Бомбардировщик СБ (АНТ-40) - Техническое описание
|
Техническое описание
Самолет СБ (АНТ-40) является классическим двухмоторным монопланом, скомпонованным в соответствии с требованиями получения наивыгоднейшей аэродинамики и максимально целесообразного использования внутренних объемов планера. Конструкция СБ выполнена преимущественно из дюралюминия с применением в отдельных силовых узлах высокопрочной, легированной стали.Фюзеляж имеет минимально возможные поперечные сечения, технологически делится на отдельные элементы: передняя часть "Ф-1", пилотская кабина "Ф-2", центроплан "Ц", хвостовая часть "Ф-3". Все эти отдельные элементы, изготовленные отдельно, соединялись при общей сборке, стыки закрывались поперечной дюралюминиевой лентой.
Бомбардировщик СБ-2М-100
Передняя часть фюзеляжа "Ф-1" является кабиной штурмана, которая могла полностью сниматься и быть заменена учебной кабиной (самолет УСБ). В верхней части кабины штурмана имеется прозрачный люк, открываемый вовнутрь и предназначенный для астрономических наблюдений. В нижней части кабины размещен открываемый наружу двустворчатый люк, предназначенный для подъема в кабину и для покидания ее с парашютом. Сидение штурмана подвижное, обычно в полете занимало крайнее заднее положение. При работе с бомбардировочным прицелом и при стрельбе из пулеметов сидение перекатывалось на роликах по направляющим рельсам вперед.
Бомбардировщик СБ-2М-100
Передняя часть кабины штурмана закрыта сферическим прозрачным фонарем, каркас которого сварен из стальных труб. Боковые поверхности фонаря штурмана обшиты листовым целлулоидом, лобовые поверхности - органическим стеклом.Задняя часть передней кабины является силовым шпангоутом, отделяющим штурмана от летчика. В верхней части этого шпангоута имелось маленькое окно, однако, судя по оценкам пилотов, оно не способствовало достаточному общению членов экипажа.
Бомбардировщик СБ-2М-100
Следующий элемент фюзеляжа "Ф-2" включает в себя в верхней части кабину пилота, в нижней части - начало бомбоотсека. Фонарь пилота состоит из неподвижного козырька и сдвигаемой назад подвижной части. Начиная с 1937 г. на неподвижном козырьке сверху устанавливалось зеркало заднего обзора. Позднее на козырьке крепилась мачта радиоантенны. Каркас фонаря пилота сварен из стальных труб. Верхняя часть сдвижной части фонаря защита целлулоидом, боковые поверхности - органическим стеклом. Кабина пилота снабжена всем необходимым пилотажным оборудованием для выполнения полетов в сложных метеусловиях. Управление самолетом осуществлялось при помощи штурвала и рычажных педалей ножного управления. Педали изготовлены из нержавеющей стали с диамагнитными свойствами, так как в пространстве между ними на специальной стойке размещался магнитный компас. Начиная с 96-й серии кресло пилота оборудовалось бронеспинкой.
Бомбардировщик СБ-2М-103
Центроплан "Ц" включает в себя также и среднюю часть фюзеляжа с размещенным в нижней части бомбовым отсеком. Бомбовый люк имеет две створки, каждая из которых подвешена на четырех узлах. Открытие створок было возможно и летчиком, и штурманом, независимо друг от друга. Центроплан состоит из двух силовых лонжеронов, проходящих через среднюю часть фюзеляжа. Лонжероны центроплана имеют ферменную конструкцию с поясами из стальных труб, соединенными дюралевыми трубами меньшего диаметра. Поперечный силовой набор центроплана состоит из нервюр, собранных из всевозможных дюралевых профилей. Сопряжение центроплана с центральным фрагментом фюзеляжа осуществляется мощным зализом, продолжающимся на хвостовой части.
Хвостовая часть "Ф-3" включает в себя кабину стрелка-радиста и хвостовое оперение. В передней части кабины размещена радиостанция 13СК-3 или радиостанция РСР (у поздних серий), оборудованные выпускной тросовой антенной. Лебедка управления выпуском тросовой антенны размещена на правом борту кабины стрелка-радиста, если смотреть по полету. У самолетов оборудованных турелью ТУР-9 верхний фонарь кабины стрелка обшит целлулоидом. При стрельбе фонарь сдвигался вперед (по полету) по специальным рельсам.
Бомбардировщик СБ-2М-103
Хвостовое оперение имеет полностью дюралевую обшивку, для обеспечения необходимой жесткости укреплено расчалками. Киль конструктивно выполнен заодно с хвостовой частью фюзеляжа. Руль поворота имеет роговую аэродинамическую компенсацию и снабжен весовым компенсатором, заметно выступающим за контуры вертикального оперения в верхней его части.
Стабилизатор снабжен механизмом регулировки на земле. Угол установки стабилизатора для летнего шасси обычно составлял 0°, для зимнего шасси составлял - 1°. Все рули хвостового оперения для снятия усилий на органах управления снабжены триммерами, управляемыми из кабины пилота.Отъемная часть крыла крепится к центроплану стальными стыковыми узлами. Щель между центропланом и отъемной частью крыла закрывается стыковой лентой, крепящейся на винтах. Элероны выполнены в виде двух секций, снабжены триммерами, имеют дюралевую обшивку. В носке левого крыла с 1939 г. , устанавливалась посадочная фара с лампой мощностью 500 ватт.
Бомбардировщик СБ-2М-103
Для снижения посадочной скорости самолет СБ оборудован посадочными щитками, состоящими из 4-х частей. Поначалу щитки крепились при помощи стальных узлов, а начиная с 12-й серии подвеска щитков осуществлялась при помощи шомпольного соединения. Вплоть до 1939 г. посадочные щитки собирались из, плоского листа и коробчатых профилей. Затем конструкция изменилась, внутренняя поверхность щитков делалась из гофрированного листа. Выпуск щитков осуществлялся пилотом при помощи штурвала, размещенного на левом борту кабины пилота. Для максимального отклонения щитков на 56° пилоту требовалось выполнить 7 полных оборотов штурвала. Начиная с 96-й серии выпуск щитков производился при помощи гидравлики.
Основные стойки шасси убирались при помощи гидравлики поворотом назад. В случае отказа основной системы шасси выпускались при помощи аварийной тросовой лебедки, управление которой осуществлялось из кабины стрелка-радиста. Стойки шасси с масляно-пневматической амортизацией для обеспечения дополнительной жесткости снабжены боковыми подкосами, в районе крепления колеса оборудованы мощной стальной вилкой. Колеса размером 900x300 мм, оборудованы тормозами, управляемыми при помощи гашеток, размещенных на педалях ножного управления. Костыльная установка с баллонным колесом 300x125 мм в полете не убиралась, имела масляно-пневматическую амортизацию. В зимний период до 1940 г. колесное шасси заменялось неубираемыми лыжами.
Сводная таблица основных технических и летных характеристик самолетов СБ различных годов выпуска
|
АНТ-40 РЦ
|
Год |
1934
|
Двигатели |
Райт "Циклон"
|
Мощн. л.с. |
730
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,51
|
Размах крыла (м.) |
19,0
|
Площадь крыла (м2) |
46,3
|
Длина в лин. полета (м) |
12,3
|
Высота в лин. полета (м) |
-
|
Полетный вес(кг) |
4717
|
Бомбы (кг) |
500
|
Скорость макс.(км/ч) |
325
|
Дальность полета (км) |
1400
|
Потолок (м) |
6800
|
|
АНТ-40 ИС
|
Год |
1935
|
Двигатели |
Испано Сюиза
|
Мощн. л.с. |
750
|
Возд. винт/диаметр(м) |
2-х лоп./3,4
|
Размах крыла (м.) |
20,3
|
Площадь крыла (м2) |
51,95
|
Длина в лин. полета (м) |
12,217
|
Высота в лин. полета (м) |
4,312
|
Полетный вес(кг) |
4850
|
Бомбы (кг) |
500
|
Скорость макс.(км/ч) |
400
|
Дальность полета (км) |
1400
|
Потолок (м) |
9400
|
|
СБ № 221
|
Год |
1936
|
Двигатели |
М-100
|
Мощн. л.с. |
750
|
Возд. винт/диаметр(м) |
2-х лоп. /3,4
|
Размах крыла (м.) |
20,3
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
12,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,39
|
Полетный вес(кг) |
5628
|
Бомбы (кг) |
500
|
Скорость макс.(км/ч) |
393
|
Дальность полета (км) |
2187
|
Потолок (м) |
9000
|
|
СБ № 22200
|
Год |
1937
|
Двигатели |
М-100А
|
Мощн. л.с. |
850
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./.3.4
|
Размах крыла (м.) |
20,33
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
12,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,24
|
Полетный вес(кг) |
5748
|
Бомбы (кг) |
600
|
Скорость макс.(км/ч) |
423
|
Дальность полета (км) |
-
|
Потолок (м) |
9560
|
|
СБ № 1/83
|
Год |
1938
|
Двигатели |
М-103
|
Мощн. л.с. |
960
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,4
|
Размах крыла (м.) |
20,33
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
12,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,735
|
Полетный вес(кг) |
6175
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
419
|
Дальность полета (км) |
-
|
Потолок (м) |
9600
|
|
СБ № 13/221
|
Год |
1939
|
Двигатели |
М-103
|
Мощн. л.с. |
960
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,25
|
Размах крыла (м.) |
20,33
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
12,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,735
|
Полетный вес(кг) |
6380
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
450
|
Дальность полета (км) |
1900
|
Потолок (м) |
9300
|
|
ММН
|
Год |
1939
|
Двигатели |
М-105
|
Мощн. л.с. |
1050
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,25
|
Размах крыла (м.) |
18,0
|
Площадь крыла (м2) |
48,214
|
Длина в лин. полета (м) |
12,78
|
Высота в лин. полета (м) |
4,7
|
Полетный вес(кг) |
7068
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
445
|
Дальность полета (км) |
1000
|
Потолок (м) |
9000
|
|
СБ № 1/227
|
Год |
1940
|
Двигатели |
М-105
|
Мощн. л.с. |
1050
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,25
|
Размах крыла (м.) |
20,33
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
2,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,735
|
Полетный вес(кг) |
7000
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
445
|
Дальность полета (км) |
1000
|
Потолок (м) |
9000
|
|
АР-2
|
Год |
1941
|
Двигатели |
М-105
|
Мощн. л.с. |
1050
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,1
|
Размах крыла (м.) |
18,0
|
Площадь крыла (м2) |
48,2
|
Длина в лин. полета (м) |
12,640
|
Высота в лин. полета (м) |
4,7
|
Полетный вес(кг) |
6500
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
512
|
Дальность полета (км) |
1000
|
Потолок (м) |
10500
|
Первые серийные СБ оснащались металлическими воздушными винтами фиксированного шага диаметром 3,4 м. С 1937 г. началась установка трехлопастных воздушных винтами ВИШ-2 диаметром 3,25 м. ВИШ-2 устанавливались в два положения: малый шаг с утлом установки лопастей 25° для взлета и посадки и большой шаг с углом установки лопастей 3 Г для горизонтального полета.С декабря 1939 г. все новые СБ оборудуются трехлопастными воздушными винтами изменяемого шага ВИШ-22 диаметром 3,2м. ВИШ-22 мог устанавливаться в полете на любой угол в диапазоне от 24° до 44°. Топливная система СБ состоит из двух центропланных топливных баков емкостью по 420 л и двух топливных баков в отъемных частях крыла емкостью по 415 л. Общий запас топлива составлял 1670 л.С 1938 г. на СБ устанавливались протектированные топливные баки с толщиной защитного протектора из губчатой резины вверху 5-7 мм, внизу 8 мм. Указанный протектор защищал только от попадания пуль винтовочного калибра.Начиная с 96-й серии на центропланных держателях ДЕР-19 могли устанавливаться подвесные, каплевидные топливные баки емкостью 370 литров каждый.
Оборонительное вооружение СБ включает три стрелковых точки.
- Носовая установка состоит из двух пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм, при этом стрельба могла осуществляться из одного пулемета. Общий вес установки 124 кг, боезапас в двух ящиках, размещенным по бортам кабины штурмана составляет 1900 патронов. Углы обстрела: вверх 30°, вниз 50°, в стороны по горизонтали - 20°. На самолетах с 17-й серии углы обстрела по сторонам увеличены до 23-25°. Стреляные гильзы и звенья выбрасывались наружу-вниз по телескопической трубе. Вырезы в передней части фонаря для перемещения пулеметов при стрельбе на самолетах первых серий не закрывались. Позднее вырезы прикрывались специальными прозрачными шторками, скользящими по направляющим желобам.
- Кормовая верхняя турель ТУР-9 с одним пулеметом ШКАС имела почти круговой обстрел верхней полусферы. Диаметр внутреннего кольца турели 700 мм. Стрелок размещался в сидении, закрепленном на подвижной части турели при помощи изогнутых стальных труб. Снизу, к подвижному кольцу турели крепился патронный ящик для 1000 патронов. С другой стороны крепился брезентовый мешок для стреляных гильз и звеньев. В 1940 г. СБ выпускались с верхней турелью МВ-3, имеющей более хороший обзор и увеличенные углы обстрела. Турель имела прозрачный колпак, в верхней части которого оборудовались аэродинамические компенсаторы, облегчающие ее вращение в полете.
- Люковая установка - ЛУ под пулемет ШКАС предназначалась для обстрела задней нижней полусферы. Приводилась в боевое положение после открытия нижнего люка. Стрельба велась с сидения ТУР-9, в отдельных случаях с коленей.
С 1940 г. на СБ устанавливается люковая выпускаемая установка МВ-2. Особенностью МВ-2 являлось использование перископического прицела. Бомбардировочное вооружение первых серий СБ размещалось только внутри бомбового отсека на двух держателях горизонтальной подвески ДЕР-33 (могли подвешиваться либо одна бомба ФАБ-500 на правый держатель, либо две бомбы ФАБ-250) или на четырех держателя вертикальной подвески ДЕР-34 (бомбы ФАБ-100 или бомбовые кассеты). Максимальная загрузка внутри бомбоотсека составляла 600 кг (6 ФАБ-100 вертикально). Наряду с подвеской бомб крупного калибра с 72-й серии была введена установка шести бомбовых кассет на держателях ДЕР-34. Кассета представляла собой стальной цилиндр диаметром 280 мм и длиной 1020 мм. В каждую кассету загружалось 30 авиабомб по 2,5 кг (всего 180). В комплект бомбардировочного вооружения входили специальная рама с роликами (при подвеске бомб устанавливалась сверху фюзеляжа над бомбовым отсеком) и две лебедки БЛ-3. Начиная с 96-й серии под центропланом СБ оборудовали бомбодержатели ДЕР-19, позволяющие осуществлять подвеску двух бомб калибра до 500 кг. Таким образом, со второй половины 1938 г. максимальная бомбовая нагрузка составляла 1500 кг.Прицеливание при бомбометании осуществлялось штурманом при помощи прицела ОПБ-1, представляющего собой перископическую трубу. В походном положении прицел крепился на левом борту кабины штурмана. При прицеливании штурман устанавливал прицел на специальный упор, размещенный на правой створке открываемого люка. В комплект специального оборудования СБ входил фотоаппарат (АФА-13, АФА-1, АФА-30), устанавливаемый в передней части бомбового отсека между 5-м и 6-м шпангоутом (под сидением летчика). При установке фотоаппарата бомбы внутри отсека могли устанавливаться только вертикально, фотографирование осуществлялось при открытом бомболюке.
Источники:
- В.Б. Шавров. "История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950гг."
- Михаил Маслов."Скоростной бомбардировщик СБ. Война".
- Крылья Родины. Открытие СБ.
- Крылья Родины. Николай Якубович. Бомбардировщик "Разрезанное крыло". О последних модификациях СБ.
- "Война в воздухе". СБ. Гордость советской авиации
- К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк. Самолеты сталинских соколов".
- В.Е. Юденок. "Самолеты СССР Второй мировой войны."