Истребитель Девуатин D.500
Французские истребители семейства Dewoitine D.500, будучи самыми совершенными в ВВС франции в 30-е годы, к началу Второй мировой войны уже устарели. Но эти военные самолеты, а модификаций было много, все же застали самое начало войны.

Французские истребители Dewoitine D.500 (D.500/501/510)

Истребитель ФранцииСамолет, с 1929 года разрабатываемый в конструкторском бюро фирмы Dewoitine под началом Эмиля Девуатина, являлся монопланом цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси, и вначале имел обозначение D.50bis. Летом 1932 года впервые совершил полет прототип D.500.01. В конкурсе на истребитель для ВВС Франции, где участвовали десять компаний, победил именно D.500, показав отличные характеристики маневренности, скорости и управляемости. Однако, самолет имел и недостатки: например, высокую посадочную скорость.

Прототип самолета

Прототип D.500-01, май 1932 года

D.500.01 был оснащен 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения "Испано-Сюиза" HS 12Xbrs мощностью 690 л.с. Вооружение вначале состояло из двух синхронных пулеметов "Виккерс", затем было заменено на два 7,5-мм пулемета "Дарн" в крыле. Заказ на первую партию из 60 самолетов поступил летом 1933 года. Далее серийное производство самолетов шло до лета 1938 года. В общей сложности был построен 381 самолет данного типа, учитывая прототипы, на заводах SNCAM "Девуатин" в Тулузе, "Лиор-эт-Оливье" в Клиши и "Ателье шантье де ля Луар" в Сен-Назере.

Самолеты Dewoitine
Dewoitine D.500 Прототип D.510-01
Самолет D.500-01 Dewoitine D.501
Нажмите на фото для увеличения

Французский истребитель Dewoitine D.500 являлся свободнонесущим низкопланом с хорошими аэродинамическими обводами‚ имевшим цельнометаллическую (включая обшивку) конструкцию. Строение крыла‚ фюзеляжа и подкосного хвостового оперения было традиционным. Неубирающееся шасси с хвостовым колесом напоминало шасси самолетов серии D.37. Существовало много модификаций этого самолета, которые в основном отличались двигателями и составом вооружения. В начале Второй мировой войны наиболее активно применялся истребитель D.510.

Самолеты ВВС Франции

Из основных модификаций можно назвать:

  • D.500C1 - с двигателем HS 12Xbrs мощностью 690 л.с. Вооружение состояло из четырех пулеметов: два синхронных "Виккерс" и два крыльевых "Дарн". Надо отметить, что фюзеляжные пулеметы часто снимались, а со 112-го самолета вместо пулеметов Darne ставились 7,5-мм MAC 1934. Серийное производство началось в ноябре 1934 года. С учетом экспортных машин, построен 101 самолет.
  • D.500V - самолет для Венесуэлы. В июле 1935 года было заказано 3 единицы.
  • D.501C1 - с двигателем HS 12Xcrs (той же мощности - 690 л.с.), являлся первым серийный истребителем с пушечным вооружением. Вместе с экспортными построено 157 машин. Вооружение этого самолета включало: 1х20-мм мотор-пушка HS S7 или HS S9 с боекомплектом 60 снарядов и 2х7,5-мм крыльевых пулемета "Дарн".
  • D.501L - модификация для Литвы. Построено 14 самолетов в 1936-1937 гг.
  • D.510C1 - с двигателем HS 12Ycrs мощностью 860 л.с. с трехлопастным винтом. Использован радиатор большего размера, увеличен запас горючего. Вооружение, как у модификации D.501C1, пулеметы - "Дарн" или MAC 1934. Этот самолет стал первым истребителем Франции, который превысил скорость 400 км/ч. В мае 1936 года была заказана первая партия из 25 самолетов. Всего для французских ВВС было поставлено 88 самолетов данного типа в период с июля 1936 года по сентябрь 1937 года, а всего было произведено 120 машин (включая прототипы и экспортные).
  • D.510C - модификация самолета для китайских Военно-воздушных сил. Выпущено 24 самолета. Китайские D.510C, поступившие на вооружение 41-й и 42-й эскадрилий, в 1938-1939 гг. воевали с японцами.

Dewoitine D.500

Dewoitine D.501

Dewoitine D.510

Основные характеристики самолетов:

Самолет D.501C1

  D.501C1
Двигатель:  
тип Испано-Сюиза HS 12Xcrs
мощность, л.с. 690
Размах крыла, м 12,09
Длина самолета, м 7,74
Высота самолета, м 2,75
Площадь крыла, кв. м 16,50
Масса, кг:  
пустого самолета 1256
взлетная 1700
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли 318
на высоте 371
Время набора высоты, мин.-сек.:  
5000 м 6-36
6000 м  
Потолок, м 8400
Дальность полета, км 855

Самолет D.510C1

  D.510C1
Двигатель:  
тип Испано-Сюиза HS 12Ycrs
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 12,09
Длина самолета, м 7,94
Высота самолета, м 2,75
Площадь крыла, кв. м 16,50
Масса, кг:  
пустого самолета 1430
взлетная 1950
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли 330
на высоте 402
Время набора высоты, мин.-сек.:  
5000 м  
6000 м 7-25
Потолок, м 10500
Дальность полета, км 740

 

Спойлер: Серийно не производились

Несколько опытных машин, которые серийно не производились, были созданы на базе истребителя D.500:

  • D.511 - самолет с фюзеляжем и хвостовым оперением, как у D.500, но имевший крыло уменьшенного размаха; оснащался двигателем HS 12Ycrs. Построенный прототип не был испытан в полете, а затем переделан в D.503.
  •  D.503 - с двигателем HS 12Xcrs, вооружение аналогично D.501. Проходил испытания с 15 апреля 1935 года.
  • D.513 - глубокая модернизация истребителя D.510 с закрытой кабиной, бесподкосным шасси, двигателем и вооружением, как у исходного образца. Прототип был облетан 6 января 1935 года, но проиграл конкурс самолету Morane-Saulnier MS.406.

Кроме того разрабатывались и другие варианты французского истребителя D.500, которые не были построены:

  • HD.502 - поплавковый гидроистребитель;
  • D.504 - модификация для испытаний парашютов;
  • D.505 - с двигателем "Лоррэн" LD 12Н "Петрел" (720 л.с.);
  • D.506 - с "Фарманом" 12Wi (650 л.с.);
  • а также пять проектов с двигателями воздушного охлаждения - D.507 с HS 14На (1000 л.с.), D.508 с GR 14Kes (880 л.с.), D.508bis с американским "Райтом" SR1820-F3 (710 л.с.) и D.509 с HS 14Нb (670 л.с.).


Спойлер: Серийно не производились

Самолеты семейства Dewoitine D.500/501/510 были этапными для военной авиации Франции, и в некотором отношении не могли не повлиять на мировые тенденции развития истребителей. В том числе, это касалось вооружения пушкой, стреляющей через вал винта. Но к началу Второй мировой войны они уже устарели.

Спойлер: Подробные характеристики на французском языке

D.501

Modèles D.501
Prototype 11/6/1936
Pilote Surtrel
Production 157
Envergure 12,92 m
Longueur 7,56 m
Hauteur 3,406 m
Surface alaire 16,5 m~
Poids à vide 1.347 kg
Poids en charge 1.790 kg
Capacité de charge 443 kg
Poids maximum -kg
Vitesse maximum 359 km/h à 4.700 m
Vitesse ascensionnelle 4.000 m en5'H"
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 860 km
Motorisation Hispano-Suiza12Xcrs
Cylindres 12 en V
Refroidissement Liquide
Puissance décollage 660 CV
Puissance à 690 CV à 4.700 m
Tours/minute 2.600
Hélice  
Nom BipaleLevasseur-Reed
Diam. 3, 30 m
Carburateur Zenith
Armement  
Mitrailleuses 2 X Vickers 7,7 mm 2 X Darne
Canons  

D.503

Modèles D.503
Prototype 15/4/1935
Pilote Doret
Production 1
Envergure 12,92 m
Longueur 7,618 m
Hauteur 3,406 m
Surface alaire 16,5 m~
Poids à vide 1.378 kg
Poids en charge 1.798 kg
Capacité de charge 420 kg
Poids maximum -kg
Vitesse maximum 362 km/hà 4.700 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 860 km
Motorisation Hispano-Suiza 12Xcrs
Cylindres 12 en V
Refroidissement Liquide
Puissance décollage 660 CV
Puissance à 690 CV à 4.700 m
Tours/minute 2.600
Hélice  
Nom BipaleChauvière
Diam. 3, 30 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
Armement  
Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 1 X Hispano HS 9 de 20 mm

D.510

Modèles D.510
Prototype 14/5/1935
Pilote Doret
Production 120
Envergure 12,92 m
Longueur 7,94 m
Hauteur 3, 625 m
Surface alaire 16,5m~
Poids à vide 1.425 kg
Poids en charge 1.929 kg
Capacité de charge 504 kg
Poids maximum -kg
Vitesse maximum 393 km/h à 4.800 m
Vitesse ascensionnelle 4.000 m en 5'30"
Plafond 10.500 m
Rayon d'action maximum 600 km
Motorisation Hispano-Suiza12Ycrs
Cylindres 12 en V
Refroidissement Liquide
Puissance décollage 890 CV
Puissance à 920 CV à 4.800 m
Tours/minute 2.400
Hélice  
Nom Tripale Ratier à pas fixe
Diam. 3, 10 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
Armement  
Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 1 X Hispano HS 9 de 20 mm


Спойлер: Подробные характеристики на французском языке

Истребитель Девуатин - таран

Если в 30-е годы самолеты Dewoitine D.500 (501/510) являлись основными истребителями французских ВВС, то к началу Второй мировой войны они уже устарели. Часть самолетов этого семейства была переведена за пределы метрополии, а часть передали в учебные части и резерв. С марта-апреля 1939 года самолеты семейства D.500 начали уступать место новым истребителям MS.406 и Кэртис Н.75, но к сентябрю их еще оставалось относительно много. На первый день войны на самолетах Девуатин D.510 летали группы GC I/1, II/1 и I/8, которые затем перешли на более современные машины.

Dewoitine D.501, Франция

На Dewoitine сформировали пять эскадрилий и одно отдельное звено ПВО. Две из них дислоцировались в Северной Африке. В мае 1940 года их свели в группу GC III/4. Кроме этого, D.510 до конца 1941 года эксплуатировала группа GC I/6 в Сенегале. Часть D.510 передали морской авиации, где ими вооружили эскадрильи АС3 и АС4. Первая из них пошла в бой уже на MB. 151, вторая участия в боевых действиях не принимала.

Истребитель Девуатин

Истребитель Девуатин

Республиканские ВВС Испании во время гражданской войны использовали два D.510 и семь D.500. Некоторые страны приобрели D.510 с целью проведения испытаний, в том числе и для ознакомления с мотор-пушкой: СССР (один D.510R), Великобритания (один D.510A), Япония (два D.510J, испытывавшихся морской авиацией под обозначением AXD). Два D.510TH были заказаны Турцией, но в итоге попали в Испанию.

Истребитель Девуатин

Источники:

  • Patrick MARCHAND Junko TAKAMORI "Dewoitine D.500 - 510";
  • Dewoitine D.500 "Description technique";
  • А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

День авиации ВМФ - 17 июля
Летчики Военно-морского флота отмечают свой профессиональный праздник 17 июля отмечается День авиации Военно-морского флота России. Эта дата неслучайна - именно...
Военно-транспортный самолет Кертисс-Райт C-46 "Коммандо"
Американский транспортный самолет Curtiss-Wright C-46 Commando Самолет "Curtiss-Wright" С-46, обладавший большими возможностями, всегда находился в тени знаменитого транспортного самолета Второй мировой...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме