Истребитель Arsenal VG-33
Французский самолет Второй мировой войны Arsenal VG.33C1 имел достаточно сложную судьбу. Прежде всего - это был легкий истребитель, концепция которого стала весьма ограниченной. Конструкция самолета была деревянная, но несмотря на кажущуюся доступность материалов, это не облегчило серийное производство машин данного типа.

Легкие истребители Арсенал VG-30 (33)

Легкий истребительСудьба французского самолета Второй мировой войны Arsenal VG.33C1 была достаточно сложной. История развития самолетов данного типа наглядно демонстрирует эволюцию от весьма ограниченной концепции легких истребителей к неплохому самолету. Кроме того, надо отметить, что внедрение в серийное производство Arsenal VG-33 показало, что технологически деревянная конструкция на самом деле не является более простой по сравнению с металлической, и не подходит для мобилизационного развертывания в условиях Франции.

Arsenal VG-33

Французский Arsenal VG30Проектированием цельнодеревянного истребителя VG.30 с конца 1936 года занималась фирма Arsenal (Arsenal de l'Aeronautique) под руководством Мишеля Вернисса (Michel Vernisse) и Жана Гатье (Jean Gaultier). Собственно, аббревиатура VG в названии самолетов появилась именно от фамилий: Vernisse и Gaultier. Разработка вначале шла в инициативном порядке, а конструкторы планировали создать самолет легкого класса, который не будет уступать по летным характеристикам истребителю Франции Второй мировой войны Morane-Saulnier МS.406, то есть задача сама по себе - очень амбициозная.

Самолет VG.33-01

Машина внешне напоминала итальянский истребитель Macchi C.202 Folgore (серийное производство - с июня 1941 по сентябрь 1943 года). На специалистов Министерства авиации макет самолета произвел благоприятное впечатление, а через некоторое время появилась спецификация А.23 на разработку легкого истребителя категории С1, под которую удачно подходил VG.30. Конкуренты фирмы Arsenal в конкурсе были достаточно сильные, например, Caudron с проектом С.713 или - легкий истребитель Bloch MB.700, а также Roussel R-30 и CAO.200.

Во время постройки VG.30.01 конструкторы приняли решение отказаться от мотора "Потэз" 12Dc (610 л.с.), который планировалось установить первоначально, в пользу "Испано-Сюиза" HS 12Xcrs. Этот двигатель имел бо́льшую мощность - 690 л.с. и позволял установить в развале цилиндров 20-мм пушку, которая должна была дополнять четыре 7,5-мм пулемета, находившихся в крыле.

Легкие истребители Арсенал VG-30 (33)
Легкий истребитель Истребитель Франции
Истребитель Arsenal VG-33 Истребитель
Arsenal VG-33
Кликните на изображение, чтобы увеличить

1 октября 1938 года прототип самолета впервые совершил полет, а в период с 24 марта по 17 июля 1939 года машина прошла официальные испытания, продемонстрировав неплохие летные характеристики: на пикировании в одном из полетов удалось достичь скорости 805 км/ч. Но к серийному производству самолет принят не был. Конструкторы предложили вариант VG.31 с крылом уменьшенной площади, оснащенный более мощным мотором HS 12Y-31 (860 л.с.) и вооружением, включавшим 20-мм пушку и два пулемета. Однако, машина в полете не испытывалась, поскольку уменьшенное крыло обладало худшими несущими свойствами и отрицательно сказывается на управлении самолётом - это показали продувки в аэродинамической трубе. Решили использовать крыло для статических испытаний, а фюзеляж и двигатель стали основой при постройке третьего опытного образца VG.33.03, который также не летал и использовался только для наземных тестов.

Арсенал VG33

VG.33 - вариант с двигателем HS 12Y-31 и увеличенным крылом признали наиболее перспективным. 25 апреля 1939 года впервые поднялся в небо прототип VG.33.01. После начала Второй мировой войны, в сентябре, на производство VG.33 были размещены крупные заказы - в общей сложности на одну тысячу самолетов. Внедрение самолета в производство затянулось из-за проблем с поставками сырья. До капитуляции Франции успели собрать 19 истребителей, из которых ВВС приняли только десять, около 140 самолетов находилось в различных стадиях готовности.

Основной модификацией являлся VG.33C1 - истребитель с двигателем HS 12Y-31 мощностью 860 л.с., вооружение состояло из одной пушки "Испано-Сюиза" HS 404 и четырех 7,5-мм пулеметов MAC 1934.

Арсенал VG33

Кроме того, разрабатывались и другие варианты, которые серийно не производились, но представляли дальнейшее развитие конструкции Arsenal VG.30. Среди этих модификаций можно выделить:

  • VG.32C1 - вариант VG.33 под американский двигатели "Аллисон" V-1710-C15 с удлиненным на 0,42 м фюзеляжем. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек и двух 7,5-мм пулеметов в крыле. Прототип VG.33.05 (VG.32.01) был собран в начале 1940 года, однако испытания в полете не проходил.
  • VG.34 - высотный вариант с двигателем HS 12Y-49 (910 л.с.). Прототип проходил испытания с 20 января 1940 года.
  • VG.35 - вариант с двигателем HS 12Y-51 мощностью 1000 л.с. Прототип VG.33.04 (VG.35.01) был облетан 25 февраля 1940 года.
  • VG.36 - двигатель, как у VG.35, но с новым радиатором. Внешне самолет очень напоминал истребитель США Второй мировой войны P-51 Mustang. Прототип впервые совершил полет 14 мая 1940 года.
  • Самолеты Второй мировой

  • VG.37 - проект модификации VG.36 с увеличенной дальностью полета. Не реализован.
  • VG.38 - нереализованный проект истребителя под двигатели HS 12Y-53 или HS 12Y-77.
  • VG.39 - с мотором HS 12Z-89ter (1200 л.с.). Вооружение включало пять 7,5-мм пулеметов. Машина вышла на испытания 3 мая 1940 года.
  • VG.39bis - предполагавшийся к выпуску серийный вариант VG.39 с мотором HS 12Z-17 мощностью 1600 л.с., с вооружением из одной 20-мм мотор-пушки и шести 7,5-мм пулеметов в крыле.
Спойлер: Летно-технические характеристики

Arsenal VG-33

Сравнение характеристик
  Arsenal VG-33
Länge 8.55 m
Höhe 3.31 m
Flügelspannweite 10.80 m
Flügelfläche 1 15.07 m²
Antrieb ein 860 PS (643 kW) starker
Hispano-Suiza 12Y-31 V-Motor
Höchstgeschwindigkeit 558 km/h auf 5.200 m Höhe
Steigrate k. A.
Dienstgipfelhöhe 11.000 m
Reichweite 1.200 km
Leergewicht 2050 kg
Fluggewicht 2896 kg
Besatzung 1
Bewaffnung vier MGs vom Typ MAC 1934M39, eine 20mm-Kanone vom Typ Hispano-Suiza HS-404

Arsenal VG-39

Сравнение характеристик
  Arsenal VG-39
Länge 8.81 m
Höhe 3.31 m
Flügelspannweite 10.80 m
Flügelfläche 1 15.07 m²
Antrieb ein 1.280 PS (942 kW) starker
Hispano-Suiza 12Y-89ter V-Motor
Höchstgeschwindigkeit 625 km/h auf 5.700 m Höhe
Steigrate 16,7 m/s
Dienstgipfelhöhe 11.000 m
Reichweite 1.200 km
Leergewicht ca. 2000 kg
Fluggewicht ca. 3000 kg
Besatzung 1
Bewaffnung sechs MGs vom Typ MAC 1934M39, eine 20mm-Kanone vom Typ Hispano-Suiza HS-404


Спойлер: Летно-технические характеристики

Арсенал VG-33

В апреле 1940 года начались поставки единичных VG.33C1, из которых формировали испытательную эскадрилью ЕАА 301 (в составе семи самолетов). Пилоты считали, что боевая ценность нового самолета была довольно низкой. Через какое-то время два истребителя вернули на завод для образцов с целью последующего производства, а еще два передали группе GC I/2, в составе которой самолеты Arsenal VG.33C1, начиная с 10 июня 1940 года, произвели несколько боевых вылетов. На таких самолетах 15-17 июня совершали боевые вылеты польские летчики ("Chimney Key Kr.")- они работали в составе эскадрильи ПВО, прикрывавшей Бордо. После того, как Франция капитулировала, пять истребителей Второй мировой войны "Арсенал" VG.33C1 стали трофеями Германии, а еще пять самолетов находились на незанятой территории до полной оккупации в ноябре 1942 года.

Основные характеристики самолета VG.33C1
Двигатель:  
тип Испано-Сюиза HS 12Y-31
мощность, л,с. 860
Размах крыла, м 10,80
Длина самолета, м 8,55
Высота самолета, м 3,35
Площадь крыла, кв. м 14,00
Масса, кг:  
пустого самолета 1800
нормальная взлетная 2450
максимальная взлетная 2720
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли 442
на высоте 558
Скороподъемность, м/с 12,85
Потолок, м 11000
Дальность полета, км 1200

Воздушный бой

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В Португалии беспилотник спикировал в воду
Курьезом завершилась первая демонстрация нового разведывательного беспилотного летательного аппарата AR4 Light Ray на базе ВМС Португалии. Сразу после запуска беспилотник...
В Военно-воздушные силы России поставлены новые истребители Су-27СМ(3)
ОАО "Компания «Сухой»", завершив выполнение государственного оборонного заказа, поставила в 2011 году Военно-воздушным силам России 12 новых истребителей Су-27СМ3. В...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме