Снижение ЭПР (эффективная поверхность рассеяния)
Разработчики самолета 5-го поколения Т-50 ПАК ФА смогли многократно снизить заметность истребителя для радаров по сравнению с образцами, находящимися на вооружении Российской Федерации. Как отмечает Lenta.RU, такие данные находятся в патенте на изобретение №2502643 ("Многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью") ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" [патентообладатель]. На иллюстрациях в патенте, опубликованном на сайте ФИПС, изображен планер, напоминающий Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации - ПАК ФА Т-50.
Многофункциональный самолет содержит: фюзеляж (1), консоли крыла (2), консоли цельноповоротного вертикального оперения (3), консоли цельноповоротного горизонтального оперения (4), фонарь кабины (5), горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей (6), мелкоячеистые сетки, экранирующие устройства забора и выброса воздуха (7), боковые наклонные кромки воздухозаборников двигателей (8), устройство (9) уменьшения эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) силовой установки и створки (10) отсека штанги дозаправки топливом в полете.
Авиаконструкторы снизили основную характеристику заметности самолета радиолокационными станциями противника - эффективную поверхность рассеяния до среднего значения в диапазоне от 0,1 до 1 м2. В патенте этот показатель сравнивается с ЭПР истребителя поколения Су-27 - 10-15 м2.
"Для известного самолета величина ЭПР составляет порядка 10-15 м2 (здесь рассматривается усредненное значение для выбранного ракурса). Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в снижении величины РЛ-заметности самолета до средней величины порядка 0,1-1 м2".
Как сообщает издание, ранее главный конструктор ПАК ФА Александр Давиденко заявлял, что у американского истребителя пятого поколения F-22 ЭПР составляет 0,3-0,4 м2.
Многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью
Достичь малозаметности на радаре позволило перемещение всего бортового вооружения внутрь корпуса перспективного самолета и изменения формы канала воздухозаборника; согласно патенту, на ПАК ФА он выполнен S-образным. Стенки канала воздухозаборника дополнительно покрыты материалами, которые поглощают радиоволны.
"Уборка АСП внутрь планера позволила снизить общую ЭПР за счет исключения отражения электромагнитных волн облучающих РЛС от АСП и их пусковых устройств. Выполнение канала воздухозаборника S-образным в сочетании с радиопоглощающими покрытиями (PПП) обеспечивает снижение ЭПР в приосевых направлениях".
Зазоры между различными элементами конструкции планера заполнили токопроводящими герметиками, для исключения дополнительного рассеяния электромагнитных волн на стыках. Остекление прозрачного купола кабины также является металлизированным для отражения падающих радиоволн.
"...пространства между отдельными конструктивно-технологическими элементами планера заполнены токопроводящими герметиками, остекление фонаря выполнено металлизированным, обтекатели антенн выполнены из частотно-селективных структур".
Бортовое оборудование также затронули изменения, если сравнивать с существующими летательными аппаратами. Обратная сторона оптических датчиков самолета выполнена из радиопоглощающего покрытия. Когда датчики неактивны, они обращены тыльной стороной к падающему радиолокационному излучению.
"...оптические датчики выполнены с возможностью их поворота в неработающем состоянии тыльной стороной, с нанесенным на нее радиопоглощающем покрытием, в направлении облучающих РЛС".
Источники:
В настоящее время пять образцов Т-50 проходят летные испытания. Государственные испытания самолета пятого поколения ПАК ФА намечены на 2014 год. Ожидается, что первые истребители поступят в войска в 2016 году.
Экземпляры Т-50
Экземпляр |
Бортовой номер |
Т-50-0/Т-50-КПО |
— |
Т-50-КНС |
— |
Т-50-1 |
51 |
Т-50-2 |
52 |
Т-50-3 |
53 |
Т-50-4 |
54 |
Т-50-5 |
55 |
Т-50-6-1 |
56 |
Т-50-6-2 |
56 |
Т-50-7 |
57 |
Т-50-8 |
58 |
Экземпляры Т-50
Экземпляр |
Примечания |
Т-50-0/Т-50-КПО |
Конструктивно-подобный образец для наземных и прочностных испытаний |
Т-50-КНС
|
Комплексный натурный стенд (КНС) для наземных испытаний |
Т-50-1
|
Первый летный прототип. Первый полет состоялся 29 января 2010 года. |
Т-50-2
|
Второй летный прототип. Первый полет состоялся 3 марта 2011 года. |
Т-50-3
|
Третий летный прототип. Первый полет состоялся 22 ноября 2011 года. |
Т-50-4
|
Четвертый летный прототип. Первый полет состоялся 12 декабря 2012 года. |
Т-50-5
|
Пятый летный прототип. Первый полет состоялся 27 октября 2013 года. |
Т-50-6-1
|
Шестой летный прототип. Изготовление. |
Т-50-6-2
|
Шестой летный прототип. Изготовление. |
Т-50-7
|
Седьмой летный прототип. Изготовление. |
Т-50-8
|
Восьмой летный прототип. Изготовление |
Читайте также: