Бомбардировщик-транспортник Caproni Ca.133
Итальянский средний бомбардировщик-транспортник Капрони Ca.133 очень активно применялся в Восточной Африке, но в боях Второй мировой войны самолет мог использоваться очень ограниченно, без явного противодействия врага. Относясь с типу колониальных самолетов, Caproni Ca.133 не должен был обладать высокой скоростью, но обязательно - надежностью в связи с географией эксплуатации.

Итальянский средний бомбардировщик-транспортник Капрони Ca.133

Бомбардировщик-транспортникCaproni Ca.133 являлся типичным колониальным самолетом (разумеется, подобные разработки были в 20-30-е годы не только в Италии, но и в Великобритании, и Франции) с изначально не высокими характеристиками, но гибким в эксплуатации. От таких самолетов не требовались высокие скоростные показатели, поскольку шансы встретиться с воздушным противником на вероятных театрах военных действий были малы. Звездным часом для итальянского среднего бомбардировщика-транспортника Капрони Ca.133 стала война с Абиссинией, а во время Второй мировой войны он использовался в качестве боевого только на одном изолированном ТВД. Успешное применение этого самолета было возможно лишь в условиях полного отсутствия вражеского противодействия.

Итальянский бомбардировщик-транспортник

При создании "колониальных" самолетов на первое место ставились не высокие скоростные характеристики, а качества, необходимые для работы в колониях с их неразвитой аэродромной сетью и ремонтной базой, такие как большая дальность полета и простота обслуживания. Самолеты должны были сочетать в себе качества транспортника для переброски войск и перевозки грузов в колониях, а также и бомбардировщика, чтобы подавлять восстания туземцев в случае необходимости или защищать колониальные владения от других претендентов. Трехмоторный самолет Са.133 разработан под руководством Дж. Капрони (Giovanni Battista Caproni), став венцом развития серии цельнометаллических монопланов с высокорасположенным подкосным крылом и неубирающимся шасси, начатой еще в 1927 году одномоторным Са.97.

Самолеты Caproni

Giovanni Battista CaproniСправочно. Фирму "Societa Italiana Caproni" основал в 1910 году Джованни Капрони. До Первой мировой войны Дж. Капрони разрабатывал самолеты собственной конструкции, а также строил по лицензии самолеты других авиаконструкторов. В 1914 году он запатентовал конструкцию первого в мире истребителя-моноплана с пулеметом для стрельбы вперед и вверх, этот истребитель под обозначением Са.20 летал в 1916 году. В 1929 году фирма провела реорганизацию и стала называться "Caproni Aeronautica Bergamasca" (CAB). Фирма CAB, основное производство которой располагалось в Талиедо, выпустила в середине 30-х годов серию рекордных самолетов, включая самолет Са. 161bis, достигший высоты 17083 метров. Самолеты Са. 101, Са. 111 и Са.133 использовались с большим успехом во время войны в Эфиопии. В 1937 году фирма САВ получила контроль над фирмой "Reggiane", которая уже начала разработку семейства истребителей семейства "Re". К 1939 году производственные мощности фирмы составляли 28 процентов от производственных мощностей всей итальянской авиапромышленности. Продукция военного времени состояла главным образом из самолетов различных типов. Хотя среди продукции фирмы были также сверхмалые подводные лодки, использовавшиеся, в частности, в Черном море против СССР.

Caproni Ca.133

Непосредственным предшественником Са.133, от которого новая машина "позаимствовала" вместительный фюзеляж, был Са.101, но силовая установка была новой. Вместо одного мотора Isotta-Fraschini Asso 750RC устанавливались три Piaggio P.VII C. 16 сентября 1934 года вышел на испытания прототип Са.133. Почти сразу приняли решение о начале серийного выпуска, поскольку Италия готовилась к войне с Абиссинией, и такая машина была очень необходима. Было построено 416 единиц Са.133, начиная с 1935 года: 404 военных самолетов и 12 гражданских.

Бомбардировщик-транспортник Caproni Ca.133
Бомбардировщик-транспортник Caproni Ca.133
Бомбардировщик-транспортник Caproni Ca.133
Нажмите на изображение для увеличения

Основными модификациями являлись:

  • Са.133 (получил неофициальное обозначение Ca.133N: "N"- "normale" - "стандартный) - транспортно-бомбардировочный вариант. Устанавливались двигатели - Piaggio P.VII C.15 мощностью 475 л.с. Стрелковое вооружение состояло из четырех 7,7-мм пулеметов (по одному в верхней, нижней установках и боковых окнах). Бомбовая нагрузка равна 500 кг. Экипаж включал три-четрые человека. В транспортном варианте можно было перевозить до 18 человек. Выпущено 97 машин;
  • Са.133Т, Са.133S, Са.133Р - невооруженные варианты: соответственно - транспортная, санитарная, для тренировки парашютистов, которых построили 258, 23 и 25 самолетов.

Модификации самолетов

Основные характеристики самолета
Двигатели:  
тип Piaggio P.VII C.15
мощность, л.с. 475
Размах крыла, м 21,44
Длина самолета, м 15,45
Высота самолета, м 4,00
Площадь крыла, кв. м 65,00
Масса, кг:  
пустого самолета 4000
взлетная 6500
Максимальная скорость, км/ч 260
Время набора высоты 4000 м, мин 15
Практический потолок, м 6500
Дальность полета, км 2000

Салон самолета

Итальянские самолеты Caproni Ca.133 вначале поступили на вооружение 14-й стормо (44-я, 45-я и 49-я группы), затем - в 4-ю группу из 7-го стормо. После того, как группы освоили новые машины, их перебрасывали в Эритрею и Итальянское Сомали. Первое боевое применение состоялось 2 января 1936 года, когда самолеты действовали против Абиссинии. Всего же, до вступления Италии во Вторую мировую войну, около 80 процентов всего производства Са.133 направлялись в Восточную Африку - оставшиеся самолеты эксплуатировались в метрополии во вспомогательных целях. В Восточной Африке к октябрю 1936 года присутствовали уже 9 эскадрилий, оснащенных Са.133, которые использовались достаточно активно - в периоды наиболее интенсивных боев каждый самолет выполнял в день до четырех боевых вылетов. Caproni Ca.133, кроме обычных бомб, сбрасывали и химические боеприпасы. Боевые потери почти отсутствовали, хотя небоевых было много: в 1937 году - 27 машин, в 1938 году - 13.

Caproni Ca.133

Значение Caproni Ca.133 для итальянских колониальных владений было очень высоким, об этом говорит то, что в начале 1939 года 20 эскадрилий летали на Са.133 (из 24, находившихся в Восточной Африке). Са.133 изъят из перечня боевых самолетов в ноябре 1939 года, но для Восточной Африки было сделано исключение - машины достаточно широко использовались как бомбардировщики. Regia Aeronautica на 10 июня 1940 года насчитывала 259 самолетов Са.133, из которых 183 дислоцировались в колониях (167 - в Восточной Африке, другие - в Ливии). Самолеты данного типа бомбили Аден и несколько городков в Британском Сомали 12 июня 1940 года. Затем главными целями для Са.133 стали аэродромы противника.

Caproni Ca.133

Со стороны истребителей противника противодействия вначале почти не было, и основные потери самолеты Caproni связаны с ответными ударами бомбардировщиков по итальянским аэродромам. 21 июня 11 Са.133 бомбили Джибути, при этом потери от зенитного огня составили два самолета. Помимо бомбардировок, Caproni Ca.133 использовались и для переброски войск.

В Восточной Африке во второй половине 1940 года итальянцы потеряли 65 самолетов Са.133: 48 транспортных и 17 бомбардировщиков. Британское наступление, начавшееся в январе 1941 года, привело к тому, что

  • 10 февраля в строю насчитывалось 23 Са.133,
  • 15 марта оставалось 10,
  • 15 апреля - только 4.

В основном эти итальянские самолеты Второй мировой войны уничтожены на аэродромах.

Бомбардировщик-транспортник

На других ТВД Са.133 эксплуатировались только в роли транспортных, в этом же качестве некоторое количество этих самолетов использовалось и после окончания Второй мировой войны до 1948 года. Стоит добавить, что в 1936 году Австрия приобрела 5 самолетов Са.133 в бомбардировочном варианте, которые после аншлюса (включение Австрии в состав Германии 12-13 марта 1938 года) вошли в состав люфтваффе и применялись как учебные.

Самолет Caproni Ca.133

Спойлер: Таблица сравнения ЛТХ самолетов

Летно-технические характеристики самолетов

Ca.133

  Ca.133
Apertura alare 21,44 m
Lunghezza 15,45 m
Altezza con coda a terra 4,00 m
Motori 3 Piaggio P.VII C.15
Potenza unitaria 435 CV
Potenza alla quota di ristabilimento 475 CV
Peso a vuoto 4 000 kg
Carico utile 2 500 kg
Peso totale 6 500 kg
Velocità di stallo 105 km/h
Velocità massima a bassa quota 245 km/h
Velocità massima assoluta 260 km/h a 1 600 m
Salita a 2 000 m 5 min 45 s
Salita a 4 000 m 15 min
Tangenza 6 500 m
Autonomia 2 000 km
Corsa di decollo 300 m
Corsa di atterraggio 300 m
Armamento 4 mitragliatrici Lewis calibro 7,7 mm
Equipaggio due piloti ed un navigatore
Posti  

Ca.133T

  Ca.133T
Apertura alare 21,44 m
Lunghezza 15,45 m
Altezza con coda a terra 4,00 m
Motori 3 Piaggio P.VII C.16
Potenza unitaria 430 CV
Potenza alla quota di ristabilimento 460 CV
Peso a vuoto 4 000 kg
Carico utile 2 500 kg
Peso totale 6 500 kg
Velocità di stallo 105 km/h
Velocità massima a bassa quota 230 km/h
Velocità massima assoluta 230 km/h a 4 000 m
Salita a 2 000 m 8 min 15 s
Salita a 4 000 m 21 min
Tangenza 6 000 m
Autonomia 1 350 km
Corsa di decollo 370 m
Corsa di atterraggio 300 m
Armamento  
Equipaggio due piloti ed un navigatore
Posti  

Ca.133P

  Ca.133P
Apertura alare 21,44 m
Lunghezza 15,45 m
Altezza con coda a terra 4,00 m
Motori 3 Piaggio P.VII C.16
Potenza unitaria 430 CV
Potenza alla quota di ristabilimento 460 CV
Peso a vuoto 4 000 kg
Carico utile 2 500 kg
Peso totale 6 500 kg
Velocità di stallo 120 km/h
Velocità massima a bassa quota 205 km/h
Velocità massima assoluta 215 km/h a 4 000 m
Salita a 2 000 m  
Salita a 4 000 m  
Tangenza  
Autonomia 1 350 km
Corsa di decollo  
Corsa di atterraggio 300 m
Armamento  
Equipaggio due piloti ed un navigatore
Posti 16 - 18


Спойлер: Таблица сравнения ЛТХ самолетов

Источники:

  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Андрей Крумкач. "Многоцелевой самолет Caproni Ca.133";
  • Caproni Ca 133 (Ali d'Italia №20);
  • Михаил Козырев, Вячеслав Козырев "Авиация стран ОСИ во Второй Мировой войне"
  • Ca.133 reconnaissance table, Storia militare magazine n.83.;
  • Sharpe, Mike. Aircraft of world War II. Rochester (Kent) Grange Books, 2000;
  • Sutherland, Jon & Diane Canwell: Air War East Africa 1940-41 The RAF versus the Italian Air Force;
  • Gregory Alegi. Ali d'Italia n. 20. Caproni Ca 133.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

США стремятся к эффективному сдерживанию в Европе российских самолетов
Официальные лица ВВС США встречаются в Париже с французскими коллегами, чтобы обсудить большее количество совместных военных учений США стремятся наращивать военные...
На Олимпиаде по авиации признан лучшим проект БЛА
Победителям предложена работа в "ОКБ Сухого" Торжественная церемония награждения победителей и участников 5-й Олимпиады по авиации для студентов 1-го и 2-го...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме