|
Истребитель Morane-Saulnier МS.406
|
Французские истребители Morane-Saulnier МS.406 были созданы перед Второй мировой войной, но к ее началу уже начали устаревать. Эти истребители Франции проигрывали почти по всем летным характеристикам самолетам люфтваффе, таким, как Мессершмитт. Кроме того, за 5 лет французские машины не получили более мощный двигатель, как это сделали, например. в Швейцарии. Имея множество недостатков, истребители Morane-Saulnier МS.406 производились в большом количестве.
Французские истребители Второй мировой войны Моран-Солнье MS.405/406/410
К началу Второй мировой войны самолет Morane-Saulnier МS.406 был одним из самых распространенных истребителей. Однако, его нельзя назвать слишком успешным, но несмотря на это, истребители данного типа выпускали в значительном количестве. Прочная конструкция МS.406 позволяла установить гораздо более мощный двигатель, но на "Моран" во Франции это не было реализовано, хотя, например, в Швейцарии смогли создать D-3802. А история создания французского самолета Второй мировой войны МS.406 началась в 1934 году, когда стартовал конкурс на новый одноместный истребитель, способный развивать скорость не меньше 450 км/ч и вооруженный одной-двумя 20-мм пушками.
Участвовавший в конкурсе Моран-Солнье MS.405C1 был разработан под руководством М. Готье, и являлся монопланом с убирающимся шасси, с двигателем HS 12Y (12-цилиндровый, жидкостного охлаждения), который был приспособлен под установку пушки в развале цилиндров. Ряд технических новшеств конструкторы применили с целью снижения аэродинамического сопротивления.
На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405-01
8 августа 1935 года вышел на испытания первый прототип MS.405.01. Он был оснащен мотором HS 12Ygrs и неубирающимся шасси, что было временным явлением, и ко второму полету самолет получил штатное шасси. В январе 1936 года машину передали в Центр испытаний авиационной техники (CEMA) на официальные испытания, которые завершились в мае 1937 года. Самолет продемонстрировал хорошую управляемость, а его летные данные значительно превзошли требования. А по итогам испытаний внесли некоторые изменения в конструкцию крыла и подобрали более подходящий воздушный винт. Эту же машину - первый прототип MS.405.01 показали на авиационной выставке в Брюсселе. 14 июня 1937 года самолет прошел расстояние между Брюсселем и Парижем за 44 минуты и 15 секунд, а его средняя скорость составила 462 км/ч.
Самолет MS.406C1
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Испытания второго прототипа начались 20 января 1937 года. Машина имела мотор HS 12Ycrs и доработанное крыло. 29 июля 1937 года произошла катастрофа, но тем не менее самолет Моран-Солнье стал победителем конкурса (в котором участвовали почти все авиастроительные фирмы Франции, но до стадии прототипов дошли только две). Заказ на 15 предсерийных самолетов поступил в марте 1937 года, а в конце 1938 года началась поставка серийных машин. Постройкой большей части истребителей (около 90 процентов) занимался завод SNCAS в Буженэ.
Производство самолетов
|
|
Кликните на фото для увеличения |
Из основных модификаций самолета нужно упомянуть:
На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405, №11
Некоторые модификации Morane-Saulnier были созданы за границей - в Швейцарии и в Финляндии. Швейцария выпускала самолеты по лицензии, а Финляндия переделывала бывшие французские истребители:
- MS.406H (D-3800) - вариант для ВВС Швейцарии с двигателем HS 12Y-77 мощностью 860 л.с. Вооружение включало: одну 20-мм пушка HS 404, два 7,65-мм пулемета FFK. Поставлено два самолета из Франции и 82 выпущено по лицензии;
- MS.412 (D-3801) - дальнейшее развитие истребителя для Швейцарии с двигателем HS 12Y-51 (HS 12YS-1), 1000 л.с. Создано 207 самолетов, из которых 17 были собраны из запчастей в 1947-1948 гг. В 1944 году под этот стандарт доработаны все D-3800;
- D-3802 - швейцарский вариант MS.450C1 с двигателем HS 12YS-2 мощностью 1260 л.с. На прототипе устанавливалась одна пушка HS 404 и четыре пулемета FFK, на серийных самолетах крыльевые пулеметы заменили двумя пушками HS 404;
в 1944-1946 гг. построены один прототип D-3802, 12 серийных D-3802A и один D-3803 с двигателем HS 12YS-3 мощностью 1450 л.с., с каплевидным фонарем кабины;
- Mörkö-Morane (Мёрко Мораани) - финская модернизация MS.406/410, установлены трофейные советские двигатели М-105П (1100 л.с.) с винтами ВИШ-61П. При этом в развале цилиндров монтировался также советский 12,7-мм пулемет БС. С августа 1943 года до конца 1944 года было модернизировано по разным данным от 15 до 40 самолетов.
Основные характеристики самолетов:
|
MS.406C1 |
Двигатель: |
|
тип |
HS 12Y-31 |
мощность, л.с. |
860 |
Размах крыла, м |
10,62 |
Длина самолета, м |
8,17 |
Высота, м |
2,71 |
Площадь крыла, м2 |
17,10 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
1893 |
нормальная взлетная |
2426 |
Максимальная скорость, км/ч |
486 |
Скороподъемность, м/с |
13 |
Потолок, м |
9850 |
Дальность полета, км |
1000 |
|
MS.410C1 |
Двигатель: |
|
тип |
HS 12Y-31 |
мощность, л.с. |
860 |
Размах крыла, м |
10,62 |
Длина самолета, м |
8,17 |
Высота, м |
2,71 |
Площадь крыла, м2 |
17,10 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
1923 |
нормальная взлетная |
2581 |
Максимальная скорость, км/ч |
510 |
Скороподъемность, м/с |
|
Потолок, м |
8500 |
Дальность полета, км |
. |
|
D-3800 |
Двигатель: |
|
тип |
НS 12Y-77 |
мощность, л.с. |
860 |
Размах крыла, м |
10,62 |
Длина самолета, м |
8,17 |
Высота, м |
2,71 |
Площадь крыла, м2 |
17,10 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
1800 |
нормальная взлетная |
2480 |
Максимальная скорость, км/ч |
475 |
Скороподъемность, м/с |
13,4 |
Потолок, м |
9800 |
Дальность полета, км |
1000 |
|
D-3801 |
Двигатель: |
|
тип |
HS 12YS-1 |
мощность, л.с. |
1000 |
Размах крыла, м |
10,62 |
Длина самолета, м |
8,17 |
Высота, м |
2,71 |
Площадь крыла, м2 |
17,10 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2124 |
нормальная взлетная |
2720 |
Максимальная скорость, км/ч |
535 |
Скороподъемность, м/с |
16,7 |
Потолок, м |
|
Дальность полета, км |
1200 |
|
D-3802 |
Двигатель: |
|
тип |
HS 12YS-2 |
мощность, л.с. |
1260 |
Размах крыла, м |
10,75 |
Длина самолета, м |
9,31 |
Высота, м |
3,32 |
Площадь крыла, м2 |
18,30 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2940 |
нормальная взлетная |
3880 |
Максимальная скорость, км/ч |
635 |
Скороподъемность, м/с |
14,3 |
Потолок, м |
11600 |
Дальность полета, км |
650 |
|
Mörkö-Morane |
Двигатель: |
|
тип |
М-105П |
мощность, л.с. |
1100 |
Размах крыла, м |
10,62 |
Длина самолета, м |
8,38 |
Высота, м |
3,34 |
Площадь крыла, м2 |
17,10 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2106 |
нормальная взлетная |
2849 |
Максимальная скорость, км/ч |
525 |
Скороподъемность, м/с |
18 |
Потолок, м |
. |
Дальность полета, км |
. |
В ВВС Франции истребители MS.406C1 стали поступать в 1938 году. К началу Второй мировой войны самолеты данного типа находились на вооружении 12-ти групп (573 самолета). Но к этому времени Моран-Солнье MS.406 уже не отвечал необходимым требованиям; например, немецкому истребителю Messerschmitt Bf.109E, который являлся основным противником, французский самолет проигрывал в скорости и скороподъемности. К тому же у Bf 109 за годы с 1936-го по 1939-ый мощность двигателя выросла почти в 1,5 раза, а на MS.406C1 в 1939 году мотор оставался такой же мощности, с которой летал его прототип в 1935 году. 14 истребителей MS.406C1 было потеряно во время "Странной войны" (также: "Сидячая война" - период Второй мировой войны с 3 сентября 1939 по 10 мая 1940 года на Западном фронте).
Французские MS.406C1, 1939-40 гг. (первая фото ~ 1935 год?)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить |
Во время боев в мае-июне 1940 года в полной мере проявились недостатки MS.406C1 как истребителя. К тому же из-за уязвимости двигателя жидкостного охлаждения попытки применять самолет в качестве штурмовика привели к существенным потерям. Всего за этот промежуток времени [май-июнь 1940 года] французские Morane-Saulnier записали на свой счет 189 подтвержденных и 91 предположительную победу. Группа GC III/1 имела самый лучший показатель - 30 подтвержденных и 4 предположительные победы. Однако, 150 истребителей MS.406C1 были сбиты в воздушных боях, остальные уничтожены на земле, либо брошены при отступлении - в общей сложности потери этих самолетов составили 450.
Самолеты MS.406C1 достаточно быстро были выведены из состава ВВС Виши. Они оставались только в Ливане, Индокитае, на Мадагаскаре. Около двенадцати "ливанских" MS.406C1 были захвачены англичанами. Затем, в сентябре 1941 году, эти самолеты стали основой для формирования группы "Эльзас" ВВС Свободной Франции.
ВВС Финляндии, разные самолеты 1940-42 гг.
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Истребители Morane-Saulnier МS.406 достаточно активно применялись в ВВС Финляндии, которым было передано 30 единиц в декабре 1939 года. Группа Llv 28, участвовавшая в боях, с 4 февраля до окончания "зимней войны" одержала 16 подтвержденных и 4 предположительные победы, при этом собственные потери составили - 1 сбитый и 10 самолетов, поврежденных в боях, а 4 машины были разбиты во время освоения личным составом. Общее же количество самолетов данного типа [с учетом 30-ти, упомянутых выше], поставленных в Финляндию, составило 87, когда:
- 27 трофейных самолетов (в том числе и 11 единиц MS.410C1) было получено из Германии в 1941 году;
- 30 самолетов MS.406C1 было приобретено у режима Виши в 1942 году.
Финские самолеты также воевали в Южной Карелии и на Крайнем Севере. Модернизированные Mörkö-Morane несли службу и после окончания Второй мировой войны - до 1952 года.
Кроме упомянутых стран (Франция, Швейцария, Финляндия) самолеты MS.406C1 были:
- у Турции - в начале 1940 года получены 30 самолетов, которые служили до 1943 года, затем заменены FW 190А;
- Болгария купила у режима Виши 20 машин в 1942 году;
- 48 самолетов немцы передали Хорватии. Применялись для противопартизанских операций.
- Италия получила 25 самолетов, которые в строй введены не были.
Источники:
- K.Keskinen, K.Stenman, K.Niska "Suomen Ilmavoimien Historia - Morane-Saulnier МS.406 - Caudron с.714";
- G.Botquin "The Morane Saulnier 406";
- А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
- Maly Modelarz "Francuski samolot mysliwski Morane-Saulnier MS-406-C1".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|