Пикирующий бомбардировщик "Юнкерс" Ju 87. Создание. Развитие. Применение.
pro-samolet.ru   
Дополнение к основной статье о пикирующем бомбардировщике Юнкерс Ju 87 - его создание, модернизация и варианты, а также самолеты Юнкерс на службе люфтваффе.

(нем. Sturzkampfflugzeug - пикирующий бомбардировщик)
Юнкерс Ю-87 (нем. название "штука", русское прозвище "лаптёжник", "лапоть", "лапотник")

samolet-junkers-ju-87Лишь несколько самолетов когда-либо наводили такой ужас на всех - и на войска, испытанные в боях, и на мирных граждан, какой вызывал пикирующий бомбардировщик Юнкерc Ju 87. Этот самолет, широко известный как "Штука" (от немецкого слова "Sturzkampfflugzeug" - пикирующий бомбардировщик), ко всему прочему потопил больше кораблей, чем любой другой тип самолета, и по числу подбитых танков его превзошел только советский штурмовик Ил-2. Пилоты, летавшие на нем, укладывали загруженные в бомбоотсеки тяжелые бомбы точно на указанные цели, если только им не мешали истребители.

Так что в первый год второй мировой войны самолет Юнкерс Ю-87 создал себе почти легендарную репутацию. В Битве за Британию несокрушимость пикирующих бомбардировщиков "Юнкерс" Ju 87 казалась вечной, но в последующие годы войны звезда их славы постепенно исчезала с небосклона, пока не свелась к ударам исподтишка на малой высоте темными ночами, за бросавшимся в глаза исключением в лице одной Gruppe под командованием летчика, лично совершившего 2530 боевых вылетов и продолжавшего летать на Восточном фронте в дневное время до полной капитуляции Германии.

самолет Юнкерс Ю-87

Техника бомбардировок с пикирования не изменилась со времен Первой мировой войны, но самолеты, пригодные для этого, появились лишь в 20-х годах. Одним из первых был самолет Юнкерc К 47, летавший в 1928 году. На двух самолетах стояли двигатели "Юпитер", а 12 машин с двигателями "Хорнет" фирмы "Пратт-Уиттни" были проданы Китаю. Самолеты подверглись всесторонним испытаниям и продемонстрировали, что возможно пикирование под углом 90°. Однако это требовало прочного самолета и решительного летчика, а также указателя угла пикирования (60° ощущаются почти как 90°). Многие из тех, кто позднее возглавил гитлеровские люфтваффе, были убеждены, что пикирующий бомбардировщик должен стать основным воздушным оружием в деле непосредственной поддержки наземных войск.

Когда в 1933 году люфтваффе потребовался новый боевой самолет, то сразу же появился аккуратный биплан "Хеншель" Hs 123, а "Юнкерc" работала над "Штукой". Конструкторское бюро под руководством Германца Полманна (Hermann Pohlmann) принял за основу компоновку К 47: одномоторный моноплан с низкорасположенным крылом, бросающимся в глаза неубирающимся шасси, двумя килями и рулями высоты. Ju 87 имел цельнометаллическую конструкцию с несущей обшивкой без гофров, которые раньше применялись на цельнометаллических самолетах Юнкерса, и крылом типа "обратная чайка".

Самолет люфтваффе

Самолет "Хеншель" Hs 123

В 1939 году все самолеты серий А были переданы в учебно-тренировочные подразделения, а растущие числом эскадры пикирующих бомбардировщиков были оснащены более совершенными Ju 87В. Внешне они отличались аккуратными обтекателями колес главных стоек шасси, но главное заключалось во вдвое большей мощности нового двигателя Jumo 211А с широколопастпым винтом постоянного шага. Серийный самолет Юнкерс Ju 87В-1 с двигателем Jumo 211А мощностью 895 кВт (1200 л.с.), снабженным системой непосредственного впрыска топлива, которая из-за отсутствия карбюратора исключала обледенение, прекращение подачи топлива в перевернутом полете и при маневрах с отрицательными перегрузками (самолет Юнкерс Ju 87 мог выполнять все обычные фигуры высшего пилотажа). Другой важный момент заключался в автоматическом выходе из пикирования, когда пилот на высотомере отмечал высоту выхода из него.
Выполнив десять необходимых манипуляций органами управления, летчик выпускал воздушные тормоза, которые автоматически вводили самолете пикирование, и вручную устанавливал необходимый угол путем совмещения линии видимого горизонта с красными рисками, нанесенными на фонаре. Управляя самолетом, летчик наводил его как истребитель на цель, а элеронами корректировал траекторию. Часто угол пикирования составлял 90°, поэтому пикирование непосредственно над целью переходило в полубочку.

Любопытно, что Ju 87 был единственным самолетом, в котором угол пикирования в 90° не ощущался как обратная петля с переворотом, казалось, что длительное пикирование привычнее для этой машины, чем обычный полет на крейсерской скорости, когда его уязвимость (особенно прозрачный фонарь до подлокотника кресла летчика) была слишком очевидной. Когда высотомер подавал сигнал, летчик нажимал кнопку на рукоятке ручки управления для выхода из пикирования с перегрузкой б g, которая возникала сама по себе, с безопасной высоты 450 м. Если самолет не реагировал, то летчик должен был со всей силы потянуть ручку управления на себя, в чем ему должен был помогать чутко реагирующий на сигналы управления триммер руля высоты.

Обычная нагрузка Ju 87В состояла из бомбы SC 500 весом 500 кг, висевшей на держателях под фюзеляжем таким образом, чтобы не мешать работе винта. Скорость самолета достигала 550 км/ч, и обычной практикой была установка сирен, прозванных иерихонскими трубами, на шасси, наводя страх на людей, находившихся поблизости от цели. При полетах на короткие расстояния возможно было подкрыльевос использование четырех бомб SC 50 весом 50 кг. Летчик мог стрелять из двух пулеметов MG 17 калибра 7,92 мм, установленных в крыле снаружи от изломов, а радист - из пулемета MG 15 того же калибра, который обеспечивал защиту сверху и сзади. Производство из Дессау было переведено на "Весер Флюгцойбау" в большое здание овальной формы берлинского аэропорта Темпелоф, где к середине 1939 гогда выпускалось до 60 машин в месяц. Первую боевую операцию Второй мировой войны В-1 выполнили 1 сентября 1939 года, когда они, взлетев в 4 ч 26 мин из Элбинга, в 4 ч 34 мин обрушили свой смертоносный груз на подступы к мосту Дирхау через Вислу, за 11 минут до того, как нацисты объявили войну Польше. Позже пикирующие бомбардировщики Ju 87 сыграли большую роль в польской кампании: они уничтожили практически все, кроме двух, польские надводные корабли, подвергали тяжелым бомбардировкам польские войска (которые во многих случаях находились всего в сотне метров от немецких) и однажды практически стерли с лица земли целую польскую пехотную дивизию на железнодорожной станции Петрков.

Палубный вариант.

Наряду с улучшенными вариантами одноместного самолета Ju 87В-2, который мог нести бомбу SC 1000 калибра 1000 кг, "Весер" построила партию Ju 87С-0 со складывающимися консолями крыла, крюками и многими другими изменениями, чтобы сделать самолет пригодным для применения на борту "Графа Цеппелина", постройка которого так и не была завершена. Еще одной моделью стал бомбардировщик повышенной дальности Ju 87R с дополнительными крыльевыми топливными баками и возможностью установки подвесных топливных баков. Они поступили на вооружение во время норвежской кампании (один из самолетов оборвал там радиосвязь, протаранив антенны), а затем подтвердили свою полезность на Балканах, в Греции и на Средиземном море. На одном Ju 87R провели испытания контейнера большой емкости, подвешиваемого на главный бомбодержатель и предназначенного для перевозки запасных частей и других грузов.

Самолет Ju 87В и его варианты в течение первых двух лет несли опустошение Европе, встретив на своем пути лишь одно препятствие. Над Англией пикирующие бомбардировщики понесли неприемлемо тяжелые потери - с 13 по 18 августа 1940 года был сбит 41 самолет "Юнкерc", после чего с 19 августа "Штуки" прекратили участвовать в бомбардировках. Данный тип самолета продемонстрировал, что при господстве немецкой авиации в воздухе он может выводить из строя жизненно важные британские береговые радиолокаторы. Именно эти локаторы обеспечивали перехват бомбардировщиков истребителями, что повышало уязвимость Ju 87. Эти машины обладали хорошей защитой от истребителей, и в тех условиях они показывали такую невероятную эффективность, что многие в Великобритании - военные, журналисты, политики - задавали вопрос: "А где же наши пикирующие бомбардировщики?" Фактически такие существовали - "Блэкберн Скуа" и "Хоукер Хенли", но их роль в войне была незначительной, а сама концепция пикирующего бомбардировщика была предметом жарких дискуссий.

Долгая служба.

Даже в канун войны пикирующие бомбардировщики Ю 87 считались несколько устаревшими, но этим лишь прикрывали их фантастический успех. Для многих других устаревших типов самолетов, эксплуатировавшихся люфтваффе, отсутствие возмещения потерь приводило к плановому прекращению производства в приказном порядке, но выпуск Ju 87, как и самолета Мессершмитт Bf 110 и Хейнкель Не 111, в 1941-1944 годах - рос. На протяжении этого периода стандартной базовой конструкцией стал самолет Ju 87D, спроектированный в 1940 году, начавший летать в 1941 году, уже с конца этого же года принимавший участие в боевых действиях на Восточном и Североафриканском фронтах. На самолетах серии D устанавливался двигатель Jumo 211J-1 мощностью 1044 кВт (1400 л.c.), с широколопастным винтом VS 11, что сильно изменило летные характеристики - самолет мог нести значительно больший груз. Максимальная бомбовая нагрузка возросла до 1800 кг, на основном держателе можно было закрепить бронебойную бомбу PC 1400 калибра 1400 кг, а на крыльевых - бомбу SC 500 весом 500 кг или широкий диапазон другого вооружения, в том числе пушечные гондолы, в каждой из которых размещались спаренные пушки калибра 20 мм или шесть пулеметов MG 81 калибра 7,92 мм. Оборонительное вооружение в хвостовой части было заменено на пару пулеметов MG 81, исключительно легкое, но скорострельное оружие с ленточной подачей патронов вместо 75-патронных магазинов. Кроме того, вся конструкция самолета была направлена на снижение лобового сопротивления, самые значительные изменения коснулись капота и фонаря. Шасси доработали, но с 1942 года обтекатели колес и стоек использовались все реже.

Наиболее распространенным вариантом стал самолет Ju 87D-3, обладавший лучшей защитой экипажа и жизненно важных узлов, отражавший растущее применение Ю 87 как самолетов непосредственной поддержки наземных войск. С 1942 года "Юнкерсы" все чаще использовались не по прямому назначению, а как буксировщики планеров, для ведения антипартизанских действий и в качестве транспортных самолетов общего назначения для перевозки различных грузов.

Боевое применение.

Самолеты Юнкерс Ю 87 принимали участие в польской кампании, захвате стран Бенилюкса и нападении на Францию. В Битве за Британию "Штукам" противостояли английские истребители, которые их сильно потрепали. Затем для "Юнкерсов" последовали удачные кампании на Балканах и в Греции, после чего эскадры пикирующих бомбародировщиков появились на Восточном фронте, где они находились до конца 1943 года, были переименованы в эскадры штурмовиков и приняли на вооружение FW 190. Юнкерс Ju 87G-1 воевали только в составе III группы 2-й эскадры штурмовиков и 10-х противотанковых эскадрильях 1-й, 2-й, 3-й и 77-й эскадр штурмовиков. Тактическая авиация люфтваффе на хвостовой части фюзеляжа несла четырехзначное буквенно-цифровое обозначение. Первая пара знаков говорила о принадлежности к основному подразделению - эскадре или группе, третий знак являлся индивидуальным номером самолета и наносился разными цветами в зависимости оттого, принадлежал ли он к штабу, первой, второй или третьей эскадрилье (Staffel), а четвертый знак обозначал номер эскадрильи. На этом самолете нанесена буква "N", которая обычно указывала на пятую эскадрилью, но он относился к десятой!

Несколько Юнкерсов Ju 87D-4 были оснащены как торпедоносцы, но следующим основным вариантом стал самолет Ju 87D-5 с увеличенными законцовками крыльев, давшими возможность увеличить подкрыльевую нагрузку. С ростом риска дневных вылетов появился ночной вариант Юнкерса Ju 87D-7 с более мощным двигателем Jumo 211P и длинными выхлопными трубами, заканчивавшимися за крыльями. На нем, как и на применявшемся для дневных вылетов Ju 87D-8, крыльевые пулеметы заменили более мощными пушками MG 151 калибра 20 мм, а воздушные тормоза демонтировали. Самолет Ju 87D-8 стал последней серийной версией, и общее количество самолетов, выпущенных к сентябрю 1944 году (когда производство всех ипов машин, кроме истребителей, было прекращено), составило 5709 штук.

Противотанковые варианты.

Существовало несколько перпективных схем, в том числе Ju 87F и Ju 187, но все другие варианты "Штуки" строились путем модификации широко распространенных машин серии D. Наиболее известной версией стала серия Юнкерс Ju 87G, из которой только Ju 87G-1 применялся в боевых условиях. Самолет Юнкерс Ju 87G представлял собой специализированный противотанковый вариант, снабженный двумя подкрыльевыми пушками ВК 3,7, подвешивавшимися с внешней стороны от шасси. Эта 37-мм пушка была внушительным оружием, весила более 363 кг и широко использовалась в зенитной артиллерии под названием "Флак". В 1942 году проводились ее испытания на переоборудованном Ju 87D-5, которые показали, что такой противотанковый самолет является более эффективным, чем Хеншель Hs 129 и "Юнкерc" Ju 88Р. ВК 3,7 с обоймой на 6 патронов выстреливала бронебойный снаряд со скоростью более 850 м/с, и главный сторонник Ju 87G-1 Ганс-Ульрих Рудель лично подбил 519 советских бронированных машин. Именно он совершил 2530 боевых вылетов и возглавлял их боевые порядки во время дневных налетов еще долго после того, как штурмовые эскадры перешли с этого уязвимого самолета на самолет Фокке-Вульф FW 190.
Другим вариантом, также созданным на основе Ju 87D, стал Ju 87Н - учебно-тренировочный самолет с двойным управлением. К моменту появления Ju 87 в эксплуатации никто и не предполагал, что потребуется учебная машина, но к 1943 году на Восточном фронте умение остаться в живых на этом самолете приобрело такое важное значение и требовало специальных навыков, что даже опытные пилоты бомбардировщиков и истребителей должны были потренироваться с инструктором на Ju 87, прежде чем занять место в сильно поредевших рядах пикирующих бомбардировщиков.

Практически все версии Ju 87D были переделаны Ju 87Н при сохранении прежних обозначений. Внешне различие заключалось в отсутствии вооружения и установке каплевидных боковых панелей остекления в задней кабине, обеспечивавших инструктору передний обзор. На всех версиях могло использоваться тропическое оборудование и пылеулавливающие фильтры, а на Восточном фронте на многие самолеты зимой устанавливались лыжи. Существовало несколько экспериментальных вариантов, в основном касавшихся испытания различного вооружения, предназначавшегося для последующих типов самолетов. Одна из наиболее поразительных программ заключалась в том, что самолет Ju 87D-3 оборудовался большими обтекаемыми кабинами на крыльях. Идея была следующей: Ju 87, как самолет, используемый для фронтовых операций, должен стать средством для заброски агентуры в тыл противника. Испытания проводились в начале 1944 года в Исследовательском институте графа Цеппелина в Руите, конечным стал вариант, когда в крыльевой кабине с широкими боковыми окнами, обеспечивавшими летчику боковой обзор, размещались два человека, сидящие друг за другом. При пологом пикировании кабины должны были стягиваться с крыльев с помощью больших парашютов, заполнявшихся набегающим потоком воздуха, но нет никаких данных, что это действительно было сделано, хотя самолет ы с пассажирами летали.

Самолеты Юнкерс Ju 87 широко применялись всеми гитлеровскими союзниками, в том числе в Италии, Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии. Когда появились Ju 87 с итальянскими опознавательными знаками, у англичан возникло ложное мнение, что этот самолет изготовлен в Италии, и этой машине придумали название "Бреда" 201 "Пикчиателли", которое часто упоминалось в прессе. На самом деле начиная с 1939 года все самолеты были изготовлены компанией "Вeзер" в цехе в Темпелхофе.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме