Бомбардировщик Liore et Olivier LeO 451
Самолет Лиор эт Оливье LeO 451 был лучшим средним бомбардировщиком Франции во Второй мировой войне. По ряду причин самолеты не смогли в полной мере реализовать свой потенциал. Но воевали очень достойно, использовались в том числе как штурмовики, при это несли серьезные потери.

Французский средний бомбардировщик Лиор эт Оливье LeO 451

Бомбардировщик LeO 451Самолет Liore et Olivier LeO 451 являлся лучшим средним бомбардировщиком Франции Второй мировой войны. Обладая неплохими летными характеристиками, самолет был способен нести приличную бомбовую нагрузку и имел потенциал для развития. В литературе иногда сравнивают скоростные показатели этого среднего бомбардировщика с известными истpебителями Франции, такими как Morane-Saulnier MS.406, Bloch MB. 150/151. Однако, по ряду причин бомбардировщик не смог в полной мере реализовать свои возможности в боях 1940 года. К обстоятельствам, не позволившим использовать весь потенциал, можно отнести позднее внедрение в производство и специфическую организацию производства и освоения новой техники в ВВС Франции. Самолет серийно производился с апреля 1939 года.

Бомбардировщики WWII

Техническая служба ВВС Франции в ноябре 1934 года выдала задание на перспективный средний бомбардировщик, способный развивать скорость 400 км/ч на высоте 4 тысячи метров с радиусом действия 700 км, имеющий бомбовую нагрузку 1200 кг. В уточненном задании экипаж был уменьшен до 4 человек (с пяти), а также введено требование установить в верхней башне 20-мм пушку, а не традиционный пулемет. Кроме того, впоследствии требования к скоростным показателям подняли до 470 км/ч.

Самолеты Liore et Olivier LeO 451
Бомбардировщики Французский бомбардировщик
Бомбардировщик Liore et Olivier LeO 451 Французский самолет
Liore et Olivier LeO 451 Бомбардировщик
Кликните на изображение для увеличения

Со своими проектами в конкурсе участвовали четыре фирмы. "Лиор эт Оливье" (Lioré et Olivier) предложила свой самолет LeO 45, разработанный под руководством П.Э. Мерсье. LeO 45 - цельнометаллический двухмоторный моноплан очень чистых аэродинамических форм с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и убирающимся шасси. 16 января 1937 года впервые совершил полет прототип LeO 45.01, который был оснащен 14-ти цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Hispano-Suiza 14АА06/07 мощностью 1080 л.с., но они имели склонность к перегреву и в целом являлись неотработанной конструкцией. Через несколько месяцев двигатели заменили на Gnome-Rhône 14N20/21 (1030 л.с.). И 21 октября 1937 года прототип с обозначением LeO 451.01 вышел на испытания, которые оказались вполне удачными, и ранее сделанные заказы на самолеты LeO 45 перевели на новый вариант LeO 451, оборудованный моторами Gnome-Rhône. В апреле 1939 года был построен первый серийный самолет. Всего же выпущено 554 самолета, из которых 452 созданы до поражения Франции, а 102 построены для правительства Виши.

Прототипы LeO 45-01
Прототипы LeO 45-01 Прототип LeO 45-01

LeO 45-01

Основной модификацией являлся LeO 451В4 с двигатели GR 14N48/49 мощностью 1140 л.с. Стрелковое вооружение включало одну 20-мм пушку в верхней установке и два 7,5-мм пулемета (неподвижный находился в носовой части фюзеляжа, подвижный - в нижней выдвижной установке). С октября 1941 года на самолеты ВВС Виши дополнительно устанавливались два 7,5-мм пулемета на одной турели с пушкой. Бомбовая нагрузка - 2000 кг: две 500-кг или пять 200-кг бомб в фюзеляжном бомбоотсеке, две 500-кг бомбы в отсеках в корневой части консолей крыла. Экипаж состоял из 4 человек.

Основные летные характеристики
Двигатели:  
тип Gnome-Rhône 14N48/49
мощность, л.с. 1140
Размах крыла, м 22,52
Длина самолета, м 17,17
Высота самолета, м 5,24
Площадь крыла, кв. м 68,0
Масса, кг:  
пустого самолета 7813
взлетная 11 400
Скорость максимальная, км/ч 495
Время набора высоты 5000 м, мин 14
Потолок, м 9000
Дальность полета с 500 кг бомб, км 2300

Liore et Olivier LeO 451

Летом 1939 года начались поставки самолетов Liore et Olivier LeO 451 в ВВС Франции. Когда страна вступила во Вторую мировую войну бомбардировщик еще только начинали осваивать. К 3 сентября Военно-воздушные силы насчитывали только десять LeO 451, из которых 5 вошли в состав экспериментальной эскадрильи, по мобилизации переданной в состав 31-й бомбардировочной эскадры. С самого начала Второй мировой эти самолеты использовались для ночных разведывательных полетов, хотя в полном составе 31-ю эскадру стали перевооружать только в декабре 1939 года.

Поставки LeO 451 в группы 12-й эскадры начались с сентября 1939 года. Это подразделение долго оставалось единственным, полностью вооруженным новыми бомбардировщиками. На 10 марта строевые части располагали 59 самолетами LeO 451В4, из которых 36 бомбардировщиков были в 12-й эскадре, а остальные находились в четырех других. В бомбардировочных группах на момент начала германского блицкрига находились 94 LeO 451, из которых исправными были только 54 самолета. Полностью укомплектованными этими бомбардировщиками были лишь группы GB I/12, GB II/12, GB I/31, а в стадии перевооружения - еще пять.

Самолеты Liore et Olivier LeO
Бомбардировщик LeO 451Т
Нажмите на изображение, чтобы увеличить

11 мая состоялся первый боевой вылет LeO 451, в тот день 10 машин 12-й эскадры атаковали моторизованную колонну врага у Маастрихта. Самолеты, зайдя на цель на высоте 500-600 м, попали под сильный зенитный огонь. Один бомбардировщик был сбит, другие получили повреждения. По причине нехватки штурмовиков в ВВС Франции, LeO 451 в дальнейшем также участвовали в атаках колонн противника с малых высот, при этом несли большие потери. 16 мая 26 LeO 451 бомбили моторизованную дивизию, заправлявшуюся в Монкорне. Тогда потери составили 4 самолета, но врагу был причинен значительный урон.

21 мая 12-я и 31-я эскадры были выведены в тыл с целью переформирования. 25 мая боевые вылеты LeO 451 возобновились и GB I/11 провела бомбежку района южнее Бопама с малой высоты - это было первое задание группы. 28 мая возвратились на фронт 12-я и 31-я эскадры, а 1 июня их перевели с северного участка фронта на восточный. Через два дня ночной налет на Аугсбург и Мюнхен сорвался из-за плохой погоды. Бомбардировщики LeO 451 опять возвратились к дневным операциям, стремясь хоть как-то улучшить положение своих сухопутных войск.

Лиор эт Оливье LeO 451

14 июня 1940 года был отдан приказ об эвакуации в Северную Африку, но несмотря на это 12-я и 31-я эскадры оставались в метрополии, продолжая выполнять боевые вылеты. Самолеты 11-й эскадры ночью на 14 июня бомбили объекты в Италии, после чего перелетели в Тунис и производили налеты на Италию (крайний был 23 июня, когда четыре LeO 451 бомбили Палермо). Перед перемирием LeO 451 сделали еще один боевой вылет, совершив налет 24 июня на мосты в Сол-Бреназ и Кулозе. К 25 июня потери LeO 451 составили около 130 самолетов, с учетом уничтоженных на земле. На тот период в метрополии были 183 самолета этого типа, из которых около 45 - в боевых частях (эскадры 12 и 31), в Северной Африке - 135, из них в боевых частях находилось около 60 машин. Семь групп LeO 451 осталось в составе ВВС Виши.

24 сентября 1940 года бомбардировщики из GB I/11, GB I/25 и 2-х групп 23-й эскадры участвовали в налете на Гибралтар. В июне 1941 года группы GB I/12, GB I/31 и GB I/25 перевели в Сирию, где они участвовали в боях против английских войск и голлистов (голлизм - французская политическая идеология, основанная на идеях и действиях генерала де Голля). За время кампании бомбардировщики LeO 451 сделали 855 боевых вылетов, из которых большинство в дневное время. Потери составили 29 самолетов.

Самолеты

Затем производство LeO 451 было возобновлено, и к ноябрю 1942 года у ВВС Виши было 10 групп с этими самолетами. Во время высадки союзников в Северной Африке было сбито 11 LeO 451. Большинство частей LeO 451 в Алжире и Марокко вошли в состав ВВС Свободной Франции. Они в основном эксплуатировались как транспортные, но самолеты групп GB I/25 и GB II/25 совершили около 60 ночных налетов на цели в Тунисе, сбросив около 100 тонн бомб, в период с 24 февраля по 25 апреля 1943 года.

28 ноября 1942 года после того, как немцы заняли неоккупированную часть Франции, их трофеями стали 94 LeO 451. Некоторые машины передали Италии, и попав на вооружение в 51-ю бомбардировочную группу (которая в июне она начала переучивание на Junkers Ju 88), LeO 451 возвратили немцам. Тогда машины были переделаны в транспортные и под обозначением LeO 451Т использовались до завершения войны.

После окончания Второй мировой войны часть LeO 451 переоборудовали другими двигателями и применяли во вспомогательных целях. Некоторые из самолетов летали до 1957 года.

LeO 451 в полете

Источники:

  • Raymond Danel "Liore et Olivier LeO 45 Series";
  • А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
  • Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945;
  • LEMB. LeO 451 & LeO 455 in Luftwaffe service.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Пикирующий бомбардировщик "Юнкерс" Ju 87. Создание. Развитие. Применение.
(нем. Sturzkampfflugzeug - пикирующий бомбардировщик) Юнкерс Ю-87 (нем. название "штука", русское прозвище "лаптёжник", "лапоть", "лапотник") Лишь несколько самолетов когда-либо наводили такой...
Планер-истребитель DVL
DVL - Deutsches Versuchsanstalt fur Luftfahrt. Одним из самых крупных научных центров Германии - авиационным институтом DVL (немецкий НИИ авиации) в...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме