Перспективный Российский истребитель 5-го поколения ПАК-ФА Т-50
pro-samolet.ru   
Российский экспериментальный самолет 5-го поколения созданный в ОКБ имени Сухого, как ответ на появление в военно-воздушных силах США истребителя 5-го поколения F-22 Raptor.

пак-фаНаконец-то "оперился" истребитель 5-го поколения, которому не придумали еще имени - его заменяет индекс Т-50. Дебютный полет он произвел в Комсомольске-на-Амуре. Впрочем, деление истребителей на поколения весьма условно: как правило, в одной модели самолета вполне могут сочетаться свойства и сегодняшних машин, и перспективных. И все же рассмотрим основные позиции.

• К 1-му поколению, как правило, относят реактивные самолеты c дозвуковой скоростью, появившиеся после Второй мировой и имевшие в основном пушечное вооружение. Самые запомнившиеся модели самолетов - МиГ-15 и МиГ-17.
• 2-ое поколение - сверхзвуковые истребители с ракетным вооружением: самолеты МиГ-19, МиГ-21.
• 3-ое поколение - самолеты, имевшие более мощные двигатели, усовершенствованные радары, зачастую - изменяемую геометрию крыла. В СССР это истребители МиГ-23 и МиГ-27, а в США - F-4 "Фантом".
• 4-ое поколение - машины, имеющие новое бортовое оборудование, мощные радары, широкий набор вооружения - от 30-мм пушек до управляемых ракет и корректируемых авиабомб. В СССР это истребители МиГ-29 и Су-27, на Западе - самолеты F-15, F-16, "Мираж" 2000, "Гриппен".

Развитие 4-го поколения шло "семимильными шагами" , на основе "старых" МиГов и Су появились истребители, вплотную приближающиеся к 5-му поколению: МиГ-29СМТ, МиГ-35, Су-35. Их отличия - сверхманевренность за счет установки двигателей с отклоняемым вектором тяги, радары с фазированными антенными решетками, многофункциональность, замена аналоговых приборов компьютерными дисплеями и другие нововведения.

Данная статья относится к 2011 году. Про самолеты пятого поколения, в том числе и Т-50 ПАК ФА, читайте более свежую информацию в блоге нашего сайта pro-samolet.ru, а также статьи:

"Хищник" на вес золота

Идея создать истребитель XXI века родилась в СССР и США одновременно. Работы начались в конце 80-х. В силу известных причин США получили фору и сумели первыми поставить на вооружение истребитель, названный F-22 Raptor.

Прежде всего следует отметить, что F-22A вобрал в себя наиболее передовые черты истребителей четвертого поколения.

американский военный самолет

• Во-первых,это интегральная аэродинамическая компоновка - плавное сопряжение крыла и фюзеляжа, повышающая несущие свойства и позволяющая максимально использовать внутренние объемы (F-16, Су-27, МиГ-29).

американсий истребитель пятого поколения

• Во-вторых, применение РЛС с фазированной антенной решеткой, что дает возможность обстреливать ракетами одновременно несколько целей (МиГ-31).

• В-третьих, увеличение дальности и продолжительности полета на внутреннем запасе топлива без дозаправки (Су-27).

истребитель сша

Истребитель 5-го поколения F-22 Raptor на взлете

• В-четвертых, повышение маневренных характеристик путем снижения нагрузки на крыло, роста тяговооруженности и применения электродистанционной системы управления (F-15, F-16, Су-27 и другие). В то же время ряд характеристик F-22 качественно отличается от данных перечисленных только что машин. В первую очередь это сверхзвуковая крейсерская скорость полета, достигаемая на бесфорсажных режимах работы СУ, и значительно сниженная заметность для РЛС противника. Далее - высокая маневренность не только на дозвуковых, но и на сверхзвуковых скоростях. Наконец, это высокая вероятность поражения цели без входа в зону боевого соприкосновения.

Совокупность этих отличий и дает основания считать F-22A самолетом пятого поколения. При его создании стремление достичь именно таких характеристик стало определяющим при разработке технических требований и задало граничные условия для принятия решений по компоновке как самолета в целом, так и его отдельных систем. Однако требования эти оказались во многом противоречащими друг другу, что вынудило американских конструкторов пойти на ряд компромиссов, некоторые из которых отрицательно сказались на боевых качествах F-22 "Рэптора".

боевой тиранозавр

Стремление достичь сверхзвуковой крейсерской скорости полета неизбежно влечет за собой необходимость значительного снижения характеристик сопротивления. Одной из мер, направленных на достижение этой цели, стало размещение подвесного вооружения во внутренних отсеках F-22A. Однако это привело к увеличению суммарной площади миделевого сечения самолета по сравнению с вариантом, когда ракеты и бомбы располагаются под крылом на пилонах. Ведь при внутреннем расположении, кроме площади поперечного сечения самого оружия, требуется площадь для увязки его составляющих между собой и с элементами конструкции планера, а также для размещения необходимых приводов и механизмов, обеспечивающих боевое применение.

В результате, хотя применение интегральной аэродинамической компоновки позволило снизить лобовую составляющую сопротивления, но из-за увеличения миделя волновая составляющая возросла! Поэтому размеры внутреннего отсека пришлось максимально обжать, оптимизировав его под размещение только узкой номенклатуры ракет "воздух-воздух", необходимых для решения основной задачи истребителя - завоевания превосходства в воздухе. Все остальные виды боевой нагрузки самолет может нести на внешней подвеске либо на внутренней, если их размеры не превышают размеров отсека. В любом случае размещение оружия далеко от оптимального, и в этом отношении "Рэптор" уступает всем многофункциональным истребителям четвертого поколения.

самолет вероятного противника

Стремление к снижению заметности усиливает противоречия в требованиях, предъявляемых к геометрии крыла условиями сверхзвукового крейсерского полета и маневрирования на дозвуковой скорости. Если для первых требуется крыло тонкого профиля, большой стреловидности и малого размаха, то для второго - наоборот: умеренной стреловидности, большого размаха, с применением высоконесущих профилей.

Модель
F-22 Raptor
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
13,5
Длина, м
18,9
Площадь крыла, м2
78
Крейсерская скорость, км/ч
1570
Максимальная скорость, км/ч
2410
Потолок, м
19812
Дальность полета
3219
Вес, пустого, кг
15000
Вес, взлетный, кг
нет данных
Вес, максимальный, кг
28000
Двигатели
Pratt&Whitney F-119-PW-100
Вооружение, пушка, мм
20
Вооружение, ракеты
12

На F-22A компромисс достигнут путем оснащения "сверхзвукового" крыла сильноразвитой адаптивной механизацией -отклоняемым носком, закрылками и флаперонами, повышающими его несущие свойства на дозвуке и маневрировании. При этом ради снижения заметности вся механизация имеет постоянную по размаху хорду, сохраняя тем самым параллельность кромок даже в отклоненном положении, однако профиль крыла в этом случае, особенно в концевых сечениях, изменяется далеко не оптимальным образом. Поэтому, даже несмотря на применение специальной крутки, крыло "Рэптора" не может обладать такими же высокими несущими свойствами, как, например, крыло самолета Су-27 и перспективного Российского истребителя 5-го поколения Т-50.

российский перспективный военный самолет


Кроме того, применение внутренних отсеков вооружения ведет к утяжелению и усложнению конструкции самолета, т.к. приводит к необходимости применения крыла многолонжеронного типа вместо кессонного и к соответствующему увеличению числа силовых шпангоутов. Конструкция последних также отходит от оптимальной из-за необходимости передачи потока сил по криволинейному незамкнутому контуру.

экспериментальный военный самолет россии

Ситуация усугубляется необходимостью максимального снижения площади миделевого сечения фюзеляжа. Причем, вряд ли можно надеяться на уменьшение массы шпангоутов за счет применения композиционных материалов (КМ), т.к. следует учитывать вероятность боевых повреждений и практическое отсутствие возможности ремонта таких конструкций в полевых условиях. КМ можно применять лишь там, где есть возможность быстрой замены отдельных узлов или всего агрегата в целом: в консолях крыла и элементах их механизации, в вертикальном и горизонтальном оперении, створках отсеков вооружения и шасси, крышках люков, обтекателях различного рода и в ряде других узлов.

российский истребитель т-50

Другим средством достижения сверхзвуковой крейсерской скорости является увеличение тяги двигателей на бесфорсажном режиме, так как включение форсажа приводит к радикальному увеличению расхода топлива.

Требованию бесфорсажного сверхзвукового полета отвечают двигатели с пониженной степенью двухконтурности. однако они обладают увеличенным удельным расходом топлива на дозвуковых режимах, на которых в основном происходит боевое маневрирование. Вот еще одно противоречие, возникающее при создании истребителя пятого поколения.

Модель
ПАК ФА Т-50
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
14,7
Длина, м
20,4
Площадь крыла, м2
90
Максимальная скорость км/ч
2600
Потолок, м
20000
Дальность полета
4300
Вес, пустого, кг
17500
Вес, взлетный, кг
30610
Вес, максимальный, кг
35 480
Двигатели
нет данных
Вооружение, пушка, мм
30
Вооружение, ракеты
16

Требований, предъявляемых к 5-му поколению, немало. Самолет должен иметь крейсерскую сверхзвуковую скорость, малозаметность, мощную радарную систему, обеспечивающую всеракурсный обзор, компьютерный "мозг", управляющий полетом и ведением боевых действий, а также "прощающий" летчику все ошибки.

военный истребитель пятого поколения российской федерации

Ряд специалистов считают, что основной отличительной особенностью истребителя 5-го поколения должны быть не его выдающиеся технические характеристики, а способность встраиваться в постоянно совершенствующуюся систему ведения современной войны. Есть даже выражение - вхождение в "систему систем". Американцам в F-22 все требования к 5-му поколению удалось реализовать почти полностью. Но какой ценой! Стоимость проекта обошлась военному бюджету США в 65 млрд долл. Первоначальная стоимость одного истребителя равнялась 140 млн долларов, а летный час обходился в 44 тысячи. В процессе совершенствования F-22 и улучшения его характеристик стоимость самолета приблизилась к 350 млн. Такая прожорливость смутила даже Пентагон. От дальнейших закупок самого лучшего (по версии США) и дорогого в мире истребителя ВВС отказались. Сегодня выпуск американского самолета 5-го поколения F-22 Raptor временно приостановлен.

Можно ли обогнать?

О том, что наш истребитель 5-го поколения вот-вот взлетит, первым заявил бывший главком ВВС Владимир Михайлов еще в 2007 году. Потом обещали поднять машину в воздух в 2008-м, в 2009-м... Но взлетел ставший "притчей во языцах" самолет Т-50 в январе 2010-го. И тут же на ум приходит пословица: "Русский мужик долго запрягает, но быстро едет". Внешне Т-50 или, как его еще называют, ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), напоминает Raptor. Но он может оказаться гораздо лучше и дешевле. Сравнивать характеристики самолетов невозможно, т.к. все, что касается истребителя Т-50, пока закрыто грифом "совершенно секретно". И все-таки кое о чем судить можно.

Американский самолет F-22 Raptor может, имея крейсерский сверхзвук, быстро войти в зону боевых действий. А что дальше? Он должен перейти на дозвуковую скорость, чтобы иметь возможность раскрыть створки люков и применить ракеты, скрытые в чреве его фюзеляжа. Как-то один из руководителей ЦАГИ сообщил, что нашим аэродинамикам впервые в мире удалось решить задачу открытия створок люков и пуска ракет на сверхзвуковых режимах полета. Если это так, то ПАК ФА уже имеет превосходство над истребителем янки F-22. В ближнем бою американец однозначно уступит нашему Т-50 только за счет сверхманевренности ПАК ФА. Более того, двигатели с отклоняемым вектором тяги позволят летчику применять ряд противоракетных маневров, которые сегодня не может совершить ни один истребитель. Однако американский F-22 менее заметен для радаров противника.


 Если говорить о дуэльных поединках на средних и дальних дистанциях, то наши новые ракеты не хуже зарубежных аналогов. И радары с активной фазированной решеткой у нас есть. Что же до электронного "мозга", то авионика для самолетов 5-го поколения у нас тоже есть, сейчас она апробируется на Су-35 и МиГ-35. Но вернемся к главной теме нашего рассказа - российскому истребителю 5-го поколения Т-50. Этот самолет достигает сверхзвуковой скорости при штатном режиме. Истребителям четвертого поколения для этих целей приходилось использовать форсаж. Двигатель на Т-50 представляет собой цифровую систему управления и плазменную систему зажигания. Вместе с перспективной конструкцией планера этот двигатель придает истребителю сверхманевренность. Специалисты работают над созданием двигателя второго этапа, который позволит улучшить летные характеристики самолета.

истребитель на взлете

Малозаметность, которая является обязательным качеством самолета пятого поколения, в Т-50 реализуется лишь частично. Стоит отметить, что из всех разработанных в РФ военных самолетов он наиболее защищен от радарного обнаружения. Однако, к примеру, американцам при создании истребителя 5-го поколения F-22 Raptor пришлось отказаться от дополнительной маневренности в пользу большей скрытности. Как считают эксперты, российские специалисты скорее предпочтут из этих двух качеств маневренность. ПАК ФА оснащен новейшей радиолокационной установкой с активной фазированной антенной решеткой производства НИИ приборостроения. Этот радар позволяет вести всесторонний и многоканальный обстрел целей, что тоже является требованием к самолету пятого поколения.

Как считают специалисты, пока перспективному истребителю Т-50 не хватает необходимой для самолета пятого поколения электронной начинки. Предполагается, что самолет такого типа должен иметь новейшую авионику - круговую информационную систему, автоматизацию управления помехами, индикатор тактической обстановки с наложением информации, получаемой из разных источников, автоматизированную систему управления. Ранее сообщалось, что индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited будет разрабатывать навигационную систему и бортовой компьютер для самолета Т-50, который планируется экспортировать. Следует сказать, что независимые эксперты без особого пиетета относятся к парадным отчетам со сборочных конвейеров и КБ оборонных предприятий России, давая в целом негативные оценки перспективам перевооружения армии и флота. Двадцать постсоветских лет прошли для Вооруженных сил страны практически впустую, говорит руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. За это время не было создано ни одного нового танка или самолета. На вооружение принят только один вертолет. "Военная техника находится в загоне. Россия отстает от Запада и США лет на 20", – подчеркнул аналитик, напомнив, что американцы создали свой самолет пятого поколения 18 лет назад.

Что касается российского истребителя 5-го поколения Т-50, то, по словам Цыганка, ввиду закрытости информации нюансы этого проекта широко не обсуждаются. Однако известно, что летные испытания на заводе проходили с использованием французских технологий. Импортная авионика, установленная на опытном образце самолета Т-50, обеспечивала испытание планера, в то время как отечественная тестировалась на другой машине. В перспективе российская авионика заменит французскую, но это едва ли сделает новую машину дешевле западных аналогов. "Самолеты пятого поколения – очень дорогие машины. Если смотреть по совокупности цен, то затраты на их разработку и производство примерно одинаковы что для России, что для США", – резюмировал Цыганок. К слову сказать, американцы таких расходов не потянули. В итоге число самолетов пятого поколения в ВВС США сегодня почти в четыре раза ниже первоначального плана – не 280, а только 80 машин. Сколько Т-50 в итоге окажется по карману Минобороны РФ, покажет время. А то, что обладать истребителем пятого поколения – удовольствие дорогое, подтвердил и Путин. По его словам, на завершение работ по этой машине потребуется около 30 млрд. руб. Это дополнительно к тем 30 млрд. руб., которые уже потрачены на первой стадии создания самолета.

В присутствии Владимира Путина два опытных образца отлетали нормально, но в последний день салона один из них не смог взлететь из-за отклонений в работе автоматики правого двигателя – заметив неполадки, летчик принял решение не подниматься в воздух. Это стало удобным поводом для многих газет поставить крест на перспективной военной разработке, в особенности учитывая, что Т-50 – первый истребитель, создаваемый целиком на мощностях современного российского, а не советского авиапрома. Между тем единственный в мире действующий аналог ПАК ФА – американский самолет 5-го поколения F-22 Raptor, отладка которого до сих пор не завершилась, терпел крушение уже три раза, в том числе совсем недавно, в ноябре 2010 г. на Аляске. В начале лета ВВС США наложили временный запрет на эксплуатацию F-22 из-за обнаруженных проблем с подачей кислорода пилоту. Технические сбои – обычное дело на испытательной стадии.

