Корейская война длилась с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года, но официального ее окончания не было объявлено. Этот конфликт времен холодной войны часто рассматривают, как опосредованную войну между США c их союзниками и силами КНР и СССР. Майкл Пек (Michael Peck) пишет в 'The National Interest', что в небе над Северной Кореей F–86 Sabre сражались с МиГ–15 в первых в истории воздушных боях реактивных самолетов, где противники "отличались технологически, но были удивительно похожими". Американский Sabre не мог летать так же высоко, не обладал той скороподъемностью и маневренностью, как советский МиГ–15, но и F–86 имел свои преимущества. Но самая спорная статистическая величина Корейской войны – это соотношение сбитых самолетов.
Фотомонтаж: F-86 Sabre и МиГ-15
Американский и советский самолет.
Фотомонтаж
Битва в небе холодной войны: F-86 Sabre против МиГ-15
Корейская война была первой из тех малых войн после 1945 года, чьи жернова тащили американского орла через Вьетнам, а затем в Афганистан и Ирак. Армии и коммунистов, и Организации Объединенных Наций поднимались вперед-назад по корейским холмам, не вполне понимая, с кем они боролись и за что они боролись.
Но воздушная война над Кореей была возвратом к прошлому. Не ко Второй мировой войне, хотя многие из пилотов в Корее получили боевое крещение в том, более раннем конфликте. Эта тяжелая, глобальная борьба была индустриализированной войной в воздухе, где воюющие стороны бросили тысячи самолетов друг против друга, а пилоты и машины были просто расходными боеприпасами.
F-86 Sabre сражались с МиГ-15 над Северной Кореей в первых в истории воздушных боях реактивных самолетов, что больше всего напоминало бои в воздухе Первой Мировой войны и ее знаменитых "рыцарей неба". Не то чтобы там, в воздухе над Кореей или на земле, было что-то по-рыцарски. Но по сравнению с позиционной войной внизу, "Аллея МиГов" была почти романтической, как арена, где сравнительно небольшое число истребителей сошлись в конфликте осмотрительно, чтобы избежать перерастания в Третью мировую войну.
F-86 Sabre
Американский реактивный истребитель F-86 "Сейбр", разработан компанией North American Aviation в конце 1940-х годов. Принят на вооружение ВВС США в 1949 году. Был основным американским реактивным истребителем воздушного боя во время Корейской войны, единственным серьезным соперником советского истребителя МиГ-15.
Фото: Wikimedia Commons, Paul Maritz.
"Там лучшие с обеих сторон тренировались и сражались, боролись и погибали - или умирали - на арене, почти полностью стоящей особняком от окопной войны Первой мировой далеко на юге, и даже - от результатов войны в целом. Это было сражение больше за престиж участвующих стран - и репутацию их соответствующей авиакосмической промышленности - и во славу летчиков-истребителей, и меньше - за ход или результат этого конфликта", - пишут авторы Дуглас Дилди (Douglas Dildy) и Уоррен Томсон (Warren Thompson) в "F-86 Sabre vs MiG-15: Korea 1950-53".
Противники отличались технологически, но были удивительно похожими. Привыкшие к наиболее передовым самолетам, американцы были шокированы, когда столкнулись с легким, быстрым, маневренным и хорошо вооруженным истребителем МиГ-15 (чьи двигатели были копиями британских реактивных двигателей, предусмотрительно предоставленные Лондоном после Второй мировой войны в качестве жеста доброй воли). Миг-15 был киллером бомбардировщиков, чьей добычей были B-29 Superfortress, бомбардировавшие Северную Корею.
"Суперфортрессы", которые терроризировали Токио в 1945 году, стали легкой добычей в 1950 году и были вынуждены перейти к ночным бомбардировкам, когда МиГ-15 были гораздо менее опасны (это также говорит о том, что B-29 Superfortress были бы столь же уязвимы для нацистских истребителей Me-262, если бы они были использованы над Германией).
Разве B-29 не должны были быть окружены истребителями сопровождения? Они были. К сожалению, сопровождавшие истребители F-80 и F-84 - с их прямыми крыльями вместо стреловидных, крыльями более продвинутой конструкции - были одинаково бессильны. Какова была бы судьба сил ООН, лишенных превосходства в воздухе, страшно подумать. К счастью этого не произошло, потому что подобно почти сверхзвуковой коннице (максимальная скорость около 680 миль в час), прибыли несколько эскадрилий F-86. Не огромное количество, потому что американские планирующие органы опасались, что Корея была отвлекающим ударом, чтобы втянуть американские войска, защищавшие Западную Европу. Но их было достаточно.
МиГ-15
Советский истребитель МиГ-15, разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира.
Фото: Wikimedia Commons, Greg Goebel.
Российские, китайские и северокорейские пилоты МиГов обнаружили, что сабля (F-86 "Сейбр") была остра как бритва. Истребитель F-86 Sabre не мог летать так высоко, не обладал той скороподъемностью и не маневрировал так же проворно, как его советский противник. Но он мог быстрее пикировать, был более аэродинамически стабильным, и имел радиолокационный прицел, что пригодилось во время высокоскоростных реактивных воздушных боев.
В то время, как самолеты захватили воображение общественности, пилоты были наиболее интересны. Вторая мировая война была войной молодых летчиков, когда молодые люди были связаны с мощными самолетами, которые слишком часто убивали их. Но Советы послали многих своих лучших асов времен Второй мировой войны, таких людей, как Иван Кожедуб (62 победы на Восточном фронте), кто пережил лучших летчиков люфтваффе и, таким образом, не испытывал никакого страха перед американцами. Со своей стороны, американцы послали лучших асов, таких как "Габби" Габрески (28 побед).
МиГ-15 и F-86 Sabre
Советский и американский самолеты.
Фото: Wikipedia, Elliottwolf.
Обе стороны были довольно равномерно подобраны в плане пилотов и качества самолетов, но у американцев был недостаток политических ограничений, запрещавших неотступное преследование коммунистических МиГов до баз в Китае через Ялу (прим. pro-samolet.ru: река Ялуцзян, или Ялу, или Апрккан, или Амноккан - определяющая юго-западную часть границы между Китаем и КНДР). К счастью, Советы заменили своих асов молодыми пилотами, которые вскоре продемонстрировали, что их подготовка и тактика уступают западным противникам. Они были дополнены ордами китайских и северокорейских пилотов, сразу после фермерского плуга. Именно тогда самолеты Sabre начали набирать очки.
Каковы были эти воздушные победы? Возможно, самая спорная статистическая величина Корейской войны - соотношение сбитых самолетов. В течение многих лет соотношение 10:1 в пользу Sabre считалось верным. Эта цифра в настоящее время представляется крайне сомнительной (американские летчики завышали победы, как и все остальные). Дидли и Томпсон подсчитали, что 224 самолета F-86 Sabre были потеряны, из которых около ста в результате воздушных боев. По их оценкам, F-86 уничтожили 566 истребителей МиГ-15, и получается соотношение примерно 5,6 к 1. Однако, против лучших советских летчиков Второй мировой войны, отношение резко падает до 1,4 к 1.
В конце концов, дуэли самолетов F-86 против МиГов идеально подходят для газет. Но как и Корейская война в конечном счете, они не имели большого значения.
Источник:
Читайте также: