Самолет де Хевилленд Москито
|
Многоцелевой бомбардировщик de Havilland Mosquito
Одним из выдающихся летательных аппаратов периода Второй мировой войны является "Москито", основанный на идеях, являвшихся полной противоположностью преобладавшим в то время взглядам на концепцию бомбардировщика. Министерство авиации в годы перед войной организовало эволюцию поколений бомбардировщиков так, что каждый последующий тип был более тяжелым и лучше вооруженным, чем предыдущий. Шла ли речь о задании на легкий дневной, средний дневной или тяжелый ночной бомбардировщик, требования в каждом последующем включали большую бомбовую нагрузку, большую дальность, более сильное оборонительное вооружения и, в результате, увеличившийся экипаж.
Компания "Де Хевилленд" в середине 30-х годов не числилась среди основных поставщиков боевых самолетов британских ВВС, ее ведущие конструкторы С.Уолкер, Р.Бишоп и сам Дж. Де Хевилленд были знакомы с тенденциями переоснащения и расширения военной авиации. Специальностью фирмы были легкомоторные самолеты и пассажирские машины, выполненные из дерева. В Хэтфилде 24 августа 1936 году получили задание Р.13/36 (этот документ привел к серийным самолетам "Манчестер", "Ланкастер" и "Галифакс"), согласно которому требовалось создать тяжеловооруженный цельнометаллический бомбардировщик.
КБ в Хэтфилде провело эскизное проектирование нескольких самолетов, удовлетворяющих заданию Р.13/36, основывавшихся на двухмоторных вариантах DH.91 "Альбатрос" или вооруженном DH.95 "Фламинго". Последний был первой серьезной попыткой фирмы заняться металлическим самолетостроением. К середине 1938 года излюбленным проектом в Хэтфилде стала модификация "Альбатроса" с двумя моторами "Мерлин" (конструкция, конечно, была цельнодеревянной). Фирма полагала, что дополнительные мощности деревянного самолетостроения окажутся не лишними в случае начала войны, когда потребность в самолетах увеличится, а металлообрабатывающая промышленность будет перегружена заказами. Деревянная конструкция, кроме того, позволяла быстрее построить прототип и ускорить подготовку последующих модификаций.
"Москито" в полете
В конце 1938 года Министерство авиации выдало по крайней мере одно задание, В. 18/38, на средний бомбардировщик с минимальным использованием легких сплавов. Проект "Де Хевилленд" был далек от простой замены металла деревом. Предлагался маленький (экипаж - два человека) бомбардировщик с высокими летными характеристиками без какого-либо оборонительного вооружения. Проектировавшийся самолет должен был быть менее трудоемок и более дешев, чем любой средний бомбардировщик того времени, он не использовал стратегические материалы. А экипаж из двух человек обещал уменьшить расходы на содержание и обучение личного состава ВВС. Учитывая более высокую скорость, новый самолет мог доставить к цели за месяц большую бомбовую нагурзку, чем большой тихоходный самолет.
Проект нового бомбардировщика DH.98 с двумя "Мерлинами" должен был получить следующие характеристики: максимальная скорость - 652 км/ч, крейсерская - 515 км/ч (на высоте 6100 м); самолет сможет нести бомбовую нагрузку в 454 кг на расстояние в 2414 км. В качестве бомбардировщика DH.98 не должен был иметь оборонительного вооружения, но вместо бомб на самолете можно было установить наступательное стрелковое оружие для использования в качестве потенциального дальнего истребителя сопровождения.
К ноябрю 1939 года бомбардировочный, истребительный и разведывательный варианты базового проекта уже были проработаны. Начиная с этого момента, в конструкции было зарезервировано пространство под полом кабины под установку четырех 20-мм пушек. К концу года был заказан прототип DH.98. Специализация машины не была точно определена, но заказ формировался заданием В. 1/40 (на бомбардировщик). Возможность разведки там также предусматривалась, но к истребителю в министерстве интереса не проявили.
"Москито" FB 6 вид сбоку
К тому времени, когда был подписан заказ на прототип DH.98, уже решили закупить партию из 50 самолетов в соответствии с заданием В. 1/40 на бомбардировщик-разведчик. Этот заказ получили в Хэтфилде 1 марта 1940 года. Самолет, как планировалось с самого начала, дожен был быть цельнодеревянным. Моноблочное крыло должно было вмещать 10 топливных баков. Фюзеляж собирался из двух половин, соединявшихся по продольной оси, что облегчало установку оборудования и проводку магистралей до их скрепления. Обшивка в основном была из березовой фанеры.
Постройка прототипа DH.98 заняла большую часть 1940 года. Весной и летом 1940 года был сделан упор на расширение выпуска пяти типов самолетов, что могло быстро и эффективно усилить английские ВВС. В июле 1940 года был заказан прототип истребительного варианта DH.98 (что было оформлено контрактом в ноябре) , и для этой цели был выделен один из серийных самолетов.
"Москито" FB 6 вид сбоку (srs 2)
Остальная часть партии по-прежнему являлась бомбардировщиками-разведчиками. В январе 1941 года заказ был опять изменен: был включен третий прототип разведчика, а остальная часть серии теперь состояла из 19 разведчиков, 28 истребителей и в ней не было ни одного бомбардировщика. Далее ситуация все усложнялась. Новые заказы накладывались на дополнения к старым. Фактически, первая серия из 50 самолетов состояла из трех прототипов (всех - с разными функциями), 10 бомбардировщиков, 28 истребителей и 9 разведчиков. Они были первыми из общего количества в 6411 "Москито", построенных а Англии (до 1950 года), 1134-в Канаде и 212- в Австралии.
"Москито" FB 18 вид сбоку
Первый прототип DH.98 поднялся в небо 25 ноября 1940 года. Меньше года прошло с начала проектирования, и результаты первого полета сразу же принесли оптимистические результаты. Конечно, были и неизбежные неполадки. 19 февраля 1941 года прототип попал в испытательный центр ААЕЕ. Там его управляемость и в воздухе, и на земле сочли отличной. Скорость нового самолета поражала воображение, и в итоге сделала секретной будущую программу его производства. При весе 7612 кг в ААЕЕ определили скорость "Москито" в 624 км/ч на высоте в 707 м. Значительно более высокие скорости на той же машине были получены перед концом 1942 года после установки моторов "Мерлин" 61 с двухступенчатым двухскоростным нагнетателем, а затем "Мерлин" 77, и увеличения размаха крыла. В таком виде W4050 фактически достиг 703 км/ч в горизонтальном полете и забрался на высоту 11521 м.