Бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.82 "Canguru"
Бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.82 имел название Canguru из-за своеобразной формы и возможности транспортировать самолеты-истребители. Этот самолет разрабатывался до начала Второй мировой войны, но принял в ней участие, хотя в большей степени не мог называться бомбардировщиком в полном смысле этого слова.

Тяжелый бомбардировщик-транспортник SIAI (Савойя-Марчетти) SM.82 "Кенгуру"

Бомбардировщик ИталииВоенно-транспортный самолет и тяжелый ночной дальний бомбардировщик, разрабатывавшийся незадолго до начала Второй мировой войны на базе пассажирского S.75 как многоцелевой "колониальный" самолет, с целью выполнения как транспортных, так и бомбардировочных задачи. Имел прозвища "Marsupiale" ("Сумчатый") и "Canguru" ("Кенгуру") из-за характерного "брюха". Грузовая кабина допускала транспортировку истребителя с отстыкованными крыльями, например, в ней мог разместиться биплан Fiat CR.42 Falco в разобранном виде. Наличие бомбоотсека и значительный запас топлива позволяли самолету совершать налеты на объекты, недосягаемые для других типов самолетов, но полноценным бомбардировщиком SM.82 все же назвать нельзя, в том числе, по причине сравнительно невысоких скоростных характеристик и уязвимости от зенитного огня.

Бомбардировщики Второй мировой

Представитель семейства трехмоторных самолетов концерна SIAI (Società Idrovolanti Alta Italia), SM.82 имел смешанную конструкцию, отличаясь вместительным двухъярусным фюзеляжем: на верхнем ярусе размещались 32 сиденья для парашютистов, а нижний представлял собой бомбоотсек, который можно было также использовать для перевозки грузов.

Savoia-Marchetti SM.82 Canguru

Прототип проходил испытания с 1939 года, серийные самолеты выпускались в 1940-1944 гг. Построено около 670 самолетов (в том числе 87, созданных для люфтваффе в 1944 году). Основная модификация: SM.82 с двигателями Alfa Romeo 128 RC.18 мощностью 860 л.с. (или Alfa Romeo 128 RC.21 - 950 л.с.). Стрелковое вооружение включало один 12,7-мм пулемет в верхней турели и три 7,7-мм пулемета: один - в нижней установке и два - в боковых окнах). Максимальная масса бомбовой нагрузки - 4000 кг. Экипаж включал 5-6 человек.

Savoia-Marchetti SM.82 Canguru
pro-samolet.ru Кабина
Бомбардировщик WWII pro-samolet.ru
Savoia-Marchetti SM.82 Canguru Savoia-Marchetti SM.82 Canguru
Нажмите на изображение для увеличения

Другие модификации:

  • SM.82 Trasporto caccia - вариант для доставки истребителей Falco. Построено две машины;
  • SM.82 Trasporto motori - для перевозки двигателей, эксплуатировались в Северной Африке. Выпущено три самолета;
  •  SM.82P - модификация для выброски парашютистов, построен 21 самолет;
  • SM.82 tankers - самолет для перевозки топлива с баком на 3000 литров;
  • SM.82bis - вариант с двигателем Piaggio P.IX;
  • SM.82 LATI - самолет для перелетов на расстояние до 4800 км, оснащенный 10 мягкими сиденьями, автопилотом и мощным радиопередатчиком;
  • SM.82LW - модификация самолета для люфтваффе;
  • SM.82PD - рекордный самолет, который установил два рекорда;
  • SM.82PW - послевоенный самолет с моторами PW R-1830.

Savoia-Marchetti SM.82 Canguru

Основные характеристики
Двигатели:  
тип Alfa Romeo 128 RC.18
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 29,68
Длина самолета, м 22,90
Высота самолета, м 6,00
Площадь крыла, кв. м 118,60
Масса, кг:  
пустого самолета 10 550
максимальная взлетная 17 015
Максимальная скорость, км/ч 345
Время набора высоты 3000 м, мин:сек. 13:45
Практический потолок, м 6000
Дальность полета с грузом 5000 кг, км 1780

Бомбардировщик WWII

В составе Regia Aeronautica к началу июня 1940 года насчитывалось только 12 самолетов SM.82. Необходимость в самолетах данного типа способствовала быстрому увеличению объема выпуска. SM.82 применялись для доставки подкреплений и грузов в Ливию и Восточную Африку, а также для нанесения бомбовых ударов. Так, 17 июля 1940 года один SM.82 осуществил налет на Гибралтар. В дальнейшем (в период до 1 апреля 1942 года) налеты самолетов 32-го стормо проводились многократно.

Savoia-Marchetti SM.82 Canguru

Четыре самолета с базы в Эритрее в ночь на 20 октября 1940 года совершили налет на нефтеперерабатывающее предприятие в Манаме (о. Бахрейн). Менее чем за 16 часов самолеты SM.82 преодолели 4200 км, что стало самым продолжительным боевым полетом за всю Вторую мировую войну. Самолеты SM.82 114-й бомбардировочной группы с октября 1941 года осуществляли налеты на Александрию и Порт-Саид. Поскольку атаки совершались в основном одиночными машинами, то они не отличались особой эффективностью. В декабре 1941 года группа была направлена на бомбежки наступающих британских войск, и после значительных потерь была расформирована в январе 1942 года. А в Ливию прибыла 145-я группа.

Самолеты 145-й группы бомбили цели в дельте Нила и на египетском побережье, доставляли диверсантов в тыл противника, а в ходе отступления итало-германских войск от Эль-Аламейна до Туниса бомбили британские войска, летая и в ночное время, и в дневное.

pro-samolet.ru

Savoia-Marchetti SM.82Но все же, бомбардировки являлись только побочной задачей для самолетов SM.82, а основными были транспортные полеты. В люфтваффе заинтересовались SM.82, обладавших большой грузоподъемностью и солидными габаритами грузовой кабины. И в сентябре 1941 года стартовали поставки для Германии, которые продолжились и после капитуляции Италии, поскольку завод, выпускавший эти самолеты, был в оккупированной части страны. Военно-трансопртные самолеты использовались также ВВС Итальянской социальной республики и ВВС правительства Италии на стороне союзников. По имеющейся информации, после окончания Второй мировой войны самолеты SM.82 работали в Италии вплоть до 1960 года.

Самолет

Источники:

  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Андрей Крумкач. Военно-транспортный самолёт Savoia-Marchetti S.M.82 "Canguru";
  • Catalanotto, Baldassare. SIAI SM. 82 (Ali d'Italia 14);
  • Giorgio Apostolo, Guida agli Aeroplani d'Italia;
  • Baldassare Catalanotto, SIAI SM. 82 (Ali d'Italia 14).
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

ВВС России получат как минимум 50 самолетов Ту–160М
Разработка ПАК ДА будет идти параллельно с производством новых Ту-160 Решение о возобновлении производства стратегических бомбардировщиков–ракетоносцев Ту–160М было принято верховным главнокомандующим,...
ПАК ДА будет дозвуковым, но невидимым для радаров
Утвержден проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации Командование ВВС утвердило проект перспективного самолета дальней авиации - бомбардировщика пятого поколения, который должен...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме