Бомбардировщик-торпедоносец Savoia-Marchetti SM.84
|
Средний бомбардировщик-торпедоносец SIAI (Савойя-Маркетти) SM.84
Средний бомбардировщик и торпедоносец SM.84 cоздан в конструкторском бюро фирмы SIAI под руководством Алессандро Маркетти (Alessandro Marchetti), являлся развитием конструкции бомбардировщика S.79. Серийно производился с января 1941 года. Создавался для замены Savoia-Marchetti SM.79 "Sparviero", но оказался хуже своего предшественника, и в итоге самолет сняли с производства в апреле 1943 года, часть машин переоборудовали в транспортные. Итальянские авиаторы называли Savoia-Marchetti SM.84 "неправильный самолет" или "самолет-ошибка". SM.84 находился на вооружении Италии (с февраля 1941 года) и в Словакии (с 1942-43).
От других трехмоторных машин компании SM.84 отличался, в частности, двухкилевым оперением, которое уменьшило мертвые зоны при стрельбе из верхней установки. Не было и надфюзеляжного "горба", как у SM.79 - вместо него установили турель с круговым обстрелом. Кроме того, на SM.84 была усилена бронезащита, практически отсутствовавшая на предшественнике, и применены протектированные топливные баки. SM.84 - трехмоторный моноплан смешанной конструкции (металлическое крыло и деревянный фюзеляж) с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Вместо двигателей Alfa Romeo (на SM.79 - Alfa Romeo 126 RC.34) были установлены более мощные, однако менее надежные Piaggio P.XI RC 40.
5 июня 1940 года первый полет совершил прототип самолета. В ходе испытаний было выявлено, что обновленная мотоустановка хуже старой, а недостаточная площадь оперения, вместе с большой удельной нагрузкой на крыло, создавали проблемы с управляемостью при взлете и в полете. Однако недостатки не помешали запуску серийного производства в конце 1940 года. Было заказано 307 серийных самолетов, но реально построено меньше, причем не все участвовали в боевых действиях.
Самолеты Savoia-Marchetti SM.84
|
|
|
|
Кликните на изображение, чтобы увеличить |
Основные модификации:
- S.84 - с двигателями "Пьяджо" P.XI RC 40 мощностью 1000 л.с. Стрелковое вооружение включало четыре 12,7-мм пулемета: по одному в верхней турели, нижней установке и боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки - 2 тонны. Экипаж состоял из 5 человек;
- S.84bis - с доработанными двигателями "Пьяджо" P.XIbis RC 40, такой же мощности (1000 л.с.). Часть самолетов выпускалась в таком исполнении, начиная с 99-го серийного самолета.
Основные характеристики самолета
Двигатели: |
|
тип |
Piaggio P.XI RC 40 |
мощность, л.с. |
1000 |
Размах крыла, м |
21,13 |
Длина самолета, м |
17,93 |
Высота самолета, м |
5,42 |
Площадь крыла, кв. м |
60,80 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
8950 |
взлетная |
13 600 |
Максимальная скорость, км/ч |
467 |
Время набора высоты 4000 м, мин.:сек. |
10:54 |
Практический потолок, м |
7900 |
Дальность полета с грузом 5000 кг, км |
2040 |
В феврале 1941 года самолеты Savoia-Marchetti SM.84 начала получать 41-я отдельная группа, в мае-августе перевооружили 36-й стормо. В Regia Aeronautica самолеты данного типа в первую очередь рассматривались как торпедоносцы.
Спойлер: SM.84 были на вооружении
- 7° Stormo, from 29 July 1941 to October 1942:
4° Gruppo (Sq 14 and 15) and 25° Gruppo (Sq 8 and 9);
- 8° Stormo, since 1943:
27° Gruppo (Sq 18 and 52) and 28° Gruppo (Sq 10 and 19);
- 10° Stormo, since November 1942:
one group only, 30° Gruppo;
- 12° Stormo BT, from 2 February 1941:
41° Gruppo (Sq 204 and 205) and 42° Gruppo;
- 32° Stormo, from October 1941 to 1943:
38° Gruppo (Sq 49 and 50) and 89° Gruppo (Sq 228 and 229);
- 36° Stormo, from 7 May 1941 to October 1942:
108° Gruppo (Sq 256-257) and 109° Gruppo (Sq 258-259);
- 43° Stormo: from late July 1942 to summer 1943:
98° Gruppo (Sq 240 and 241) and 99° Gruppo (Sq. 242 and 243);
- 282 Sq AS.
Спойлер: SM.84 были на вооружении
13 мая 1941 года первый боевой вылет произвели самолеты 41-й группы с Родоса, но поиск морских целей в Эгейском море результатов не дал. Три самолета бомбили аэродром Никозии на Кипре 16 мая. Затем экипажи SM.84 вылетали и для атак британских кораблей, и для бомбежек противника на Крите. После окончания операции по захвату Крита, самолеты 41-й группы в начале июля совершили несколько налетов на объекты на о. Кипр. Подобные операции продолжались до начала октября 1941 года, чередуясь с разведывательными полетами.
В сентябре 1941 года приступили к боевым действиям самолеты 36-го стормо. Они атаковали британские конвои, следующие на Мальту. В ночь с 14 на 15 ноября были потоплены два крупных транспорта. Но тем не менее, от зенитного огня кораблей и британских истребителей Второй мировой войны часть несла значительные потери. Еще несколько частей получили SM.84 к концу года, однако из-за потерь (боевых и небоевых) к маю 1942 года насчитывалось менее 70 SM.84, а исправных было значительно меньше.
Основными целями оставались корабли и суда противника, но в мае-июле 1942 года самолеты 4-й группы совершили несколько налетов на аэродромы и другие объекты Мальты. Самолеты SM.84 летом 1942 года участвовали в двух попытках перехвата крупных соединений британского флота: конвоя "Гарпун" (в середине июня) и "Пьедестал" (в середине августа), когда из 14 судов конвоя до Мальты дошли лишь 5 - это были совместные атаки итальянской и немецкой авиации.
С началом высадки союзников в Северной Африке действия частей SM.84 существенно активизировались. К значительным потерям приводило то, что не всегда было налажено надлежащее взаимодействие с истребителями сопровождения. В Regia Aeronautica к началу 1943 года насчитывалось около 80 самолетов SM.84 в четырех стормо. Некоторые части прошли обратное перевооружение на SM.79 (предшественника SM.84), потому что новые самолеты были совсем не лучше, да и темп их производства не покрывал потерь. К апрелю 1943 года количество SM.84 снизилось до 60, из которых только 34 самолета были исправны. Они наносили удары 12-18 июля 1943 года, ставшие последними для SM.84 до капитуляции Италии, по кораблям союзников у Сицилии и захваченных портах Сиракузы и Аугуста.
На 8 сентября 1943 года в "Реджиа Аэронаутика" было 130 самолетов SM.84, но только 30 находилось в боевых частях. Шесть самолетов осталось под контролем правительства, которое сотрудничало с союзниками. Эти машины эксплуатировались в качестве транспортных, как и некоторые самолеты SM.84 ВВС Итальянской социальной республики и люфтваффе. В 1943 году до 10 самолетов (в литературе иногда называется количество 6-7) получила Словакия. Эти самолеты, в составе 43-й авиаэскадрильи, участвовали в боях на Кубани летом 1943 года. К августу 1944 года в строю оставалось два SM.84.
Источники:
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- В. Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945;
- Angelucci, Enzo. World Encyclopedia of Military Aircraft;
- Donald, David. The Encyclopedia of World Aircraft.