Военно-транспортный самолет Як-6
Легкий военно-транспортный самолет Як-6 поступил на вооружение ВВС СССР в середине второй мировой войны. Попытки разнообразить область применения самолетов данного типа не имела широкого распространения, хотя существовало несколько модификаций. Самолеты Як-6 эксплуатировались как в ВВС, так и в гражданских организациях.

Легкий транспортный самолет Як-6

Як-6Военно-транспортный самолет Второй мировой войны Як-6 - двухмоторный деревянный моноплан с неубирающимся шасси. Под руководством А.С. Яковлева спроектирован в ОКБ-115 вначале в виде ближнего ночного бомбардировщика НББ. На самолете применялись две мотоустановки от учебного УТ-2. 19 августа 1942 года впервые поднялся в небо первый опытный образец самолета в транспортном варианте без вооружения. В конце 1942 года было организовано серийное производство самолетов Як-6, которое продолжалось до конца 1943 года. За данный период построено 381 самолет. Самолет создавался на заводах № 47 (Чкалов), № 464 (Долгопрудный) и № 471 (Шумерля).

Самолет СССР

Производство Як-6
Завод 1942 год 1943 год Всего
47 25 224 249
464 - 50 50
471 - 82 82
Итого 25 356 381

Варианты самолета:

  • НББ - модификация ночного ближнего бомбардировщика. Для защиты задней полусферы Як-6 НББ вооружался пулеметом ШКАС.
  • Як-6M - усовершенствованный вариант, в результате дальнейшей разработки которого, в начале 1944 года поднялся в воздух Як-8.

Самолет второй мировой войны

Экипаж самолета Як-6 состоял из 2 человек, 4 пассажира и 130 кг груза. Моторы М-11Ф. Вооружение отсутствовало. На нескольких фронтовых самолетах устанавливались реактивные снаряды - 10хРС-82. Фюзеляж состоял из трех частей: носовой, средней и хвостовой, которые стыковались между собой с помощью накладных стальных узлов. Стыковочные щели заклеивались матерчатой лентой с зубчатыми краями. Носовая и средняя части фюзеляжа выполнялись по схеме полумонокок; они имели каркас, который состоял из сосновых рам-шпангоутов, лонжеронов и стрингеров, фанерной обшивки. Пассажирский салон, расположенный в средней части фюзеляжа, изнутри также обшивался фанерой. Хвостовая часть - ферменная, с полотняной обшивкой.

Военный транспортный самолет

Военно-транспортный самолет Як-6
Масса, кг  
пустого самолета 1433
нормальная взлетная 2350
Тип двигателя 2 ПД М-11Ф
Мощность, л.с. 2 х 140
Размах крыла, м 14,00
Длина, м 10,35
Площадь крыла, кв. м 29,60
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 900
Практический потолок, м 3380

Советский самолет

Военно-транспортный самолет

Крыло самолета Як-6 - двухлонжеронное, выполнялось без разъемов с центропланом и средней частью фюзеляжа. С целью облегчения перевозки по железной дороге небольшие законцовки отстыковывались. Профиль крыла - стандартный для самолетов А. С. Яковлева того времени, на самолете Як-6 имел несколько большую относительную толщину, что обеспечивало высокие несущие свойства и более простую техника пилотирования. Элероны щелевые, деревянной конструкции, с полотняной обшивкой. В центроплане между лонжеронами располагались бензобаки, а в хвостовой части центроплана - посадочный щиток, сделанный из фанеры. Хвостовое оперение - подкосное, цельнодеревянной конструкции, с полотняной обшивкой. Киль и стабилизатор двухлонжеронные, с фанерным носком. Рули высоты и поворота снабжались триммерами.

Самолет второй мировой

Силовая установка состояла из двух пятицилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения М-11Ф мощностью по 140 л. с. с деревянными воздушными винтами фиксированного шага 2,2 м в диаметре. Управление данным самолетом второй мировой войны - двойное, с тросовой проводкой. Посадочный щиток выпускался и убирался вручную штурвалом, который был расположен между креслами пилотов, с помощью специального винтового механизма с тросовым приводом. Проводка управления триммерами также тросовая. Оборудование самолета было несложное, позволяло летать в облаках и ночью. Состояло из стандартного набора пилотажно-навигационных приборов, посадочной фары и аэронавигационных огней, для питания которых служил аккумулятор. Радиостанция на серийном Як-6 обычно не устанавливалась.

Як-6

С начала 1943 года самолеты Як-6 находились на вооружении в СССР, распределялись в основном в ВВС, но некоторое их количество было и в гражданских организациях, к которым относились и авиационные заводы (47, 464), остро нуждающиеся в транспорте для срочной доставки небольших партий материалов и связи с другими заводами. В начале февраля 1943 года в ВВС находилось около 40 самолетов Як-6. На 25 июня построили 232 военно-транспортных самолетов Як-6, из которых:

  • 171 самолет поступил в ВВС,
  • 3 - в ГВФ,
  • 21 - на предприятия НКАП,
  • 37 самолетов ожидали приемки.

Як-6

Самолеты Як-6 вначале уходили в эскадрильи легкомоторных самолетов отдельных транспортных полков и применялись вместе с У-2 и П-5, например, при снабжении окруженных частей под Демянском. Значительное количество самолетов эксплуатировались в качестве штабных и связных, перевозили офицеров, наземный состав авиаполков, запчасти, почту. В полку "Нормандия-Неман" находился один самолет Як-6. В Белоруссии в 1944 году самолеты данного типа планировали использовать как легкие штурмовики с подвеской РС-82.

Самолеты Як-6 в 1944 году уже не производились, но их количество в ГВФ увеличивалось за счет передачи из ВВС, откуда поступило 6 самолетов (1944 год); в июне 1944 года число Як-6 в ГВФ достигло своего пика - 11 самолетов.

Источники:

  • В.Н.Шунков "Красная Армия".
  • В.Вахламов, М.Орлов. Як-6.
  • В.Кондратьев. "Дугласенок".
  • В.Котельников. Военно-транспортные самолеты Второй Мировой войны 1939-1945.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме