Бомбардировщик-торпедоносец Savoia-Marchetti SM.84
Самолет Savoia-Marchetti SM.84 ВВС Италии Второй мировой войны рассматривался прежде всего, как торпедоносец. Этот самолет не оправдал надежд, был хуже своего предшественника, на базе которого и был разработан. Поэтому и снят с вооружения раньше.

Средний бомбардировщик-торпедоносец SIAI (Савойя-Маркетти) SM.84

Бомбардировщик-торпедоносецСредний бомбардировщик и торпедоносец SM.84 cоздан в конструкторском бюро фирмы SIAI под руководством Алессандро Маркетти (Alessandro Marchetti), являлся развитием конструкции бомбардировщика S.79. Серийно производился с января 1941 года. Создавался для замены Savoia-Marchetti SM.79 "Sparviero", но оказался хуже своего предшественника, и в итоге самолет сняли с производства в апреле 1943 года, часть машин переоборудовали в транспортные. Итальянские авиаторы называли Savoia-Marchetti SM.84 "неправильный самолет" или "самолет-ошибка". SM.84 находился на вооружении Италии (с февраля 1941 года) и в Словакии (с 1942-43).

От других трехмоторных машин компании SM.84 отличался, в частности, двухкилевым оперением, которое уменьшило мертвые зоны при стрельбе из верхней установки. Не было и надфюзеляжного "горба", как у SM.79 - вместо него установили турель с круговым обстрелом. Кроме того, на SM.84 была усилена бронезащита, практически отсутствовавшая на предшественнике, и применены протектированные топливные баки. SM.84 - трехмоторный моноплан смешанной конструкции (металлическое крыло и деревянный фюзеляж) с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Вместо двигателей Alfa Romeo (на SM.79 - Alfa Romeo 126 RC.34) были установлены более мощные, однако менее надежные Piaggio P.XI RC 40.

Самолет Второй мировой войны

5 июня 1940 года первый полет совершил прототип самолета. В ходе испытаний было выявлено, что обновленная мотоустановка хуже старой, а недостаточная площадь оперения, вместе с большой удельной нагрузкой на крыло, создавали проблемы с управляемостью при взлете и в полете. Однако недостатки не помешали запуску серийного производства в конце 1940 года. Было заказано 307 серийных самолетов, но реально построено меньше, причем не все участвовали в боевых действиях.

Самолеты Savoia-Marchetti SM.84
pro-samolet.ru Savoia-Marchetti SM.84
Итальянский бомбардировщик-торпедоносец Savoia-Marchetti SM.84
Кликните на изображение, чтобы увеличить

Основные модификации:

  • S.84 - с двигателями "Пьяджо" P.XI RC 40 мощностью 1000 л.с. Стрелковое вооружение включало четыре 12,7-мм пулемета: по одному в верхней турели, нижней установке и боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки - 2 тонны. Экипаж состоял из 5 человек;
  • S.84bis - с доработанными двигателями "Пьяджо" P.XIbis RC 40, такой же мощности (1000 л.с.). Часть самолетов выпускалась в таком исполнении, начиная с 99-го серийного самолета.

Самолет Италии WWII

Основные характеристики самолета
Двигатели:  
тип Piaggio P.XI RC 40
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 21,13
Длина самолета, м 17,93
Высота самолета, м 5,42
Площадь крыла, кв. м 60,80
Масса, кг:  
пустого самолета 8950
взлетная 13 600
Максимальная скорость, км/ч 467
Время набора высоты 4000 м, мин.:сек. 10:54
Практический потолок, м 7900
Дальность полета с грузом 5000 кг, км 2040

В феврале 1941 года самолеты Savoia-Marchetti SM.84 начала получать 41-я отдельная группа, в мае-августе перевооружили 36-й стормо. В Regia Aeronautica самолеты данного типа в первую очередь рассматривались как торпедоносцы.

Спойлер: SM.84 были на вооружении
  • 7° Stormo, from 29 July 1941 to October 1942:
    4° Gruppo (Sq 14 and 15) and 25° Gruppo (Sq 8 and 9);
  • 8° Stormo, since 1943:
    27° Gruppo (Sq 18 and 52) and 28° Gruppo (Sq 10 and 19);
  • 10° Stormo, since November 1942:
    one group only, 30° Gruppo;
  • 12° Stormo BT, from 2 February 1941:
    41° Gruppo (Sq 204 and 205) and 42° Gruppo;
  • 32° Stormo, from October 1941 to 1943:
    38° Gruppo (Sq 49 and 50) and 89° Gruppo (Sq 228 and 229);
  • 36° Stormo, from 7 May 1941 to October 1942:
    108° Gruppo (Sq 256-257) and 109° Gruppo (Sq 258-259);
  • 43° Stormo: from late July 1942 to summer 1943:
    98° Gruppo (Sq 240 and 241) and 99° Gruppo (Sq. 242 and 243);
  • 282 Sq AS.


Спойлер: SM.84 были на вооружении

13 мая 1941 года первый боевой вылет произвели самолеты 41-й группы с Родоса, но поиск морских целей в Эгейском море результатов не дал. Три самолета бомбили аэродром Никозии на Кипре 16 мая. Затем экипажи SM.84 вылетали и для атак британских кораблей, и для бомбежек противника на Крите. После окончания операции по захвату Крита, самолеты 41-й группы в начале июля совершили несколько налетов на объекты на о. Кипр. Подобные операции продолжались до начала октября 1941 года, чередуясь с разведывательными полетами.

pro-samolet.ru

В сентябре 1941 года приступили к боевым действиям самолеты 36-го стормо. Они атаковали британские конвои, следующие на Мальту. В ночь с 14 на 15 ноября были потоплены два крупных транспорта. Но тем не менее, от зенитного огня кораблей и британских истребителей Второй мировой войны часть несла значительные потери. Еще несколько частей получили SM.84 к концу года, однако из-за потерь (боевых и небоевых) к маю 1942 года насчитывалось менее 70 SM.84, а исправных было значительно меньше.

Основными целями оставались корабли и суда противника, но в мае-июле 1942 года самолеты 4-й группы совершили несколько налетов на аэродромы и другие объекты Мальты. Самолеты SM.84 летом 1942 года участвовали в двух попытках перехвата крупных соединений британского флота: конвоя "Гарпун" (в середине июня) и "Пьедестал" (в середине августа), когда из 14 судов конвоя до Мальты дошли лишь 5 - это были совместные атаки итальянской и немецкой авиации.

SM.84bis

С началом высадки союзников в Северной Африке действия частей SM.84 существенно активизировались. К значительным потерям приводило то, что не всегда было налажено надлежащее взаимодействие с истребителями сопровождения. В Regia Aeronautica к началу 1943 года насчитывалось около 80 самолетов SM.84 в четырех стормо. Некоторые части прошли обратное перевооружение на SM.79 (предшественника SM.84), потому что новые самолеты были совсем не лучше, да и темп их производства не покрывал потерь. К апрелю 1943 года количество SM.84 снизилось до 60, из которых только 34 самолета были исправны. Они наносили удары 12-18 июля 1943 года, ставшие последними для SM.84 до капитуляции Италии, по кораблям союзников у Сицилии и захваченных портах Сиракузы и Аугуста.

На 8 сентября 1943 года в "Реджиа Аэронаутика" было 130 самолетов SM.84, но только 30 находилось в боевых частях. Шесть самолетов осталось под контролем правительства, которое сотрудничало с союзниками. Эти машины эксплуатировались в качестве транспортных, как и некоторые самолеты SM.84 ВВС Итальянской социальной республики и люфтваффе. В 1943 году до 10 самолетов (в литературе иногда называется количество 6-7) получила Словакия. Эти самолеты, в составе 43-й авиаэскадрильи, участвовали в боях на Кубани летом 1943 года. К августу 1944 года в строю оставалось два SM.84.

Словацкий самолет

Источники:

  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • В. Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945;
  • Angelucci, Enzo. World Encyclopedia of Military Aircraft;
  • Donald, David. The Encyclopedia of World Aircraft.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме