Штурмовики Breguet Br.691, 693, 695
Французские штурмовики Бреге Br.691/693/695 изначально создавались, как истребители. Но даже после переделки в самолет-штурмовик, он доказал свою состоятельность и превзошел конкурентов по многим характеристикам. Эти самолеты использовались во Второй мировой войне, правда, неся серьезные потери.

Французские самолеты Второй мировой войны Бреге Br.691/693/695

ШтурмовикСамолет, изначально разрабатывавшийся как трехместный двухмоторный истребитель (Br.690), впоследствии был переделан в двухместный штурмовик. Серийно строился в период с мая 1939 года по июнь 1940 года; в общей сложности, учитывая все модификации, выпущено 386 машин. Опыт боевого применения самолетов семейства Вr.691/693/695, начиная с 12 мая 1940 года во время Битвы за Францию, доказал полезность штурмовиков в бою. Однако, проблемным был вопрос двигателей: моторы Hispano-Suiza оказались очень ненадежными, Gnome-Rhône, оптимизированные для средних высот, не соответствовали по высотным характеристикам, а американские двигатели привели к снижению скоростных характеристик.

Штурмовик Breguet

Согласно требованию ВВС Франции на двухмоторный трехместный тяжелый истребитель, под руководством Ж. Рикара (Georges Ricard) с 1934 года началась разработка самолета в КБ фирмы Breguet Aviation (также известной как Société des Ateliers d'Aviation Louis Bréguet). Ж. Рикар создал компактный цельнометаллический среднеплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси; машина получила обозначение Вr.690. Вооружение самолета, оснащенного моторами Hispano-Suiza 14АВ02/03 (680 л.с.), включало две 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа и 7,5-мм пулемет на верхней установке.

Штурмовики

Из участвовавших в конкурсе самолетов пяти фирм, победил Potez 630 (тяжелый истребитель), а постройка прототипа Breguet Вr.690.01 замедлилась, начавшись в 1935 году. В то время техническая служба ВВС проводила изучение потенциальных требований к самолету-штурмовику, но Рикар с самого начала учитывал возможность выполнения своим самолетом подобных задач. Таким образом, работы были продолжены, а самолет Breguet должен был стать двухместным штурмовиком.

Прототип штурмовика

Breguet Вr.690-01

23 марта 1938 года поднялся в воздух прототип Вr.690.01 в истребительном варианте, продемонстрировав полное превосходство над Potez 630 по летным данным, а также - отличную маневренность и хорошую управляемость. В июне поступил заказ на сто штурмовиков, а фирма начала подготовку серийного производства. 22 марта 1939 года впервые поднялся в небо прототип штурмового варианта Br.691.01, а 5 мая был построен первый серийный самолет.

Breguet
Breguet Br.690 Breguet Br.693
Кликните на изображение для увеличения

Основные модификации самолета:

  • Вr.691АВ2 - с 14-ти цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Hispano-Suiza HS 14АВ10/11 мощностью 725 л.с. Стрелковое вооружение состояло из одной 20-мм пушки и двух 7,5-мм пулеметов в носовой части; кроме того один пулемет находился на верхней установке и один - в подфюзеляжной неподвижной установке, стреляющий назад-вниз. Масса бомбовой нагрузки равна 400 кг (восемь 50-кг бомб в бомбоотсеке). Экипаж - 2 человека.
  • Вr.693АВ2 - с двигателями Gnome-Rhône 14М6/7 (700 л.с.). Стрелковое и бомбовое вооружение, как у Br.691.
  • Вr.695АВ2 - c двигателями Pratt & Whitney R-1535-SB4-G (825 л.с.). Стрелковое и бомбовое вооружение аналогично Br.691.

Штурмовик Breguet

Br.691АВ2

Основные характеристики
  Br.691АВ2
Двигатели:  
тип Hispano-Suiza 14АВ10/11
мощность, л.с. 725
Размах крыла, м 13,37
Длина самолета, м 9,67
Высота самолета, м 3,19
Площадь крыла, кв. м 29,62
Масса, кг:  
пустого самолета 3100
максимальная взлетная 5000
Скорость максимальная, км/ч 480
Время набора высоты  
4000 м, мин 7
Потолок, м 8500
Дальность полета, км  

Вr.693АВ2

Основные характеристики
  Вr.693АВ2
Двигатели:  
тип Gnome-Rhône 14М6/7
мощность, л.с. 700
Размах крыла, м 13,37
Длина самолета, м 9,67
Высота самолета, м 3,19
Площадь крыла, кв. м 29,62
Масса, кг:  
пустого самолета 3010
максимальная взлетная 4900
Скорость максимальная, км/ч 490
Время набора высоты  
4000 м, мин 7,2
Потолок, м 7800
Дальность полета, км 1350

Штурмовик Breguet

Эскадрилья GBA I/54 первой приступила к переходу на Вr.691 в октябре 1939 года, в ноябре началось перевооружение второй группы 54-й эскадры, а в начале 1940 года - 51-й эскадры. Поставки Breguet Вr.693 начались в апреле. По причине задержек с поставками оборудования, перевооружение на новые самолеты шло ниже запланированного темпа, а на вооружение ВВС реально поступило меньше самолетов, чем было построено (Вr.693 - 106 самолетов, Вr.695 - 33). До июня 1940 года самолеты Breguet состояли на вооружении пяти групп, четыре из которых (GBA I/54 и GBA II/54 в составе 18-го групмента, a GBA I/51 и GBA II/51 - 19-го групмента) участвовали в боевых действиях. А начавшая перевооружение в марте 1940 года GBA II/35, находилась в резерве. На 10 мая в строю числилось 19 Вr.691 и 38 Вr.693.

Breguet Вr.693

Breguet Вr.693

Первый боевой вылет штурмовиков Breguet состоялся 12 мая 1940 года во время атаки колонн противника у Тонжерна. Французские самолеты из GBA I/54 были встречены сильным зенитным огнем, в результате чего из 11 штурмовиков, выполнявших задание, вернулись только два, один из которых, получив сильнейшие повреждения, ремонту не подлежал. В группе GBA II/54 в тот день потерь было меньше: один самолет из семи, участвовавших в бою. 19-й групмент в то время еще завершал освоение Вr.693, и к боевым действиям приступил 20 мая, когда 14 штурмовиков атаковали врага в районе Арраса.

Breguet Вr.693

И в последствии главной задачей штурмовых групп оставались атаки колонн войск противника. Оптимальным способом боевого применения штурмовиков Breguet, позволившим снизить потери, стала атака с пикирования под углом около 45° со сбросом бомб на высоте примерно 300 метров, при подходе к цели на бреющем полете. Потери французских ВВС были серьезными, так до поражения Франции 18-й и 19-й групаменты, выполнив примерно 500 самолето-вылетов, потеряв 47 самолетов. 22 июня 1940 года состоялись последние боевые вылеты. В основном в боях участвовали штурмовики Вr.693, но в июне также отмечалось использование Вr.695 (группа GBA II/54).

Breguet Вr.695

Штурмовики "Бреге" воевали до последнего дня кампании, чем отличались от большинства других самолетов, эвакуация которых в Северную Африку началась с 17 июня. Только три Вr.693 были передислоцированы в Северную Африку. Самолеты, которые остались, вошли в состав ВВС Виши, сохранивших две штурмовые группы - GBA I/51 и GBA II/54, где кроме Вr.693 находились несколько Вr.695. Эти самолеты стали трофеями Германии, когда неоккупированная зона Франции была занята немцами в ноябре 1942 года. Затем штурмовики "Бреге" передали ВВС Италии, где по имеющейся информации, их использовали, как учебно-тренировочные.

Источники:

  • Les AILES de GLOIRE №1 - Breguet 690, 691, 693, 695, 700;
  • А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Где пройдет международный "Авиадартс–2015"?
Ранее сообщалось, что место проведения соревнований "Авиадартс", которые проходили на полигоне "Погоново" в Воронежской области, может быть перенесено на полигон...
Фокке-Вульф Fw 189 "Уху"
Тактический разведчик и корректировщик Focke-Wulf Fw 189 Uhu Летающий глаз вермахта. Основным тактическим разведчиком люфтваффе в 30-е годы был двухместный грузный подкосный...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме