|
Истребитель Девуатин D.500
|
Французские истребители семейства Dewoitine D.500, будучи самыми совершенными в ВВС франции в 30-е годы, к началу Второй мировой войны уже устарели. Но эти военные самолеты, а модификаций было много, все же застали самое начало войны.
Французские истребители Dewoitine D.500 (D.500/501/510)
Самолет, с 1929 года разрабатываемый в конструкторском бюро фирмы Dewoitine под началом Эмиля Девуатина, являлся монопланом цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси, и вначале имел обозначение D.50bis. Летом 1932 года впервые совершил полет прототип D.500.01. В конкурсе на истребитель для ВВС Франции, где участвовали десять компаний, победил именно D.500, показав отличные характеристики маневренности, скорости и управляемости. Однако, самолет имел и недостатки: например, высокую посадочную скорость.
Прототип D.500-01, май 1932 года
D.500.01 был оснащен 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения "Испано-Сюиза" HS 12Xbrs мощностью 690 л.с. Вооружение вначале состояло из двух синхронных пулеметов "Виккерс", затем было заменено на два 7,5-мм пулемета "Дарн" в крыле. Заказ на первую партию из 60 самолетов поступил летом 1933 года. Далее серийное производство самолетов шло до лета 1938 года. В общей сложности был построен 381 самолет данного типа, учитывая прототипы, на заводах SNCAM "Девуатин" в Тулузе, "Лиор-эт-Оливье" в Клиши и "Ателье шантье де ля Луар" в Сен-Назере.
Самолеты Dewoitine
|
|
|
|
Нажмите на фото для увеличения |
Французский истребитель Dewoitine D.500 являлся свободнонесущим низкопланом с хорошими аэродинамическими обводами‚ имевшим цельнометаллическую (включая обшивку) конструкцию. Строение крыла‚ фюзеляжа и подкосного хвостового оперения было традиционным. Неубирающееся шасси с хвостовым колесом напоминало шасси самолетов серии D.37. Существовало много модификаций этого самолета, которые в основном отличались двигателями и составом вооружения. В начале Второй мировой войны наиболее активно применялся истребитель D.510.
Из основных модификаций можно назвать:
- D.500C1 - с двигателем HS 12Xbrs мощностью 690 л.с. Вооружение состояло из четырех пулеметов: два синхронных "Виккерс" и два крыльевых "Дарн". Надо отметить, что фюзеляжные пулеметы часто снимались, а со 112-го самолета вместо пулеметов Darne ставились 7,5-мм MAC 1934. Серийное производство началось в ноябре 1934 года. С учетом экспортных машин, построен 101 самолет.
- D.500V - самолет для Венесуэлы. В июле 1935 года было заказано 3 единицы.
- D.501C1 - с двигателем HS 12Xcrs (той же мощности - 690 л.с.), являлся первым серийный истребителем с пушечным вооружением. Вместе с экспортными построено 157 машин. Вооружение этого самолета включало: 1х20-мм мотор-пушка HS S7 или HS S9 с боекомплектом 60 снарядов и 2х7,5-мм крыльевых пулемета "Дарн".
- D.501L - модификация для Литвы. Построено 14 самолетов в 1936-1937 гг.
- D.510C1 - с двигателем HS 12Ycrs мощностью 860 л.с. с трехлопастным винтом. Использован радиатор большего размера, увеличен запас горючего. Вооружение, как у модификации D.501C1, пулеметы - "Дарн" или MAC 1934. Этот самолет стал первым истребителем Франции, который превысил скорость 400 км/ч. В мае 1936 года была заказана первая партия из 25 самолетов. Всего для французских ВВС было поставлено 88 самолетов данного типа в период с июля 1936 года по сентябрь 1937 года, а всего было произведено 120 машин (включая прототипы и экспортные).
- D.510C - модификация самолета для китайских Военно-воздушных сил. Выпущено 24 самолета. Китайские D.510C, поступившие на вооружение 41-й и 42-й эскадрилий, в 1938-1939 гг. воевали с японцами.
Основные характеристики самолетов:
|
D.501C1 |
Двигатель: |
|
тип |
Испано-Сюиза HS 12Xcrs |
мощность, л.с. |
690 |
Размах крыла, м |
12,09 |
Длина самолета, м |
7,74 |
Высота самолета, м |
2,75 |
Площадь крыла, кв. м |
16,50 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
1256 |
взлетная |
1700 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
318 |
на высоте |
371 |
Время набора высоты, мин.-сек.: |
|
5000 м |
6-36 |
6000 м |
|
Потолок, м |
8400 |
Дальность полета, км |
855 |
|
D.510C1 |
Двигатель: |
|
тип |
Испано-Сюиза HS 12Ycrs |
мощность, л.с. |
860 |
Размах крыла, м |
12,09 |
Длина самолета, м |
7,94 |
Высота самолета, м |
2,75 |
Площадь крыла, кв. м |
16,50 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
1430 |
взлетная |
1950 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
330 |
на высоте |
402 |
Время набора высоты, мин.-сек.: |
|
5000 м |
|
6000 м |
7-25 |
Потолок, м |
10500 |
Дальность полета, км |
740 |
Спойлер: Серийно не производились
Несколько опытных машин, которые серийно не производились, были созданы на базе истребителя D.500:
- D.511 - самолет с фюзеляжем и хвостовым оперением, как у D.500, но имевший крыло уменьшенного размаха; оснащался двигателем HS 12Ycrs. Построенный прототип не был испытан в полете, а затем переделан в D.503.
- D.503 - с двигателем HS 12Xcrs, вооружение аналогично D.501. Проходил испытания с 15 апреля 1935 года.
- D.513 - глубокая модернизация истребителя D.510 с закрытой кабиной, бесподкосным шасси, двигателем и вооружением, как у исходного образца. Прототип был облетан 6 января 1935 года, но проиграл конкурс самолету Morane-Saulnier MS.406.
Кроме того разрабатывались и другие варианты французского истребителя D.500, которые не были построены:
- HD.502 - поплавковый гидроистребитель;
- D.504 - модификация для испытаний парашютов;
- D.505 - с двигателем "Лоррэн" LD 12Н "Петрел" (720 л.с.);
- D.506 - с "Фарманом" 12Wi (650 л.с.);
- а также пять проектов с двигателями воздушного охлаждения - D.507 с HS 14На (1000 л.с.), D.508 с GR 14Kes (880 л.с.), D.508bis с американским "Райтом" SR1820-F3 (710 л.с.) и D.509 с HS 14Нb (670 л.с.).
Спойлер: Серийно не производились
Самолеты семейства Dewoitine D.500/501/510 были этапными для военной авиации Франции, и в некотором отношении не могли не повлиять на мировые тенденции развития истребителей. В том числе, это касалось вооружения пушкой, стреляющей через вал винта. Но к началу Второй мировой войны они уже устарели.
Спойлер: Подробные характеристики на французском языке
Modèles |
D.501 |
Prototype |
11/6/1936 |
Pilote |
Surtrel |
Production |
157 |
Envergure |
12,92 m |
Longueur |
7,56 m |
Hauteur |
3,406 m |
Surface alaire |
16,5 m~ |
Poids à vide |
1.347 kg |
Poids en charge |
1.790 kg |
Capacité de charge |
443 kg |
Poids maximum |
-kg |
Vitesse maximum |
359 km/h à 4.700 m |
Vitesse ascensionnelle |
4.000 m en5'H" |
Plafond |
8.000 m |
Rayon d'action maximum |
860 km |
Motorisation |
Hispano-Suiza12Xcrs |
Cylindres |
12 en V |
Refroidissement |
Liquide |
Puissance décollage |
660 CV |
Puissance à |
690 CV à 4.700 m |
Tours/minute |
2.600 |
Hélice |
|
Nom |
BipaleLevasseur-Reed |
Diam. |
3, 30 m |
Carburateur |
Zenith |
Armement |
|
Mitrailleuses |
2 X Vickers 7,7 mm 2 X Darne |
Canons |
|
Modèles |
D.503 |
Prototype |
15/4/1935 |
Pilote |
Doret |
Production |
1 |
Envergure |
12,92 m |
Longueur |
7,618 m |
Hauteur |
3,406 m |
Surface alaire |
16,5 m~ |
Poids à vide |
1.378 kg |
Poids en charge |
1.798 kg |
Capacité de charge |
420 kg |
Poids maximum |
-kg |
Vitesse maximum |
362 km/hà 4.700 m |
Vitesse ascensionnelle |
|
Plafond |
8.000 m |
Rayon d'action maximum |
860 km |
Motorisation |
Hispano-Suiza 12Xcrs |
Cylindres |
12 en V |
Refroidissement |
Liquide |
Puissance décollage |
660 CV |
Puissance à |
690 CV à 4.700 m |
Tours/minute |
2.600 |
Hélice |
|
Nom |
BipaleChauvière |
Diam. |
3, 30 m |
Carburateur |
Zenith 125 RGSL.8 |
Armement |
|
Mitrailleuses |
2 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
1 X Hispano HS 9 de 20 mm |
Modèles |
D.510 |
Prototype |
14/5/1935 |
Pilote |
Doret |
Production |
120 |
Envergure |
12,92 m |
Longueur |
7,94 m |
Hauteur |
3, 625 m |
Surface alaire |
16,5m~ |
Poids à vide |
1.425 kg |
Poids en charge |
1.929 kg |
Capacité de charge |
504 kg |
Poids maximum |
-kg |
Vitesse maximum |
393 km/h à 4.800 m |
Vitesse ascensionnelle |
4.000 m en 5'30" |
Plafond |
10.500 m |
Rayon d'action maximum |
600 km |
Motorisation |
Hispano-Suiza12Ycrs |
Cylindres |
12 en V |
Refroidissement |
Liquide |
Puissance décollage |
890 CV |
Puissance à |
920 CV à 4.800 m |
Tours/minute |
2.400 |
Hélice |
|
Nom |
Tripale Ratier à pas fixe |
Diam. |
3, 10 m |
Carburateur |
Zenith 125 RGSL.8 |
Armement |
|
Mitrailleuses |
2 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
1 X Hispano HS 9 de 20 mm |
Спойлер: Подробные характеристики на французском языке
Если в 30-е годы самолеты Dewoitine D.500 (501/510) являлись основными истребителями французских ВВС, то к началу Второй мировой войны они уже устарели. Часть самолетов этого семейства была переведена за пределы метрополии, а часть передали в учебные части и резерв. С марта-апреля 1939 года самолеты семейства D.500 начали уступать место новым истребителям MS.406 и Кэртис Н.75, но к сентябрю их еще оставалось относительно много. На первый день войны на самолетах Девуатин D.510 летали группы GC I/1, II/1 и I/8, которые затем перешли на более современные машины.
На Dewoitine сформировали пять эскадрилий и одно отдельное звено ПВО. Две из них дислоцировались в Северной Африке. В мае 1940 года их свели в группу GC III/4. Кроме этого, D.510 до конца 1941 года эксплуатировала группа GC I/6 в Сенегале. Часть D.510 передали морской авиации, где ими вооружили эскадрильи АС3 и АС4. Первая из них пошла в бой уже на MB. 151, вторая участия в боевых действиях не принимала.
Республиканские ВВС Испании во время гражданской войны использовали два D.510 и семь D.500. Некоторые страны приобрели D.510 с целью проведения испытаний, в том числе и для ознакомления с мотор-пушкой: СССР (один D.510R), Великобритания (один D.510A), Япония (два D.510J, испытывавшихся морской авиацией под обозначением AXD). Два D.510TH были заказаны Турцией, но в итоге попали в Испанию.
Источники:
- Patrick MARCHAND Junko TAKAMORI "Dewoitine D.500 - 510";
- Dewoitine D.500 "Description technique";
- А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|