Бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.82 "Canguru"
|
Тяжелый бомбардировщик-транспортник SIAI (Савойя-Марчетти) SM.82 "Кенгуру"
Военно-транспортный самолет и тяжелый ночной дальний бомбардировщик, разрабатывавшийся незадолго до начала Второй мировой войны на базе пассажирского S.75 как многоцелевой "колониальный" самолет, с целью выполнения как транспортных, так и бомбардировочных задачи. Имел прозвища "Marsupiale" ("Сумчатый") и "Canguru" ("Кенгуру") из-за характерного "брюха". Грузовая кабина допускала транспортировку истребителя с отстыкованными крыльями, например, в ней мог разместиться биплан Fiat CR.42 Falco в разобранном виде. Наличие бомбоотсека и значительный запас топлива позволяли самолету совершать налеты на объекты, недосягаемые для других типов самолетов, но полноценным бомбардировщиком SM.82 все же назвать нельзя, в том числе, по причине сравнительно невысоких скоростных характеристик и уязвимости от зенитного огня.
Представитель семейства трехмоторных самолетов концерна SIAI (Società Idrovolanti Alta Italia), SM.82 имел смешанную конструкцию, отличаясь вместительным двухъярусным фюзеляжем: на верхнем ярусе размещались 32 сиденья для парашютистов, а нижний представлял собой бомбоотсек, который можно было также использовать для перевозки грузов.
Прототип проходил испытания с 1939 года, серийные самолеты выпускались в 1940-1944 гг. Построено около 670 самолетов (в том числе 87, созданных для люфтваффе в 1944 году). Основная модификация: SM.82 с двигателями Alfa Romeo 128 RC.18 мощностью 860 л.с. (или Alfa Romeo 128 RC.21 - 950 л.с.). Стрелковое вооружение включало один 12,7-мм пулемет в верхней турели и три 7,7-мм пулемета: один - в нижней установке и два - в боковых окнах). Максимальная масса бомбовой нагрузки - 4000 кг. Экипаж включал 5-6 человек.
Savoia-Marchetti SM.82 Canguru
|
|
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Другие модификации:
- SM.82 Trasporto caccia - вариант для доставки истребителей Falco. Построено две машины;
- SM.82 Trasporto motori - для перевозки двигателей, эксплуатировались в Северной Африке. Выпущено три самолета;
- SM.82P - модификация для выброски парашютистов, построен 21 самолет;
- SM.82 tankers - самолет для перевозки топлива с баком на 3000 литров;
- SM.82bis - вариант с двигателем Piaggio P.IX;
- SM.82 LATI - самолет для перелетов на расстояние до 4800 км, оснащенный 10 мягкими сиденьями, автопилотом и мощным радиопередатчиком;
- SM.82LW - модификация самолета для люфтваффе;
- SM.82PD - рекордный самолет, который установил два рекорда;
- SM.82PW - послевоенный самолет с моторами PW R-1830.
Основные характеристики
Двигатели: |
|
тип |
Alfa Romeo 128 RC.18 |
мощность, л.с. |
860 |
Размах крыла, м |
29,68 |
Длина самолета, м |
22,90 |
Высота самолета, м |
6,00 |
Площадь крыла, кв. м |
118,60 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
10 550 |
максимальная взлетная |
17 015 |
Максимальная скорость, км/ч |
345 |
Время набора высоты 3000 м, мин:сек. |
13:45 |
Практический потолок, м |
6000 |
Дальность полета с грузом 5000 кг, км |
1780 |
В составе Regia Aeronautica к началу июня 1940 года насчитывалось только 12 самолетов SM.82. Необходимость в самолетах данного типа способствовала быстрому увеличению объема выпуска. SM.82 применялись для доставки подкреплений и грузов в Ливию и Восточную Африку, а также для нанесения бомбовых ударов. Так, 17 июля 1940 года один SM.82 осуществил налет на Гибралтар. В дальнейшем (в период до 1 апреля 1942 года) налеты самолетов 32-го стормо проводились многократно.
Четыре самолета с базы в Эритрее в ночь на 20 октября 1940 года совершили налет на нефтеперерабатывающее предприятие в Манаме (о. Бахрейн). Менее чем за 16 часов самолеты SM.82 преодолели 4200 км, что стало самым продолжительным боевым полетом за всю Вторую мировую войну. Самолеты SM.82 114-й бомбардировочной группы с октября 1941 года осуществляли налеты на Александрию и Порт-Саид. Поскольку атаки совершались в основном одиночными машинами, то они не отличались особой эффективностью. В декабре 1941 года группа была направлена на бомбежки наступающих британских войск, и после значительных потерь была расформирована в январе 1942 года. А в Ливию прибыла 145-я группа.
Самолеты 145-й группы бомбили цели в дельте Нила и на египетском побережье, доставляли диверсантов в тыл противника, а в ходе отступления итало-германских войск от Эль-Аламейна до Туниса бомбили британские войска, летая и в ночное время, и в дневное.
Но все же, бомбардировки являлись только побочной задачей для самолетов SM.82, а основными были транспортные полеты. В люфтваффе заинтересовались SM.82, обладавших большой грузоподъемностью и солидными габаритами грузовой кабины. И в сентябре 1941 года стартовали поставки для Германии, которые продолжились и после капитуляции Италии, поскольку завод, выпускавший эти самолеты, был в оккупированной части страны. Военно-трансопртные самолеты использовались также ВВС Итальянской социальной республики и ВВС правительства Италии на стороне союзников. По имеющейся информации, после окончания Второй мировой войны самолеты SM.82 работали в Италии вплоть до 1960 года.
Источники:
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Андрей Крумкач. Военно-транспортный самолёт Savoia-Marchetti S.M.82 "Canguru";
- Catalanotto, Baldassare. SIAI SM. 82 (Ali d'Italia 14);
- Giorgio Apostolo, Guida agli Aeroplani d'Italia;
- Baldassare Catalanotto, SIAI SM. 82 (Ali d'Italia 14).