| 
					Истребитель Arsenal VG-33		
	 | 
				
		
					
Легкие истребители Арсенал  VG-30 (33)
Судьба французского самолета Второй мировой войны Arsenal VG.33C1 была достаточно  сложной. История развития самолетов данного типа наглядно демонстрирует эволюцию от весьма ограниченной концепции легких истребителей к  неплохому  самолету. Кроме того, надо отметить, что внедрение в серийное производство Arsenal VG-33 показало, что технологически деревянная конструкция на самом деле не является более простой по сравнению с металлической, и не подходит для мобилизационного развертывания в условиях Франции.

Проектированием цельнодеревянного истребителя VG.30 с конца 1936 года занималась фирма Arsenal (Arsenal de l'Aeronautique) под руководством Мишеля Вернисса (Michel Vernisse)  и Жана Гатье (Jean Gaultier). Собственно, аббревиатура VG в названии самолетов появилась именно от фамилий: Vernisse и Gaultier. Разработка вначале шла в инициативном порядке, а конструкторы планировали  создать самолет легкого класса, который не будет уступать по летным характеристикам  истребителю Франции Второй мировой войны Morane-Saulnier МS.406, то есть задача сама по себе - очень амбициозная.

Машина внешне напоминала итальянский истребитель Macchi C.202 Folgore (серийное производство - с июня 1941 по сентябрь 1943 года). На специалистов Министерства авиации макет самолета произвел благоприятное впечатление, а через некоторое время появилась спецификация А.23 на разработку легкого истребителя категории С1, под которую  удачно подходил VG.30. Конкуренты фирмы Arsenal в конкурсе были достаточно сильные, например, Caudron с проектом С.713 или - легкий истребитель Bloch MB.700, а также Roussel R-30 и CAO.200.
Во время постройки VG.30.01 конструкторы приняли решение отказаться от  мотора "Потэз" 12Dc (610 л.с.), который планировалось установить первоначально, в пользу "Испано-Сюиза" HS 12Xcrs. Этот двигатель имел бо́льшую мощность - 690 л.с. и позволял установить в развале цилиндров 20-мм пушку, которая должна была дополнять четыре 7,5-мм пулемета, находившихся в крыле.
 Легкие истребители Арсенал VG-30 (33)  
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
| Кликните на изображение, чтобы увеличить | 
1 октября 1938 года прототип самолета впервые совершил полет, а в период с 24 марта по 17 июля 1939 года машина прошла официальные испытания, продемонстрировав неплохие летные характеристики: на пикировании в одном из полетов удалось достичь скорости  805 км/ч. Но к серийному производству самолет принят не был. Конструкторы предложили вариант VG.31 с крылом уменьшенной площади, оснащенный более мощным мотором HS 12Y-31 (860 л.с.) и вооружением, включавшим  20-мм пушку и два пулемета. Однако, машина в полете не испытывалась, поскольку уменьшенное крыло обладало худшими несущими свойствами и отрицательно сказывается на управлении самолётом - это показали продувки в аэродинамической трубе. Решили использовать  крыло для статических испытаний, а фюзеляж и двигатель стали основой при постройке третьего опытного образца  VG.33.03, который также  не летал и использовался только для наземных тестов.

VG.33 - вариант с двигателем HS 12Y-31 и увеличенным крылом признали наиболее перспективным. 25 апреля 1939 года впервые поднялся в небо прототип VG.33.01. После начала Второй мировой войны, в сентябре, на производство VG.33 были размещены крупные заказы -  в общей сложности на одну тысячу самолетов. Внедрение самолета в производство  затянулось из-за проблем   с поставками сырья. До капитуляции Франции успели собрать 19 истребителей, из которых ВВС приняли только десять, около 140 самолетов находилось в различных стадиях готовности.
Основной модификацией являлся VG.33C1 - истребитель с двигателем HS 12Y-31 мощностью 860 л.с., вооружение состояло из одной пушки "Испано-Сюиза" HS 404 и четырех 7,5-мм пулеметов MAC 1934.

Кроме того, разрабатывались и другие варианты, которые серийно не производились, но представляли дальнейшее развитие конструкции Arsenal VG.30. Среди этих модификаций можно выделить:
- VG.32C1 - вариант VG.33 под американский двигатели "Аллисон" V-1710-C15 с удлиненным  на 0,42 м фюзеляжем. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек и двух 7,5-мм пулеметов в крыле. Прототип VG.33.05 (VG.32.01) был собран в начале 1940 года, однако испытания в полете не проходил. 
 
-  VG.34 - высотный вариант с двигателем HS 12Y-49 (910 л.с.). Прототип проходил испытания с 20 января 1940 года.
 
-  VG.35 - вариант с двигателем HS 12Y-51 мощностью 1000 л.с. Прототип VG.33.04 (VG.35.01) был облетан 25 февраля 1940 года.
 
-  VG.36 - двигатель, как у VG.35, но с новым радиатором. Внешне самолет очень напоминал  истребитель США Второй мировой войны P-51 Mustang. Прототип впервые совершил полет 14 мая 1940 года.
 

-  VG.37 -  проект модификации VG.36 с увеличенной дальностью полета. Не реализован.
 
-  VG.38 - нереализованный проект истребителя под двигатели HS 12Y-53 или HS 12Y-77.
 
-  VG.39 - с мотором HS 12Z-89ter (1200 л.с.).  Вооружение включало пять 7,5-мм пулеметов. Машина вышла на испытания 3 мая 1940 года.
 
- VG.39bis - предполагавшийся к выпуску серийный вариант VG.39 с мотором HS 12Z-17 мощностью 1600 л.с., с вооружением из одной 20-мм мотор-пушки и шести 7,5-мм пулеметов в крыле.
 
Спойлер: Летно-технические характеристики 
		        
 Сравнение характеристик  
|   | 
Arsenal VG-33 | 
| Länge | 
8.55 m | 
| Höhe | 
3.31 m | 
| Flügelspannweite | 
10.80 m | 
| Flügelfläche  	 1 | 
15.07 m² | 
| Antrieb | 
ein 860 PS (643 kW) starker   Hispano-Suiza 12Y-31 V-Motor | 
| Höchstgeschwindigkeit | 
558 km/h auf 5.200 m Höhe | 
| Steigrate | 
k. A. | 
| Dienstgipfelhöhe | 
11.000 m | 
| Reichweite | 
1.200 km | 
| Leergewicht | 
2050 kg | 
| Fluggewicht | 
2896 kg | 
| Besatzung | 
1 | 
| Bewaffnung | 
vier MGs vom Typ MAC 1934M39, eine 20mm-Kanone vom Typ Hispano-Suiza HS-404 | 
         
 Сравнение характеристик  
|   | 
Arsenal VG-39 | 
| Länge | 
8.81 m | 
| Höhe | 
3.31 m | 
| Flügelspannweite | 
10.80 m | 
| Flügelfläche  	 1 | 
15.07 m² | 
| Antrieb | 
ein 1.280 PS (942 kW) starker   Hispano-Suiza 12Y-89ter V-Motor | 
| Höchstgeschwindigkeit | 
625 km/h auf 5.700 m Höhe | 
| Steigrate | 
16,7 m/s | 
| Dienstgipfelhöhe | 
11.000 m | 
| Reichweite | 
1.200 km | 
| Leergewicht | 
ca. 2000 kg | 
| Fluggewicht | 
ca. 3000 kg | 
| Besatzung | 
1 | 
| Bewaffnung | 
sechs MGs vom Typ MAC 1934M39, eine 20mm-Kanone vom Typ Hispano-Suiza HS-404 | 
          
  Спойлер: Летно-технические характеристики

В апреле 1940 года начались поставки единичных  VG.33C1, из которых формировали испытательную эскадрилью ЕАА 301 (в составе семи самолетов). Пилоты считали, что боевая ценность нового самолета была довольно низкой. Через какое-то время два истребителя вернули на завод для  образцов с целью последующего производства, а еще два передали группе GC I/2, в составе которой самолеты Arsenal VG.33C1, начиная с 10 июня 1940 года,  произвели несколько боевых вылетов. На таких самолетах 15-17 июня совершали боевые вылеты польские летчики ("Chimney Key Kr.")- они работали в составе эскадрильи ПВО, прикрывавшей Бордо. После того, как Франция капитулировала, пять истребителей Второй мировой войны "Арсенал"  VG.33C1 стали  трофеями Германии, а еще пять самолетов находились на незанятой территории до полной оккупации в ноябре 1942 года.
 Основные характеристики самолета VG.33C1  
| Двигатель: | 
  | 
| тип | 
Испано-Сюиза HS 12Y-31 | 
| мощность, л,с. | 
860 | 
| Размах крыла, м | 
10,80 | 
| Длина самолета, м | 
8,55 | 
| Высота самолета, м | 
3,35 | 
| Площадь крыла, кв. м | 
14,00 | 
| Масса, кг: | 
  | 
| пустого самолета | 
1800 | 
| нормальная взлетная | 
2450 | 
| максимальная взлетная | 
2720 | 
| Максимальная скорость, км/ч: | 
  | 
| у земли | 
442 | 
| на высоте | 
558 | 
| Скороподъемность, м/с | 
12,85 | 
| Потолок, м | 
11000 | 
| Дальность полета, км | 
1200 | 
