Истребитель Bloch MB.152
Французские истребители Второй мировой войны семейства Bloch MB.152 имели возможность стать хорошими боевыми машинами, если бы на них установили более мощные моторы и вооружение. Самолеты данного типа разрабатывались до нападения Германии, и к самому началу войны ни одна боевая часть ВВС Франции не имела на вооружении эти истребители.

Истребители Блох MB.150/151/152/155

"Avion а quatre mains" - самолет для четырех рук.

Истребитель ФранцииФранцузский самолет Второй мировой войны MB. 152 имел шансы стать неплохим истребителем с установкой более мощного мотора и совершенного вооружения. Когда машину приняли на вооружение, она уступала самолету люфтваффе Messerschmitt Bf.109Е в скорости и скороподъемности, дальность также была недостаточной. Но вместе с тем, истребитель Франции имел неплохую маневренность, стойкость конструкции к боевым повреждениям, хорошие пилотажные характеристики и был прост в обслуживании, но управлять самолетом пилоту было очень непросто, отсюда и появилось прозвище - "avion а quatre mains".

Bloch MB.152

Создание самолета

Marcel Ferdinand BlochСамолет Bloch 150 разрабатывался в соответствии с требованиям Министерства авиации Франции от 13 июля 1934 года (которые окончательно были утверждены в конце 1935 года) под руководством Мориса Русселя. Одномоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси должен был получить 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения "Гном-Рон" GR 14Kfs мощностью 930 л.с. (с установкой под углом 2,5° влево от продольной оси) и вооружение, включавшее две 20-мм пушки и два 7,5-мм пулемета.

Осенью 1935 года началась постройка прототипа, однако 18 ноября, как упомянуто выше, Минавиации внесло корректировку в техническое задание, и проект пришлось переделывать. Запланированный на 17 июля 1936 года, первый полет самолета MB.150.01 завершился неудачей - прототип не смог подняться в воздух (основная причина - слишком короткие стойки шасси), и только выполнил несколько пробежек.

Самолет Франции MB.150.01

Французский истребитель

Работы над французским самолетом MB. 150 возобновили в начале 1937 года. 4 мая 1937 года машина впервые совершила полет, и самолет продолжили дорабатывать - второй прототип MB. 150.01 М получил новый двигатель GR 14N-07 (890 л.с.), который хоть и отличался от GR 14Kfs меньшей мощностью, но имел бо́льшую надежность. Машину облетали 9 августа 1937 года. Затем, после короткой программы заводских испытаний, он был направлен в CEMA (Centre d'essais du matériel aérien - Центр испытаний авиационной техники). Были выявлены проблемы с охлаждением двигателя, а кроме того, самолет продемонстрировал максимальную скорость 434 км/ч, этого было мало, чтобы принять машину на вооружение.

Первый прототип MB.150-01

Первый прототип MB.150-01

Прототип MB.151-01

Прототип MB.151-01

В конце года на машину установили двигатель GR 14N-01 мощностью 940 л.с. и масляный радиатор увеличенных размеров. В марте 1938 года смонтировали еще более мощный мотор GR 14N-21 - 1030 л.с. По этой причине пришлось установить вертикальное оперение большей площади - отклонение мотора от продольной оси уже не могло полностью компенсировать возросший реактивный момент от вращения винта.

Блох MB.151/152

Серийное производство самолетов

Летные характеристики стали вполне приемлемыми, но в первое время военные не проявляли интереса к самолету. Это было связано, в том числе, и с мнением о том, что моторы воздушного охлаждения не годятся для истребителей, а оптимальными считались V-образные двигатели жидкостного охлаждения. Однако, в тот период, когда французские истребители Девуатин D.520 находились на ранней стадии развития, а серийное производство Моран-Солнье MS.406 разворачивалось очень медленно, самолеты Bloch MB.150 пришлись весьма кстати. И Министерство авиации в апреля 1938 года заказало три прототипа MB.150, а 7 апреля были заказаны - 25 предсерийных и 450 серийных истребителей.

Серийное производство

Из трех моторов: GR 14N, HS 14Аа и американского "Твин Уосп", которыми предполагалось оснащать серийные самолеты, выбрали "Гном-Рон", в то же время продолжая работу с другими силовыми установками. Конструкцию MB. 150 радикально переработали - кроме технологических изменений, применили новое крыло иного профиля и увеличенного размаха. И 18 августа 1938 года состоялся первый полет прототипа самолета МВ.151С1 с двигателем GR 14N-11 (920 л.с.). В ходе испытаний выявились некоторые недостатки, это - неустойчивость, перегрев мотора, низкая скорость. Тем не менее, самолет прошел тесты в Центре испытаний авиационной техники в конце 1938 - начале 1939 года.

Истребители Блох
МВ.151 №5
Истребитель ВВС Истребитель Самолет Франции Истребитель Блох
МВ.152 №32
Истребитель Истребитель Истребитель Bloch Истребитель Bloch
Нажмите на фото для увеличения

Самолет MB.151 в тот период рассматривался как переходный вариант (хотя от серийного производства Министерство авиации не отказывалось), а параллельно шла разработка варианта MB.152 - более совершенного самолета, который в сентябре 1938 года вышел на испытания. Самолет с мотором GR 14N-21 развил скорость в 520 км/ч. Но после установки более мощного GR 14N-25 скорость не смогла превысить 470 км/ч. В итоге вместо планируемых трехсот MB. 151/152, которые ожидалось получить к 1 апреля 1939 года, Armee de I'Air (ВВС Франции) получили один МВ.151С1. И лишь весной 1939 года удалось начать выпуск MB. 151/152, который шел нестабильными темпами. В марте 1939 года начались поставки, в общей сложности было выпущено около 660 самолетов. Серийным производством занималось государственное объединение SNCASO (Société nationale des constructions aéronautiques du Sud-Ouest или - Sud-Ouest) на заводах в Курбевуайе, Шатеру-Деоле и Бордо-Мериньяке.

Восстановление Bloch MB 152

Основные модификации

МВ.151С1 - с двигателем GR 14N-35 мощностью 1030 л.с. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек HS 404 и двух 7,5-мм пулеметов MAC 1934 в крыле. Часть истребителей по причине нехватки пушек получили четыре 7,5-мм пулемета. По разным данным было выпущено 140-144 самолетов данного типа.

МВ.152С1 - с двигателем GR 14N-25 (1100 л.с.) или GR 14N-49 (1180 л.с.). Вооружение соответствовало варианту МВ.151С1. Построили по сведениям разных источников 474-482 самолетов.

МВ.152С1

МВ.155С1

МВ.155С1 - доработана аэродинамика фюзеляжа, модифицированы капот и моторама, на 60 литров увеличен запас топлива. В козырьке фонаря кабины пилота применено бронестекло. Двигатель GR 14N-49 мощностью 1180 л.с. Вооружение, как у МВ.151С1.
3 декабря 1939 года впервые совершил полет прототип MB.155.01; 3 апреля 1940 года выпущен первый серийный самолет, в середине июня - еще два. До 18 июня построили 10 самолетов. Еще 19 истребителей МВ.155С1 выпустили после перемирия.

Самолет МВ.155С1

Самолет Bloch MB.155, 1941 год

Основные характеристики самолетов:

МВ.151С1

  МВ.151С1
Двигатель:  
тип Гном-Рон GR 14N-35
мощность, л.с. 1030
Размах крыла, м 10,54
Длина самолета, м 9,1
Высота самолета, м 3,90
Площадь крыла, кв. м 17,32
Масса, кг:  
пустого самолета 2073
взлетная 2522
максимальная взлетная 2800
Максимальная скорость, км/ч 480
Время набора высоты, мин:  
2000 м  
4000 м 7,6
8000 м 17,7
Дальность полета, км 640
Практический потолок, м 10000

МВ.152С1

  МВ.152С1
Двигатель:  
тип Гном-Рон GR 14N-25
мощность, л.с. 1100
Размах крыла, м 10,54
Длина самолета, м 9,1
Высота самолета, м 3,90
Площадь крыла, кв. м 17,32
Масса, кг:  
пустого самолета 2103
взлетная 2693
максимальная взлетная 2800
Максимальная скорость, км/ч 482
Время набора высоты, мин:  
2000 м 3,4
4000 м 6,1
8000 м 14,3
Дальность полета, км 580
Практический потолок, м 10000

МВ.152С1*

  МВ.152С1
Двигатель:  
тип Гном-Рон GR 14N-49
мощность, л.с. 1180
Размах крыла, м 10,54
Длина самолета, м 9,1
Высота самолета, м 3,90
Площадь крыла, кв. м 17,32
Масса, кг:  
пустого самолета 2158
взлетная 2746
максимальная взлетная 2800
Максимальная скорость, км/ч 509
Время набора высоты, мин:  
2000 м  
4000 м 6,2
8000 м 16,0
Дальность полета, км 540
Практический потолок, м 10000

МВ.155С1

  МВ.155С1
Двигатель:  
тип Гном-Рон GR 14N-49
мощность, л.с. 1180
Размах крыла, м 10,54
Длина самолета, м 9,05
Высота самолета, м 3,90
Площадь крыла, кв. м 17,32
Масса, кг:  
пустого самолета 2140
взлетная  
максимальная взлетная 2900
Максимальная скорость, км/ч 520
Время набора высоты, мин:  
2000 м  
4000 м 6,9
8000 м  
Дальность полета, км 750
Практический потолок, м 10000
Серийно не производились

Несколько вариантов истребителя разрабатывались под альтернативные силовые установки и серийно не производились:

  • МВ.153С1 c 14-ти цилиндровым двигателем "Пратт энд Уитни" R-1830-S1C3G мощностью 1200 л.с. Машину начали испытывать 8 апреля 1939 года. В ходе испытаний не было выявлено принципиальных отличий летных характеристик от MB.152 с французским мотором.
  • МВ.154С1 с 9-ти цилиндровым двигателем "Райт" R-1820-G205A мощностью 1200 л.с., снабженным двухскоростным нагнетателем. Прототип переоборудовался из серийного MB. 152, но не был достроен из-за задержек с поставкой мотора.
  • МВ.156С1 - адаптация планера МВ.152С1 под новый 14-ти цилиндровый мотор GR 14R расчетной мощностью 1700 л.с. Не строился.
  • МВ.157С1 - глубокая модернизация под мотор GR 14R. Фюзеляж от МВ.155С1; новое крыло и хвостовое оперение. Вооружение как на MB. 152. Прототип построили к концу мая 1940 года, но испытания проведены не были.
  • MB.157.01 с мотором GR 14R-4 (1580 л.с.) эвакуировали в глубь страны. Испытания стартовали в марте 1942 года. В январе 1943 года машину MB. 157.01 испытывали специалисты люфтваффе, но серийно самолет не производился.

Истребитель МВ.153

MB.157


Спойлер: Подробные ЛТХ на французском языке

Французские самолеты

150M

Modèles MB150M
Prototype 4/5/1937
Pilote Curvale
Production (1) 1
Envergure 10, 13 m
Longueur 8,9 m
Hauteur 3, 400 m
Surface Alaire 15, 28 m2
Poids à vide 1700 kg
Poids en charge 2300 kg
Capacité de charge 500 kg
Poids maximum  
Vitesse maximum 434 Km/h à 2600 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond  
Rayon d'action maximum à 5500 m  
Motorisation Gnôme -Rhône 14N07
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 810 CV
Puissance à 890 CV à 2600 m
Tours/minute 2540
Hélice Nom Gnome -RhôneTripa le acier
Diam. 2,9 m
Carburateur  
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses  
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

