Истребитель Arsenal VG-33
|
Легкие истребители Арсенал VG-30 (33)
Судьба французского самолета Второй мировой войны Arsenal VG.33C1 была достаточно сложной. История развития самолетов данного типа наглядно демонстрирует эволюцию от весьма ограниченной концепции легких истребителей к неплохому самолету. Кроме того, надо отметить, что внедрение в серийное производство Arsenal VG-33 показало, что технологически деревянная конструкция на самом деле не является более простой по сравнению с металлической, и не подходит для мобилизационного развертывания в условиях Франции.
Проектированием цельнодеревянного истребителя VG.30 с конца 1936 года занималась фирма Arsenal (Arsenal de l'Aeronautique) под руководством Мишеля Вернисса (Michel Vernisse) и Жана Гатье (Jean Gaultier). Собственно, аббревиатура VG в названии самолетов появилась именно от фамилий: Vernisse и Gaultier. Разработка вначале шла в инициативном порядке, а конструкторы планировали создать самолет легкого класса, который не будет уступать по летным характеристикам истребителю Франции Второй мировой войны Morane-Saulnier МS.406, то есть задача сама по себе - очень амбициозная.
Машина внешне напоминала итальянский истребитель Macchi C.202 Folgore (серийное производство - с июня 1941 по сентябрь 1943 года). На специалистов Министерства авиации макет самолета произвел благоприятное впечатление, а через некоторое время появилась спецификация А.23 на разработку легкого истребителя категории С1, под которую удачно подходил VG.30. Конкуренты фирмы Arsenal в конкурсе были достаточно сильные, например, Caudron с проектом С.713 или - легкий истребитель Bloch MB.700, а также Roussel R-30 и CAO.200.
Во время постройки VG.30.01 конструкторы приняли решение отказаться от мотора "Потэз" 12Dc (610 л.с.), который планировалось установить первоначально, в пользу "Испано-Сюиза" HS 12Xcrs. Этот двигатель имел бо́льшую мощность - 690 л.с. и позволял установить в развале цилиндров 20-мм пушку, которая должна была дополнять четыре 7,5-мм пулемета, находившихся в крыле.
Легкие истребители Арсенал VG-30 (33)
|
|
|
|
|
Кликните на изображение, чтобы увеличить |
1 октября 1938 года прототип самолета впервые совершил полет, а в период с 24 марта по 17 июля 1939 года машина прошла официальные испытания, продемонстрировав неплохие летные характеристики: на пикировании в одном из полетов удалось достичь скорости 805 км/ч. Но к серийному производству самолет принят не был. Конструкторы предложили вариант VG.31 с крылом уменьшенной площади, оснащенный более мощным мотором HS 12Y-31 (860 л.с.) и вооружением, включавшим 20-мм пушку и два пулемета. Однако, машина в полете не испытывалась, поскольку уменьшенное крыло обладало худшими несущими свойствами и отрицательно сказывается на управлении самолётом - это показали продувки в аэродинамической трубе. Решили использовать крыло для статических испытаний, а фюзеляж и двигатель стали основой при постройке третьего опытного образца VG.33.03, который также не летал и использовался только для наземных тестов.
VG.33 - вариант с двигателем HS 12Y-31 и увеличенным крылом признали наиболее перспективным. 25 апреля 1939 года впервые поднялся в небо прототип VG.33.01. После начала Второй мировой войны, в сентябре, на производство VG.33 были размещены крупные заказы - в общей сложности на одну тысячу самолетов. Внедрение самолета в производство затянулось из-за проблем с поставками сырья. До капитуляции Франции успели собрать 19 истребителей, из которых ВВС приняли только десять, около 140 самолетов находилось в различных стадиях готовности.
Основной модификацией являлся VG.33C1 - истребитель с двигателем HS 12Y-31 мощностью 860 л.с., вооружение состояло из одной пушки "Испано-Сюиза" HS 404 и четырех 7,5-мм пулеметов MAC 1934.
Кроме того, разрабатывались и другие варианты, которые серийно не производились, но представляли дальнейшее развитие конструкции Arsenal VG.30. Среди этих модификаций можно выделить:
- VG.32C1 - вариант VG.33 под американский двигатели "Аллисон" V-1710-C15 с удлиненным на 0,42 м фюзеляжем. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек и двух 7,5-мм пулеметов в крыле. Прототип VG.33.05 (VG.32.01) был собран в начале 1940 года, однако испытания в полете не проходил.
- VG.34 - высотный вариант с двигателем HS 12Y-49 (910 л.с.). Прототип проходил испытания с 20 января 1940 года.
- VG.35 - вариант с двигателем HS 12Y-51 мощностью 1000 л.с. Прототип VG.33.04 (VG.35.01) был облетан 25 февраля 1940 года.
- VG.36 - двигатель, как у VG.35, но с новым радиатором. Внешне самолет очень напоминал истребитель США Второй мировой войны P-51 Mustang. Прототип впервые совершил полет 14 мая 1940 года.
- VG.37 - проект модификации VG.36 с увеличенной дальностью полета. Не реализован.
- VG.38 - нереализованный проект истребителя под двигатели HS 12Y-53 или HS 12Y-77.
- VG.39 - с мотором HS 12Z-89ter (1200 л.с.). Вооружение включало пять 7,5-мм пулеметов. Машина вышла на испытания 3 мая 1940 года.
- VG.39bis - предполагавшийся к выпуску серийный вариант VG.39 с мотором HS 12Z-17 мощностью 1600 л.с., с вооружением из одной 20-мм мотор-пушки и шести 7,5-мм пулеметов в крыле.
Спойлер: Летно-технические характеристики
Сравнение характеристик
|
Arsenal VG-33 |
Länge |
8.55 m |
Höhe |
3.31 m |
Flügelspannweite |
10.80 m |
Flügelfläche 1 |
15.07 m² |
Antrieb |
ein 860 PS (643 kW) starker Hispano-Suiza 12Y-31 V-Motor |
Höchstgeschwindigkeit |
558 km/h auf 5.200 m Höhe |
Steigrate |
k. A. |
Dienstgipfelhöhe |
11.000 m |
Reichweite |
1.200 km |
Leergewicht |
2050 kg |
Fluggewicht |
2896 kg |
Besatzung |
1 |
Bewaffnung |
vier MGs vom Typ MAC 1934M39, eine 20mm-Kanone vom Typ Hispano-Suiza HS-404 |
Сравнение характеристик
|
Arsenal VG-39 |
Länge |
8.81 m |
Höhe |
3.31 m |
Flügelspannweite |
10.80 m |
Flügelfläche 1 |
15.07 m² |
Antrieb |
ein 1.280 PS (942 kW) starker Hispano-Suiza 12Y-89ter V-Motor |
Höchstgeschwindigkeit |
625 km/h auf 5.700 m Höhe |
Steigrate |
16,7 m/s |
Dienstgipfelhöhe |
11.000 m |
Reichweite |
1.200 km |
Leergewicht |
ca. 2000 kg |
Fluggewicht |
ca. 3000 kg |
Besatzung |
1 |
Bewaffnung |
sechs MGs vom Typ MAC 1934M39, eine 20mm-Kanone vom Typ Hispano-Suiza HS-404 |
Спойлер: Летно-технические характеристики
В апреле 1940 года начались поставки единичных VG.33C1, из которых формировали испытательную эскадрилью ЕАА 301 (в составе семи самолетов). Пилоты считали, что боевая ценность нового самолета была довольно низкой. Через какое-то время два истребителя вернули на завод для образцов с целью последующего производства, а еще два передали группе GC I/2, в составе которой самолеты Arsenal VG.33C1, начиная с 10 июня 1940 года, произвели несколько боевых вылетов. На таких самолетах 15-17 июня совершали боевые вылеты польские летчики ("Chimney Key Kr.")- они работали в составе эскадрильи ПВО, прикрывавшей Бордо. После того, как Франция капитулировала, пять истребителей Второй мировой войны "Арсенал" VG.33C1 стали трофеями Германии, а еще пять самолетов находились на незанятой территории до полной оккупации в ноябре 1942 года.
Основные характеристики самолета VG.33C1
Двигатель: |
|
тип |
Испано-Сюиза HS 12Y-31 |
мощность, л,с. |
860 |
Размах крыла, м |
10,80 |
Длина самолета, м |
8,55 |
Высота самолета, м |
3,35 |
Площадь крыла, кв. м |
14,00 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
1800 |
нормальная взлетная |
2450 |
максимальная взлетная |
2720 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
442 |
на высоте |
558 |
Скороподъемность, м/с |
12,85 |
Потолок, м |
11000 |
Дальность полета, км |
1200 |