Финляндия
Самолеты Р-Зет активно применялись в войне с Финляндией зимой 1939-40 г. На 27 ноября 1939 года в Ленинградском военном округе было 18 Р-Зет. Первый боевой вылет состоялся 1 февраля - фотографировали укрепрайон у станции Кивишени. Самолеты были обстреляны зенитной артиллерией и пулеметами, но потерь не было. Потом эскадрилья вела разведку днем у линии фронта. Вылеты совершали парой или звеном. Часто разведку совмещали с бомбометанием. Искали случайные цели или использовали бомбы для проверки реакции противника. В конце войны летчиков обязали бомбить населенные пункты в прифронтовой полосе для уничтожения жилья. Всего за войну эскадрилья сбросила более 130 т бомб.
Распределение Р-Зет
|
15.02.40 |
Белорусский (Западный) |
23 |
Киевский |
16 |
Ленинградский |
8 |
Орловский |
52 |
Одесский |
— |
Московский |
— |
Харьковский |
|
Забайкальский |
— |
Среднеазиатский |
12 |
Сибирский |
1 |
2-я ОКА |
22 |
1-я ОКА |
55 |
Дальневосточный фронт |
|
Учебные заведения |
67 |
Действующая армия (ВВС Северо-Западного фронта и армий) |
268 |
|
10.07.40 |
Белорусский (Западный) |
107 |
Киевский |
70 |
Ленинградский |
12 |
Орловский |
— |
Одесский |
61 |
Московский |
16 |
Харьковский |
100 |
Забайкальский |
— |
Среднеазиатский |
12 |
Сибирский |
|
2-я ОКА |
— |
1-я ОКА |
— |
Дальневосточный фронт |
37 |
Учебные заведения |
нет данных |
Действующая армия (ВВС Северо-Западного фронта и армий) |
— |
|
01.09.40 |
Белорусский (Западный) |
86 |
Киевский |
66 |
Ленинградский |
12 |
Орловский |
— |
Одесский |
61 |
Московский |
22 |
Харьковский |
100 |
Забайкальский |
6 |
Среднеазиатский |
11 |
Сибирский |
— |
2-я ОКА |
— |
1-я ОКА |
— |
Дальневосточный фронт |
45 |
Учебные заведения |
67 |
Действующая армия (ВВС Северо-Западного фронта и армий) |
— |
Также проводилась площадная фотосъемка позиций врага. При этом девятка бипланов подходила к фронту в плотном строю, а затем размыкалась в цепь. Машины шли на одной высоте - 1500 м, с заданными интервалами так, чтобы полосы съемки немного перекрывали друг друга. Таким способом за один заход фотографировался весь заданный участок. В феврале 1940 года на Северо-Западный фронт перебросили два легкобомбардировочных полка на P-Z - 4-й и 43-й, которые собирались использовать для действий ночью. 43-й полк (63 Р-Зет) под командованием майора Равенского передислоцировался из Витебска в Алакюля. При перелете над Финским заливом самолеты попали в низкую облачность. Лейтенант Поляков потерял ориентировку в пространстве и врезался в лtд. Машина была разбита, а люди ранены. В Алакюля "зеты" расставили по западному берегу озера Суула-Ярви через 30-50 м, так что весь полк растянулся на 3,5 км. Стояли сильные морозы. От холода на самолетах лопались шланги маслосистемы. Половина машин полка вышла из строя. Для ремонта их затаскивали в большую палатку, обогреваемую примитивной печью.
11 февраля приступили к боевым полетам, большая часть экипажей поначалу летала днем под прикрытием истребителей. Но в ночь на 12 февраля попробовали совершить первый ночной вылет. Закончился он неудачно. Капитан B.C. Пахнин повел звено на Кямря. Цель нашли и сбросили бомбы, но попали под огонь зенитной артиллерии. Уходя, заблудились и попали в свою же запретную зону в районе Райвола. Там самолеты были захвачены лучами прожекторов, по ним стали стрелять зенитчики. Белая сигнальная ракета не помогла. Пахнин повел звено прочь, к Финскому заливу. Через некоторое время, он принял решение садиться на лед. Все сели благополучно, кроме ведущего: его самолет был поврежден. Оказалось, что звено находится в районе Уусикюля, откуда потом машины эвакуировали.
Потом летали и днем, и ночью, хотя в темное время суток налетали в пять раз больше часов, чем в светлое. Средняя интенсивность в хорошую погоду составляла два вылета в сутки на экипаж. Днем полеты производили девятками на высоте 1000-3000 м. Группе задавался район, где она самостоятельно выявляла цели и бомбила их. Сопровождения не было, но обычно наши истребители выставляли заслон от возможных действий авиации противника.
Ночью летали парами или звеньями. Огней не зажигали, дистанцию держали по выхлопам. Одновременно в воздухе находилось два-три звена, которым задавались разные высоты. Направление взлета указывали линиями керосиновых ламп; позже стали подсвечивать вперед прожектором. Также проблемы были связаны с навигацией. У линии фронта имелись так называемые "ворота", проходя через которые требовалось выпускать цветные ракеты, каждую ночь разные. Если не выпустить ракеты или идти не через "ворота", то самолет считался вражеским и обстреливался. Как и днем, командиру звена указывали лишь место, цели предстояло найти самостоятельно. Каждый самолет нес 300 кг бомб. Бомбили стоянки войск по кострам, колонны автомашин - по фарам. Выполнив задание, самолетам предстояло вновь пройти через "ворота", найти свой аэродром и сесть. Неровный лед часто приводил к поломкам хвостовой лыжи. Финская авиация была малочисленна, а ночью почти не летала. Зенитчикам тоже было сложно попасть в самолет в темноте. В одном случае финский самолет пристроился к звену наших бомбардировщиков, пришел с ними в Алакюля, сбросил бомбы, а затем обстрелял стоянки из пулеметов. Однако, ни один из самолетов не был поврежден.
Примерно половина состава 4-го полка, наиболее подготовленная, летала ночью, остальные - днем. В хорошую погоду днем "зеты" сопровождали истребители, в плохую - обходились без них. Ночью организация полетов была примерно такой же, как в 43-м полку. Со второй половины февраля использовали осветительные бомбы САБ-3, это был первый опыт их боевого применения. Наиболее значительным успехом в полку считали вылет 17 февраля, когда экипаж майора Колпакова в результате ночной атаки финской автоколонны вызвал сильный взрыв и пожар. В 4-м полку Р-Зет летали на ночную разведку. Результаты были неоднозначными. Были семь (по некоторым данным - десять) случаев атаки ночными истребителями. 9 марта 1940 года с воздуха заметили в лесу у озера Петяя-Ярви готовящийся к атаке батальон финнов. Через 40 минут на него обрушилась эскадрилья истребителей и эскадрилья "зетов". Противник понес большие потери и отступил.
Всего от действий противника советские ВВС потеряли четыре Р-Зет (два сбиты зенитчиками и два не вернулись по неизвестным причинам). Еще четыре были уничтожены в авариях и катастрофах. По результатам кампании ВВС списали 17 P-Z, но часть из них - по износу или дефектам, возникшим при хранении.
В отчете о боевой работе ВВС Северо-Западного фронта записано: "Матчасть, состоявшая на вооружении разведчастей (самолеты типа ССС, Р-Зет, Р-5), по своим летно-техническим данным ни в какой степени не обеспечивает выполнения задачи...".
На 15 июня 1940 года в ВВС РККА еще имелось 433 (389 исправных) строевых и 90 (26 исправных) учебных Р-Зет.
Великая Отечественная война
Самолетов P-Z в штурмовых полках к началу Великой Отечественной войны уже не было. Р-5, ССС и P-Z сохранялись в войсковой авиации. На 22 июня 1941 года в составе боевых частей ВВС РККА было 292 самолета P-Z. Крупная группировка находилась только в Западном особом округе (108 P-Z). Многие из этих самолетов были небоеспособны. Годных к полетам насчитывалось около 65%. Части войсковой авиации в приграничных округах базировались поблизости от границы. Когда началась Великая Отечественная война, первые удары люфтваффе пришлись именно по этим площадкам. Много самолетов было уничтожено на аэродромах, повреждено и брошено при отступлении. Немцы часто фотографировали разбитые старые бипланы.
В сентябре 1941 года Генеральный штаб рассмотрел вопрос о создании частей на самолетах У-2, Р-5 и Р-Зет. Сообщалось: "В связи с наступлением плохой погоды и недостатком подготовленных аэродромов боевая авиация на новой скоростной материальной части будет действовать ограниченно, а поэтому считаем необходимым использовать тихоходную авиацию, способную летать в дождь, при низкой облачности и даже в облачную ночь. Все тихоходные самолеты имеют незначительный шум моторов, что позволяет на малых высотах появляться совершенно неожиданно для противника над полем боя, изнурять немецкие войска по ночам, мешая им совершать передвижения и сосредоточение".
Вначале планировалось сформировать 10 полков на Р-5 и Р-Зет уже к 30 сентября. На 20 сентября в тыловых округах числилось 57 Р-Зет и еще 215 в учебных заведениях ВВС. 2 ноября появилось постановление ГКО о формировании уже 60 ночных легкобомбардировочных полков. Большей их части предстояло летать на У-2, некоторым - на Р-5, и немногим - на Р-Зет. Полки создавались, как правило, на базе летных школ и училищ и собирались поспешно. Личный состав комплектовался курсантами и инструкторами школ, оттуда же бралась техника. Зачастую восстанавливались законсервированные или списанные бипланы - из 2-3 самолетов собирали один.
В сентябре 1941 года в Харьковской школе летчиков самолетами Р-5 и P-Z укомплектовали 719-й полк. Первый боевой вылет он совершил в ночь на 29 сентября на Юго-Западном фронте, а в ноябре участвовал в разгроме танковой группы Клейста под Ростовом. За первый год войны экипажи этой части совершили 2800 боевых вылетов, уничтожили 108 автомашин, 22 артиллерийские и минометные батареи, 14 зенитных установок, 27 складов, 8 эшелонов, свыше 8000 солдат и офицеров.
В Челябинской школе стрелков-бомбардиров сформировали сразу три полка - 658-й (командир подполковник В.Н. Кулаков-Павлов), 686-й (майор П.Д. Бондаренко) и 688-й (капитан К.В. Яровой). Эти части укомплектовали Р-5, ССС и P-Z. Всего за короткий срок ВВС пополнились 27 полками на Р-5 и ССС и пятью на P-Z. Подготовка экипажей в этих частях была довольно слабой. Недоученные курсанты перед отправкой на фронт совершали всего по несколько самостоятельных ночных полетов. Сроки подготовки новых полков были сжатыми. Так, 688-й полк отправился на Западный фронт менее чем через месяц после приказа о его формировании, и уже в день прибытия на передовую машины совершили свой первый боевой вылет.
Тем не менее переброска на фронт такого значительного количества техники позволила существенно усилить ВВС фронтов и армий, частично возместить потери и общую нехватку бомбардировщиков современных типов. Большую роль сыграли ночные полки в битве под Москвой. Ночники атаковали свои цели по одиночно с высоты 600-800 м, с различных направлений с интервалом 3-5 минут. На подходе летчик убирал газ и планировал до момента сброса бомб. За ночь совершали до пяти-шести вылетов. В качестве легкого бомбардировщика P-Z имел ряд преимуществ перед более распространенным У-2. Радиус действия с бомбовой нагрузкой 400 кг у него превышал 300 км. P-Z имел штатное стрелковое вооружение, которое часто пускалось в ход и для защиты от немецких ночных истребителей, и для обстрела наземных целей, а также существенно превосходил У-2 по скорости. Осенью 1941 года под Ростовом штурман А. Холостых из 719-го полка, отстреливаясь, сбил истребитель Bf 109.
На Волховском фронте с января 1942 года на Р-Зет воевал 658-й нлбап майора Михеева. Самым удачливым летчиком в нем считался командир 1-й эскадрильи капитан Вийк. В феврале того же года он взялся разбомбить немецкое бензохранилище у станции Любань. На подходе к объекту Вийк сделал большой круг и вышел к цели не с востока, а с запада. Убрав газ, он тихо спланировал, и с высоты 250 м штурман Федосов сбросил залпом все бомбы. Прожектора начали лихорадочно искать самолет, но не на западе, а на востоке. Прожекторный луч поймал "зет", когда тот уже скрывался за макушками ближайшего леса.
В июне эскадрилья Вийка разрушила переправу у Киришей. По ней шли подкрепления на занятый немцами плацдарм. Командир взял на себя самую тяжелую работу - отвлечь зенитчиков. Переправу, спрятанную под фермами разбитого моста, прикрывало несколько зенитных батарей разного калибра. Вийк прилетел первым и начал кружить над позициями зенитчиков, периодически сбрасывая бомбы и обстреливая из пулеметов прожекторы. Правое верхнее крыло было пробито. Пилот смог дотянуть до своего аэродрома. Но другие четыре Р-Зет тихо подошли вдоль русла реки и с малой высоты прицельно уничтожили переправу.
Весной 1942 года много вылетов было совершено для снабжения отрезанных от своих частей 2-й ударной армии и 13-го кавалерийского корпуса. Возили боеприпасы, продовольствие, фураж для лошадей. Грузы сбрасывали с бреющего полета в специальных десантных мешках. В мешанине своих и чужих полк понес значительные потери. Всего примерно за полгода боевой работы 658-й полк совершил 1606 вылетов, сбросил 642 т бомб, за что 64 человека получили правительственные награды.
Весной и летом 1942 года многие бывшие легкобомбардировочные полки превратили в штурмовые, переучив их на Ил-2. К концу 1943 года части легких ночных бомбардировщиков постепенно перешли на У-2. В составе ВВС P-Z становилось все меньше, и они переключились на различные вспомогательные задачи: связь, перевозка грузов, в тылу - буксировка мишеней для воздушной стрельбы. В морской авиации к январю 1944 года осталось только пять самолетов P-Z. Все "зеты" пошли на слом в том же 1944 году.
По материалам "Авиаколлекции".