151

Modèles MB 151
Prototype 18/8/1938
Pilote Blanc
Production (1) 140
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17, 32 m2
Poids à vide 2073 kg
Poids en charge 2522 kg
Capacité de charge 450 kg
Poids maximum 2 800 kg
Vitesse maximum 470 Km/h à 4550 m
Vitesse ascensionnelle 4000 men 7'
Plafond 10.080m
Rayon d'action maximum à 5500 m 640 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14N35
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 895 CV
Puissance à 920 CV à 3000 m
Tours/minute 2360
Hélice Nom Gnome -Rhône tripale à pas variable
Diam. 3, 05 m
Carburateur Stromberg 125 G
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 4 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

152A

Modèles MB152A
Prototype 15/12/1938
Pilote Blanc
Production (1) 200
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17,32 m2
Poids à vide 2103 kg
Poids en charge 2693 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 482 Km/h à 5500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 6'08
Plafond 10.300m
Rayon d'action maximum à 5500 m 580 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14N25
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1100CV
Puissance à 1000 CV à 3600 m
Tours/minute 2250
Hélice Nom Gnome -Rhône 2590 à pas fixe
Diam. 3, 07 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

152B

Modèles MB152B
Prototype -
Pilote  
Production (1) 288
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17, 32 m2
Poids à vide 2158 kg
Poids en charge 2748 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 510 Km/h à 4500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 6'12
Plafond 11.050m
Rayon d'action maximum à 5500 m 540 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14N49
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1100CV
Puissance à 1000 CV à 3600 m
Tours/minute 2250
Hélice Nom Chauvière 371 à pas variable
Diam. 3, 06 m
Carburateur ZenithRGSL.8
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

153

Modèles MB153
Prototype 8/4/1939
Pilote  
Production (1) 1
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17, 32 m2
Poids à vide  
Poids en charge  
Capacité de charge  
Poids maximum 2000 kg
Vitesse maximum 545 Km h à 6000 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond 11.050m
Rayon d'action maximum à 5500 m  
Motorisation Pratt & Whitney RI 830 SC3-G
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1050 CV
Puissance à 900 CV à 3350 m
Tours/minute 2550
Hélice Nom Hamilton à pas variable
Diam. 3, 05 m
Carburateur Bendix
Rés.fuselageType AVIAL soudé 425 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

155

Modèles MB155
Prototype 3/12/1939
Pilote Bellecroix
Production (1) +ou- 30
Envergure 10,542 m
Longueur 9, 104 m
Hauteur 3, 960 m
Surface Alaire 17, 32 m2
Poids à vide 2140 kg
Poids en charge 2850 kg
Capacité de charge 710 kg
Poids maximum 2900 kg
Vitesse maximum 520 Km/h à 4500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 7'01
Plafond 11.740m
Rayon d'action maximum à 5500 m 1050 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14N49
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1100CV
Puissance à 1100 CV à 4000m
Tours/minute 2250
Hélice Nom Chauvière 371 à pas variable
Diam. 3, 06 m
Carburateur  
Rés.fuselageType AVIAL soudé 720 1
Réservoir huile type AV IAL soudé 47 1
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

157

Modèles MB157
Prototype Mars 1942
Pilote Heu
Production (1) 1
Envergure 10,680 m
Longueur 9, 842 m
Hauteur 3, 850 m
Surface Alaire 19, 32 m2
Poids à vide 2520 kg
Poids en charge 3174 kg
Capacité de charge 654 kg
Poids maximum  
Vitesse maximum 710 Km/h à 7650 m
Vitesse ascensionnelle 7900 m en 11'
Plafond  
Rayon d'action maximum à 5500 m 1100 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14R-4
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 1590 CV
Puissance à 1715 CV à 7880 m
Tours/minute 2600
Hélice Nom Gnôme & Rhône à pas variable
Diam. 3, 06 m
Carburateur Bronzavia
Rés.fuselageType AVIAL soudé  
Réservoir huile type AV IAL soudé  
Armement Mitrailleuses  
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

700

Modèles MB700
Prototype 19/4/1940
Pilote Rastel
Production (1) 1
Envergure 5, 98 m
Longueur 4, 93 m
Hauteur 1,67 m
Surface Alaire 12, 40 m2
Poids à vide 1850 kg
Poids en charge  
Capacité de charge  
Poids maximum  
Vitesse maximum 380 Kmh à 4000 m (2)
Vitesse ascensionnelle  
Plafond  
Rayon d'action maximum à 5500 m 2h00
Motorisation Gnôme -Rhône 14 M6
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à  
Tours/minute  
Hélice Nom Gnôme -Rhône tripale acier
Diam. 2,9 m
Carburateur  
Rés.fuselageType AVIAL soudé  
Réservoir huile type AV IAL soudé  
Armement Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm


Спойлер: Подробные ЛТХ на французском языке

Истребитель Франции

На вооружении ВВС Франции и других стран

В самом начале Второй мировой войны у французских ВВС не было боевых частей, на вооружении которых находились истребители MB.151/152. В конце сентября 1939 года группа GC 1/1 завершила перевооружение на МВ.152С1, а МВ.151С1 получили несколько эскадрилий ПВО. В "Странной войне" истребители Bloch участвовали достаточно ограниченно. К 10 мая 1940 года ВВС Франции получили более 500 самолетов МВ.151/152, на которых летали семь истребительных групп (четыре были сосредоточены в районе Парижа); MB.151 в том числе осваивали флотские эскадрильи АС2 и АС3.

Самолеты Блох
Самолет MB. 152 Французский MB. 152 MB. 152
Французский MB. 152 Французский самолет Французский самолет
"Кликните" на изображение, чтобы увеличить

В мае-июне 1940 года эти французские истребители прикрывали контратаки и отходы французских войск, обеспечивали противовоздушную оборону Парижа и объектов в долине Сены. Пилоты Bloch записали на свой счет 206 подтвержденных и 47 вероятных побед. Однако, за шесть недель было потеряно или оставлено на аэродромах около 270 самолетов МВ.151/152.

В составе ВВС Виши было сохранено 6 групп МВ.151/152, в которых также использовалось небольшое количество MB. 155. Большую часть МВ.155С1 сосредоточили в группе GC I/8. Все части, вооруженные самолетами данного типа, располагались на территории Франции. Во время кампании 1940 года было захвачено небольшое количество MB.151 и MB.152, которые в боевых частях не применялись. Когда Германия заняла в ноябре 1942 года неоккупированную часть Франции, то немецкими трофеями стали 173 самолета MB.151/152/155, которые передали в учебную истребительную эскадру и истребительную инструкторскую группу. Большая часть истребителей была выведена из эксплуатации к середине 1944 года.

Истребитель Франции

Кроме того, самолеты Bloch имела Греция, которая до поражения Франции получила 9 истребителей, из заказанных 25; когда 28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, в строю находилось 6 машин, сведений о боевом применении которых крайне мало.

Источники:

  • Patrick MARCHAND, Junko TAKAMOKI "Les Ailes de Gloire №3. Bloch MB.151";
  • Bartlomiej Belcarz "Polish Wings. Caudron CR.714, Morane Saulnier MS 406 C1, Bloch MB 151/152 C1";
  • А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
  • Aircraft Profile 201 "M.Bloch 151&152".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Военно-транспортный самолет Кертисс-Райт C-46 "Коммандо"
Американский транспортный самолет Curtiss-Wright C-46 Commando Самолет "Curtiss-Wright" С-46, обладавший большими возможностями, всегда находился в тени знаменитого транспортного самолета Второй мировой...
Т-50 ПАК ФА vs F-22 и F-35
Превосходит ли российский самолет 5-го поколения Т-50 ПАК ФА американские машины F-22 и F-35? Такой вопрос, который, очевидно, так и...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме