|
Стенд полунатурного моделирования для отработки бортового оборудования Т-50 ПАК ФА
|
pro-samolet.ru
|
2013-03-16T10:40
|
ОКБ Сухого создан уникальный стенд полунатурного моделирования, который недавно стал эксплуатироваться. СПМ нужен для наземной интеграции бортового радиоэлектронного оборудования, средств вооружения истребителя, а также для сопровождения летных испытаний перспективного истребителя 5-го поколения ПАК ФА.
Отработки на СПМ позводят сократить количество испытательных полетов на ПАК ФА
Конструкторским бюро компании "Сухой" (ОКБ Сухого) проводится отработка бортового оборудования истребителя пятого поколения (Т-50 ПАК ФА) на уникальном стенде полунатурного моделирования (СПМ), недавно введенном в эксплуатацию, который предназначен для наземной интеграции бортового радиоэлектронного оборудования, средств вооружения истребителя, а также для сопровождения летных испытаний ПАК ФА. Проводимые на СПМ отработки дадут возможность значительно сократить количество испытательных полетов на опытных самолетах. Об этом 14 марта 2013 года сообщает официальный интернет-сайт ОАО "Компании "Сухой".
СПМ - это уникальный технически сложный современный аппаратно-программный комплекс, в состав которого входят статическое и динамическое имитационное оборудование, реальное бортовое оборудование отрабатываемого АК с полностью оборудованной кабиной и системой визуализации закабинного пространства. Имитационное оборудование стенда полунатурного моделирования работает синхронно под управлением центральной вычислительной системы, обеспечивая согласованную работу бортового оборудования и средств вооружения авиационного комплекса в условиях, приближенных к реальному полету при заданной фоноцелевой обстановке. Данный подход способствует отработке взаимодействия систем КБО между собой и со средствами вооружения с участием летчика в контуре управления АК на каждом этапе решения всех задач применения, заданных авиационному комплексу.
Спойлер: Летные испытания Т-50 ПАК ФА
- 29 января 2010 года первый летный экземпляр ПАК ФА впервые поднялся в воздух, совершив полет длительностью около 45 минут.
- Второй полет - 12 февраля 2010 года.
- Третий полет - 15 февраля 2010 года.
- Испытательные полеты были прекращены до середины марта в связи с доработками авионики, после чего были выполнены еще 4 испытательных полета, затем истребитель был отправлен в ЛИИ им. Громова в Жуковский
- На 6 апреля 2010 года ПАК ФА выполнил шесть испытательных полетов.
- 8 апреля 2010 года из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский на военно-транспортном самолете ВВС России Ан-124 "Руслан" был доставлен первый летный образец ПАК ФА, а также комплексный наземный стенд, на котором проводится отработка оборудования и систем в обеспечение программы летных испытаний.
- 29 апреля 2010 года в Жуковском стартовал основной этап летных испытаний. Состоялся седьмой испытательный, и первый на основном этапе, полет нового российского истребителя. Машина провела в воздухе 40 минут.
- 17 июня 2010 года ПАК ФА завершил первый этап летных и наземных испытаний, совершив 16-й полет на аэродроме им. Громова.
- 22 ноября 2010 года - первый летный экземпляр ПАК ФА совершил 40 полетов, до конца 2010 года к летным испытаниям должна была присоединиться вторая машина.
- 3 марта 2011 года - В Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет второго опытного образца.
- 14 марта 2011 года в ходе летных испытаний ПАК ФА Т-50 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полетов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях.
- По состоянию на конец мая 2011 года два опытных летных образца ПАК ФА совершили в общей сложности 60 полетов.
- 10 августа 2011 года второй летный образец ПАК ФА - Т-50-2 совершил свой первый полет в ЛИИ им. Громова.
- По состоянию на 16 августа 2011 года два опытных летных образца ПАК ФА совершили в общей сложности 84 полета.
- 17 августа 2011 года ПАК ФА впервые продемонстрирован широкой публике на авиасалоне МАКС-2011. Самолет совершил пятиминутный демонстрационный полет.
- Сотый полет был совершен 3 ноября.
- 22 ноября 2011 года состоялся первый полет третьего опытного образца авиационного комплекса пятого поколения (Т-50-3, б/н 53).
- 24 июля 2012 года начались испытания третьего летного образца (Т-50-3, б/н 53) с БРЛС Н036, с установленной на нем радаром с активной фазированной антенной решеткой.
- По состоянию на 8 февраля 2012 года прототипы ПАК ФА совершили более 120 полетов.
- 8 августа 2012 года "Сухой" приступил к испытаниям истребителя Т-50 (ПАК ФА) с новой бортовой радиолокационной системой с активной фазированной антенной решеткой.
- 12 декабря 2012 года начались испытания четвертого летного образца (Т-50-4).
- 17 января 2013 года Т-50 совершил первый самостоятельный длительный перелет с Дальнего Востока до аэродрома в Жуковском.
Мы будем признательны за дополнения и корректировку хронологии событий.
Спойлер: Летные испытания Т-50 ПАК ФА
Стенд полунатурного моделирования создан специалистами ОКБ и обеспечивает решение комплекса задач, связанных с проверкой сопряжения бортовых систем между собой по всем реализованным в комплексе бортового оборудования (КБО) каналам связи, аппаратной, программной интеграции бортовых систем в реальном масштабе времени.
На СПМ также отрабатываются:
- режимы применения авиационного комплекса (АК),
- логика взаимодействия бортовых систем на всех этапах применения самолета,
- логика взаимодействия летчика с оборудованием самолета и авиационными средствами поражения (АСП) через информационно-управляющее поле,
- предварительная проверка условий проведения летных испытаний,
- оценка результатов летного эксперимента.
Существующая в составе стенда система мониторинга и регистрации позволяет специалистам в реальном времени проведения эксперимента контролировать качество работы систем и летчика, оперативно корректировать ход проведения эксперимента на стенде, а по его завершении проводить глубокий всесторонний анализ по материалам записей регистраторов объективного контроля.
Особенность построения комплексов бортового оборудования перспективных АК состоит в том, что полностью его информационно-исполнительные контуры собираются и замыкаются только на стенде полунатурного моделирования. Глубокая аппаратная и программная интеграция систем бортового оборудования перспективных АК требует огромного объема отработок, которые возможно выполнить только на созданном стенде в ОКБ Сухого.
Источник:
Т-50 ПАК ФА
Экземпляр |
Борт |
Примечания |
Т-50-0/Т-50-КПО |
— |
Конструктивно-подобный образец для наземных и прочностных испытаний |
Т-50-КНС |
— |
Комплексный натурный стенд (КНС) для наземных испытаний |
Т-50-1 |
51 |
Первый летный прототип. Первый полет состоялся 29 января 2010 года. |
Т-50-2 |
52 |
Второй летный прототип. Первый полет состоялся 3 марта 2011 года. |
Т-50-3 |
53 |
Третий летный прототип. Первый полет состоялся 22 ноября 2011 года. |
Т-50-4 |
54 |
Четвертый летный прототип. Первый полет состоялся 12 декабря 2012 года. |
Т-50-5 |
55 |
Пятый летный прототип. Готов, заводские испытания. |
Т-50-6 |
56 |
Шестой летный прототип. Запланирован. |
Читайте также:
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|