Французские истребители Morane-Saulnier МS.406 были созданы перед Второй мировой войной, но к ее началу уже начали устаревать. Эти истребители Франции проигрывали почти по всем летным характеристикам самолетам люфтваффе, таким, как Мессершмитт. Кроме того, за 5 лет французские машины не получили более мощный двигатель, как это сделали, например. в Швейцарии. Имея множество недостатков, истребители Morane-Saulnier МS.406 производились в большом количестве.
Французские истребители Второй мировой войны Моран-Солнье MS.405/406/410
К началу Второй мировой войны самолет Morane-Saulnier МS.406 был одним из самых распространенных истребителей. Однако, его нельзя назвать слишком успешным, но несмотря на это, истребители данного типа выпускали в значительном количестве. Прочная конструкция МS.406 позволяла установить гораздо более мощный двигатель, но на "Моран" во Франции это не было реализовано, хотя, например, в Швейцарии смогли создать D-3802. А история создания французского самолета Второй мировой войны МS.406 началась в 1934 году, когда стартовал конкурс на новый одноместный истребитель, способный развивать скорость не меньше 450 км/ч и вооруженный одной-двумя 20-мм пушками.
На видео: истребитель Morane-Saulnier МS.406 в 1940 году
Участвовавший в конкурсе Моран-Солнье MS.405C1 был разработан под руководством М. Готье, и являлся монопланом с убирающимся шасси, с двигателем HS 12Y (12-цилиндровый, жидкостного охлаждения), который был приспособлен под установку пушки в развале цилиндров. Ряд технических новшеств конструкторы применили с целью снижения аэродинамического сопротивления.
На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405-01
8 августа 1935 года вышел на испытания первый прототип MS.405.01. Он был оснащен мотором HS 12Ygrs и неубирающимся шасси, что было временным явлением, и ко второму полету самолет получил штатное шасси. В январе 1936 года машину передали в Центр испытаний авиационной техники (CEMA) на официальные испытания, которые завершились в мае 1937 года. Самолет продемонстрировал хорошую управляемость, а его летные данные значительно превзошли требования. А по итогам испытаний внесли некоторые изменения в конструкцию крыла и подобрали более подходящий воздушный винт. Эту же машину - первый прототип MS.405.01 показали на авиационной выставке в Брюсселе. 14 июня 1937 года самолет прошел расстояние между Брюсселем и Парижем за 44 минуты и 15 секунд, а его средняя скорость составила 462 км/ч.
Самолет MS.406C1
Нажмите на изображение для увеличения
Испытания второго прототипа начались 20 января 1937 года. Машина имела мотор HS 12Ycrs и доработанное крыло. 29 июля 1937 года произошла катастрофа, но тем не менее самолет Моран-Солнье стал победителем конкурса (в котором участвовали почти все авиастроительные фирмы Франции, но до стадии прототипов дошли только две). Заказ на 15 предсерийных самолетов поступил в марте 1937 года, а в конце 1938 года началась поставка серийных машин. Постройкой большей части истребителей (около 90 процентов) занимался завод SNCAS в Буженэ.
Производство самолетов
Кликните на фото для увеличения
Из основных модификаций самолета нужно упомянуть:
MS.405C1 - первые три предсерийные машины; постройка с февраля 1938 года;
в мае-декабре 1938 года выпустили 12 предсерийных самолетов, которые по некоторым источникам проходят под обозначением MS.405C1, а по другим - уже, как MS.406C1. Эти машины, не все имевшие пушки, комплектовались различными двигателями, применялись для испытаний. Девятый и десятый самолет передали Швейцарии в качестве образцов для лицензионного производства;
MS.406C1 - основная модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-31, мощностью 860 л.с. В ходе серийного производства были внесены некоторые изменения, например, с октября 1939 года были усилены фюзеляж и оперение, устанавливалась бронеспинка сиденья летчика. Вооружение самолета включало 20-мм пушку HS S9, которую устанавливали до марта 1939 года, или HS 404 и два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в крыле. Всего построили 1077 самолетов данного типа, по другим данным - 1084 (в 1938 году - 27, 1939 году - 932, в 1940 году - 125);
MS.410C1 - переделывались из MS.406C1, однако не на всех машинах в полной мере были выполнены доработки, которые, в частности, включали: увеличенный запас топлива, новые консоли крыла, в которых устанавливались четыре 7,5-мм пулемета, коллиматорный прицел, реактивные выхлопные патрубки двигателей, новый не убираемый радиатор. Если к модификации MS.410C1 планировалось привести 500 самолетов, то полный объем доработок прошли около 70-75, поэтому в частях можно было встретить, например, самолеты с увеличенным запасом топлива, но со старым вооружением и пр. Кроме того, на MS.406C1 и MS.410C1 устанавливались подвесные топливные баки по 148 литров, которые плотно прилегали к нижней поверхности крыла, что позволило увеличить дальность полета до полутора тысяч километров без ухудшения летных данных. Было заказано сто комплектов баков, но в части они поступили только в 1941 году.
MS.450C1 - вариант с двигателем HS 12Y-51, с четырьмя пулеметами, с улучшенной аэродинамикой. Кардинально переработали фюзеляж, который получил работающую дюралевую обшивку вместо полотняно-фанерной. Самолет разрабатывался согласно требованиям 1937 года на новый истребитель. Построено 3 прототипа, первый из которых был облетан 14 апреля 1939 года, второй - в сентябре. MS.450C1 продемонстрировал неплохие данные: максимальная скорость - 557 км/ч, дальность полета -750 км. Но тем не менее, он уступил истребителю "Девуатин" D.520.
Изображение "кликабельно"
MS.430, MS.433, MS.435. Для подготовки пилотов было предусмотрено создание двухместного варианта. От MS.405 самолет унаследовал крыло, хвостовое оперение и шасси, фюзеляж был переделан, удлинена кабина для размещения курсанта и инструктора. Фирма предложила два варианта учебного самолета, которые оснащались звездообразными двигателями воздушного охлаждения "Гном-Рон" - GR 9 мощностью 390 л.с. (на MS.430) или GR 7К (на MS.433). Но ни один проект не был одобрен Министерством авиации. Кроме этого был разработан двухместный вариант MS.435 с более мощным GR 9Kdrs (550 л.с.), который был облетан 6 июня 1939 года. Самолет показал хорошую управляемость и неплохие летные данные (максимальная скорость - 395 км/ч). Министерство авиации заказало 60 самолетов MS.435, но ни один серийный MS.435 так и не был построен.
На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405, №11
Некоторые модификации Morane-Saulnier были созданы за границей - в Швейцарии и в Финляндии. Швейцария выпускала самолеты по лицензии, а Финляндия переделывала бывшие французские истребители:
MS.406H (D-3800) - вариант для ВВС Швейцарии с двигателем HS 12Y-77 мощностью 860 л.с. Вооружение включало: одну 20-мм пушка HS 404, два 7,65-мм пулемета FFK. Поставлено два самолета из Франции и 82 выпущено по лицензии;
MS.412 (D-3801) - дальнейшее развитие истребителя для Швейцарии с двигателем HS 12Y-51 (HS 12YS-1), 1000 л.с. Создано 207 самолетов, из которых 17 были собраны из запчастей в 1947-1948 гг. В 1944 году под этот стандарт доработаны все D-3800;
D-3802 - швейцарский вариант MS.450C1 с двигателем HS 12YS-2 мощностью 1260 л.с. На прототипе устанавливалась одна пушка HS 404 и четыре пулемета FFK, на серийных самолетах крыльевые пулеметы заменили двумя пушками HS 404; в 1944-1946 гг. построены один прототип D-3802, 12 серийных D-3802A и один D-3803 с двигателем HS 12YS-3 мощностью 1450 л.с., с каплевидным фонарем кабины;
Mörkö-Morane (Мёрко Мораани) - финская модернизация MS.406/410, установлены трофейные советские двигатели М-105П (1100 л.с.) с винтами ВИШ-61П. При этом в развале цилиндров монтировался также советский 12,7-мм пулемет БС. С августа 1943 года до конца 1944 года было модернизировано по разным данным от 15 до 40 самолетов.
В ВВС Франции истребители MS.406C1 стали поступать в 1938 году. К началу Второй мировой войны самолеты данного типа находились на вооружении 12-ти групп (573 самолета). Но к этому времени Моран-Солнье MS.406 уже не отвечал необходимым требованиям; например, немецкому истребителю Messerschmitt Bf.109E, который являлся основным противником, французский самолет проигрывал в скорости и скороподъемности. К тому же у Bf 109 за годы с 1936-го по 1939-ый мощность двигателя выросла почти в 1,5 раза, а на MS.406C1 в 1939 году мотор оставался такой же мощности, с которой летал его прототип в 1935 году. 14 истребителей MS.406C1 было потеряно во время "Странной войны" (также: "Сидячая война" - период Второй мировой войны с 3 сентября 1939 по 10 мая 1940 года на Западном фронте).
Французские MS.406C1, 1939-40 гг. (первая фото ~ 1935 год?)
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить
Во время боев в мае-июне 1940 года в полной мере проявились недостатки MS.406C1 как истребителя. К тому же из-за уязвимости двигателя жидкостного охлаждения попытки применять самолет в качестве штурмовика привели к существенным потерям. Всего за этот промежуток времени [май-июнь 1940 года] французские Morane-Saulnier записали на свой счет 189 подтвержденных и 91 предположительную победу. Группа GC III/1 имела самый лучший показатель - 30 подтвержденных и 4 предположительные победы. Однако, 150 истребителей MS.406C1 были сбиты в воздушных боях, остальные уничтожены на земле, либо брошены при отступлении - в общей сложности потери этих самолетов составили 450.
Самолеты MS.406C1 достаточно быстро были выведены из состава ВВС Виши. Они оставались только в Ливане, Индокитае, на Мадагаскаре. Около двенадцати "ливанских" MS.406C1 были захвачены англичанами. Затем, в сентябре 1941 году, эти самолеты стали основой для формирования группы "Эльзас" ВВС Свободной Франции.
ВВС Финляндии, разные самолеты 1940-42 гг.
Нажмите на фотографию для увеличения
Истребители Morane-Saulnier МS.406 достаточно активно применялись в ВВС Финляндии, которым было передано 30 единиц в декабре 1939 года. Группа Llv 28, участвовавшая в боях, с 4 февраля до окончания "зимней войны" одержала 16 подтвержденных и 4 предположительные победы, при этом собственные потери составили - 1 сбитый и 10 самолетов, поврежденных в боях, а 4 машины были разбиты во время освоения личным составом. Общее же количество самолетов данного типа [с учетом 30-ти, упомянутых выше], поставленных в Финляндию, составило 87, когда:
27 трофейных самолетов (в том числе и 11 единиц MS.410C1) было получено из Германии в 1941 году;
30 самолетов MS.406C1 было приобретено у режима Виши в 1942 году.
Финские самолеты также воевали в Южной Карелии и на Крайнем Севере. Модернизированные Mörkö-Morane несли службу и после окончания Второй мировой войны - до 1952 года.
Кроме упомянутых стран (Франция, Швейцария, Финляндия) самолеты MS.406C1 были:
у Турции - в начале 1940 года получены 30 самолетов, которые служили до 1943 года, затем заменены FW 190А;
Болгария купила у режима Виши 20 машин в 1942 году;
48 самолетов немцы передали Хорватии. Применялись для противопартизанских операций.
Италия получила 25 самолетов, которые в строй введены не были.
Источники:
K.Keskinen, K.Stenman, K.Niska "Suomen Ilmavoimien Historia - Morane-Saulnier МS.406 - Caudron с.714";
G.Botquin "The Morane Saulnier 406";
А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
Maly Modelarz "Francuski samolot mysliwski Morane-Saulnier MS-406-C1".
Turkish Aerospace Industries сообщила о завершении летных испытаний БЛА Anka
Об успешном завершении летных испытаний средневысотного БЛА большой продолжительности полета "Анка"...
Совсем недавно (7 апреля 2015 года) адмирал Гортни на брифинге в Пентагоне отметил, что российские военные самолеты придерживаются всех международных...