Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Боевое применение самолетов P-Z
Советские самолеты P-Z активно применялись в боевых действиях в Испании, у озера Хасан, в Польше, а также в Финляндии. Будучи сняты с производства, эти самолеты приняли участие и в Великой Отечественной войне. В авиации не хватало самолетов и пилотов, поэтому P-Z применяли для выполнения различных заданий, но они заведомо уступали самолетам люфтваффе, от которых несли большие потери.
Содержание
Боевое применение самолетов P-Z
Финляндия и Великая Отечественная

Самолет P-Z Самолеты Р-Зет первой в январе 1936 года получила 43-я (бывшая 452-я) авиабригада в Харькове, где проходили войсковые испытания. Однако, лишь в конце мая - начале июня начали осуществлять поставку в крупных масштабах заменяя ими самолеты Р-5 и Р-5Ш. 34-я дальнеразведывательная эскадрилья в Монино полностью перешла на них с июня. В августе самолеты P-Z впервые приняли участие в учениях. Десять самолетов 90-й авиабригады, базировавшейся в Ржеве, были привлечены к маневрам Московского военного округа. 14 августа произошла первая катастрофа в 43-й бригаде - самолет, который летел на высоте 450 метров, загорелся и упал на землю. Экипаж погиб. Позже было установлено, что сломался коленчатый вал мотора, который перебил бензопровод.

Вначале при перевооружении предпочтение отдавалось легкобомбардировочным частям, но позже P-Z стали поступать и в войсковую авиацию в качестве ближних разведчиков. В сентябре 1936 года их начали получать 15, 18-й и 92-й авиаотряды в сентябре 1936 года.

Самолет P-Z

На 1 октября укомплектованность частей новой техникой составила 82% от штатной. Стоит подчеркнуть, что летный и технический состав был не особенно рад переходу с самолетов Р-5 на Р-Зет, который был гораздо сложнее в пилотировании, его описывали как "капризный и неуклюжий". Уменьшение площади плоскостей ухудшило маневренность самолета и характеристики планирования. Многие жаловались на неудобство кабин, особенно задней, а также плохой обзор. Летом моторы М-34Н перегревались, зимой - переохлаждались, из них выбивало масло. Процент небоеспособных самолетов в частях, вооруженных Р-Зет, был значительно выше, чем в оснащенных Р-5 и ССС. Летчики сообщали о плохой приемистости - двигатель медленно набирал обороты, а при резком движении сектором газа мог и заглохнуть.

На 1 января 1937 года в ВВС РККА числилось 865 P-Z, из них 480 в строевых частях. К весне их стало еще больше. Например, в Харьковском военном округе на 1 марта имелось 118 машин. Четыре разведывательных эскадрильи там полностью перешли на P-Z. Вначале были довольно часты аварии. Последние партии самолетов поступили в строевые части приблизительно через полгода после прекращения серийного производства, в середине 1938 года.

В Испании

В конце 1935 года впервые рассматривался вопрос о поставке Р-Зет на экспорт, когда вышла первая серия. Правительство Турции попросило СССР продать 20-30 легких бомбардировщиков, однако самолеты P-5 их не устраивали. Турецкий запрос был отвергнут, т.к. планировалось оснастить новыми самолетами P-Z наши ВВС. Через два года Р-Зет попали за границу во время гражданской войны в Испании. Предполагалось использовать новые самолеты, но отправить все P-Z (количество увеличили вдвое) было невозможно. И 107-й авиабригаде в Серпухове предписали сдать и упаковать 12 своих самолетов. В итоге 50 машин отгрузили со склада в Рогани и 12 - с завода.

P-Z

В середине марта первые самолеты уже были в Испании, укомплектовав 20-ю авиагруппу, состоявшую сначала из двух, а потом из трех эскадрилий. Каждая из них получила по 12 P-Z, названых испанцами "Наташа". Остальные остались в резерве. Экипажи были набраны из испанской морской авиации, т.к. у них была хорошая подготовка. Командовал группой русский - Котов, а командиры эскадрилий все были испанцами. В процессе переподготовки случилось три аварии, но во всех случаях самолеты удалось отремонтировать.

Во время сражения в Гвадалахаре впервые бросили в бой 20-ю группу. В известном разгроме итальянской моторизованной дивизии на Французском шоссе они не участвовали, но зато много работали под Бриуэгой. Первый боевой вылет состоялся 12 марта, когда еще итальянцы наступали, а самая большая активность была после 18 марта, когда республиканцы перешли в контрнаступление.

Самолеты P-Z действовали достаточно успешно в условиях временно достигнутого республиканскими ВВС превосходства. Летали днем, бомбили по одиночно, тщательно прицеливаясь. Итальянские механизированные части в условиях гор были привязаны к дорогам, и были хорошими мишенями для бомбардировщиков. Части противника не могли развернуть достаточно эффективной системы ПВО, и весь первый месяц у P-Z потерь не было.

На 12 апреля 1937 года в 20-й группе были три эскадрильи: в Мадриде - 14 самолетов, в Минаресе - 9 и в Вилья-Франка-де-Лос-Кабаньерос - 9. "Зеты" применялись как легкие дневные бомбардировщики, действовавшие по целям у линии фронта или в ближайшем тылу противника. В основном они бомбили пехоту, артиллерию и обозы, иногда железные и автомобильные дороги и заводы. Так, 23 апреля пятерка Р-Зет под прикрытием шести истребителей И-15 совершила вылет на бомбометание по войскам противника в Каталонии, в 11 км от Теруэля. На 25 апреля в строю имелось 25 исправных Р-Зет и шесть в ремонте. Значительно реже летали на разведку или патрулирование над морем. Например, 1 мая P-Z прикрывали пароход, идущий с военными грузами.

Самолет

Сборку еще одной партии Р-Зет, поступивших из СССР закончили 9 мая. Прибытие новой техники дало возможность сформировать 50-ю отдельную эскадрилью. На 31 мая 28 самолетов P-Z, из которых были исправными 21, находились на аэродроме Вилья-Франка, 31 (30 исправных) - в Аргамасилье. Все лето 1937 года самолеты P-Z активно применялись на фронте, причем в отличие от ССС, продолжали летать днем как легкие бомбардировщики. В качестве разведчиков их не применяли, понимая уязвимость этих бипланов от истребителей. Самолеты начали нести потери. P-Z оказался уязвимым по отношению к зенитным средствам даже малых калибров. При поврежденном двигателе вынужденная посадка обычно приводила к поломке шасси. 2 июня один "зет" был подбит и сгорел при вынужденной посадке.

Истребители противника действовали активно. Так, 11 июня две пары "зетов" производили разведку близ линии фронта. Последняя пара была перехвачена "фиатами" и сбита. Один самолет упал на территории противника, второй дотянул до своих и совершил вынужденную посадку. При полетах большими группами P-Z отбивались от итальянских "фиатов" достаточно успешно. Традиционным приемом борьбы с ними было смыкание в плотный "клин" или "клин звеньев" и разгон на пологом пикировании. При этом все стрелки сосредотачивали огонь на головной машине противника, потом на следующей и так далее. 15 июня 1937 года таким образом сбили CR.32, атаковавший звено P-Z на отходе от цели. Кроме того, республиканские бомбардировщики обычно сопровождались истребителями И-15 из расчета один к одному. 7 июля 27 самолетов 20-й группы с прикрытием из 21 истребителя бомбили войска в районе Махадаонде, в ходе воздушного боя был сбит один "фиат".

Опасным противником для P-Z были немецкие истребители Мессершмитт Bf 109В, которые 9 июля 1937 года они сбили под Брунете сразу четыре P-Z. Испанцы обычно летали на задания группами, включавшими от 3 до 15 P-Z. Бомбили с горизонтального полета в зависимости от интенсивности зенитного огня с высоты 400 - 1000 м . В плохую погоду иногда сбрасывали бомбы даже со 150 - 200 м. Многие документы отмечают высокую точность бомбометания с "зетов", особенно при работе большими группами. Вероятно, самый крупный налет был 20 июня, когда 35 Р-Зет одновременно атаковали южные окраины Уэски. 11 июля совершили 80 самолето-вылетов, в это время в наличии имелось около 60 машин. В этот же день "«зеты" сами атаковали вражеские бомбардировщики. Хотя они никого не сбили, но нарушили строй "юнкерсов", поспешно сбросивших бомбы.

24 августа был большой успех.20-я группа совершила налет на аэродром в Сарагосе, уничтожив семь самолетов противника.

Самолет P-Z

Все 46, оставшихся у республиканцев P-Z, в конце сентября были сведены в четыре эскадрильи 30-й группы. Из-за потерь число советских бипланов постоянно уменьшалось, в частности, из-за аварий. За первую половину 1938 года ремонтники смогли существенно пополнить авиапарк на фронте: в январе насчитывалось 29 боеспособных машин, в мае - 44. С 25 июля 1938 года почти все республиканские самолеты отправили в Каталонию, где началась битва у реки Эбро. Туда перелетела и одна из эскадрилий "зетов". Позже их применяли в основном на второстепенных участках фронта, поскольку республиканская авиация численно значительно уступала противнику. На Центральном фронте осталось девять СБ, три эскадрильи "зетов" (28 самолетов), а также девять "грумманов" и шесть ССС. Р-Зет там летали без прикрытия, реже - с сопровождением И-15.

К концу лета 1938 года, после боев под Теруэлем и на реке Эбро, у республиканцев оставалось 32-33 исправные машины. Осенью благодаря ремонтникам положение немного поправилось. На 1 октября числилось 40 "зетов" (все боеспособны), из них 11 в Каталонии и 29 - на Центральном фронте. 23 декабря 1938 года стал черным днем для испанских P-Z: группа бомбардировщиков встретилась с большим количеством итальянских истребителей, сбивших сразу девять машин, из которых четыре позже удалось восстановить. В 1938 году среднемесячные потери "зетов" составляли около 5%, безвозвратные - примерно половина от этого. Средний срок боевой службы Р-Зет оказался около 600 дней (СБ жил 172 дня). Это объясняется тем, что их редко применяли на важных участках фронта в активных операциях. В январе 1939 года война вошла в свою критическую фазу и пришлось летать часто, не считаясь с потерями. С окончанием гражданской войны две эскадрильи P-Z (20 самолетов) сдались франкистам в Баррахасе, а одна (13 машин) перелетела в Алжир и была интернирована французами. Вместе с возвращенными французскими властями машинами послевоенные испанские ВВС получили в общей сложности 36 P-Z в различном состоянии. Ими оснастили авиагруппу, дислоцировавшуюся в начале 1940-х гг. в Марокко.

Озеро Хасан

В строевых частях ВВС на 1 января 1938 года находился 751 Р-Зет, которыми были укомплектованы легкобомбардировочные и разведывательные эскадрильи, а также отряды войсковой авиации. Структура ВВС летом 1938 года претерпела значительные изменения. Основной структурной единицей стал полк, состоявший из 4-5 эскадрилий по 12 самолетов. Прежние отряды превращались в отдельные эскадрильи.

В этот период произошел вооруженный конфликт у озера Хасан. 24 июля штаб Дальневосточного фронта приказал перебросить на передовые площадки авиацию. Самолеты Р-Зет использовали как лидеры для групп истребителей И-15, перегонявшихся на аэродромы Барабаш и Сливянка. 29 июля японцы захватили приграничную сопку Заозерную, выбив оттуда подразделение пограничников. Обе стороны начали подтягивать силы. Противник пустил в ход артиллерию, СССР - танки. 31 июля командующий ДВФ Блюхер отдал распоряжение использовать авиацию. Три эскадрильи И-15 и одна эскадрилья "зетов" (восемь машин) атаковали позиции японцев на Заозерной 1 августа. Они сбросили мелкие осколочные бомбы и обстреляли противника из пулеметов. Позже в тот же день по сопке нанесли удары несколько групп бомбардировщиков СБ, а самолеты Р-Зет бомбили соседнюю высоту "68,8". С 500-1000 м они сбросили бомбы. Следом за ними высоту атаковали штурмовики ССС.

На следующий день советская авиация вновь атаковала позиции японцев. P-Z из 21-й и 59-й разведывательных эскадрилий весь день висели над районом боев, ведя разведку. Их привлекали и к бомбометанию. Вечером шестерка Р-Зет смогла нанести удар по скоплениям вражеских солдат на сопках Безымянная и Богомольная. В этот день потеряли один Р-Зет. Самолет командира звена Самойлова при взлете с аэродрома Шкотово врезался в гору. Экипаж погиб. Потом P-Z только вели разведку и патрулировали пограничную полосу. Наступление советских войск, закончившееся разгромом японцев, поддерживали более совершенные самолеты. Всего Р-Зет в конфликте у озера Хасан совершили 29 боевых вылетов. Стоит добавить, что на Хасане Р-Зет действовали в относительно благоприятных условиях. Противник не применял авиацию и не располагал значительным количеством зенитной артиллерии.

Операции в Польше

В сентябре 1939 года P-Z приняли участие в походе против Польши. Во время пересечения Красной Армией польской границы , P-Z вели разведку на путях продвижения колонн, выявляли места сосредоточения польских войск. На Украинском фронте имелись 2-й и 11-й легкобомбардировочные полки в Конотопе (в общей сложности 124 самолета). Как бомбардировщики они фактически не применялись. Противодействие польских ВС было минимальным, потери невелики. Всего за кампанию не более 2-3 машин получили повреждения от зенитной артиллерии и пулеметов.

В Белоруссии дислоцировались 8-й (Брянск, 40 Р-Зет) и 6-й (Витебск, тоже 40 самолетов) легкобомбардировочные полки. В Витебске стоял еще 5-й полк, переформировывавшийся в скоростной бомбардировочный. К моменту начала боевых действий он располагал двумя СБ и 39 Р-Зет. 5-й и 6-й полки включили в состав ВВС 11-й армии. Они занимались только разведкой. Уже с 22 сентября советские войска шли по территории, с которой уходили немцы.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолету F-35 требуется около 10 тысяч изменений
В данное время в Форт-Уорте, на заводе американской фирмы Lockheed Martin, на различных стадиях сборочного процесса находятся 56 перспективных,...
Истребитель ЛА-5
Самолет Лa-5 был значительным достижением отечественной авиации, но появился он с некоторым опозданием. У противника уже имелся истребитель Мессершмитт Bf...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме