Многоцелевой самолет Caproni Ca.148
Созданный на базе бомбардировщика, многоцелевой самолет Caproni Ca.148 серийно производился в годы Второй мировой войны. Однако, он не имел значительных преимуществ перед самолетом-предшественником, но несмотря на это эксплуатировался и в ВВС Италии, и в люфтваффе в основном в качестве транспортного.

Итальянский многоцелевой самолет Капрони Ca.148

Итальянский самолетМногоцелевой трехмоторный самолет Caproni Ca.148 разработан итальянской Aeronautica Caproni в конце тридцатых годов. Серийно производился с 1938 по 1944 год и являлся модифицированной версией бомбардировщика-транспортника Caproni Ca.133. Проект создавался в инициативном порядке Дж. Капрони (Giovanni Battista Caproni) с целью улучшения аэродинамических качеств и как следствие производительности. В ходе испытаний Ca.148 не подтвердил значительного превосходства относительно своего предшественника, однако, машина могла быть востребована в подразделениях, находившихся в Восточной Африке. В соответствии с контрактом, количество построенных самолетов должно было составить 106 единиц, из них 100 в версии Ca.148P, предназначенной, в том числе, для перевозки парашютистов.

Самолет Второй мировой войны

От своего предшественника (Caproni Ca.133) внешне выглядел немного более массивно, этому способствовали: смещение кабины пилота вперед примерно на 91 см, перенос главной двери кабины и появление усиленного шасси. Устанавливались те же двигатели - Piaggio P.VII C.15 мощностью 475 л.с., однако весь комплекс модернизации привел к увеличению веса на 1,25 т. Фактически Са.148 остался на прежнем уровне, поскольку работы по модернизации не привели к значительным улучшениям летных характеристик машины.

Caproni Ca.148

Многоцелевой самолет

В мае 1937 года начал проходить испытания первый прототип самолета. В этот период было построено еще несколько машин, из них две направили проходить сертификационные тесты. Испытания в январе-феврале 1938 года показали перегруженность, что не позволяло нормально использовать эти самолеты в Восточной Африке. Но несмотря на это, Caproni Ca.148 был принят в качестве колониального самолета. Эти самолеты (подобные разработки были в 20-30-е годы, в частности, и в Великобритании, и Франции) характеризовались невысокими характеристиками, но гибкостью в эксплуатации, от таких машин не требовались высокие скоростные данные, поскольку шансы встретиться с воздушным противником на вероятных ТВД были малы. В сентябре 1938 года первый Ca.148 был отправлен в Эфиопию морем.

Cамолеты Caproni

Когда Италия вступила во Вторую Мировую войну, все Са.148 были реквизированы для военных нужд. Они не были приспособлены для установки вооружения и эксплуатировались только как транспортники. Три самолета были потеряны во время африканской кампании. Четвертый серийный самолет (I-ETIO), который избежал печальной участи, стал прототипом варианта Ca.148P, отличавшись улучшением тактико-технических характеристик, а также подфюзеляжной нишей, двигателями Piaggio P.VII C35 (некоторые источники указывают Piaggio P.VII C.16S мощностью 478 л.с.) и возможностью установки оборонительного вооружения. Один самолет Ca.148P в конце 1942 года передали в школу парашютистов, но в целом Са.148Р не вызвал особого интереса.

pro-samolet.ru

После того, как Италия капитулировала, большая часть Са.148 стала немецкими трофеями, и почти все самолеты данного типа перегнали в Германию, там распределили между транспортными соединениями и школами парашютистов. Не менее 13-ти самолетов Caproni Ca.148 использовалось в люфтваффе в марте 1943 года, а серийное производство Са.148Р продолжалось вплоть до 1944 года.

Caproni Ca.148

Са.148РНе менее, чем один Са.148 из первой серии пережил Вторую мировую и применялся в военной авиации в 1945 году. Последний серийный Са.148Р случайно достался Швейцарии 22 июня 1944 года, когда во время тренировочного полета, германский пилот заблудился. Этот самолет затем эксплуатировался в качестве санитарного в течение трех лет, а в 1947 году его вновь передали Италии, где он использовался в авиашколе, затем в аэроклубе, и в 1954 году его отправили на слом.

Сравнительная таблица летно-технических характеристик самолетов приводится на нашем сайте pro-samolet.ru без перевода, т.к. практически в нем не нуждается:

Сa. 133

Основные характеристики самолетов
  Сa. 133
Apertura alare m 21,44
Lunghezza m 15,45
Altezza con coda a terra m 4,00
Superficie alare mq 65,00
Motori Piaggio P.VII (n. 3)   С .15
Potenza a terra CV ciascuno   435
Potenza alla quota di ristab.   475
Peso a vuoto kg 4000
Carico utile kg 2500
Peso totale kg 6500
Velocità minima km/h 105
Velocità max a bq km/h 245
Velocità max km/h 260 a 1600 m
Velocità di crociera km/h  
Salita a m 2000   5'45''
Salita a m 4000   15'
Tangenza teorica m 6500
Tangenza pratica m  
Autonomia km 2000
Corsa di decollo m 300
Corsa di atterraggio m 300
Armamento   4 mtg 7,7 mm
Equipaggio   3
Trasportati   n.а.
Costo (1943)   n.d.

Са.133Т

Основные характеристики самолетов
   Са.133Т
Apertura alare m 21,44
Lunghezza m 15,45
Altezza con coda a terra m 4,00
Superficie alare mq 65,00
Motori Piaggio P.VII (n. 3)   C.16
Potenza a terra CV ciascuno   430
Potenza alla quota di ristab.   460
Peso a vuoto kg 4000
Carico utile kg 2500
Peso totale kg 6500
Velocità minima km/h 105
Velocità max a bq km/h 230
Velocità max km/h 230 a 4000 m
Velocità di crociera km/h  
Salita a m 2000   8'15''
Salita a m 4000   21'
Tangenza teorica m 6000
Tangenza pratica m  
Autonomia km 1350
Corsa di decollo m 370
Corsa di atterraggio m 300
Armamento   n.a.
Equipaggio   3
Trasportati   n.a.
Costo (1943)   1.069.000

133.P

Основные характеристики самолетов
   133.P
Apertura alare m 21,44
Lunghezza m 15,45
Altezza con coda a terra m 4,00
Superficie alare mq 65,00
Motori Piaggio P.VII (n. 3)   C.16
Potenza a terra CV ciascuno   430
Potenza alla quota di ristab.   460
Peso a vuoto kg 4000
Carico utile kg 2500
Peso totale kg 6500
Velocità minima km/h 120
Velocità max a bq km/h 205
Velocità max km/h 215 a 4000 m
Velocità di crociera km/h  
Salita a m 2000   8'15''
Salita a m 4000   23''
Tangenza teorica m 5000
Tangenza pratica m  
Autonomia km 1350
Corsa di decollo m  
Corsa di atterraggio m 300
Armamento   n.a.
Equipaggio   3
Trasportati   16/18
Costo (1943)   n.d.

passeggeri

Основные характеристики самолетов
   passeggeri
Apertura alare m 21,44
Lunghezza m 15,45
Altezza con coda a terra m 4,00
Superficie alare mq 65,00
Motori Piaggio P.VII (n. 3)   C.16
Potenza a terra CV ciascuno   430
Potenza alla quota di ristab.   460
Peso a vuoto kg 4200
Carico utile kg 2500
Peso totale kg 6700
Velocità minima km/h n.d.
Velocità max a bq km/h n.d.
Velocità max km/h n.d.
Velocità di crociera km/h 223 a 1600 m
Salita a m 2000   8'
Salita a m 4000    
Tangenza teorica m  
Tangenza pratica m  
Autonomia km 4h 45'
Corsa di decollo m  
Corsa di atterraggio m  
Armamento   n .a.
Equipaggio   3
Trasportati   10
Costo (1943)   n.d.

Ca.148P

Основные характеристики самолетов
   Ca.148P
Apertura alare m 21,44
Lunghezza m 15,83
Altezza con coda a terra m n.d.
Superficie alare mq 65,00
Motori Piaggio P.VII (n. 3)   C.1óS
Potenza a terra CV ciascuno   478
Potenza alla quota di ristab.   510
Peso a vuoto kg 4787
Carico utile kg 3123
Peso totale kg 8000
Velocità minima km/h 135
Velocità max a bq km/h 225
Velocità max km/h 241
Velocità di crociera km/h  
Salita a m 2000   13'
Salita a m 4000    
Tangenza teorica m  
Tangenza pratica m 3900
Autonomia km 900
Corsa di decollo m  
Corsa di atterraggio m  
Armamento    
Equipaggio   3
Trasportati   17
Costo (1943)   1.090.000

Источники:

  • Caproni Ca 133 (Ali d'Italia №20);
  • Ca.133 reconnaissance table, Storia militare magazine n.83.;
  • Gregory Alegi. Ali d'Italia n. 20. Caproni Ca 133.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме