Экспериментальный истребитель ТИС
|
Тяжелый истребитель сопровождения ТИС
Быстрый и слаженный труд коллектива ОКБ Н.Н. Поликарпова позволил спроектировать и создать самолет ТИС (тяжелый истребитель сопровождения) меньше чем за год, так осенью 1940 года ОКБ Н.Н. Поликарпова по собственному инициативному предложению добилось получения задания на проектирование истребителя, известного под обозначением ТИС. ТИС стал первым в Советском Союзе материальным воплощением концепции двухместного двухмоторного многоцелевого самолета. Он мог применяться как скоростной пикирующий бомбардировщик, штурмовик, разведчик, но основное его назначение - тяжелый истребитель сопровождения. А весной 1940 года Н.Н. Поликарпов работал над проектированием двухместного истребителя под две мощных силовых установки воздушного охлаждения М-90. Конструкция двигателя должна была повторять аналогичную на истребителе И-185.
Однако двигатели М-90 в рабочем состоянии получить не удалось, и самолет был перепроектирован под 12-цилиндровый мотор водяного охлаждения М-37. Тем не менее конструкция крыла, рассчитанная на установку большого и тяжелого М-90, сохранялась на всех построенных в дальнейшем вариантах тяжелого истребителя. Нормальная прочность конструкции рассчитывались под 12-кратную перегрузку. Фюзеляж овального сечения и крыло были тоньше обычного. Вертикальное оперение создали разнесенным. Вся конструкция была из металла и хорошо продумана технологически. Проектировался истребитель ТИС под новейшую для того времени технологию серийного выпуска плазово-шаблонным методом. На истребителе были установлены мощные моторы АМ-37 (1400 л.с.) конструкции А.Л Микулина, Вооружение самолета включало: носовую стрелковую батарею - четыре пулемета ШКАС (4000 патронов); центропланную батарею - две пушки ШВАК (700 снарядов) и два крупнокалиберных пулемета БК (800 патронов); турель под ШКАС для стрельбы назад-вверх (756 патронов) и люковую установку под ШКАС назад-вниз (500 патронов). Масса секундного залпа составляла 5,12 кг. Кроме того, ТИС мог брать на наружной подвеске две бомбы по 500 кг.
Весной 1941 года опытный образец самолета был достроен и доставлен на летное поле Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе в Москве. Начатые летние испытания завершились из-за последовавшей в октябре эвакуацией КБ и опытного завода в Новосибирск. Продолжились они уже в Сибири, на аэродроме в Толмачеве (сейчас главный аэропорт Новосибирска). Были получены отличные летные данные: скорость - 652 км/ч на высоте 7000 м, время набора высоты 5000 м - 5,7 мин (в одноместном варианте ТИС (2А)), дальность полета - до 1720 км, разбег - 430 м, пробег - 240 м.
Вид спереди на военный самолет Второй мировой войны ТИС
В ходе испытаний выяснилось, что моторы АМ-37 нуждаются в доработке. В условиях военного времени КБ А.А. Микулина и моторный завод были нацелены на производство двигателей для штурмовиков Ил-2, и опытным моторам для истребителей внимания уделяли немного. По этой причине на замену вышедших из строя АМ-37 уходили месяцы, испытания ТИС (А) затягивались: первый этап закончился в апреле 1942 года, а второй - лишь в 1943 года.
Вид сверху на советский истребитель сопровождения Второй мировой войны ТИС
Именно поэтому принимается решение перекомпоновать этот истребитель под моторы АМ-39, созданные Микулиным. Для сохранения мощности на больших высотах их планировалосьоснастить турбокомпрессорами. Модернизированный самолет, получивший название ТИС (МА), был построен летом 1943 года. Летные испытания, проходившие в период с 1 июня по 16 сентября 1944 года, проводились с двигателями АМ-38Ф, поскольку АМ-39А и АМ-39 с ТК в то время еще не были готовы. Первый полет самолета состоялся 13 июня 1944 года. Испытания проходили успешно. Серийные моторы АМ-38Ф работали без сбоев. Летные данные самолета на малых и средних высотах практически не отличались от расчетных.
Вид сбоку на советский самолет Второй мировой войны ТИС
В выводах по испытаниям подчеркивалось, что по технике пилотирования и взлетно-посадочным свойствам самолет доступен для летчика средней квалификации. Конструктивно оба варианта самолета представляли собой монопланы цельнометаллической конструкции с убирающимися основными стойками шасси и хвостовым колесом. Основные различия самолетов состояли в винтомоторной группе и вооружении. На ТИС (МА) переделали двигатели, изменили формы капотов и конструкцию консолей крыла. Для улучшения аэродинамики и работы системы охлаждения водорадиаторы перенесли в специальные туннели в консолях крыла. На истребителе Второй мировой войны ТИС имелось хорошее по тем временам навигационное оборудование, радиостанция и фотоаппараты.
Модель
|
ТИС (МА)
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
11,7
|
Размах крыла, метров
|
15,5
|
Высота, метров
|
нет данных
|
Площадь крыла,м2
|
нет данных
|
Масса пустого, кг
|
нет данных
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
8280
|
Силовая установка
|
2хАМ-38Ф
|
Мощность, л.с
|
1750
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
нет данных
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
635 на 4000
|
Скороподьемность, м/с
|
11,43
|
Дальность полета, км
|
1720
|
Практический потолок, м
|
10250
|
Вооружение, пушки, мм
|
2 х 20 и 2 х 37
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1 х 12,7
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
1000
|
Источники:
- Владимир Иванов, Виталий Лебедев. Птенец гнезда Поликарпова.
- Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Самолеты поля боя.
- А. Коршунов, Тяжелый истребитель сопровождения.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.