Бомбардировщик Дорнье Do.215
|
Разведчик-бомбардировщик Dornier Do.215
Прототип немецкого бомбардировщика Dornier Do 17 (за длинный узкий фюзеляж прозванный не иначе, как "летающий карандаш"), изначально проектировавшийся исключительно для коммерческих целей, был продемонстрирован в 1937 году в Цюрихе на международной авиационной встрече. Иностранные заказчики проявили к самолету Германии значительный интерес, к тому же в 1938 году появилась улучшенная модель Do 17Z. Чтобы внести ясность в наименование самолетов и модификаций, нужно уточнить, что предсерийный образец Do 17Z-0, получивший обозначение Do 215 V1, использовали для демонстрации. Самолет Dornier Do.215 практически не отличался от немецкого Do 17Z, кроме оборудования, которое устанавливалось в соответствии с требованиями заказчика.
Самолет Дорнье Do.215 (читайте также статью про ночной истребитель Дорнье Do 215B-5) являлся свободнонесущим двухмоторным высокопланом с разнесенным хвостовым оперением. Вертикальное оперение было двойным, разнесенным по концам стабилизатора. Все рули имели весовую и аэродинамическую компенсацию и снабжены триммерами.
Фюзеляж представлял собой полумонокок с гладкой металлической обшивкой. Носовая часть фюзеляжа, укороченная относительно Dornier Do.17, была почти полностью застеклена. Кабина экипажа была относительно просторная, закрываясь прозрачным фонарем, обеспечивала хороший обзор. Сиденье пилота находилось с левой стороны передней части кабины, сиденье штурмана-бомбардира (он же - второй пилот) размещалось рядом, стрелок-радист располагался сзади. Выхлопы газа двигателей использовались для обогрева кабина экипажа и обеспечивалась работа противообледенительного устройства на передней кромке крыла.
Металлическое крыло с гладкой работающей обшивкой. Самолет был оснащен двумя двигателями жидкостного охлаждения ДВ-601, номинальная мощность на высоте 3700 метров - по 1070 л. с., а максимальная - по 1175 л. с. Двигатели находились под консолями крыла, в передних частях мотогондол, задние отсеки которых служили для уборки основных стоек шасси. После того, как шасси убиралось, отверстия задних отсеков мотогондол автоматически закрывались створками. Топливо находилось в двух баках емкостью 860 литров, также были два масляных бака емкостью по 110 литров.
В кабине экипажа находилось все оборонительное вооружение самолета, включавшее три 7,92-мм пулемета MG-15. Пулемет, размещенный над креслом штурмана-бомбардира, крепился в специальной установке, что позволяло применять его как подвижной, так и неподвижный. Два подвижных пулемета (верхний и нижний) монтировались в задней части кабины в линзовых установках "Икария", эти пулеметы защищали заднюю полусферу. Бомбоотсек с горизонтальными бомбодержателями был за кабиной экипажа. Многоцелевое применение Dornier Do.215 обеспечивалось, в том числе, быстрой установкой и снятием бомбодержателей, аэрофотоаппаратов, топливных баков и прочего оборудования.
Как уже было упомянуто в начале данной статьи сайта pro-samolet.ru, интерес к немецкому самолету Do.215 проявили несколько стран, но только Швеция разместила заказ до второй мировой войны на 18 единиц Do 215A-1, по конструкции практически аналогичных Do 215 V3, с максимальной бомбовой нагрузкой 1000 кг. Однако, на поставку самолетов было наложено эмбарго, и последовал приказ завершить самолеты в модификации дальнего разведчика (обозначения Do 215B-0 - для предсерийных машин, Do 215B-1 - для серийных самолетов). В 3-ю разведывательную эскадрилью люфтваффе самолеты начали поступать с января 1940 года, а с апреля были передислоцированы в захваченную Норвегию для ведения разведки.
Вместе с тем, руководство люфтваффе приняло решение дальнейшего улучшения самолетов Дорнье Do.215, планируя заменить Do.17. Бомбардировщик Do 215B-2 находился в проекте, а Do 215B-3 в соответствии с соглашением 1939 года поставили в СССР. Далее был серийный самолет Do 215B-4, который приняли на вооружение в марте 1940 года, он отличался от Do 215B-1 расположением фотокамер. Эта модификация являлась разведчиком-бомбардировщиком, который был способен нести в бомбоотсеке две 250-кг бомбы SC250 или десять 50-кг бомб SC50 при полете на малую дальность, а во время полета на полный радиус, в бомбоотсек устанавливали дополнительный бак с топливом.
Если самолет Do 17/215 имел множество модификаций, то вариантов бомбардировщиков было несколько:
- Do 215 В-1 и Do 215В-2 - вариант бомбардировщика, который серийно не построили;
- Do 215 В-3 - два образца, поставленные Советскому Союзу для испытаний;
- Do 215 В-4 - серийный вариант для люфтваффе, аналогичный В-1, но с улучшенным фотооборудованием.
В начале 1941 года был завершено производство самолетов Do.215B-1 и Do.215B-4 для люфтваффе, а осенью 1941 года эти модификации начали снимать с вооружения. Если изначально запланировали 92 самолета, то создали 72, которые использовались только в разведывательных подразделениях. Четыре самолета Do 215B-4 в начале 1942 года были переданы ВВС Венгрии, где применялись для стратегической разведки.
Основные технические характеристики Do.215B
Масса, кг: |
|
пустого |
5780 |
нормальная взлетная |
8800 |
Размах крыла, м |
15,8 |
Длина, м |
18,0 |
Высота, м |
4,6 |
Площадь крыла, кв.м |
53,3 |
Двигатели |
DB-601A |
Мощность, л.с. |
2х1100 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
382 |
на высоте |
467 |
крейсерская |
410 |
Максимальная скороподъёмность, м/мин |
360 |
Максимальная дальность полета, км |
2400 |
Практический потолок, м |
9000 |
Оборонительное вооружение |
шесть MG-17 |
Максимальная бомбовая нагрузка, кг |
1000 |
Экипаж, чел. |
4 |
Источники:
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- Сергей Кузнецов. Бомбардировщики Дорнье Do 17.
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
- Aircraft Profile 164. J. Richard Smith. Dornier Do 17 & 215.
- В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.