Многоцелевой самолет Caproni Ca.148
|
Итальянский многоцелевой самолет Капрони Ca.148
Многоцелевой трехмоторный самолет Caproni Ca.148 разработан итальянской Aeronautica Caproni в конце тридцатых годов. Серийно производился с 1938 по 1944 год и являлся модифицированной версией бомбардировщика-транспортника Caproni Ca.133. Проект создавался в инициативном порядке Дж. Капрони (Giovanni Battista Caproni) с целью улучшения аэродинамических качеств и как следствие производительности. В ходе испытаний Ca.148 не подтвердил значительного превосходства относительно своего предшественника, однако, машина могла быть востребована в подразделениях, находившихся в Восточной Африке. В соответствии с контрактом, количество построенных самолетов должно было составить 106 единиц, из них 100 в версии Ca.148P, предназначенной, в том числе, для перевозки парашютистов.
От своего предшественника (Caproni Ca.133) внешне выглядел немного более массивно, этому способствовали: смещение кабины пилота вперед примерно на 91 см, перенос главной двери кабины и появление усиленного шасси. Устанавливались те же двигатели - Piaggio P.VII C.15 мощностью 475 л.с., однако весь комплекс модернизации привел к увеличению веса на 1,25 т. Фактически Са.148 остался на прежнем уровне, поскольку работы по модернизации не привели к значительным улучшениям летных характеристик машины.
В мае 1937 года начал проходить испытания первый прототип самолета. В этот период было построено еще несколько машин, из них две направили проходить сертификационные тесты. Испытания в январе-феврале 1938 года показали перегруженность, что не позволяло нормально использовать эти самолеты в Восточной Африке. Но несмотря на это, Caproni Ca.148 был принят в качестве колониального самолета. Эти самолеты (подобные разработки были в 20-30-е годы, в частности, и в Великобритании, и Франции) характеризовались невысокими характеристиками, но гибкостью в эксплуатации, от таких машин не требовались высокие скоростные данные, поскольку шансы встретиться с воздушным противником на вероятных ТВД были малы. В сентябре 1938 года первый Ca.148 был отправлен в Эфиопию морем.
Когда Италия вступила во Вторую Мировую войну, все Са.148 были реквизированы для военных нужд. Они не были приспособлены для установки вооружения и эксплуатировались только как транспортники. Три самолета были потеряны во время африканской кампании. Четвертый серийный самолет (I-ETIO), который избежал печальной участи, стал прототипом варианта Ca.148P, отличавшись улучшением тактико-технических характеристик, а также подфюзеляжной нишей, двигателями Piaggio P.VII C35 (некоторые источники указывают Piaggio P.VII C.16S мощностью 478 л.с.) и возможностью установки оборонительного вооружения. Один самолет Ca.148P в конце 1942 года передали в школу парашютистов, но в целом Са.148Р не вызвал особого интереса.
После того, как Италия капитулировала, большая часть Са.148 стала немецкими трофеями, и почти все самолеты данного типа перегнали в Германию, там распределили между транспортными соединениями и школами парашютистов. Не менее 13-ти самолетов Caproni Ca.148 использовалось в люфтваффе в марте 1943 года, а серийное производство Са.148Р продолжалось вплоть до 1944 года.
Не менее, чем один Са.148 из первой серии пережил Вторую мировую и применялся в военной авиации в 1945 году. Последний серийный Са.148Р случайно достался Швейцарии 22 июня 1944 года, когда во время тренировочного полета, германский пилот заблудился. Этот самолет затем эксплуатировался в качестве санитарного в течение трех лет, а в 1947 году его вновь передали Италии, где он использовался в авиашколе, затем в аэроклубе, и в 1954 году его отправили на слом.
Сравнительная таблица летно-технических характеристик самолетов приводится на нашем сайте pro-samolet.ru без перевода, т.к. практически в нем не нуждается:
Основные характеристики самолетов
| | Сa. 133 |
Apertura alare |
m |
21,44 |
Lunghezza |
m |
15,45 |
Altezza con coda a terra |
m |
4,00 |
Superficie alare |
mq |
65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) |
|
С .15 |
Potenza a terra CV ciascuno |
|
435 |
Potenza alla quota di ristab. |
|
475 |
Peso a vuoto |
kg |
4000 |
Carico utile |
kg |
2500 |
Peso totale |
kg |
6500 |
Velocità minima |
km/h |
105 |
Velocità max a bq |
km/h |
245 |
Velocità max |
km/h |
260 a 1600 m |
Velocità di crociera |
km/h |
|
Salita a m 2000 |
|
5'45'' |
Salita a m 4000 |
|
15' |
Tangenza teorica |
m |
6500 |
Tangenza pratica |
m |
|
Autonomia |
km |
2000 |
Corsa di decollo |
m |
300 |
Corsa di atterraggio |
m |
300 |
Armamento |
|
4 mtg 7,7 mm |
Equipaggio |
|
3 |
Trasportati |
|
n.а. |
Costo (1943) |
|
n.d. |
Основные характеристики самолетов
| | Са.133Т |
Apertura alare |
m |
21,44 |
Lunghezza |
m |
15,45 |
Altezza con coda a terra |
m |
4,00 |
Superficie alare |
mq |
65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) |
|
C.16 |
Potenza a terra CV ciascuno |
|
430 |
Potenza alla quota di ristab. |
|
460 |
Peso a vuoto |
kg |
4000 |
Carico utile |
kg |
2500 |
Peso totale |
kg |
6500 |
Velocità minima |
km/h |
105 |
Velocità max a bq |
km/h |
230 |
Velocità max |
km/h |
230 a 4000 m |
Velocità di crociera |
km/h |
|
Salita a m 2000 |
|
8'15'' |
Salita a m 4000 |
|
21' |
Tangenza teorica |
m |
6000 |
Tangenza pratica |
m |
|
Autonomia |
km |
1350 |
Corsa di decollo |
m |
370 |
Corsa di atterraggio |
m |
300 |
Armamento |
|
n.a. |
Equipaggio |
|
3 |
Trasportati |
|
n.a. |
Costo (1943) |
|
1.069.000 |
Основные характеристики самолетов
| | 133.P |
Apertura alare |
m |
21,44 |
Lunghezza |
m |
15,45 |
Altezza con coda a terra |
m |
4,00 |
Superficie alare |
mq |
65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) |
|
C.16 |
Potenza a terra CV ciascuno |
|
430 |
Potenza alla quota di ristab. |
|
460 |
Peso a vuoto |
kg |
4000 |
Carico utile |
kg |
2500 |
Peso totale |
kg |
6500 |
Velocità minima |
km/h |
120 |
Velocità max a bq |
km/h |
205 |
Velocità max |
km/h |
215 a 4000 m |
Velocità di crociera |
km/h |
|
Salita a m 2000 |
|
8'15'' |
Salita a m 4000 |
|
23'' |
Tangenza teorica |
m |
5000 |
Tangenza pratica |
m |
|
Autonomia |
km |
1350 |
Corsa di decollo |
m |
|
Corsa di atterraggio |
m |
300 |
Armamento |
|
n.a. |
Equipaggio |
|
3 |
Trasportati |
|
16/18 |
Costo (1943) |
|
n.d. |
Основные характеристики самолетов
| | passeggeri |
Apertura alare |
m |
21,44 |
Lunghezza |
m |
15,45 |
Altezza con coda a terra |
m |
4,00 |
Superficie alare |
mq |
65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) |
|
C.16 |
Potenza a terra CV ciascuno |
|
430 |
Potenza alla quota di ristab. |
|
460 |
Peso a vuoto |
kg |
4200 |
Carico utile |
kg |
2500 |
Peso totale |
kg |
6700 |
Velocità minima |
km/h |
n.d. |
Velocità max a bq |
km/h |
n.d. |
Velocità max |
km/h |
n.d. |
Velocità di crociera |
km/h |
223 a 1600 m |
Salita a m 2000 |
|
8' |
Salita a m 4000 |
|
|
Tangenza teorica |
m |
|
Tangenza pratica |
m |
|
Autonomia |
km |
4h 45' |
Corsa di decollo |
m |
|
Corsa di atterraggio |
m |
|
Armamento |
|
n .a. |
Equipaggio |
|
3 |
Trasportati |
|
10 |
Costo (1943) |
|
n.d. |
Основные характеристики самолетов
| | Ca.148P |
Apertura alare |
m |
21,44 |
Lunghezza |
m |
15,83 |
Altezza con coda a terra |
m |
n.d. |
Superficie alare |
mq |
65,00 |
Motori Piaggio P.VII (n. 3) |
|
C.1óS |
Potenza a terra CV ciascuno |
|
478 |
Potenza alla quota di ristab. |
|
510 |
Peso a vuoto |
kg |
4787 |
Carico utile |
kg |
3123 |
Peso totale |
kg |
8000 |
Velocità minima |
km/h |
135 |
Velocità max a bq |
km/h |
225 |
Velocità max |
km/h |
241 |
Velocità di crociera |
km/h |
|
Salita a m 2000 |
|
13' |
Salita a m 4000 |
|
|
Tangenza teorica |
m |
|
Tangenza pratica |
m |
3900 |
Autonomia |
km |
900 |
Corsa di decollo |
m |
|
Corsa di atterraggio |
m |
|
Armamento |
|
|
Equipaggio |
|
3 |
Trasportati |
|
17 |
Costo (1943) |
|
1.090.000 |
Источники:
- Caproni Ca 133 (Ali d'Italia №20);
- Ca.133 reconnaissance table, Storia militare magazine n.83.;
- Gregory Alegi. Ali d'Italia n. 20. Caproni Ca 133.