|
Французские истребители Второй мировой войны семейства Bloch MB.152 имели возможность стать хорошими боевыми машинами, если бы на них установили более мощные моторы и вооружение. Самолеты данного типа разрабатывались до нападения Германии, и к самому началу войны ни одна боевая часть ВВС Франции не имела на вооружении эти истребители.
Истребители Блох MB.150/151/152/155
"Avion а quatre mains" - самолет для четырех рук.
Французский самолет Второй мировой войны MB. 152 имел шансы стать неплохим истребителем с установкой более мощного мотора и совершенного вооружения. Когда машину приняли на вооружение, она уступала самолету люфтваффе Messerschmitt Bf.109Е в скорости и скороподъемности, дальность также была недостаточной. Но вместе с тем, истребитель Франции имел неплохую маневренность, стойкость конструкции к боевым повреждениям, хорошие пилотажные характеристики и был прост в обслуживании, но управлять самолетом пилоту было очень непросто, отсюда и появилось прозвище - "avion а quatre mains".
Создание самолета
Самолет Bloch 150 разрабатывался в соответствии с требованиям Министерства авиации Франции от 13 июля 1934 года (которые окончательно были утверждены в конце 1935 года) под руководством Мориса Русселя. Одномоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси должен был получить 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения "Гном-Рон" GR 14Kfs мощностью 930 л.с. (с установкой под углом 2,5° влево от продольной оси) и вооружение, включавшее две 20-мм пушки и два 7,5-мм пулемета.
Осенью 1935 года началась постройка прототипа, однако 18 ноября, как упомянуто выше, Минавиации внесло корректировку в техническое задание, и проект пришлось переделывать. Запланированный на 17 июля 1936 года, первый полет самолета MB.150.01 завершился неудачей - прототип не смог подняться в воздух (основная причина - слишком короткие стойки шасси), и только выполнил несколько пробежек.
Работы над французским самолетом MB. 150 возобновили в начале 1937 года. 4 мая 1937 года машина впервые совершила полет, и самолет продолжили дорабатывать - второй прототип MB. 150.01 М получил новый двигатель GR 14N-07 (890 л.с.), который хоть и отличался от GR 14Kfs меньшей мощностью, но имел бо́льшую надежность. Машину облетали 9 августа 1937 года. Затем, после короткой программы заводских испытаний, он был направлен в CEMA (Centre d'essais du matériel aérien - Центр испытаний авиационной техники). Были выявлены проблемы с охлаждением двигателя, а кроме того, самолет продемонстрировал максимальную скорость 434 км/ч, этого было мало, чтобы принять машину на вооружение.
Первый прототип MB.150-01
Прототип MB.151-01
В конце года на машину установили двигатель GR 14N-01 мощностью 940 л.с. и масляный радиатор увеличенных размеров. В марте 1938 года смонтировали еще более мощный мотор GR 14N-21 - 1030 л.с. По этой причине пришлось установить вертикальное оперение большей площади - отклонение мотора от продольной оси уже не могло полностью компенсировать возросший реактивный момент от вращения винта.
Серийное производство самолетов
Летные характеристики стали вполне приемлемыми, но в первое время военные не проявляли интереса к самолету. Это было связано, в том числе, и с мнением о том, что моторы воздушного охлаждения не годятся для истребителей, а оптимальными считались V-образные двигатели жидкостного охлаждения. Однако, в тот период, когда французские истребители Девуатин D.520 находились на ранней стадии развития, а серийное производство Моран-Солнье MS.406 разворачивалось очень медленно, самолеты Bloch MB.150 пришлись весьма кстати. И Министерство авиации в апреля 1938 года заказало три прототипа MB.150, а 7 апреля были заказаны - 25 предсерийных и 450 серийных истребителей.
Из трех моторов: GR 14N, HS 14Аа и американского "Твин Уосп", которыми предполагалось оснащать серийные самолеты, выбрали "Гном-Рон", в то же время продолжая работу с другими силовыми установками. Конструкцию MB. 150 радикально переработали - кроме технологических изменений, применили новое крыло иного профиля и увеличенного размаха. И 18 августа 1938 года состоялся первый полет прототипа самолета МВ.151С1 с двигателем GR 14N-11 (920 л.с.). В ходе испытаний выявились некоторые недостатки, это - неустойчивость, перегрев мотора, низкая скорость. Тем не менее, самолет прошел тесты в Центре испытаний авиационной техники в конце 1938 - начале 1939 года.
Истребители Блох
МВ.151 №5 |
|
|
|
|
МВ.152 №32 |
|
|
|
|
Нажмите на фото для увеличения |
Самолет MB.151 в тот период рассматривался как переходный вариант (хотя от серийного производства Министерство авиации не отказывалось), а параллельно шла разработка варианта MB.152 - более совершенного самолета, который в сентябре 1938 года вышел на испытания. Самолет с мотором GR 14N-21 развил скорость в 520 км/ч. Но после установки более мощного GR 14N-25 скорость не смогла превысить 470 км/ч. В итоге вместо планируемых трехсот MB. 151/152, которые ожидалось получить к 1 апреля 1939 года, Armee de I'Air (ВВС Франции) получили один МВ.151С1. И лишь весной 1939 года удалось начать выпуск MB. 151/152, который шел нестабильными темпами. В марте 1939 года начались поставки, в общей сложности было выпущено около 660 самолетов. Серийным производством занималось государственное объединение SNCASO (Société nationale des constructions aéronautiques du Sud-Ouest или - Sud-Ouest) на заводах в Курбевуайе, Шатеру-Деоле и Бордо-Мериньяке.
Основные модификации
МВ.151С1 - с двигателем GR 14N-35 мощностью 1030 л.с. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек HS 404 и двух 7,5-мм пулеметов MAC 1934 в крыле. Часть истребителей по причине нехватки пушек получили четыре 7,5-мм пулемета. По разным данным было выпущено 140-144 самолетов данного типа.
МВ.152С1 - с двигателем GR 14N-25 (1100 л.с.) или GR 14N-49 (1180 л.с.). Вооружение соответствовало варианту МВ.151С1. Построили по сведениям разных источников 474-482 самолетов.
МВ.155С1 - доработана аэродинамика фюзеляжа, модифицированы капот и моторама, на 60 литров увеличен запас топлива. В козырьке фонаря кабины пилота применено бронестекло. Двигатель GR 14N-49 мощностью 1180 л.с. Вооружение, как у МВ.151С1. 3 декабря 1939 года впервые совершил полет прототип MB.155.01; 3 апреля 1940 года выпущен первый серийный самолет, в середине июня - еще два. До 18 июня построили 10 самолетов. Еще 19 истребителей МВ.155С1 выпустили после перемирия.
Самолет Bloch MB.155, 1941 год
Основные характеристики самолетов:
|
МВ.151С1 |
Двигатель: |
|
тип |
Гном-Рон GR 14N-35 |
мощность, л.с. |
1030 |
Размах крыла, м |
10,54 |
Длина самолета, м |
9,1 |
Высота самолета, м |
3,90 |
Площадь крыла, кв. м |
17,32 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2073 |
взлетная |
2522 |
максимальная взлетная |
2800 |
Максимальная скорость, км/ч |
480 |
Время набора высоты, мин: |
|
2000 м |
|
4000 м |
7,6 |
8000 м |
17,7 |
Дальность полета, км |
640 |
Практический потолок, м |
10000 |
|
МВ.152С1 |
Двигатель: |
|
тип |
Гном-Рон GR 14N-25 |
мощность, л.с. |
1100 |
Размах крыла, м |
10,54 |
Длина самолета, м |
9,1 |
Высота самолета, м |
3,90 |
Площадь крыла, кв. м |
17,32 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2103 |
взлетная |
2693 |
максимальная взлетная |
2800 |
Максимальная скорость, км/ч |
482 |
Время набора высоты, мин: |
|
2000 м |
3,4 |
4000 м |
6,1 |
8000 м |
14,3 |
Дальность полета, км |
580 |
Практический потолок, м |
10000 |
|
МВ.152С1 |
Двигатель: |
|
тип |
Гном-Рон GR 14N-49 |
мощность, л.с. |
1180 |
Размах крыла, м |
10,54 |
Длина самолета, м |
9,1 |
Высота самолета, м |
3,90 |
Площадь крыла, кв. м |
17,32 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2158 |
взлетная |
2746 |
максимальная взлетная |
2800 |
Максимальная скорость, км/ч |
509 |
Время набора высоты, мин: |
|
2000 м |
|
4000 м |
6,2 |
8000 м |
16,0 |
Дальность полета, км |
540 |
Практический потолок, м |
10000 |
|
МВ.155С1 |
Двигатель: |
|
тип |
Гном-Рон GR 14N-49 |
мощность, л.с. |
1180 |
Размах крыла, м |
10,54 |
Длина самолета, м |
9,05 |
Высота самолета, м |
3,90 |
Площадь крыла, кв. м |
17,32 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2140 |
взлетная |
|
максимальная взлетная |
2900 |
Максимальная скорость, км/ч |
520 |
Время набора высоты, мин: |
|
2000 м |
|
4000 м |
6,9 |
8000 м |
|
Дальность полета, км |
750 |
Практический потолок, м |
10000 |
Серийно не производились
Несколько вариантов истребителя разрабатывались под альтернативные силовые установки и серийно не производились:
- МВ.153С1 c 14-ти цилиндровым двигателем "Пратт энд Уитни" R-1830-S1C3G мощностью 1200 л.с. Машину начали испытывать 8 апреля 1939 года. В ходе испытаний не было выявлено принципиальных отличий летных характеристик от MB.152 с французским мотором.
- МВ.154С1 с 9-ти цилиндровым двигателем "Райт" R-1820-G205A мощностью 1200 л.с., снабженным двухскоростным нагнетателем. Прототип переоборудовался из серийного MB. 152, но не был достроен из-за задержек с поставкой мотора.
- МВ.156С1 - адаптация планера МВ.152С1 под новый 14-ти цилиндровый мотор GR 14R расчетной мощностью 1700 л.с. Не строился.
- МВ.157С1 - глубокая модернизация под мотор GR 14R. Фюзеляж от МВ.155С1; новое крыло и хвостовое оперение. Вооружение как на MB. 152. Прототип построили к концу мая 1940 года, но испытания проведены не были.
- MB.157.01 с мотором GR 14R-4 (1580 л.с.) эвакуировали в глубь страны. Испытания стартовали в марте 1942 года. В январе 1943 года машину MB. 157.01 испытывали специалисты люфтваффе, но серийно самолет не производился.
Спойлер: Подробные ЛТХ на французском языке
Французские самолеты
Modèles |
MB150M |
Prototype |
4/5/1937 |
Pilote |
Curvale |
Production (1) |
1 |
Envergure |
10, 13 m |
Longueur |
8,9 m |
Hauteur |
3, 400 m |
Surface Alaire |
15, 28 m2 |
Poids à vide |
1700 kg |
Poids en charge |
2300 kg |
Capacité de charge |
500 kg |
Poids maximum |
|
Vitesse maximum |
434 Km/h à 2600 m |
Vitesse ascensionnelle |
|
Plafond |
|
Rayon d'action maximum à 5500 m |
|
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14N07 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
810 CV |
Puissance à |
890 CV à 2600 m |
Tours/minute |
2540 |
Hélice |
Nom |
Gnome -RhôneTripa le acier |
Diam. |
2,9 m |
Carburateur |
|
Rés.fuselageType AVIAL soudé |
425 1 |
Réservoir huile type AV IAL soudé |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
|
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
MB 151 |
Prototype |
18/8/1938 |
Pilote |
Blanc |
Production (1) |
140 |
Envergure |
10,542 m |
Longueur |
9, 104 m |
Hauteur |
3, 960 m |
Surface Alaire |
17, 32 m2 |
Poids à vide |
2073 kg |
Poids en charge |
2522 kg |
Capacité de charge |
450 kg |
Poids maximum |
2 800 kg |
Vitesse maximum |
470 Km/h à 4550 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 men 7' |
Plafond |
10.080m |
Rayon d'action maximum à 5500 m |
640 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14N35 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
895 CV |
Puissance à |
920 CV à 3000 m |
Tours/minute |
2360 |
Hélice |
Nom |
Gnome -Rhône tripale à pas variable |
Diam. |
3, 05 m |
Carburateur |
Stromberg 125 G |
Rés.fuselageType AVIAL soudé |
425 1 |
Réservoir huile type AV IAL soudé |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
4 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
Modèles |
MB152A |
Prototype |
15/12/1938 |
Pilote |
Blanc |
Production (1) |
200 |
Envergure |
10,542 m |
Longueur |
9, 104 m |
Hauteur |
3, 960 m |
Surface Alaire |
17,32 m2 |
Poids à vide |
2103 kg |
Poids en charge |
2693 kg |
Capacité de charge |
590 kg |
Poids maximum |
2800 kg |
Vitesse maximum |
482 Km/h à 5500 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 m en 6'08 |
Plafond |
10.300m |
Rayon d'action maximum à 5500 m |
580 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14N25 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
1100CV |
Puissance à |
1000 CV à 3600 m |
Tours/minute |
2250 |
Hélice |
Nom |
Gnome -Rhône 2590 à pas fixe |
Diam. |
3, 07 m |
Carburateur |
Zenith 125 RGSL.8 |
Rés.fuselageType AVIAL soudé |
425 1 |
Réservoir huile type AV IAL soudé |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
2 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
MB152B |
Prototype |
- |
Pilote |
|
Production (1) |
288 |
Envergure |
10,542 m |
Longueur |
9, 104 m |
Hauteur |
3, 960 m |
Surface Alaire |
17, 32 m2 |
Poids à vide |
2158 kg |
Poids en charge |
2748 kg |
Capacité de charge |
590 kg |
Poids maximum |
2800 kg |
Vitesse maximum |
510 Km/h à 4500 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 m en 6'12 |
Plafond |
11.050m |
Rayon d'action maximum à 5500 m |
540 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14N49 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
1100CV |
Puissance à |
1000 CV à 3600 m |
Tours/minute |
2250 |
Hélice |
Nom |
Chauvière 371 à pas variable |
Diam. |
3, 06 m |
Carburateur |
ZenithRGSL.8 |
Rés.fuselageType AVIAL soudé |
425 1 |
Réservoir huile type AV IAL soudé |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
2 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
MB153 |
Prototype |
8/4/1939 |
Pilote |
|
Production (1) |
1 |
Envergure |
10,542 m |
Longueur |
9, 104 m |
Hauteur |
3, 960 m |
Surface Alaire |
17, 32 m2 |
Poids à vide |
|
Poids en charge |
|
Capacité de charge |
|
Poids maximum |
2000 kg |
Vitesse maximum |
545 Km h à 6000 m |
Vitesse ascensionnelle |
|
Plafond |
11.050m |
Rayon d'action maximum à 5500 m |
|
Motorisation |
Pratt & Whitney RI 830 SC3-G |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
1050 CV |
Puissance à |
900 CV à 3350 m |
Tours/minute |
2550 |
Hélice |
Nom |
Hamilton à pas variable |
Diam. |
3, 05 m |
Carburateur |
Bendix |
Rés.fuselageType AVIAL soudé |
425 1 |
Réservoir huile type AV IAL soudé |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
2 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
MB155 |
Prototype |
3/12/1939 |
Pilote |
Bellecroix |
Production (1) |
+ou- 30 |
Envergure |
10,542 m |
Longueur |
9, 104 m |
Hauteur |
3, 960 m |
Surface Alaire |
17, 32 m2 |
Poids à vide |
2140 kg |
Poids en charge |
2850 kg |
Capacité de charge |
710 kg |
Poids maximum |
2900 kg |
Vitesse maximum |
520 Km/h à 4500 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 m en 7'01 |
Plafond |
11.740m |
Rayon d'action maximum à 5500 m |
1050 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14N49 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
1100CV |
Puissance à |
1100 CV à 4000m |
Tours/minute |
2250 |
Hélice |
Nom |
Chauvière 371 à pas variable |
Diam. |
3, 06 m |
Carburateur |
|
Rés.fuselageType AVIAL soudé |
720 1 |
Réservoir huile type AV IAL soudé |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
2 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
MB157 |
Prototype |
Mars 1942 |
Pilote |
Heu |
Production (1) |
1 |
Envergure |
10,680 m |
Longueur |
9, 842 m |
Hauteur |
3, 850 m |
Surface Alaire |
19, 32 m2 |
Poids à vide |
2520 kg |
Poids en charge |
3174 kg |
Capacité de charge |
654 kg |
Poids maximum |
|
Vitesse maximum |
710 Km/h à 7650 m |
Vitesse ascensionnelle |
7900 m en 11' |
Plafond |
|
Rayon d'action maximum à 5500 m |
1100 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14R-4 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
1590 CV |
Puissance à |
1715 CV à 7880 m |
Tours/minute |
2600 |
Hélice |
Nom |
Gnôme & Rhône à pas variable |
Diam. |
3, 06 m |
Carburateur |
Bronzavia |
Rés.fuselageType AVIAL soudé |
|
Réservoir huile type AV IAL soudé |
|
Armement |
Mitrailleuses |
|
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
MB700 |
Prototype |
19/4/1940 |
Pilote |
Rastel |
Production (1) |
1 |
Envergure |
5, 98 m |
Longueur |
4, 93 m |
Hauteur |
1,67 m |
Surface Alaire |
12, 40 m2 |
Poids à vide |
1850 kg |
Poids en charge |
|
Capacité de charge |
|
Poids maximum |
|
Vitesse maximum |
380 Kmh à 4000 m (2) |
Vitesse ascensionnelle |
|
Plafond |
|
Rayon d'action maximum à 5500 m |
2h00 |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14 M6 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
|
Tours/minute |
|
Hélice |
Nom |
Gnôme -Rhône tripale acier |
Diam. |
2,9 m |
Carburateur |
|
Rés.fuselageType AVIAL soudé |
|
Réservoir huile type AV IAL soudé |
|
Armement |
Mitrailleuses |
2 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Спойлер: Подробные ЛТХ на французском языке
На вооружении ВВС Франции и других стран
В самом начале Второй мировой войны у французских ВВС не было боевых частей, на вооружении которых находились истребители MB.151/152. В конце сентября 1939 года группа GC 1/1 завершила перевооружение на МВ.152С1, а МВ.151С1 получили несколько эскадрилий ПВО. В "Странной войне" истребители Bloch участвовали достаточно ограниченно. К 10 мая 1940 года ВВС Франции получили более 500 самолетов МВ.151/152, на которых летали семь истребительных групп (четыре были сосредоточены в районе Парижа); MB.151 в том числе осваивали флотские эскадрильи АС2 и АС3.
Самолеты Блох
|
|
|
|
|
|
"Кликните" на изображение, чтобы увеличить |
В мае-июне 1940 года эти французские истребители прикрывали контратаки и отходы французских войск, обеспечивали противовоздушную оборону Парижа и объектов в долине Сены. Пилоты Bloch записали на свой счет 206 подтвержденных и 47 вероятных побед. Однако, за шесть недель было потеряно или оставлено на аэродромах около 270 самолетов МВ.151/152.
В составе ВВС Виши было сохранено 6 групп МВ.151/152, в которых также использовалось небольшое количество MB. 155. Большую часть МВ.155С1 сосредоточили в группе GC I/8. Все части, вооруженные самолетами данного типа, располагались на территории Франции. Во время кампании 1940 года было захвачено небольшое количество MB.151 и MB.152, которые в боевых частях не применялись. Когда Германия заняла в ноябре 1942 года неоккупированную часть Франции, то немецкими трофеями стали 173 самолета MB.151/152/155, которые передали в учебную истребительную эскадру и истребительную инструкторскую группу. Большая часть истребителей была выведена из эксплуатации к середине 1944 года.
Кроме того, самолеты Bloch имела Греция, которая до поражения Франции получила 9 истребителей, из заказанных 25; когда 28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, в строю находилось 6 машин, сведений о боевом применении которых крайне мало.
Источники:
- Patrick MARCHAND, Junko TAKAMOKI "Les Ailes de Gloire №3. Bloch MB.151";
- Bartlomiej Belcarz "Polish Wings. Caudron CR.714, Morane Saulnier MS 406 C1, Bloch MB 151/152 C1";
- А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
- Aircraft Profile 201 "M.Bloch 151&152".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|