Истребитель Девуатин D.520
Французские истребители Девуатин D.520 были хорошими самолетами на начальном этапе Второй мировой войны. Однако, их серийное производство несколько запоздало. Поэтому многие модификации не успели воплотить в металле, так как Франция пала. Но тем не менее, эти французские истребители могли на равных сражаться с самолетами люфтваффе, такими как Мессершмитт Bf109.

Французский истребитель Dewoitine D.520

За изящный силуэт истребители D.520 прозвали "мисс Франция".

Французский истребительОдноместный французский истребитель Второй мировой войны Dewoitine D.520 признается лучшим истребителем ВВС Франции военного периода. В ходе боевых действий в мае-июне 1940 года летчики истребителей Девуатин D.520 сбили 108 самолетов противника, эти победы были подтверждены. Несколько уступая самолетам люфтваффе Мессершмитт Вf 109 в скорости и скороподъемности у земли, "девуатины" превосходили их в маневренности и скороподъемности на больших высотах, поэтому в воздушных боях выглядели очень достойно. А такой показатель, как соотношение побед и потерь в воздушных боях, был значительно лучше, чем у других французских истребителей Второй мировой войны.

Dewoitine D.520 на видео:

В начале 30-х годов Эмиль Девуатин создал истребитель Dewoitine D.500 (семейство D.500/501/510), правда, эти самолеты к началу Второй мировой войны уже устарели, но в 30-е годы Dewoitine D.500 (501/510) являлись основными истребителями французских ВВС. Поэтому у авиаконструктора (и предпринимателя) были основания ожидать победы, во вновь объявленном Министерством авиации Франции в 1934 году конкурсе, на котором был представлен самолет D.513 - эта машина являлась дальнейшим развитием этих удачных французских истребителей, но проиграла Morane-Saulnier MS.405.

Авиаконструкторы

На фото: Emile DEWOITINE и инженер KUDO Tomiji

Поражение послужило стимулом для выводов и старта в июне 1936 года разработки (вместе с Робертом Костелло и Жаком Энратом) нового истребителя, обладавшего значительно лучшими техническими характеристиками. Что было своевременным, поскольку Военно-воздушные силы Франции объявили еще один конкурс на истребитель со скоростью не менее 500 км/ч. Надо отметить, что незадолго до этого, британские истребители Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane на испытаниях демонстрировали достаточно неплохие результаты.

Dewoitine D.513

Dewoitine D.513

Однако, по причине отсутствия государственного финансирования работы по самолету шли медленно. Новый французский самолет D.520 с фюзеляжем подобным D.513, получил новое крыло уменьшенного размаха и площади, на передней кромке которого разместили автоматические щелевые предкрылки "Хендли-Пейдж". В качестве силовой установки предлагалась установка мотора "Испано-Сюиза" HS 12Y-21 мощностью 900 л.с. с размещением радиаторов в толще крыла (что позже изменили, установив обычный подфюзеляжный радиатор).

Первый прототип

Второй прототип

Фотографии прототипов:

D.520.01 D.520.02
D.520.01 D.520.02
Кликните на фото для увеличения

Первый прототип D.520.01 с двигателем HS 12Y-21 уже строился, когда 27 июня 1938 года комиссия Министерства авиации приняла деревянный макет самолета. Испытания машины состоялись 2 октября 1938 года, продемонстрировав скоростные показатели ниже предполагаемых (480 км/ч). На самолет, прошедший ремонт в связи с аварией 28 ноября ноября, установили новый мотор HS 12Y-29 с трехлопастным металлическим винтом и переделали систему охлаждения. И на испытаниях в начале 1939 года машина продемонстрировала скорость 520 км/ч. А через две недели был облетан второй прототип D.520.02, на котором отказались от предкрылков, переделали киль и руль направления, установили отдельный воздухозаборник для карбюратора, усовершенствовали амортизацию шасси, а кабину пилота сместили назад. Вооружение, включавшее 20-мм мотор-пушку и два 7,5-мм пулемета, также было опробовано на самолете D.520.02.
5 мая 1939 года впервые осуществил полет D.520.03, на котором установили двигатель HS 12Y-31, а хвостовой костыль заменили колесом. D.520.03 смог достичь скорости 535 км/ч.

D.520.03

Заказ на первую партию из 200 истребителей Dewoitine D.520 последовал 7 апреля 1939 года, поставка ожидалась к декабрю. 5 июня были заказаны еще 600 машин, однако в итоге это число было сокращено до 510 самолетов. Надо отметить, что первый серийный истребитель Dewoitine D.520 впервые поднялся в небо только 2 ноября 1939 года, что произошло по причине доводки двигателя HS 12Y-45, а в ВВС до конца года поступили лишь 19 самолетов. 437 истребителей было построено до 25 июня, из этого количества: 351 машина была передана в строевые части, а 52 самолета - в морскую авиацию. В общей сложности, с учетом поставок для ВВС Виши и люфтваффе, было выпущено 905 истребителей Девуатин D.520 (не учитывая прототипы). Истребители выпускались до конца июня 1940 года, затем с разрешения Германии производство возобновилось в августе 1941 года, продолжалось до июня 1944 года для нужд ВВС Виши, а затем люфтваффе.

На фото самолеты Dewoitine D.520
Dewoitine D.520 Французский самолет Dewoitine D.520
Dewoitine D-520 Dewoitine D.520 Dewoitine D-520
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

Французские истребители

В отношении модификаций этого французского самолета Второй мировой войны, надо сказать, что D.520C1 - единственный вариант, который строился серийно. Истребитель D.520C1 был оснащен двигателем HS 12Y-45 мощностью 910 л.с. (с мая 1942 года - HS 12Y-49, 950 л.с.), носовая часть фюзеляжа была удлинена, если сравнивать с прототипами. Вооружение состояло из одной мотор-пушки HS 404 и четырех 7,5-мм крыльевых пулеметов MAC 1934.

Dewoitine D.520

Французский истребитель

D.520DC являлся двухместным учебным вариантом. В 1945-1946 гг. переоборудован 21 самолет. Многие модификации не попали в серийное производство, они представляли собой адаптации планера D.520 под альтернативные силовые установки или дальнейшее развитие самолета.

Спойлер: Другие модификации
  • D.521 - с английским мотором "Роллс-Ройс" "Мерлин" (1030 л.с.), который не был приспособлен к установке пушки в развале цилиндров, поэтому вооружение из двух 20-мм пушек установили в крыле. 9 февраля 1940 года был облетан прототип, показав прирост скорости, но снижение продольной устойчивости из-за более тяжелого мотора.
  • Обозначение D.522 получили два проекта, которые не были реализованы, хотя такая возможность и рассматривалась: с мотором HS 12Y-31 и с американским мотором "Аллисон" V-1710-C15 (1040 л.с.), и вооружением в крыле.
  • D.523 - с двигателем HS 12Y-51 (1000 л.с.). Прототип, переоборудованный из серийного D.520, впервые осуществил полет 9 мая 1940 года. Самолет, который в августе 1941 года все же привели к стандарту серийных D.520, продемонстрировал скорость 570 км/ч. Выпуск D.523 не состоялся по причине поражения Франции.
  • D.524 - с мотором HS 12Y-89 (HS 12Z) мощностью 1200 л.с. Ожидаемая максимальная скорость должна была составить 616 км/ч. В полете испытан не был.
  • D.525 - аналог D.523, но другим компрессором. Предполагался выпуск с 751-ой машины. План не реализован.
  • Рекордный D.550 - облегченный самолет с уменьшенным размахом крыла, без вооружения. Облетан 23 июня 1939 года. В ноябре 1939 года смог развить скорость 702 км/ч. В 1944 году самолет был уничтожен во время налетов союзников.
  • D.551 - серийный вариант D.550, рассматривался как замена D.520. Двигатель HS 12Y-51. Вооружение включало пять 7,5-мм пулеметов: четыре - в крыле и один - в развале цилиндров двигателя. Было построено два прототипа и в декабре 1939 года заказано 10 предсерийных самолетов. Когда Франция капитулировала, на сборке находились три самолета.
  • D.552 - низковысотный вариант D.551. Усилено бронирование кабины пилота, в крыле установлены два дополнительных пулемета. На сборке находилось 15 самолетов, из которых ни один не был достроен.
  • D.553 и D.554 - проекты высотных разведчиков на базе D.551 (один имевший вооружение, второй - нет) с увеличенным размахом крыла и четырьмя аэрофотоаппраратами.
  • D.600 (HS 50) - проект на базе D.551, разработан в 1941 году для выпуска в Испании. В 1942 году построен макет, поскольку испанцы предпочли Bf 109.
  • HD.780 - катапультный гидросамолет-истребитель, разрабатывался под руководством Рожера Лери. Кроме поплавкового шасси отличался крылом типа "обратная чайка" увеличенного размаха. Двигатель HS 12Y-51. Вооружение включало одну 20-мм мотор-пушку и два 7,5-мм пулемета в крыле. Расчетная максимальная скорость - 442 км/ч. Велось строительство двух прототипов.
  • D.790 - проект палубного варианта D.520 со складывающимися консолями крыла, модифицированными закрылками и посадочным гаком.
  • D.520Z (SE.520Z) - с мотором HS 12Z89ter (1600 л.с.). Вооружение состояло из двух 20-мм пушек и двух 7,5-мм пулеметов в крыле. Удлинен фюзеляж, изменен капот двигателя. Расчетная максимальная скорость - 659 км/ч. В августе 1942 года Германия разрешила правительству Виши постройку прототипа и 105 серийных самолетов. В мае 1943 года работы над прототипом были прекращены.


Спойлер: Другие модификации

Истребитель D.520

D.520

В конце января 1940 года начались поставки D.520C1 в строевые части. Первой их получила группа GC I/3, которая к 10 мая была единственной боеспособной частью с D.520C1 в составе французских ВВС. К концу мая в боях участвовали две группы с D.520C1, а в июне уже пять. Когда Франция капитулировала еще две группы ВВС и 4 АЭ морской авиации проходили перевооружение. Да, Dewoitine D.520 хорошо показали себя в воздушных боях с самолетами люфтваффе, но с учетом машин, которые были уничтожены на земле, разбиты в авариях, брошены при отступлении, французы потеряли 106 истребителей D.520. 153 самолета D.520 остались в неоккупированной части Франции, 175 - перелетели в Северную Африку и три - в Англию. Еще около 200 самолетов находились на заводах в различных стадиях сборки.

Истребитель

В ВВС Виши вначале числилось пять групп с D.520; кроме того была одна эскадрилья морской авиации, всего - 175 истребителей, которые базировались в Северной Африке. Весной 1941 года Германия санкционировала возобновление производства D.520, который должен был стать единым типом истребителя ВВС Виши. Поставки самолетов этой партии начались в августе 1941 года, и до ноября 1942 года построили 349 самолетов. К осени 1942 года в ВВС Виши самолетами D.520 было перевооружено еще 6 групп. По состоянию на 1 ноября 1942 года в Южной Франции находилось 235 истребителей данного типа, в Северной Африке - 169, еще 30 находилось в Сенегале.

Dewoitine D.520

Французский истребитель

В начале ноября 1942 года самолеты, находившиеся на территории Франции, были захвачены немцами. Трофеями Германии стали 246 Девуатин D.520, из которых 182 были исправны. 169 истребителей были захвачены на заводе, находясь на различных стадиях сборки, большую часть которых передали Италии и Болгарии. Около 20 самолетов Италии немцы захватили уже во второй раз в сентябре 1943 года во время оккупации Северной Италии. Эти самолеты не использовали в боях, но с весны 1943 года они летали в учебных истребительных эскадрах. В учебных истребительных эскадрах в течение года разбилось 111 истребителей этого типа, погибло 36 пилотов. По состоянию на конец января 1944 году в люфтваффе находился 41 самолет D.520.

Dewoitine D.520

66 самолетов Dewoitine D.520 были получены Италией: в ноябре 1942 года в Южной Франции захвачены 36 и 30 получены от Германии в 1943 году. Итальянцы считали эти истребители (из-за пушечного вооружения) специализированными для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками. Осенью 1943 года три самолета числились в ВВС Итальянской социальной республики, однако использовались только как учебные.

Истребитель Dewoitine D.520

Болгария в 1943 году получила по разным сведениям от 96 до 120 самолетов D.520, которые использовались в ПВО для перехвата бомбардировщиков США Второй мировой. Большая часть истребителей Девуатин D.520 была заменена на Bf 109G в 1944 году, однако в одном полку они летали до конца войны. А уцелевшие машины работали в ВВС Болгарии до 1947 года. Некоторые D.520 из состава люфтваффе опять вошли в состав французских ВВС после высадки союзников во Франции. После окончания войны около сорока машин, около половины которых переделали в двухместный вариант, использовали в учебных целях.

Основные характеристики французского истребителя D.520C1

Двигатель:  
тип Испано-Сюиза HS 12Y-45
мощность, л.с. 930
Размах крыла, м 10,20
Длина самолета, м 8,70
Высота самолета, м 2,57
Площадь крыла, м2 16,00
Масса, кг:  
пустого самолета 2075
взлетная 2760
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли 425
на высоте 5500 м 535
Время набора высоты, мин.сек.,:  
4000 м 5'49"
6000 м 8'39"
Потолок, м 10250
Дальность полета, км 890

Источники:

  • Aircraft Profile 135 - Dewoitine D.520;
  • W. BĄCZKOWSKI "Dewoitine D.520";
  • А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны".
  • Bartłomiej Belcarz "Dewoitine D.520" (Yellow Series).
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Беспилотники на "ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013"
Международный форум и выставка беспилотной техники, комплексов управления, навигации и связи "Беспилотные многоцелевые комплексы" В Москве на территории ВВЦ с 22...
В преддверии AVALON 2013
"ОАК" продемонстрирует модель истребителя 5-го поколения Т-50 ПАК ФА По сообщению пресс-службы ФСВТС, ОАО "ОАК" продемонстрирует на выставке "Авалон-2013" модель истребителя...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме