Клиентская онлайн-игра, которая перенесет вас во времена Второй мировой войны.
Истребитель Bloch MB.152
Французские истребители Второй мировой войны семейства Bloch MB.152 имели возможность стать хорошими боевыми машинами, если бы на них установили более мощные моторы и вооружение. Самолеты данного типа разрабатывались до нападения Германии, и к самому началу войны ни одна боевая часть ВВС Франции не имела на вооружении эти истребители.
Истребители Блох MB.150/151/152/155
"Avion а quatre mains" - самолет для четырех рук.
Французский самолет Второй мировой войны MB. 152 имел шансы стать неплохим истребителем с установкой более мощного мотора и совершенного вооружения. Когда машину приняли на вооружение, она уступала самолету люфтваффе Messerschmitt Bf.109Е в скорости и скороподъемности, дальность также была недостаточной. Но вместе с тем, истребитель Франции имел неплохую маневренность, стойкость конструкции к боевым повреждениям, хорошие пилотажные характеристики и был прост в обслуживании, но управлять самолетом пилоту было очень непросто, отсюда и появилось прозвище - "avion а quatre mains".
Создание самолета
Самолет Bloch 150 разрабатывался в соответствии с требованиям Министерства авиации Франции от 13 июля 1934 года (которые окончательно были утверждены в конце 1935 года) под руководством Мориса Русселя. Одномоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси должен был получить 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения "Гном-Рон" GR 14Kfs мощностью 930 л.с. (с установкой под углом 2,5° влево от продольной оси) и вооружение, включавшее две 20-мм пушки и два 7,5-мм пулемета.
Осенью 1935 года началась постройка прототипа, однако 18 ноября, как упомянуто выше, Минавиации внесло корректировку в техническое задание, и проект пришлось переделывать. Запланированный на 17 июля 1936 года, первый полет самолета MB.150.01 завершился неудачей - прототип не смог подняться в воздух (основная причина - слишком короткие стойки шасси), и только выполнил несколько пробежек.
Работы над французским самолетом MB. 150 возобновили в начале 1937 года. 4 мая 1937 года машина впервые совершила полет, и самолет продолжили дорабатывать - второй прототип MB. 150.01 М получил новый двигатель GR 14N-07 (890 л.с.), который хоть и отличался от GR 14Kfs меньшей мощностью, но имел бо́льшую надежность. Машину облетали 9 августа 1937 года. Затем, после короткой программы заводских испытаний, он был направлен в CEMA (Centre d'essais du matériel aérien - Центр испытаний авиационной техники). Были выявлены проблемы с охлаждением двигателя, а кроме того, самолет продемонстрировал максимальную скорость 434 км/ч, этого было мало, чтобы принять машину на вооружение.
Первый прототип MB.150-01
Прототип MB.151-01
В конце года на машину установили двигатель GR 14N-01 мощностью 940 л.с. и масляный радиатор увеличенных размеров. В марте 1938 года смонтировали еще более мощный мотор GR 14N-21 - 1030 л.с. По этой причине пришлось установить вертикальное оперение большей площади - отклонение мотора от продольной оси уже не могло полностью компенсировать возросший реактивный момент от вращения винта.
Серийное производство самолетов
Летные характеристики стали вполне приемлемыми, но в первое время военные не проявляли интереса к самолету. Это было связано, в том числе, и с мнением о том, что моторы воздушного охлаждения не годятся для истребителей, а оптимальными считались V-образные двигатели жидкостного охлаждения. Однако, в тот период, когда французские истребители Девуатин D.520 находились на ранней стадии развития, а серийное производство Моран-Солнье MS.406 разворачивалось очень медленно, самолеты Bloch MB.150 пришлись весьма кстати. И Министерство авиации в апреля 1938 года заказало три прототипа MB.150, а 7 апреля были заказаны - 25 предсерийных и 450 серийных истребителей.
Из трех моторов: GR 14N, HS 14Аа и американского "Твин Уосп", которыми предполагалось оснащать серийные самолеты, выбрали "Гном-Рон", в то же время продолжая работу с другими силовыми установками. Конструкцию MB. 150 радикально переработали - кроме технологических изменений, применили новое крыло иного профиля и увеличенного размаха. И 18 августа 1938 года состоялся первый полет прототипа самолета МВ.151С1 с двигателем GR 14N-11 (920 л.с.). В ходе испытаний выявились некоторые недостатки, это - неустойчивость, перегрев мотора, низкая скорость. Тем не менее, самолет прошел тесты в Центре испытаний авиационной техники в конце 1938 - начале 1939 года.
Истребители Блох
МВ.151 №5
МВ.152 №32
Нажмите на фото для увеличения
Самолет MB.151 в тот период рассматривался как переходный вариант (хотя от серийного производства Министерство авиации не отказывалось), а параллельно шла разработка варианта MB.152 - более совершенного самолета, который в сентябре 1938 года вышел на испытания. Самолет с мотором GR 14N-21 развил скорость в 520 км/ч. Но после установки более мощного GR 14N-25 скорость не смогла превысить 470 км/ч. В итоге вместо планируемых трехсот MB. 151/152, которые ожидалось получить к 1 апреля 1939 года, Armee de I'Air (ВВС Франции) получили один МВ.151С1. И лишь весной 1939 года удалось начать выпуск MB. 151/152, который шел нестабильными темпами. В марте 1939 года начались поставки, в общей сложности было выпущено около 660 самолетов. Серийным производством занималось государственное объединение SNCASO (Société nationale des constructions aéronautiques du Sud-Ouest или - Sud-Ouest) на заводах в Курбевуайе, Шатеру-Деоле и Бордо-Мериньяке.
Восстановление Bloch MB 152
Основные модификации
МВ.151С1 - с двигателем GR 14N-35 мощностью 1030 л.с. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек HS 404 и двух 7,5-мм пулеметов MAC 1934 в крыле. Часть истребителей по причине нехватки пушек получили четыре 7,5-мм пулемета. По разным данным было выпущено 140-144 самолетов данного типа.
МВ.152С1 - с двигателем GR 14N-25 (1100 л.с.) или GR 14N-49 (1180 л.с.). Вооружение соответствовало варианту МВ.151С1. Построили по сведениям разных источников 474-482 самолетов.
МВ.155С1 - доработана аэродинамика фюзеляжа, модифицированы капот и моторама, на 60 литров увеличен запас топлива. В козырьке фонаря кабины пилота применено бронестекло. Двигатель GR 14N-49 мощностью 1180 л.с. Вооружение, как у МВ.151С1. 3 декабря 1939 года впервые совершил полет прототип MB.155.01; 3 апреля 1940 года выпущен первый серийный самолет, в середине июня - еще два. До 18 июня построили 10 самолетов. Еще 19 истребителей МВ.155С1 выпустили после перемирия.
Несколько вариантов истребителя разрабатывались под альтернативные силовые установки и серийно не производились:
МВ.153С1 c 14-ти цилиндровым двигателем "Пратт энд Уитни" R-1830-S1C3G мощностью 1200 л.с. Машину начали испытывать 8 апреля 1939 года. В ходе испытаний не было выявлено принципиальных отличий летных характеристик от MB.152 с французским мотором.
МВ.154С1 с 9-ти цилиндровым двигателем "Райт" R-1820-G205A мощностью 1200 л.с., снабженным двухскоростным нагнетателем. Прототип переоборудовался из серийного MB. 152, но не был достроен из-за задержек с поставкой мотора.
МВ.156С1 - адаптация планера МВ.152С1 под новый 14-ти цилиндровый мотор GR 14R расчетной мощностью 1700 л.с. Не строился.
МВ.157С1 - глубокая модернизация под мотор GR 14R. Фюзеляж от МВ.155С1; новое крыло и хвостовое оперение. Вооружение как на MB. 152. Прототип построили к концу мая 1940 года, но испытания проведены не были.
MB.157.01 с мотором GR 14R-4 (1580 л.с.) эвакуировали в глубь страны. Испытания стартовали в марте 1942 года. В январе 1943 года машину MB. 157.01 испытывали специалисты люфтваффе, но серийно самолет не производился.
В самом начале Второй мировой войны у французских ВВС не было боевых частей, на вооружении которых находились истребители MB.151/152. В конце сентября 1939 года группа GC 1/1 завершила перевооружение на МВ.152С1, а МВ.151С1 получили несколько эскадрилий ПВО. В "Странной войне" истребители Bloch участвовали достаточно ограниченно. К 10 мая 1940 года ВВС Франции получили более 500 самолетов МВ.151/152, на которых летали семь истребительных групп (четыре были сосредоточены в районе Парижа); MB.151 в том числе осваивали флотские эскадрильи АС2 и АС3.
Самолеты Блох
"Кликните" на изображение, чтобы увеличить
В мае-июне 1940 года эти французские истребители прикрывали контратаки и отходы французских войск, обеспечивали противовоздушную оборону Парижа и объектов в долине Сены. Пилоты Bloch записали на свой счет 206 подтвержденных и 47 вероятных побед. Однако, за шесть недель было потеряно или оставлено на аэродромах около 270 самолетов МВ.151/152.
В составе ВВС Виши было сохранено 6 групп МВ.151/152, в которых также использовалось небольшое количество MB. 155. Большую часть МВ.155С1 сосредоточили в группе GC I/8. Все части, вооруженные самолетами данного типа, располагались на территории Франции. Во время кампании 1940 года было захвачено небольшое количество MB.151 и MB.152, которые в боевых частях не применялись. Когда Германия заняла в ноябре 1942 года неоккупированную часть Франции, то немецкими трофеями стали 173 самолета MB.151/152/155, которые передали в учебную истребительную эскадру и истребительную инструкторскую группу. Большая часть истребителей была выведена из эксплуатации к середине 1944 года.
Кроме того, самолеты Bloch имела Греция, которая до поражения Франции получила 9 истребителей, из заказанных 25; когда 28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, в строю находилось 6 машин, сведений о боевом применении которых крайне мало.
Источники:
Patrick MARCHAND, Junko TAKAMOKI "Les Ailes de Gloire №3. Bloch MB.151";
Пилотом сбитого самолета был Хорст Шиллер
Под Крымском найден самолет люфтваффе. Знаменитый немецкий бомбардировщик и штурмовик Второй мировой войны "Штука" Junkers...
Опасность столкновения с воздушными судами гражданских авиакомпаний
22 мая 2016 года российскими средствами противовоздушной обороны был обнаружен самолет-разведчик Военно-воздушных сил США...