Штурмовик Henschel Hs 129
Хеншель Hs 129 был единственным самолетом Второй мировой войны (если не считать современного американского А-10, то фактически единственным самолетом в мире), созданным специально для уничтожения танков. Кроме советских штурмовиков Ил-2, Ил-10, Ил-40, которые пробивали любую танковую броню, у союзников не было самолета такого класса. На все британские ВВС лишь несколько "Харрикенов" имели пушку калибра 40 мм, но сравнение с "Хейнкелями" было далеко не в пользу первых. Гитлеровская Германия просмотрела значимость Hs 129, и их оказалось слишком мало, чтобы оказать какое-либо противодействие советским танкам в 1944-1945 годах.
Когда в 1935 году зарождавшиеся люфтваффе строили планы на будущее, считалось, что самолеты слабо смогут влиять на исход наземных операций, поскольку при ближнем взаимодействии с армией противника они становились очень уязвимыми. Ущерб, наносимый несколькими пулеметными очередями или бомбами, казался минимальным, однако гражданская война в Испании 1936-1939 годов показала, что самолеты были не только важным, но иногда и решающим фактором сражения. В апреле 1937 года Техническое управление выпустило Спецификацию на создание самолета непосредственной поддержки наземных войск как можно меньшего размера, с бронезащитой экипажа, 75-мм лобовым стеклом кабины, с двумя маломощными двигателями и оснащенного как минимум парой пушек калибра 20 мм.
Hs 129А-0 вид сбоку
За право получить заказ боролись "Хеншель" с отличным одноместным самолетом и "Фокке-Вульф", который набирал очки за счет того, что предложи использовать модифицированную версию FW 189, уже находившегося в производстве. Она была во многом очень компромиссной, но таковой был и ее соперник Hs 129, первый прототип которого поднялся в воздух в феврале или марте 1939 года. Сравнительные испытания трудно было провести из-за того, что оба самолета посчитали недоработанными. Они были тихоходными, при этом Hs 129 обладал такой тесной кабиной, что приборы двигателя пришлось монтировать на внутренних поверхностях гондол двигателя, а ручка управления была сделана такой короткой, что даже для простых маневров требовалось прилагать огромные усилия. В конце концов чашу весов перевесило то, что он был меньше размером и затраты на него составляли две трети от требовавшихся для его конкурента.
Варианты Hs 129
Приняли решение выпустить восемь предсерийных Hs 129А-0, и они увидели свет к началу блицкрига в Западной Европе, 10 мая 1940 года. Самолеты подверглись длительным испытаниям, а некоторые поступили в учебно-тренировочную эскадрилью в Париже - Орли. В основном Hs 129 был обычным самолетом с несущей обшивкой. 12-цилиндровые инвертированные V-образные двигатели воздушного охлаждения "Аргус" As 410А-1 мощностью по 405 л. с. вращали воздушные винты автоматически изменяемого шага "Аргус", что являлось практически идентичным силовой установке уже выпускавшегося FW 189.
Hs 129B-1 вид сбоку
Необычным в Hs 129 являлся достаточно узкий фюзеляж треугольного сечения, расширявшийся книзу. В передней части фюзеляжа располагалась тесная кабина, бронированная сварными листами толщиной 6 и 12 мм и 75-мм стеклами небольшого размера. Общий вес брони составлял 1080 кг. Самолет имел требовавшееся спецификацией вооружение: две пушки MG FF калибра 20 мм с выступающим обтекателем барабана с боезапасом, по одной с каждой стороны фюзеляжа, над пулеметами MG 17 калибра 7,92 мм, находившимися с казенниками перед крыльевым лонжероном, в нижней части.
При использовании более мощных двигателей можно построить лучший самолет. Подготовили чертежи на Р.76, немного больший размерами самолет с двумя звездообразными двигателями "Гном-Рон" 14M мощностью 522 кВт (700 л.c.), которые оказались в большом количестве в распоряжении Германии после захвата Франции. Однако решили, что будет потеряно слишком много времени на подготовку оснастки и оборудования для нового самолета, поэтому нашли компромиссное решение: модернизировать существующий Hs 129А под более крупные и мощные французские двигатели. В целом требовалось провести несколько доработок, но в одном отношении окончательный Hs 129В приобрел главное усовершенствование. Hs 129 эффективно действовали в условиях грязи и холода Восточного фронта, несмотря на многочисленные отказы. Кабина была выполнена из крупных панелей из бронестекла, что обеспечивало намного лучший обзор, хотя, возможно, за счет некоторого повышения уязвимости. В целом Hs 129 существенно модернизировали. Эта машина была медленнее, чем Ju 87D, имела меньший радиус действия и не была ни маневренной, ни удобной в полете.
Тактико-технические характеристики Hs 129В-2 |
Тип: одноместный самолет непосредственной поддержки сухопутных войск.
Силовая установка: два звездообразных двигателя "Гном-Рон" UM 4/5 с мощностью для взлета 522 кВт (700 л. с.).
Размеры: размах крыла 14,2 м, длина 9,75 м, высота 3,25 м, площадь крыла 29 м2.
Вес: пустого самолета 3810 кг, с максимальной нагрузкой 5250 кг.
Летно-технические характеристики: максимальная скорость 407 км/ч, дальность 688 км, начальная скороподъемность 486 м/мин, практический потолок 9000 м.
Вооружение: два пулемета MG 17 калибра 7,9 мм и две пушки MG 1 51 8 носовой части; пушка МК 101 калибра 30 мм в подфюзеляжном обтекателе: четыре пулемета MG 17, четыре 50-килограммовые бомбы, 92 двухкилограммовые противопехотные бомбы или одна 250-килограммовая бомба под фюзеляжем; две 50-килограммовые бомбы или 48 двухкилограммовых противопехотных бомб на крыльевых держателях
|