования, которое устанавливалось в соответствии с требованиями заказчика.

Дорнье Do.215B1

Самолет Дорнье Do.215 (читайте также статью про ночной истребитель Дорнье Do 215B-5) являлся свободнонесущим двухмоторным высокопланом с разнесенным хвостовым оперением. Вертикальное оперение было двойным, разнесенным по концам стабилизатора. Все рули имели весовую и аэродинамическую компенсацию и снабжены триммерами.

Дорнье Do.215

Фюзеляж представлял собой полумонокок с гладкой металлической обшивкой. Носовая часть фюзеляжа, укороченная относительно Dornier Do.17, была почти полностью застеклена. Кабина экипажа была относительно просторная, закрываясь прозрачным фонарем, обеспечивала хороший обзор. Сиденье пилота находилось с левой стороны передней части кабины, сиденье штурмана-бомбардира (он же - второй пилот) размещалось рядом, стрелок-радист располагался сзади. Выхлопы газа двигателей использовались для обогрева кабина экипажа и обеспечивалась работа противообледенительного устройства на передней кромке крыла.

Dornier Do 215B II

Металлическое крыло с гладкой работающей обшивкой. Самолет был оснащен двумя двигателями жидкостного охлаждения ДВ-601, номинальная мощность на высоте 3700 метров - по 1070 л. с., а максимальная - по 1175 л. с. Двигатели находились под консолями крыла, в передних частях мотогондол, задние отсеки которых служили для уборки основных стоек шасси. После того, как шасси убиралось, отверстия задних отсеков мотогондол автоматически закрывались створками. Топливо находилось в двух баках емкостью 860 литров, также были два масляных бака емкостью по 110 литров.

В кабине экипажа находилось все оборонительное вооружение самолета, включавшее три 7,92-мм пулемета MG-15. Пулемет, размещенный над креслом штурмана-бомбардира, крепился в специальной установке, что позволяло применять его как подвижной, так и неподвижный. Два подвижных пулемета (верхний и нижний) монтировались в задней части кабины в линзовых установках "Икария", эти пулеметы защищали заднюю полусферу. Бомбоотсек с горизонтальными бомбодержателями был за кабиной экипажа. Многоцелевое применение Dornier Do.215 обеспечивалось, в том числе, быстрой установкой и снятием бомбодержателей, аэрофотоаппаратов, топливных баков и прочего оборудования.

Самолет Do 215

Как уже было упомянуто в начале данной статьи сайта pro-samolet.ru, интерес к немецкому самолету Do.215 проявили несколько стран, но только Швеция разместила заказ до второй мировой войны на 18 единиц Do 215A-1, по конструкции практически аналогичных Do 215 V3, с максимальной бомбовой нагрузкой 1000 кг. Однако, на поставку самолетов было наложено эмбарго, и последовал приказ завершить самолеты в модификации дальнего разведчика (обозначения Do 215B-0 - для предсерийных машин, Do 215B-1 - для серийных самолетов). В 3-ю разведывательную эскадрилью люфтваффе самолеты начали поступать с января 1940 года, а с апреля были передислоцированы в захваченную Норвегию для ведения разведки.

Dornier Do 215B

Вместе с тем, руководство люфтваффе приняло решение дальнейшего улучшения самолетов Дорнье Do.215, планируя заменить Do.17. Бомбардировщик Do 215B-2 находился в проекте, а Do 215B-3 в соответствии с соглашением 1939 года поставили в СССР. Далее был серийный самолет Do 215B-4, который приняли на вооружение в марте 1940 года, он отличался от Do 215B-1 расположением фотокамер. Эта модификация являлась разведчиком-бомбардировщиком, который был способен нести в бомбоотсеке две 250-кг бомбы SC250 или десять 50-кг бомб SC50 при полете на малую дальность, а во время полета на полный радиус, в бомбоотсек устанавливали дополнительный бак с топливом.

Бомбардировщик Dornier Do 215B3

Если самолет Do 17/215 имел множество модификаций, то вариантов бомбардировщиков было несколько:

  • Do 215 В-1 и Do 215В-2 - вариант бомбардировщика, который серийно не построили;
  • Do 215 В-3 - два образца, поставленные Советскому Союзу для испытаний;
  • Do 215 В-4 - серийный вариант для люфтваффе, аналогичный В-1, но с улучшенным фотооборудованием.

Немецкий самолет

Самолет Германии

В начале 1941 года был завершено производство самолетов Do.215B-1 и Do.215B-4 для люфтваффе, а осенью 1941 года эти модификации начали снимать с вооружения. Если изначально запланировали 92 самолета, то создали 72, которые использовались только в разведывательных подразделениях. Четыре самолета Do 215B-4 в начале 1942 года были переданы ВВС Венгрии, где применялись для стратегической разведки.

Dornier Do.215 B1

Основные технические характеристики Do.215B
Масса, кг:  
пустого 5780
нормальная взлетная 8800
Размах крыла, м 15,8
Длина, м 18,0
Высота, м 4,6
Площадь крыла, кв.м 53,3
Двигатели DB-601A
Мощность, л.с. 2х1100
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли 382
на высоте 467
крейсерская 410
Максимальная скороподъёмность, м/мин 360
Максимальная дальность полета, км 2400
Практический потолок, м 9000
Оборонительное вооружение шесть MG-17
Максимальная бомбовая нагрузка, кг 1000
Экипаж, чел. 4

Источники:

  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • Сергей Кузнецов. Бомбардировщики Дорнье Do 17.
  • Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
  • Aircraft Profile 164. J. Richard Smith. Dornier Do 17 & 215.
  • В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме