|
Штурмовики Breguet Br.691, 693, 695
|
Французские штурмовики Бреге Br.691/693/695 изначально создавались, как истребители. Но даже после переделки в самолет-штурмовик, он доказал свою состоятельность и превзошел конкурентов по многим характеристикам. Эти самолеты использовались во Второй мировой войне, правда, неся серьезные потери.
Французские самолеты Второй мировой войны Бреге Br.691/693/695
Самолет, изначально разрабатывавшийся как трехместный двухмоторный истребитель (Br.690), впоследствии был переделан в двухместный штурмовик. Серийно строился в период с мая 1939 года по июнь 1940 года; в общей сложности, учитывая все модификации, выпущено 386 машин. Опыт боевого применения самолетов семейства Вr.691/693/695, начиная с 12 мая 1940 года во время Битвы за Францию, доказал полезность штурмовиков в бою. Однако, проблемным был вопрос двигателей: моторы Hispano-Suiza оказались очень ненадежными, Gnome-Rhône, оптимизированные для средних высот, не соответствовали по высотным характеристикам, а американские двигатели привели к снижению скоростных характеристик.
Согласно требованию ВВС Франции на двухмоторный трехместный тяжелый истребитель, под руководством Ж. Рикара (Georges Ricard) с 1934 года началась разработка самолета в КБ фирмы Breguet Aviation (также известной как Société des Ateliers d'Aviation Louis Bréguet). Ж. Рикар создал компактный цельнометаллический среднеплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси; машина получила обозначение Вr.690. Вооружение самолета, оснащенного моторами Hispano-Suiza 14АВ02/03 (680 л.с.), включало две 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа и 7,5-мм пулемет на верхней установке.
Из участвовавших в конкурсе самолетов пяти фирм, победил Potez 630 (тяжелый истребитель), а постройка прототипа Breguet Вr.690.01 замедлилась, начавшись в 1935 году. В то время техническая служба ВВС проводила изучение потенциальных требований к самолету-штурмовику, но Рикар с самого начала учитывал возможность выполнения своим самолетом подобных задач. Таким образом, работы были продолжены, а самолет Breguet должен был стать двухместным штурмовиком.
Breguet Вr.690-01
23 марта 1938 года поднялся в воздух прототип Вr.690.01 в истребительном варианте, продемонстрировав полное превосходство над Potez 630 по летным данным, а также - отличную маневренность и хорошую управляемость. В июне поступил заказ на сто штурмовиков, а фирма начала подготовку серийного производства. 22 марта 1939 года впервые поднялся в небо прототип штурмового варианта Br.691.01, а 5 мая был построен первый серийный самолет.
Breguet
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
Основные модификации самолета:
- Вr.691АВ2 - с 14-ти цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Hispano-Suiza HS 14АВ10/11 мощностью 725 л.с. Стрелковое вооружение состояло из одной 20-мм пушки и двух 7,5-мм пулеметов в носовой части; кроме того один пулемет находился на верхней установке и один - в подфюзеляжной неподвижной установке, стреляющий назад-вниз. Масса бомбовой нагрузки равна 400 кг (восемь 50-кг бомб в бомбоотсеке). Экипаж - 2 человека.
- Вr.693АВ2 - с двигателями Gnome-Rhône 14М6/7 (700 л.с.). Стрелковое и бомбовое вооружение, как у Br.691.
- Вr.695АВ2 - c двигателями Pratt & Whitney R-1535-SB4-G (825 л.с.). Стрелковое и бомбовое вооружение аналогично Br.691.
Основные характеристики
|
Br.691АВ2 |
Двигатели: |
|
тип |
Hispano-Suiza 14АВ10/11 |
мощность, л.с. |
725 |
Размах крыла, м |
13,37 |
Длина самолета, м |
9,67 |
Высота самолета, м |
3,19 |
Площадь крыла, кв. м |
29,62 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
3100 |
максимальная взлетная |
5000 |
Скорость максимальная, км/ч |
480 |
Время набора высоты |
|
4000 м, мин |
7 |
Потолок, м |
8500 |
Дальность полета, км |
|
Основные характеристики
|
Вr.693АВ2 |
Двигатели: |
|
тип |
Gnome-Rhône 14М6/7 |
мощность, л.с. |
700 |
Размах крыла, м |
13,37 |
Длина самолета, м |
9,67 |
Высота самолета, м |
3,19 |
Площадь крыла, кв. м |
29,62 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
3010 |
максимальная взлетная |
4900 |
Скорость максимальная, км/ч |
490 |
Время набора высоты |
|
4000 м, мин |
7,2 |
Потолок, м |
7800 |
Дальность полета, км |
1350 |
Эскадрилья GBA I/54 первой приступила к переходу на Вr.691 в октябре 1939 года, в ноябре началось перевооружение второй группы 54-й эскадры, а в начале 1940 года - 51-й эскадры. Поставки Breguet Вr.693 начались в апреле. По причине задержек с поставками оборудования, перевооружение на новые самолеты шло ниже запланированного темпа, а на вооружение ВВС реально поступило меньше самолетов, чем было построено (Вr.693 - 106 самолетов, Вr.695 - 33). До июня 1940 года самолеты Breguet состояли на вооружении пяти групп, четыре из которых (GBA I/54 и GBA II/54 в составе 18-го групмента, a GBA I/51 и GBA II/51 - 19-го групмента) участвовали в боевых действиях. А начавшая перевооружение в марте 1940 года GBA II/35, находилась в резерве. На 10 мая в строю числилось 19 Вr.691 и 38 Вr.693.
Breguet Вr.693
Первый боевой вылет штурмовиков Breguet состоялся 12 мая 1940 года во время атаки колонн противника у Тонжерна. Французские самолеты из GBA I/54 были встречены сильным зенитным огнем, в результате чего из 11 штурмовиков, выполнявших задание, вернулись только два, один из которых, получив сильнейшие повреждения, ремонту не подлежал. В группе GBA II/54 в тот день потерь было меньше: один самолет из семи, участвовавших в бою. 19-й групмент в то время еще завершал освоение Вr.693, и к боевым действиям приступил 20 мая, когда 14 штурмовиков атаковали врага в районе Арраса.
И в последствии главной задачей штурмовых групп оставались атаки колонн войск противника. Оптимальным способом боевого применения штурмовиков Breguet, позволившим снизить потери, стала атака с пикирования под углом около 45° со сбросом бомб на высоте примерно 300 метров, при подходе к цели на бреющем полете. Потери французских ВВС были серьезными, так до поражения Франции 18-й и 19-й групаменты, выполнив примерно 500 самолето-вылетов, потеряв 47 самолетов. 22 июня 1940 года состоялись последние боевые вылеты. В основном в боях участвовали штурмовики Вr.693, но в июне также отмечалось использование Вr.695 (группа GBA II/54).
Штурмовики "Бреге" воевали до последнего дня кампании, чем отличались от большинства других самолетов, эвакуация которых в Северную Африку началась с 17 июня. Только три Вr.693 были передислоцированы в Северную Африку. Самолеты, которые остались, вошли в состав ВВС Виши, сохранивших две штурмовые группы - GBA I/51 и GBA II/54, где кроме Вr.693 находились несколько Вr.695. Эти самолеты стали трофеями Германии, когда неоккупированная зона Франции была занята немцами в ноябре 1942 года. Затем штурмовики "Бреге" передали ВВС Италии, где по имеющейся информации, их использовали, как учебно-тренировочные.
Источники:
- Les AILES de GLOIRE №1 - Breguet 690, 691, 693, 695, 700;
- А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|