|
Бомбардировщик Caproni Ca.135
|
Средний бомбардировщик Капрони Ca.135 итальянскими ВВС во Второй войне не участвовал, выполняя роль учебного самолета. Но Caproni Ca.135 воевали на стороне Венгрии, хотя опыт боевой эксплуатации этих самолетов был крайне неудачным.
Итальянский средний бомбардировщик Капрони Ca.135
Caproni Ca.135 построили в относительно большом количестве, но судьба этого самолета была очень неудачной. Двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом оказался фактически непригодным для боевого применения. Единственная страна, которая использовала Ca.135 во Второй Мировой войне, была Венгрия, но это нельзя назвать удачным опытом. Если в Италии самолеты Капрони Ca.135 эксплуатировались только в учебных целях, то венгерские ВВС применяли их (Ca.135bis) в боевых действиях против СССР в качестве дневных и ночных бомбардировщиков.
Конкурс, в котором участвовало пять фирм, на новый самолет-бомбардировщик был объявлен Regia Aeronautica осенью 1934 года. Машина должна была развивать скорость не меньше 385 км/ч и доставлять 1200 кг бомб на дальность 1000 км. На конкурс компании представили свои проекты двухмоторных и трехмоторных самолетов, но победитель определен не был - все разработчики получили заказы, правда, отличающиеся по количеству. Самолет Са.135, разработанный под руководством Ч. Паллавичино (Cesare Pallavicino), был предложен фирмой Caproni (отделением Caproni Aeronautica Bergamasca).
Самолеты Caproni Ca.135 ВВС Венгрии
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Бомбардировщик представлял собой двухмоторный моноплан смешанной конструкции со среднерасположенным крылом, двухкилевым оперением и убирающимся шасси. 1 апреля 1935 года впервые совершил полет прототип самолета, оснащенный 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Isotta-Fraschini Asso XI RC.40 мощностью 900 л.с. В общей сложности на заводе "Капрони" в Талиедо построили около 110 машин с января 1937 года (в литературе встречаются разные данные относительно начала производства). Эти самолеты находились на вооружении:
- в Перу с начала 1937 года,
- в Венгрии - с сентября 1937 года,
- в Италии - с января 1938 года.
Среди основных модификаций можно перечислить:
- Са.135 - с двигателями Isotta-Fraschini Asso XI RC.40, мощность которых составляла 900 л.с. Стрелковое вооружение включало два 12,7-мм пулемета, расположенные в верхней и нижней установках, один 7,7-мм пулемет в носовой части фюзеляжа. Максимальная масса бомбовой на грузки - 1600 кг. Экипаж состоял из 4-5 человек.
- Ca.135 Tipo Spagna - с 18-цилиндровыми двигатели воздушного охлаждения Fiat A.80 R.C.41 мощностью 1000 л.с. В 1938 году было переделано около 8 самолетов.
- Ca.135 Tipo Peru - вариант Са.135 для Перу. В 1937 году поставлено 6 машин.
- Ca.135bis - с 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Piaggio P.XI R.C.40 (1000 л.с.). С октября 1939 года по июнь 1940 года построено 32 машины по итальянскому заказу, а затем - 36 по заказу Венгрии (в итоге все самолеты попали в Венгрию).
Основные характеристики самолетов
|
Са.135 |
Двигатели: |
|
тип |
Isotta-Fraschini Asso XI RC.40 |
мощность, л.с. |
900 |
Размах крыла, м |
18,80 |
Длина самолета, м |
13,70 |
Высота самолета, м |
3,40 |
Площадь крыла, кв. м |
60,00 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
|
взлетная |
8400 |
Максимальная скорость, км/ч |
365 |
Время набора высоты 4000 м, мин-сек |
16-45 |
Практический потолок, м |
7900 |
Дальность полета, км |
1600 |
Основные характеристики самолетов
|
Ca.135bis |
Двигатели: |
|
тип |
Piaggio P.XI R.C.40 |
мощность, л.с. |
1000 |
Размах крыла, м |
18,80 |
Длина самолета, м |
14,38 |
Высота самолета, м |
|
Площадь крыла, кв. м |
|
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
6050 |
взлетная |
9550 |
Максимальная скорость, км/ч |
440 |
Время набора высоты 4000 м, мин-сек |
11-36 |
Практический потолок, м |
6500 |
Дальность полета, км |
2000 |
Regia Aeronautica использовала самолеты Са.135 весьма ограниченно. Машины поступили на вооружение 11 стормо с января 1938 года, но когда Италия вступила во Вторую мировую войну (на стороне стран Оси 10 июня 1940 года, объявив войну Великобритании и Франции) машины уже перевели в учебные части. В 1940 году в эксплуатации еще оставалось 15 самолетов Са.135, но в ноябре 1941 года их окончательно списали. Неудача постигла попытку использовать в Испании специально модифицированные самолеты Са.135 Tipo Spagna. Когда в конце 1938 года 7 самолетов направили в Испанию, три машины разбились в море, а два самолета вернулись по причине неисправности двигателей - они также не участвовали в боях.
В ВВС Венгрии самолеты Ca.135bis стали одним из основных типов бомбардировщиков, которыми на 27 июня 1941 года были оснащены три авиационные эскадрильи. Восемь Caproni участвовали в налете на Станислав 27.06.1941 года. С 11 августа начали боевые вылеты самолеты, приданные венгерскому Подвижному корпусу, которые бомбили мост через Южный Буг. Но уровень боеготовности Ca.135bis был низким, а количество исправных самолетов далеко не всегда превышало 50 процентов. Бомбардировщики Ca.135bis выведены с фронта осенью 1941 года, появившись снова 24 июня следующего года, когда в Конотоп прибыло 8 самолетов. А к концу августа в подразделении оставался лишь один самолет, что стало результатом боевых потерь и аварий. Далее Caproni Ca.135bis на фронте не использовались.
В июле 1941 года перуанские самолеты Са.135 принимали участие в войне с Эквадором, чаще совершая транспортные и разведывательные полеты. Один самолет был потерян из-за аварии, другие списали в октябре 1942 года.
Источники:
- Владимир Котельников "Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945";
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Mondey, David, Axis Aircraft of World War II;
- Lembo, Daniele, Caproni Ca.135 Aerei nella Storia magazine;
- Bill Gunston, Bombardieri della seconda guerra mondiale.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|