Военно-транспортный самолет Як-6
|
Легкий транспортный самолет Як-6
Военно-транспортный самолет Второй мировой войны Як-6 - двухмоторный деревянный моноплан с неубирающимся шасси. Под руководством А.С. Яковлева спроектирован в ОКБ-115 вначале в виде ближнего ночного бомбардировщика НББ. На самолете применялись две мотоустановки от учебного УТ-2. 19 августа 1942 года впервые поднялся в небо первый опытный образец самолета в транспортном варианте без вооружения. В конце 1942 года было организовано серийное производство самолетов Як-6, которое продолжалось до конца 1943 года. За данный период построено 381 самолет. Самолет создавался на заводах № 47 (Чкалов), № 464 (Долгопрудный) и № 471 (Шумерля).
Производство Як-6
Завод |
1942 год |
1943 год |
Всего |
47 |
25 |
224 |
249 |
464 |
- |
50 |
50 |
471 |
- |
82 |
82 |
Итого |
25 |
356 |
381 |
Варианты самолета:
- НББ - модификация ночного ближнего бомбардировщика. Для защиты задней полусферы Як-6 НББ вооружался пулеметом ШКАС.
- Як-6M - усовершенствованный вариант, в результате дальнейшей разработки которого, в начале 1944 года поднялся в воздух Як-8.
Экипаж самолета Як-6 состоял из 2 человек, 4 пассажира и 130 кг груза. Моторы М-11Ф. Вооружение отсутствовало. На нескольких фронтовых самолетах устанавливались реактивные снаряды - 10хРС-82. Фюзеляж состоял из трех частей: носовой, средней и хвостовой, которые стыковались между собой с помощью накладных стальных узлов. Стыковочные щели заклеивались матерчатой лентой с зубчатыми краями. Носовая и средняя части фюзеляжа выполнялись по схеме полумонокок; они имели каркас, который состоял из сосновых рам-шпангоутов, лонжеронов и стрингеров, фанерной обшивки. Пассажирский салон, расположенный в средней части фюзеляжа, изнутри также обшивался фанерой. Хвостовая часть - ферменная, с полотняной обшивкой.
Военно-транспортный самолет Як-6
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1433 |
нормальная взлетная |
2350 |
Тип двигателя |
2 ПД М-11Ф |
Мощность, л.с. |
2 х 140 |
Размах крыла, м |
14,00 |
Длина, м |
10,35 |
Площадь крыла, кв. м |
29,60 |
Максимальная скорость, км/ч |
230 |
Крейсерская скорость, км/ч |
185 |
Практическая дальность, км |
900 |
Практический потолок, м |
3380 |
Крыло самолета Як-6 - двухлонжеронное, выполнялось без разъемов с центропланом и средней частью фюзеляжа. С целью облегчения перевозки по железной дороге небольшие законцовки отстыковывались. Профиль крыла - стандартный для самолетов А. С. Яковлева того времени, на самолете Як-6 имел несколько большую относительную толщину, что обеспечивало высокие несущие свойства и более простую техника пилотирования. Элероны щелевые, деревянной конструкции, с полотняной обшивкой. В центроплане между лонжеронами располагались бензобаки, а в хвостовой части центроплана - посадочный щиток, сделанный из фанеры. Хвостовое оперение - подкосное, цельнодеревянной конструкции, с полотняной обшивкой. Киль и стабилизатор двухлонжеронные, с фанерным носком. Рули высоты и поворота снабжались триммерами.
Силовая установка состояла из двух пятицилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения М-11Ф мощностью по 140 л. с. с деревянными воздушными винтами фиксированного шага 2,2 м в диаметре. Управление данным самолетом второй мировой войны - двойное, с тросовой проводкой. Посадочный щиток выпускался и убирался вручную штурвалом, который был расположен между креслами пилотов, с помощью специального винтового механизма с тросовым приводом. Проводка управления триммерами также тросовая. Оборудование самолета было несложное, позволяло летать в облаках и ночью. Состояло из стандартного набора пилотажно-навигационных приборов, посадочной фары и аэронавигационных огней, для питания которых служил аккумулятор. Радиостанция на серийном Як-6 обычно не устанавливалась.
С начала 1943 года самолеты Як-6 находились на вооружении в СССР, распределялись в основном в ВВС, но некоторое их количество было и в гражданских организациях, к которым относились и авиационные заводы (47, 464), остро нуждающиеся в транспорте для срочной доставки небольших партий материалов и связи с другими заводами. В начале февраля 1943 года в ВВС находилось около 40 самолетов Як-6. На 25 июня построили 232 военно-транспортных самолетов Як-6, из которых:
- 171 самолет поступил в ВВС,
- 3 - в ГВФ,
- 21 - на предприятия НКАП,
- 37 самолетов ожидали приемки.
Самолеты Як-6 вначале уходили в эскадрильи легкомоторных самолетов отдельных транспортных полков и применялись вместе с У-2 и П-5, например, при снабжении окруженных частей под Демянском. Значительное количество самолетов эксплуатировались в качестве штабных и связных, перевозили офицеров, наземный состав авиаполков, запчасти, почту. В полку "Нормандия-Неман" находился один самолет Як-6. В Белоруссии в 1944 году самолеты данного типа планировали использовать как легкие штурмовики с подвеской РС-82.
Самолеты Як-6 в 1944 году уже не производились, но их количество в ГВФ увеличивалось за счет передачи из ВВС, откуда поступило 6 самолетов (1944 год); в июне 1944 года число Як-6 в ГВФ достигло своего пика - 11 самолетов.
Источники:
- В.Н.Шунков "Красная Армия".
- В.Вахламов, М.Орлов. Як-6.
- В.Кондратьев. "Дугласенок".
- В.Котельников. Военно-транспортные самолеты Второй Мировой войны 1939-1945.