У каких стран самые грозные самолеты в небе?
"Отобрать пять наиболее мощных Военно-воздушных сил в мире - является, безусловно, трудным и сложным делом", - так начинается статья, опубликованная 9 января 2015 года в "The National Interest". Автор материала под названием "Top Guns: The Most Lethal Air Forces on the Planet" - Кайл Мизоками из Сан-Франциско, его статьи есть в различных изданиях, среди которых The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring and The Daily Beast. В 2009 году он стал одним из основателей блога Japan Security Watch. По мнению Кайла Мизоками есть большие, хорошо подготовленные и хорошо оснащенные Военно-воздушные силы, которые должны войти в этот список, но есть и менее очевидные кандидаты, как Россия.
ВВС России старше многих Военно-воздушных сил стран мира, имеют широкую распространенность крупнейшей страны по размеру, а также - план модернизации и ядерное оружие. Российские ВВС не могут быть проигнорированы, благодаря Путину и постоянным вылазкам в район воздушного пространства НАТО и Японии. Китай во многом похож.
После этого, однако, ситуация становится менее понятной. Уязвимые места становятся очевидными. Есть Военно-воздушные силы, которые хорошо оснащены и обучены, но по финансовым причинам слишком малы, чтобы адекватно выполнять национальные функции и требования, думаю, во всей Европе. Есть также ВВС, которые великолепно оснащены, но плохо обучены (это практически весь Ближний Восток).
Для целей настоящей статьи, мы будем судить о Военно-воздушных силах по следующим критериям: размер, влияние и соответствие поставленным задачам, - пишет Кайл Мизоками.
Соединенные Штаты Америки
ВВС США
ВВС США (USAF) является ведущим видом Вооруженных сил, ответственным за выполнение воздушных и космических миссий. В их ведении находится все от межконтинентальных баллистических ракет и орбитальных самолетов X-37 до танковых убийц А-10 Thunderbolt. ВВС координирует военно-космические запуски, производят выброску десантников и сбрасывают бомбы на повстанцев ИГИЛ. В ВВС США состоят 5600 самолетов всех типов, в том числе истребители F-22 Raptor, F-35, F-15 и F-16. Военно-воздушные силы оснащены стратегическими бомбардировщиками В-2, В-1 и В-52, а также транспортными самолетами C-5, C-17 и C-130. ВВС работают на этих самолетах с баз в континентальной части Соединенных Штатов и зарубежных баз от Великобритании до Японии. В ВВС служат примерно 312 тысяч человек, что меньше, чем у ВВС НОАК, но самолетов у американских Военно-воздушных сил больше (чем у PLAAF).
ВВС США стали первыми Военно-воздушными силами в мире, получившие на вооружение боевые самолеты-невидимки, совершили первый полет на истребителе пятого поколения и первыми приняли решение сделать свою боевую авиацию невидимой. ВВС США планируют сохранить свое преимущество, купив 1763 единиц F-35 и до 100 опционально-пилотируемых ударных бомбардировщиков большой дальности (Long-Range Strike Bombers). Беспилотные летательные аппараты получают новые характеристики малозаметности и ударные возможности, постепенно представляя большую часть от общего парка воздушных судов.
Военно-воздушные силы также управляют двумя частями ядерной триады США, в том числе 450 межконтинентальных баллистических ракет и стратегическими бомбардировщиками.
Самолеты пятого поколения
Малозаметные истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35 Lightning II
Военно-морской флот и морская пехота США
ВМС США и Корпус морской пехоты достойны отдельного упоминания из-за размера и возможностей, имеющие вторые по величине ВВС в мире, которые насчитывают в общей сложности более 3700 самолетов всех типов. В числе которых: 1159 истребителей, 133 штурмовика, 171 патрульный самолет, 247 транспортников и 1231 вертолет. Авиация ВМС США несет ответственность за защиту флота США и проведение воздушных миссий над океанами и морями. Большая часть авиации ВМФ и Корпуса морской пехоты работают с судов в море, это - трудная и опасная работа, которая требует высокого уровня подготовки и квалификации.
Наиболее заметным аспектом американской военно-морской авиации являются авиационные крылья, которые летают с одиннадцати атомных авианосцев. Каждое крыло обычно состоит из около 60 самолетов, разделенных на три эскадрильи F/A-18 Hornets и Super Hornets, одну эскадрилью самолетов радиолокационного дальнего наблюдения E-2C Hawkeye, одну - самолетов радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler и одну вертолетную эскадрилью.
Другие аспекты морской авиации включают вертолеты, которые летают с крейсеров, эсминцев и других надводных кораблей, а также морские патрульные самолеты P-3 Orion и P-8 Poseidon, и варианты P-3, выполняющие миссии по радиоэлектронной разведке. Авиация ВМС США также вносит свой вклад в стратегические ядерные силы США, летая на TACAMO (Take Charge And Move Out, прим. - система связи типа "атакуй и уходи"), самолетах, в задачи которых входит обеспечение командования и управления в случае ядерной войны.
Самолеты Корпуса морской пехоты США учитываются в общем составе Военно-морского флота и базируются на кораблях ВМС, но ориентированы на совместные действия авиации и наземных сил морской пехоты, с акцентом на поддержку.
Россия
Распад СССР оставил большую часть советских Военно-воздушных сил в руках нового российского государства, и Россия использовала это огромное наследство в течение многих десятилетий. В целом, Россия имеет 1500 военных самолетов и 400 боевых вертолетов. Однако, большая часть этих самолетов устарела и не была существенно модернизирована, не обслуживается систематически. Преобладают истребители МиГ-29, Су-27 и МиГ-31 периода окончания холодной войны.
Хотя ВВС России не контролируют межконтинентальные баллистические ракеты, но у них есть стратегические ядерные бомбардировщики, включая устаревающие Ту-95 "Bear", Ту-22 "Backfire" и Ту-160 "Blackjack".
ВВС, наконец, вступили в период устойчивой модернизации, с новыми истребителями. Одним из примеров является Су-35 - истребитель, новый боевой самолет, который сочетая маневренность и универсальность почтенного Су-27 Flanker и новые, передовые технологии, начинает поступать на вооружение в ограниченном количестве. Российские оборонные предприятия в настоящее время работают над истребителем T-50 ПАК ФА, который должен стать первым истребителя пятого поколения в России. Также сообщается, что ведутся работы над новым стратегическим бомбардировщиком ПАК ДА.
ВВС России становятся все более заметны, российские самолеты часто выполняют полеты рядом с воздушным пространством НАТО, Швеции и Японии. Эти миссии предназначены в первую очередь для демонстрация мощи России.
Т-50 ПАК ФА
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50.
Китай
Народно-освободительная армия - обозначение Вооруженных сил Китая, а двумя основными авиационными составляющими НОАК являются Военно-воздушные силы (PLAAF) и Военно-морская авиация (PLANAF). ВВС и морская авиация насчитывают 1321 истребителей и штурмовиков, 134 тяжелых бомбардировщиков и заправщиков, 20 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. У Китая также имеется 700 боевых вертолетов, в основном средней категории грузоподъемности.
Хотя это может выглядеть значительно, но, несмотря на большое увеличение оборонного бюджета, большинство этих воздушных судов являются устаревшими. Только 502 самолета являются современными - вариант российских Су-27 Flanker 1980-х годов и китайский многоцелевой истребитель J-10. Остальные 819 истребителей датируются 1970-ми годами и не будут представлять серьезную угрозу для иностранных Военно-воздушных сил.
Китайские ВВС продолжают модернизацию, однако, и авиационная промышленность Китая создает новые проекты довольно быстро. Страна одновременно разрабатывает не один, а два самолета пятого поколения - тяжелый истребитель J-20 и более легкий истребитель-бомбардировщик J-31. Китай также разрабатывает стратегический транспортный самолет Y-20 и, по слухам, работает над стратегическим бомбардировщиком для замены Xian H-6. Как американские Военно-воздушные силы, Китай также продвигает различные беспилотные боевые самолеты, такие как Dark Sword ("Темный меч").
Одной из областей роста китайских ВВС является военно-морская авиация. Вслед за первым китайским авианосцем Liaoning, скорее всего, последуют и другие, хотя отчеты, касающиеся возможностей и количества резко отличаются. Истребитель J-15, производная Су-27, в настоящее время является основным палубным истребителем Китая; есть сообщения, что многоцелевой истребитель J-31 будет выполнять аналогичные функции, как и F-35C на американских авианосцах.
Истребитель-невидимка J-31
Многоцелевой истребитель 5-го поколения J-31 на авиасалоне Airshow China-2014.
Япония
Темная лошадка в этом списке - Воздушные силы самообороны Японии (JASDF - Japan Air Self Defense Force). Япония имеет более, чем 300 истребителей завоевания превосходства в воздухе и многоцелевых истребителей, которые прекрасно защищают это островное государство от угроз в воздухе, суше и на море. Отражая только оборонительную военную политику страны, Воздушные силы самообороны Японии являются узкоспециализированными для выполнения оборонительных задач. Прежде всего, это миссия ПВО: Япония очень хорошо помнит, что случилось, когда она потеряла превосходство в воздухе над своими островами. Пилоты Японии также практикуются в отражении вторжения сил на японские территории и в противокорабельных миссиях против вражеских транспортов и флотов. Они, однако, не тренируют наступательные задачи, такие как нанесение ударов дальнего радиуса действия.
Японские летчики хорошо обучены и пользуются уважением у иностранных коллег. Они регулярно посещают учения ВВС США Red Flag и поддерживают высокую степень готовности, все чаще поднимают самолеты в небо по тревоге, когда к японскому воздушному пространству приближаются иностранные воздушные суда - 533 таких вылета совершено в первой половине 2014 года на перехват российских и китайских самолетов.
Япония покупает только самые лучшие истребители завоевания превосходства в воздухе из Соединенных Штатов, купив 223 одноместных F-15J и двухместных DJ в 1980-х годах. Их должны были сменить F-22 Raptor; однако Япония была разочарована американским законом, запрещающим экспортировать за границу самолеты F-22. В настоящее время Япония планирует закупить 42 F-35A Joint Strike, первые четыре самолета были заказаны только в прошлом месяце. Продолжается развитие проекта японского истребителя F-3 для замены F-15, на тот случай, если современные американские истребители будут недоступны в будущем. Между тем, истребители F-15J и F-2 проходят модернизацию для увеличения их боевых возможностей.
Для обеспечения возможности раннего предупреждения, а также командования и управления, Япония располагает парком самолетов американского производства. Она имеет четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767 и 13 самолетов радиолокационного дальнего наблюдения E-2C Hawkeye. Воздушным силам самообороны Японии нужны новейшие E-2D Hawkeyes, чтобы помочь справиться с растущим числом воздушных перехватов.
Первоисточник (англ.):
Читайте также: