Скоро, по всей вероятности в марте-апреле, стартуют Государственные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50 ПАК ФА. Главным разработчиком радиоэлектронной системы для Т-50 является Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова, где три самолета 5-го поколения с их аппаратурой уже проходят летные испытания, а еще два подключаться к концу года.
В марте-апреле на базе Военно-воздушных сил в Ахтубинске начнутся Государственные испытания истребителей пятого поколения Т-50 ПАК ФА. Об этом сообщил генеральный директор ОАО "Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова" Юрий Белый. НИИП - является главным разработчиком радиоэлектронной системы для Т-50, три машины с их аппаратурой на борту уже проходят летные испытания в Жуковском, еще два самолета присоединятся к концу года. "Испытания из ЛИИ имени Громова (город Жуковский) перебазируются в Ахтубинск. По плану испытания должны там начаться в марте-апреле, но это зависит от готовности испытательной базы", - сказал гендиректор ОАО "НИИП" в интервью РИА Новости.
Главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации Виктор Бондарев говорил, что в войска серийные поставки Т-50 начнутся в 2016 году. Компания "Сухой" как головной разработчик перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации сообщала 21 февраля, что Т-50 прибыл на аэродром Государственного летно-испытательного центра ВВС РФ имени Чкалова в Ахтубинске.
"... на аэродром 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС РФ им. Чкалова в Ахтубинске (ГЛИЦ) для прохождения государственных совместных испытаний (ГСИ) прибыл летный образец перспективного авиационного комплекса пятого поколения (ПАК-ФА, Т-50). Пилотировал самолет летчик-испытатель 1-го класса Сергей Чернышев. В настоящее время в Жуковском продолжаются летные испытания четырех Т-50. В наземных экспериментальных работах задействованы еще две машины - одна представляет собой комплексный наземный стенд, другая проходит статические испытания", - говорилось в сообщении.
Головным предприятием по созданию радиоэлектронной системы для ПАК ФА является ОАО "Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова" (ОАО "НИИП", г. Жуковский), чьи радары установлены на 70 процентах закупаемых боевых истребителей. Генеральный директор НИИП Юрий Иванович Белый в интервью РИА Новости ответил на вопрос относительно количества полетов действующих образцов истребителей пятого поколения с электроникой НИИП на борту:
"Разработка набирает обороты практически без существенных срывов ранее намеченных сроков. В нашем опытном производстве уже изготовлен шестой комплект основной АФАР переднего обзора (АФАР ПО), на выходе АФАР бокового обзора и АФАР L-диапазона. Два комплекта бортовой радиолокационной станции с АФАР ПО уже имеют приличный налет на объектах Т-50-3 и Т-50-4, в ближайшее время к летным испытаниям присоединится третий - Т-50-5 с нашей аппаратурой на борту. Первая серия полетов подтвердила возможность достижения заданных характеристик в основных режимах 'воздух-воздух' и 'воздух-поверхность', что свидетельствует о хорошем научно-техническом заделе разработки. Однако неожиданных проблем возникает множество, что естественно для пионерских разработок, и на решение их требуется время".
Гендиректор НИИП имени Тихомирова Юрий Белый таже рассказал о том, на какой стадии находится проект перспективного многофункционального истребителя пятого поколения российско-индийской разработки FGFA. "Мы выполнили и защитили эскизно-технический проект и готовы продолжить работу. Передали материалы 'Сухим", они, в свою очередь, - индийской стороне. По первичному распределению работ мы выдали ТЗ на те составные части, которые оговорены инозаказчиком. Обратной связи пока нет. Идет переговорный процесс. Думаю, что задержки в основном связаны с возможностями финансирования проекта индийской стороной", - сказал Юрий Белый. По поводу прогнозов по результатам этих переговоров он отметил: "Я думаю, что шансы все-таки большие. Тема истребителя пятого поколения у них в любом случае стоит, они собираются разрабатывать легкий истребитель собственными силами, им нужен для этого технический задел".
На видео - T-50 ПАК ФА на выставке МАКС-2013:
ОАО "Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова" был образован 1 марта 1955 года (имя основателя - В. В. Тихомирова было присвоено в 1995 году) как филиал Московского НИИ-17 Министерства авиационной промышленности. Основной поставленной задачей являлась разработка авиационной радиолокационной аппаратуры. НИИП - это уникальное предприятие оборонно-промышленного комплекса России, поскольку является и разработчиком систем управления вооружением (СУВ) истребительной авиации, одной из основных задач которой является подавление средств ПВО противника, и - разработчиком зенитных ракетных комплексов средней дальности (ЗРК СД) ПВО СВ, задачей которых является защита от средств воздушного нападения. Оба направления развиваются параллельно, дополняя и совершенствуя друг друга, уже на протяжении более чем полувековой истории. Наиболее широко известны в мире такие разработки НИИП, как СУВ для самолетов МиГ-31, Су-27, Су-33, Су-30МКК, Су-30МК2, Су-30МКИ, Су-27СМ, Су-35 и многие другие. Продукция, разработанная в НИИП, используется в 37 странах мира.
Радиолокационная система управления "ИРБИС-Э" для истребителя Су-35, фото: НИИП.