Создание ПАК ФА оценивают в 15 млрд долларов, что вчетверо меньше F-22. Стоимость серийного образца не должна превысить 100 млн долл., а эксплуатация, по заявлениям представителей фирмы "Сухой", будет дешевле, чем у Су-27. Американский бюджет с трудом справляется с дорогостоящей программой F-22 – за двадцать лет стоимость производства одного самолета возросла практически в 3 раза, со $125 млн до $350 млн. В итоге Минобороны США пришлось поумерить свои аппетиты – когда-то оно хотело закупить 750 единиц "Рапторов", сейчас – надеется хотя бы на 187. Америка наотрез отказывается продавать F-22 даже своим ближайшим союзникам, поэтому шансы на самоокупаемость истребителя невелики. Россия же столь масштабный проект реализует не в одиночку, а совместно с Индией – к 2020 году ВВС этой страны получат двухместные истребители, созданные на базе Т-50. Индия обязуется вложить в проект $25 млрд. В отличие от США, Россия подумывает о продвижении истребителя пятого поколения на внешний рынок. Впрочем, даже если Америка изменит свое решение, F-22 едва ли составит серьезную конкуренцию ПАК ФА, поскольку стоит в 3 раза дороже своего российского аналога.

Настоящий же прорыв может случиться, когда в полной мере начнет реализовываться российско-индийское сотрудничество в формировании окончательного облика истребителя 5-го поколения на базе опытного Т-50. Благодаря этому появился Су-30МКИ - лучший на сегодня тяжелый истребитель. Будем надеяться, совместными усилиями российские и индийские специалисты насытят ПАК ФА современным оборудованием и оснастят лучшим оружием. Главное - финансирование и активизация летных испытаний Т-50. И тогда через три года наши ВВС получат первую партию таких самолетов для опытной эксплуатации в войсках. А с 2015 года мировой рынок тяжелых истребителей 5-го поколения будет насыщаться только российско-индийскими самолетами.

Прямая речь

Михаил Погосян, руководитель компании "Сухой":

- Программа ПАК ФА выводит наше авиастроение и смежные отрасли на новый технологический уровень. За этим стоит кооперация более 100 предприятий. Уверен: развитие программы ПАК ФА, над которой мы будем работать совместно с индийцами, превзойдет западные аналоги по критерию стоимость-эффективность, позволив не только укрепить оборонную мощь ВВС РФ и Индии, но и занять достойное место на мировом рынке. Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" разработала новую ракету для российского перспективного истребителя Т-50 (ПАК ФА). Это действительно уникальное изделие с дальностью перехвата до 200 километров. Аналогов с такими характеристиками нет ни у европейцев, ни у американцев.Как ожидается, в 2011 году ТРВ выпустит пробную партию ракет, а с 2012 года начнется их серийное производство.

ракетное вооружение перспективного истребителя т-50

Предполагаемый облик ракеты для перспективного истребителя Т-50 (ПАК ФА)

Lenta.ru cообщает, что линейка ракетного вооружения ПАК ФА была частично представлена на авиасалоне МАКС-2011, проходящем в подмосковном Жуковском. Информация о вооружении Т-50 пока засекречена. Предположительно, самолет будет вооружен 30-миллиметровой пушкой, а также ракетами РВВ-МД, РВВ-СД и РВВ-БД малой, средней и большой дальности. Кроме того, в состав вооружения авиационного комплекса войдут бомбы КАБ-500.

Сергей Богдан, летчик-испытатель, впервые поднявший Т-50 в воздух и совершивший на нем 47-минутный полет:
- В ходе полета мы провели первичную оценку управляемости самолета, работы двигателя и основных систем. Самолет хорошо показал себя на всех этапах летной программы. Им комфортно управлять.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме