Пикирующий бомбардировщик Loire Nieuport LN.401/411
|
Одноместный пикирующий бомбардировщик Луар-Ньюпор LN.401/411
Одноместный французский пикирующий бомбардировщик корабельного базирования Луар-Ньюпор LN.401/411 серийно производился с мая 1939 года. Начал поступать на вооружение морской авиации с ноября 1939 года. Нельзя не признать, что LN 411 были полезны Франции, как и то, что пикировщики LN.401 и LN.411 не были удачными самолетами. В основном это утверждение связано с малой мощностью силовой установки и, как следствие - низкими скоростными данными самолетов, а также малой боевой нагрузкой. Существует мнение, что эти пикирующие бомбардировщики Второй мировой войны могли бы конкурировать с самолетами люфтваффе Юнкерс Ju 87 "Штука", но не стали основными самолетами поля боя по причине различных детских болезней и недоверия со стороны командования ВВС.
Ньюпор (Nieuport), позднее Ньюпор-Деляж (Nieuport-Delage) - французская авиастроительная компания, существовавшая в период с 1902 - 1932 годы. До Первой мировой войны производила гоночные самолеты, во время и после войны - истребители. Затем компания стала Loire-Nieuport, а позже полностью исчезла в SNCAO. Итак, фирма "Луар-Ньюпор" с 1932 года в инициативном порядке разрабатывала палубный пикирующий бомбардировщик для французского флота. Работы возглавлял М. Пильон, который последовательно создал несколько опытных машин, из которой первой стала Ni. 140 (LN.140), проходившая испытания с марта 1935 года.
Двухместный одномоторный самолет напоминал самолет люфтваффе Junkers Ju 87 (модификация А), имеющего характерные обтекатели неубирающегося шасси и крыло типа "обратная чайка". По итогам испытаний было принято решение модифицировать LN.140, оборудовав полуубирающимся шасси. Самолет, получивший обозначение LN.40, "получил" от предшественника крыло, а фюзеляж - от опытного истребителя Ni. 161. В качестве силовой установки использовали 12-ти цилиндровый мотор жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xcrs (690 л.с.). Уже одноместный пикировщик впервые поднялся в воздух в июне 1938 года, а в результате испытаний выявилась необходимость увеличить площадь вертикального оперения, что и было выполнено, добавив на концы стабилизатора килевые шайбы.
Пикирующие бомбардировщики Loire Nieuport
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
В сентябре 1938 года были возобновлены летные испытания модифицированного самолета. На тот момент времени флот уже сделал заказ на 6 предсерийных машин, который затем дополнили контрактом на 36 серийных самолетов LN.401. Военно-воздушные силы Франции, которые пребывали под впечатлением успешного использования в Испании германских Sturzkampfflugzeug (Sturzkampfbomber, или Sturzbomber bezeichnet, или, Stuka - Юнкерс Ju 87 "Штука"), также проявили интерес, сделав заказ на 40 LN.411. В мае 1939 года начались поставки, а последующие контракты довели общий объем заказов до 152 самолетов, но реально построено менее 100, с учетом 24 самолетов LN.401 и LN.411, созданных для авиации Виши.
Основные модификации:
- LN.401 - палубный пикировщик. Оборудован двигателем HS 12Xcrs мощностью 690 л.с. Стрелковое вооружение включало одну 20-мм пушку, стреляющую через вал винта, два 7,5-мм синхронных пулемета. Бомбовая нагрузка - 225 кг (максимальная - до 500 кг). Экипаж состоял из одного человека. Построено 15 самолетов до июня 1940 года и еще несколько в рамках партии из 24 машин для ВВС Виши.
- LN.411 - вариант для ВВС, имевший отличия от LN.401 в виде нескладывающегося крыла, отсутствия посадочного крюка и надувных поплавков для аварийной посадки на воду. Создано 57 самолетов до июня 1940 года и некоторое количество для авиации Виши.
Основные характеристики Loire Nieuport LN.401
Двигатель: |
|
тип |
Hispano-Suiza 12Xcrs |
мощность, л.с. |
690 |
Размах крыла, м |
14,0 |
Длина самолета, м |
9,75 |
Высота самолета, м |
3,5 |
Площадь крыла, кв. м |
24,76 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2135 |
взлетная |
2823 |
Скорость максимальная, км/ч |
381 |
Потолок, м |
9500 |
Дальность полета, км |
1200 |
В ноябре 1939 года первые LN.401 были приняты флотом, а Военно-воздушные силы уже решили отказаться от своих LN.411, так как считали их летные характеристики слишком низкими - такие машины тоже поставлялись морской авиации. Самолеты поступили на вооружение в эскадрильи АВ2 и АВ4, которые базировались на берегу, по той причине, что единственный французский авианосец "Беарн" (Bearn) использовался в качестве авиатранспорта для доставки самолетов, закупленных в Соединенных Штатах (французский авианосец построен из незаконченного корпуса линкора типа "Нормандия", участвовал во Второй мировой войне, после капитуляции Франции в 1940 году ушел на Мартинику, где был блокирован английским флотом; в 1943 году сдан Великобритании; списан в 1949 году).
В составе эскадрильи АВ2 по состоянию на 10 мая 1940 года насчитывалось десять LN.401, а в АВ4 - двенадцать самолетов LN.411. Эскадрилья АВ2, принимавшая участие в боях с первых дней германского блицкрига, совершала боевые вылеты в районе Вальхерена и Бевеландских островов. С 17 мая к ним присоединились самолеты АВ4. Обе эскадрильи 19 мая атаковали перекресток дорог в Берленоне, когда в налете участвовали 20 пикирующих бомбардировщиков, из которых 10 были сбиты, а остальные повреждены. Каждая эскадрилья к 22 мая имела по 5 самолетов, но в боях против вермахта они уже не участвовали, т.к. большинство наземного персонала попало в плен.
Самолеты передислоцировали на юг Франции. Впоследствии они сделали несколько вылетов на разведку итальянского побережья. 14 июня пикирующие бомбардировщики прикрывали с воздуха французские корабли, обстреливавшие Геную, а 18 июня участвовали в ночном налете на порт Империя. 25 июня пикировщики перевели в Северную Африку. В составе авиации Виши эти пикировщики не использовались, однако была выпущена дополнительная партия LN.401 и LN.411.
Источники:
- Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
- А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- French Aircraft of World War II;
- Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Loire Nieuport LN-411.