Стенд полунатурного моделирования для отработки бортового оборудования Т-50 ПАК ФА
ОКБ Сухого создан уникальный стенд полунатурного моделирования, который недавно стал эксплуатироваться. СПМ нужен для наземной интеграции бортового радиоэлектронного оборудования, средств вооружения истребителя, а также для сопровождения летных испытаний перспективного истребителя 5-го поколения ПАК ФА.
pro-samolet.ru   

Отработки на СПМ позводят сократить количество испытательных полетов на ПАК ФА

Т-50 ПАК ФАКонструкторским бюро компании "Сухой" (ОКБ Сухого) проводится отработка бортового оборудования истребителя пятого поколения (Т-50 ПАК ФА) на уникальном стенде полунатурного моделирования (СПМ), недавно введенном в эксплуатацию, который предназначен для наземной интеграции бортового радиоэлектронного оборудования, средств вооружения истребителя, а также для сопровождения летных испытаний ПАК ФА. Проводимые на СПМ отработки дадут возможность значительно сократить количество испытательных полетов на опытных самолетах. Об этом 14 марта 2013 года сообщает официальный интернет-сайт ОАО "Компании "Сухой".

Т-50 ПАК ФА

СПМ - это уникальный технически сложный современный аппаратно-программный комплекс, в состав которого входят статическое и динамическое имитационное оборудование, реальное бортовое оборудование отрабатываемого АК с полностью оборудованной кабиной и системой визуализации закабинного пространства. Имитационное оборудование стенда полунатурного моделирования работает синхронно под управлением центральной вычислительной системы, обеспечивая согласованную работу бортового оборудования и средств вооружения авиационного комплекса в условиях, приближенных к реальному полету при заданной фоноцелевой обстановке. Данный подход способствует отработке взаимодействия систем КБО между собой и со средствами вооружения с участием летчика в контуре управления АК на каждом этапе решения всех задач применения, заданных авиационному комплексу.

Спойлер: Летные испытания Т-50 ПАК ФА
  • 29 января 2010 года первый летный экземпляр ПАК ФА впервые поднялся в воздух, совершив полет длительностью около 45 минут.
  • Второй полет - 12 февраля 2010 года.
  • Третий полет - 15 февраля 2010 года.
  • Испытательные полеты были прекращены до середины марта в связи с доработками авионики, после чего были выполнены еще 4 испытательных полета, затем истребитель был отправлен в ЛИИ им. Громова в Жуковский
  • На 6 апреля 2010 года ПАК ФА выполнил шесть испытательных полетов.
  • 8 апреля 2010 года из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский на военно-транспортном самолете ВВС России Ан-124 "Руслан" был доставлен первый летный образец ПАК ФА, а также комплексный наземный стенд, на котором проводится отработка оборудования и систем в обеспечение программы летных испытаний.
  • 29 апреля 2010 года в Жуковском стартовал основной этап летных испытаний. Состоялся седьмой испытательный, и первый на основном этапе, полет нового российского истребителя. Машина провела в воздухе 40 минут.
  • 17 июня 2010 года ПАК ФА завершил первый этап летных и наземных испытаний, совершив 16-й полет на аэродроме им. Громова.
  • 22 ноября 2010 года - первый летный экземпляр ПАК ФА совершил 40 полетов, до конца 2010 года к летным испытаниям должна была присоединиться вторая машина.
  • 3 марта 2011 года - В Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет второго опытного образца.
  • 14 марта 2011 года в ходе летных испытаний ПАК ФА Т-50 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полетов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях.
  • По состоянию на конец мая 2011 года два опытных летных образца ПАК ФА совершили в общей сложности 60 полетов.
  • 10 августа 2011 года второй летный образец ПАК ФА - Т-50-2 совершил свой первый полет в ЛИИ им. Громова.
  • По состоянию на 16 августа 2011 года два опытных летных образца ПАК ФА совершили в общей сложности 84 полета.
  • 17 августа 2011 года ПАК ФА впервые продемонстрирован широкой публике на авиасалоне МАКС-2011. Самолет совершил пятиминутный демонстрационный полет.
  • Сотый полет был совершен 3 ноября.
  • 22 ноября 2011 года состоялся первый полет третьего опытного образца авиационного комплекса пятого поколения (Т-50-3, б/н 53).
  • 24 июля 2012 года начались испытания третьего летного образца (Т-50-3, б/н 53) с БРЛС Н036, с установленной на нем радаром с активной фазированной антенной решеткой.
  • По состоянию на 8 февраля 2012 года прототипы ПАК ФА совершили более 120 полетов.
  • 8 августа 2012 года "Сухой" приступил к испытаниям истребителя Т-50 (ПАК ФА) с новой бортовой радиолокационной системой с активной фазированной антенной решеткой.
  • 12 декабря 2012 года начались испытания четвертого летного образца (Т-50-4).
  • 17 января 2013 года Т-50 совершил первый самостоятельный длительный перелет с Дальнего Востока до аэродрома в Жуковском.

Мы будем признательны за дополнения и корректировку хронологии событий.



Спойлер: Летные испытания Т-50 ПАК ФА

Самолет пятого поколения

Стенд полунатурного моделирования создан специалистами ОКБ и обеспечивает решение комплекса задач, связанных с проверкой сопряжения бортовых систем между собой по всем реализованным в комплексе бортового оборудования (КБО) каналам связи, аппаратной, программной интеграции бортовых систем в реальном масштабе времени.

На СПМ также отрабатываются:

  • режимы применения авиационного комплекса (АК),
  • логика взаимодействия бортовых систем на всех этапах применения самолета,
  • логика взаимодействия летчика с оборудованием самолета и авиационными средствами поражения (АСП) через информационно-управляющее поле,
  • предварительная проверка условий проведения летных испытаний,
  • оценка результатов летного эксперимента.

Самолет 5-го поколения Т-50 ПАК ФА

Существующая в составе стенда система мониторинга и регистрации позволяет специалистам в реальном времени проведения эксперимента контролировать качество работы систем и летчика, оперативно корректировать ход проведения эксперимента на стенде, а по его завершении проводить глубокий всесторонний анализ по материалам записей регистраторов объективного контроля.

Особенность построения комплексов бортового оборудования перспективных АК состоит в том, что полностью его информационно-исполнительные контуры собираются и замыкаются только на стенде полунатурного моделирования. Глубокая аппаратная и программная интеграция систем бортового оборудования перспективных АК требует огромного объема отработок, которые возможно выполнить только на созданном стенде в ОКБ Сухого.

Источник: ОАО "Компания "Сухой"

Т-50 ПАК ФА

Экземпляр Борт Примечания
Т-50-0/Т-50-КПО Конструктивно-подобный образец для наземных и прочностных испытаний
Т-50-КНС Комплексный натурный стенд (КНС) для наземных испытаний
Т-50-1 51 Первый летный прототип. Первый полет состоялся 29 января 2010 года.
Т-50-2 52 Второй летный прототип. Первый полет состоялся 3 марта 2011 года.
Т-50-3 53 Третий летный прототип. Первый полет состоялся 22 ноября 2011 года.
Т-50-4 54 Четвертый летный прототип. Первый полет состоялся 12 декабря 2012 года.
Т-50-5 55 Пятый летный прототип. Готов, заводские испытания.
Т-50-6 56 Шестой летный прототип. Запланирован.

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

ВВС России – Пять самых смертоносных средств ведения войны
Robert Farley (Роберт Фарли) в своей статье, опубликованной в 'The National Interest', рассматривает пять самолетов конца холодной войны, которые по–прежнему...
Авиационный комплекс "Мистель"
Немецкий авиационный комплекс военного назначения Mistel Авиационный комплекс военного назначения "Мистель" был создан в конце Второй мировой войны (первый вылет -...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме