Бомбардировщик-разведчик FIAT RS.14
|
Морской разведчик Фиат RS.14
Гидросамолет большой дальности.
Предполагалось, что гидросамолет FIAT RS.14 заменит CANT Z.501 "Gabbiano" ("Чайка"), что собственно не произошло - в основном из-за низкого темпа выпуска и более высокой стоимости. Сравнивая летные и эксплуатационные качества этих машин, можно отметить, что Фиат RS.14 отличался бо́льшей скоростью полета и лучшей маневренностью, но вместе с тем была выше посадочная скорость, а при взлете "Фиат" значительно труднее было удержать на курсе. "Gabbiano" имел хорошие мореходные качества, что позволяло взлетать и садится в открытом море (чего нельзя сказать про RS.14). Моторы "Фиат" А74, которыми оснащались RS.14, считались достаточно капризными. Но как бы то ни было, ВВС Италии заказали 184 самолета RS.14, хотя до прекращения производства в сентябре 1943 года построили меньше (данные разных источников отличаются, но большинство упоминает 152 единицы).
Итак, CANT Z.501 был принят на вооружение (серийное производство - с 1936 года), а в марте 1937 года Министерство авиации Италии выпустило требования на новый гидросамолет-разведчик, предназначенный для замены "Gabbiano". Ожидалось, что гидросамолет будет иметь более высокие летные качества, нежели предшественник, т.е. максимальную скорость полета 350 км/ч на высоте 1500 м и крейсерскую - 300 км/ч, с размахом крыла 22,5 м и высотой 5,4 м - не более, что было обусловлено размерами ангаров.
Спойлер: ЛТХ летающей лодки Кант Z.501
Основные ЛТХ летающей лодки CANT Z.501 "Gabbiano"
Экипаж, чел. |
4-5 |
Размах крыла, м |
22,50 |
Длина, м |
14,95 |
Высота, м |
4,43 |
Площадь крыла, м2 |
62 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3850 |
нормальная взлетная |
7035 |
Тип двигателя |
1 ПД Isotta-Fraschini "Asso" XI (750R) |
Мощность, л.с. |
1 х 750 |
Максимальная скорость, км/ч |
275 |
Крейсерская скорость, км/ч |
196 |
Дальность, км |
2600 |
Скороподъемность, м/мин |
225 |
Практический потолок, м |
7000 |
Вооружение |
3х7,7-мм пулемета Breda-SAFAT, бомбовая нагрузка - до 640 кг |
Спойлер: ЛТХ летающей лодки Кант Z.501
Фирма CMASA (Costruzioni Meccaniche Aeronautiche Società Anonima), входившая в концерн "Фиат", представила RS.14, разработанный под руководством М. Стиавелли (Manlio Stiavelli). Это был двухмоторный двухпоплавковый моноплан цельнометаллической конструкции с очень чистыми аэродинамическими формами. Проект произвел хорошее впечатление, и был выдан заказ на 18 гидропланов.
В мае 1939 года впервые осуществил полет прототип RS.14. Несмотря на то, что летные характеристики превзошли требования (например, максимальная скорость составила 408,5 км/ч), было рекомендовано внести в конструкцию некоторые изменения, а это значительно задержало начало выпуска серийных гидросамолетов - первый был сдан в ноябре 1940 года, а второй через семь месяцев - в мае 1941 года.
Основная модификация:
- RS.14 - с 14-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения Fiat A.74 RC 38 мощностью 840 л.с. Экипаж состоял из 4 человек. Стрелковое вооружение включало 1х12,7-мм пулемет "Скотти" в верхней турели, 2х7,7-мм пулемета "Бреда-САФАТ" в боковых окнах. Бомбовая нагрузка в подфюзеляжной гондоле составляла до 400 кг (2х160-кг или 4х100-кг, либо 6х50-кг бомб).
Касательно основной модификации стоит отметить, что гондола была съемной и могла устанавливаться либо демонтироваться в зависимости от обстоятельств и итальянские источники обозначают все самолеты RS.14, в то время как в английской литературе можно встретить варианты:
- боевой RS.14B (со съемным подфюзеляжным контейнером) и
- разведчик и спасательный самолет RS.14С (без подвесного контейнера).
Кроме того, проходил испытания, но серийно не производился сухопутный штурмовик AS.14 с колесным убирающимся шасси и неостекленной носовой частью фюзеляжа. Оборонительное вооружение соответствовало базовому варианту, а стрелковое вооружение включало 45-мм пушку, 2х12,7-мм и 2х7,7-мм пулемета.
Фиат RS.14
|
|
|
|
|
|
Нажмите на изображение, чтобы увеличить |
Первые RS.14 поступали в 148-ю морскую разведывательную эскадрилью, которая стала центром для переучивания летного состава других частей. В марте-мае 1942 года перевооружили 170-ю эскадрилью, дислоцировавшуюся в Аугусте на Сицилии, а затем - 144-ю эскадрилью (также на Сицилии, в Марсале). К середине июня эти части насчитывали в общей сложности 13 гидросамолетов RS.14, еще один был в 148-й эскадрилье. В конце июня FIAT RS.14 появились на Сардинии (287-я эскадрилья в Эльмасе). К концу 1942 года количество RS.14 в частях первой линии достигло 37 единиц, что дало возможность перевооружить еще 146-ю морскую разведывательную эскадрилью на Сардинии. Несколько машин попало и в некоторые другие части. Один гидросамолет в декабре 1942 году переоборудовали в транспортный для перевозки высокопоставленных офицеров, разместив в фюзеляже четыре пассажирских кресла. Весной 1943 году количество строевых RS.14 колебалось в районе 40 единиц. Однако, темпы производства покрывали только текущие потери, не позволяя заменить новыми самолетами устаревшие.
Гидросамолеты FIAT RS.14 в основном занимались прибрежным патрулированием и разведывательными полетами над Сицилийским проливом, что было особо опасно, т.к. выполнялись они в зоне досягаемости британских истребителей с Мальты. Выполняли их самолеты 83-й авиагруппы из Аугусты. Широко применялись RS.14 для противолодочного сопровождения конвоев.
В июле 1943 года был достигнут пик численности RS.14 в первой линии - 57 самолетов. Когда было объявлено перемирие, количество составляло уже 39 единиц. Большинство RS.14 было уничтожено при попытках германских войск разоружить итальянские части. Сведения об эксплуатации этих самолетов ВВС Итальянской социальной республики или люфтваффе отсутствуют.
15 октября 1943 года в Военно-воздушных силах Италии на стороне антигитлеровской коалиции насчитывалось лишь 12 гидросамолетов RS. 14, из которых 10 были исправны. Эти машины были сосредоточены в 287-й морской разведывательной эскадрилье (впоследствии поисково-спасательная), которая до осени 1944 года активно действовала как противолодочная, осуществляя регулярные патрульные вылеты. 9 мая 1945 года в 287-й эскадрилье находилось 9 самолетов RS.14. После окончания Второй мировой войны семь FIAT RS.14 переоборудовали в транспортные и передали в военную авиапочтовую службу (Corriere Aérea Militari), где они использовались до 1948 года.
Основные характеристики FIAT RS.14
Экипаж, чел. |
4-5 |
Размах крыла, м |
19,54 |
Длина, м |
14,10 |
Высота, м |
5,63 |
Площадь крыла, м2 |
40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2340 |
нормальная взлетная |
7590 |
Тип двигателя |
2 ПД Fiat A.74 RC 38 |
Мощность, л.с. |
2 х 840 |
Максимальная скорость, км/ч |
390 |
Практическая дальность, км |
2500 |
Практический потолок, м |
5000 |
Источники:
- Андрей Харук. "Все гидросамолеты Второй Мировой";
- Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945;
- C.Shores. Regia Aeronautica;
- G.Apostolo "Fiat RS.14" ("Ali d'Italia Mini" 3).
- Tullio Marcon "Ali d'Italia Mini 3: Fiat RS 14".